Воспоминания. Часть4. Тукан

Римма Гумерова
Воспоминания. Часть4.  Тукан.

В Тукан наша семья переехала в 1971 году, я там пошла учиться в 10 класс .
 
Это  рабочий посёлок, численностью в те годы в пять тысяч человек. Добывали
 
 там железную руду , которую отвозили товарные поезда по узкоколейке  в город

 Белорецк, дорога занимала 6 часов!  Пассажирские поезда – «классные» ходили

 раз в сутки , отъезжали в 12  часов ночи  и приезжали в Белорецк в 6 часов

 утра.  А из города отъезжали в 12 часов дня и приезжали в 6-7 часов вечера.

  С этими поездами связано столько воспоминаний , судеб, историй, что о них

стоит написать отдельное повествование… Станция  в посёлке, откуда отходил


 пассажирский поезд в 12 часов ночи, превратилась в своего рода место встреч,

 разлук, свиданий,  в своеобразный «ночной клуб» для молодёжи.  И не дай Бог

попасться там на глаза нашей учительнице по литературе Анастасии Игнатьевне !

 Она регулярно наведывалась туда  для «улова» и потом на уроке  — берегись .

 оплошавший ученик! — ибо  пригвоздит своим едким замечанием : « А не на

станции ли ты потерял вчера свои последние остатки  знаний ?»  или ещё что-то

 в этом духе.  Помните учительницу из фильма «Безымянная звезда» мадам Ку-ку,

 её диктовку : «Ученицам  младших и особенно  старших классов  запрещается
 
появляться на вокзале в часы, когда там проходит дизельэлектропоезд»…?  Ах,

 эти незамужние  «старые девы»…Сколько девичих слёз пролито , наверно, из-за

 их крутого нрава!. И ведь буквально в каждой школе найдётся такая.  Вот

 такое «лирическое отступление».
 
За один год моей жизни и учёбы в Тукане  особо ярких впечатлений не было.

  Помню свой первый школьный вечер , своё изумление по поводу богатых нарядов

 школьниц – старшеклассниц. Я , дочка директора школы, круглая отличница,

 стояла  у стены в своей скромненькой кофте-юбке  и боялась отлипнуть от неё

и обратить на себя  чьё –либо внимание.  Спустя годы я поняла , это было уже

 социальное расслоение  в Советском Союзе.  Пролетариат — гегемон,  по

Ленину.   У рабочих рудника были добротные зарплаты  ,  в отличие от

интеллигенции  - учителей.  Впоследствии эту догадку подтвердили мои

наблюдения в  годы студенчества в Уфе  :  ребята , приехавшие  учиться из

 деревень- дети колхозников- были одеты более чем скромно даже по сравнению

со мной. 
Но  юность берёт своё:  моя  одноклассница и соседка, а потом и близкая

подруга Вера Морозова ( кстати тоже не блиставшая нарядами)  привела  меня  в

 клуб , на танцы.  Там играл  ВИА – вокально инстументальный ансамбль , и

билет на  танцы стоил 20 копеек. Большое фойе, зал, шумно,  людно. Должно

 было быть весело,  но мне – не было. Сходила лишь раз.
 
В середине года мне пришлось поехать в детский санаторий  в посёлке

Серафимовка  в Туймазинском районе , и  учёба всего лишь месяц в  местной

 школе  оставила неизгладимое впечатление!  Причина этого в том, что  школа

 была с математическим уклоном.  Представьте :  входит дородная малоподвижная

 учительница, садится за стол . Выходит ученик и …  исписывает всю (!)  , да,

  всю доску  , математическими или физическими формулами , в которых я —ни в

зуб ногой. Меня охватил, конечно, тихий ужас :  что со мной будет , ведь

 впереди целый месяц.  К моему удивлению, меня вообще не трогали , не

вызывали , видать , насмотрелись уже на приезжих  санаторных…. Зато на уроке

 литературы бедная учительница поставила  пятёрку только за одно предложение

, сказанное их  способной  по математике ученицей .  А мы – то у себя в

 посёлке за пятёрку целые страницы  художественного текста наизусть выучивали

, кстати у той же Анастасии Игнатьевны (светлая ей память).   Короче,  всё

 станет понятно, если  только скажу, что в первый день учёбы в этой школе  за

 диктант мне поставили пятёрку, а за контрольную по математике двойку.  Когда

 я уезжала , учительница литературы отвела в коридоре меня к окну и с грустью

 сказала, что жалеет о том, что она обделена такими, как я,  ученицами, и

 даже попросила писать ей.  Вот что значит «уклон» !  Думается, в школе он не

 нужен, образование должно быть разносторонним и равноценным по всем

предметам и для всех учеников класса. А если кто-то захочет изучать предмет

 углублённо ,  дать возможность :  кружки, факультативы. Но только не на

 уроках , где собраны разные по способностям ребята. Осталось добавить, что

 вернувшись в свою школу, я оказалась далеко впереди одноклассников по

 математике , и они у меня с удовольствием  списывали решения . А как же !
 
Уклон был у меня   целый месяц.!

Чтобы закончить школьную тему, добавлю только, что Последний звонок мне

 запомнился только тем, что девочки "почему-то"плакали, а выпускной вечер —

 тем, что белое платье было не моё, а одолженное у двоюродной сестры её

 свадебное, а туфли к ним почему –то чёрные лакированные, может и мамины. ..

 И когда я вернулась, как положено, с прогулки с одноклассниками и встречи

восхода солнца ,которые не запомнились ничем, осталось в памяти :  мама доила

 корову…