Сказ про утонувшие трубы. Цикл Челночные байки

Владимир Жестков
       Уже к середине 90-х годов наступало насыщение рынка светильниками, вернее не совсем так, просто появились крупные компании, которые открыли собственные магазины и начали планомерно выдавливать нас с этого рынка вместе с нашим товаром.

      Пришлось задуматься о поисках нового направления. Мне показалось, что весьма перспективным будет обратить свое внимание на пластиковые трубы, которые за рубежом были привычны и вполне естественны, а в нашей стране на них смотрели как на заморское чудо. В стране началось грандиозное жилое строительство, и строители были вынуждены закапывать в землю тысячи тонн быстро ржавеющих стальных труб, таскали тяжеленные чугунные канализационные трубищи, везде вспыхивали огни газовой и электродуговой сварки, а проектировщики еще даже и не начали задумываться о введении во всякие СНиП'ы этих прогрессивных видов строительным материалов, а значит применение пластиковых труб и прочих комплектующих для их монтажа было как бы вне закона.

      Прошло еще немало времени, пока пластиковые трубы не вошли в нашу жизнь на вполне законных основаниях. Сейчас то даже трудно себе представить какую-нибудь стройку без использования труб из пластических масс, и в качестве напорных трубопроводов, и для горячего и холодного водоснабжения, и для отопления, и для отвода сточных вод, то есть для канализации. Но это сейчас, а полтора десятка лет тому назад применение подобных труб  воспринималось в народе с большим сомнением, как это по каким-то пластмассовым трубкам воду под высоким давлением подавать будут?

      В 1995 году мы дали небольшую рекламу полипропиленовым трубам для холодного и горячего водоснабжения, а также для отопления, дали скорей не для продажи труб, а так, для проверки общественного мнения и совершенно неожиданно для себя тут же получили заказ на большой ассортимент трубной продукции, хоть и в незначительных количествах. Оказалось, что во Владимирской области на Федеральной трассе "Волга", соединяющей Москву с Горьким, один весьма предприимчивый владимирец решил построить мотель с придорожным кафе. Построить решил по последнему слову техники с использованием современных строительных материалов. Нашел он прогрессивно думающего архитектора, тот проект выполнил, и начались поиски тех самых современных материалов, в том числе и пластиковых труб для горячего и холодного водоснабжения. Тут и наша реклама подвернулась.

      Все хорошо, да вот один вопрос, как все это из Турции к нам на родину доставить? Официально везти – объем очень маленький, надо или целый контейнер, или большегрузный автомобиль, ну не положишь же в него несколько десятков труб да пару коробок соединительных деталей. Вариант перевозки труб в самолете отпал сам собой, ну как везти с собой четырех метровую пачку труб?

      Начали мы искать другие возможности для доставки такого специфического товара в Москву. К этому времени появились первые фирмы, которые взяли на себя эту хлопотную обязанность - доставку товаров, закупленных туристами, к ним домой. Чаще всего такие услуги начали оказывать туристические компании, они туристов привезли-увезли, они же и с товаром все необходимые действия производят. Для одних это дополнительный и не малый заработок, а для других – пусть и платное, но освобождение от  многих забот и хлопот. Начала эти услуги оказывать и одна из наших знакомых компаний, к незнакомым-то лучше ведь не обращаться, исчезнут с вашим товаром - и все, ищи их потом, а тут знакомые. Мы к ним обратились с этим вопросам, они даже обрадовались:

     - Ребята, у нас как раз завтра отправка груза, привозите ваш товар к двенадцати часам в Морской порт Стамбула. Знаете, где это?

      Мы на всякий случай уточнили, оказалось именно там, куда приходят пассажирские суда из России и с Украины, заезжать только надо было в самом дальнем конце причала.   
 
       Помчались мы закупать трубы и комплектующие в соответствии с заказом, и утром следующего дня уже были на причале, где стояло небольшое грузовое суденышко. Всеми процессами погрузки и оформления документов занимался непосредственно директор туристической фирмы по имени Юрий. Он настоял, а фактически заставил нас оплатить страхование груза.

      - Это стоит всего ничего, но поверьте, в море всякое может случиться, вот на всякий случай и застрахуйтесь.

      Скрепя сердце мы заплатили вроде бы смешную сумму в двадцать долларов, но даже их нам было жаль.

      - Ерунда какая, - ворчал Алексей, - что может случиться, здесь плыть-то всего ничего.

     Судно вышло из Стамбула поздно вечером, и должно было через сутки подойти к берегам Украины, где весь товар ждали грузовики, которые наняли для доставки груза в Москву.

      Мы также улетели вечером в Москву, где и начали ждать, когда трубы прибудут на склад туристической компании.

      Через два дня мы были ошарашены известием, что судно исчезло. То, что оно вышло из территориальных вод Турции, было зафиксировано приборами, а дальше ничего. Вроде бы кто-то видел этот сухогруз неподалеку от берегов Украины, но официально это не задокументировано. Ходили слухи, что судно потопили украинцы, но скорее это были отголоски той трагедии, которая произошла незадолго до этого. Тогда при учебных пусках боевых ракет украинскими военными был по ошибке сбит пассажирский самолет. 

      В общем как бы то ни было, судно вместе со всем грузом пропало. На удивление Юрий был прав, страховка оказалась не лишней, через пару месяцев мы получили возмещение нашего ущерба.

      Встал вопрос, о выполнения контракта. Заказчик, конечно, принял к сведению наши объяснения, но у него были свои проблемы, и взваливать на себя еще и наши он категорически отказался. Контракт, который мы подписали с ним, был составлен таким образом, что даже простая задержка с поставкой была чревата приличными штрафными санкциями, что уж тут говорить вообще о невыполнении контракта. Мы были бы попросту разорены. Пришлось изыскивать любые мыслимые и даже самые невероятные способы доставки новой партии труб из Стамбула. В нашем распоряжении оставалось не более десяти дней до даты поставки труб на строительную площадку мотеля. Я срочно вылетел в Стамбул, с покупкой труб проблем никаких, плати деньги да вывози, а вот с вывози одни только неясности. Я весь избегался, пока случайно встретившийся знакомый  не посоветовал мне подойти к отелю Белград, где сидит некто Марек, который собирает товар, для доставки его в Москву. Я бегом туда, действительно нашел хорвата по имени Марек, тот описал мне всю схему доставки, я от удивления даже присел. У него есть камиен – шестиметровый грузовой фургон, зарегистрированный в Сербии. Машина сейчас стоит в Болгарии на стоянке. Он набирает товар, грузит его в несколько маленьких турецких грузовичков, пересекает границу, вместе с турками-водителями все перегружает в свой камиен и отправляется на Украину. Там он меняет номера на своей машине на русские, все документы он мне показал, за руль садится наш водитель, на товар делаются документы, что он весь закуплен на Украине, а далее зеленый свет горит по всему маршруту. Разумеется, никаких страховок не существует, риск ничем не прикрыт, но выхода у меня не было, и я на этот вариант пошел.

      К счастью человеком он оказался честным и груз мы встречали на Киевском шоссе, в паре километров не доезжая до МКАД.

      День в день, как и указано в контракте мы с Алексеем выгружали полный комплект труб и комплектующих из нашего цельнометаллического Фольцвагена LT  около уже возведенной коробки мотеля.

      Но это только в сказках все заканчивается happy end'ом, в жизни все не так уж и просто. Вот и наша история нашла свое неожиданное продолжение. Через пару месяцев в один из понедельников, когда мы казалось бы навсегда забыли и про трубы, да и про мотель на дороге, в нашем офисе раздался телефонный звонок:

      - Ваши трубы текут, у нас все затопило.

      Через три часа мы уже стояли в подвале того самого злополучного мотеля, а нам показывали потеки на кафельном полу. Оказалось, что несколько дней все было нормально, но вот в пятницу строители решили немного повысить температуру в отопительном котле. Мотель на выходные закрыли, а когда утром пришли, то в подвале увидели три небольших лужицы на полу, одна из труб действительно прохудилась.

      - Производственный брак, случается, - объяснил нам позднее хозяин турецкой фабрики, когда мы предъявили ему и дырявую трубу, и акт, по которому мы оплатили стоимость новой трубы и все монтажно-демонтажные работы по устранению последствий течи. Деньги он нам, конечно, все компенсировал, но клиента мы потеряли навсегда, а он еще столько всего понастроил в тех владимирских краях.

      Часто мне приходится проезжать по той Федеральной дороге, мимо того самого мотеля, и каждый раз я вспоминаю про утонувшие пластиковые трубы.