Мини-летопись нашего времени

Хелью Ребане
(Евгений Скоблов. «Декабрьская Серенада». Рассказы. –  М., 2016)

Едешь в метро и вдруг ловишь на себе взгляд мужчины средних лет. Что у него на уме? А вдруг он маньяк, серийный убийца? В наши дни, когда телевидение методично превращает всех нас в патологоанатомов, для которых  обедать среди трупов – нормально, такие мысли невольно лезут в голову.

И как же приятно узнать, что у «мужчины в метро»  на уме – море романтики, и что вы напомнили ему …  его первую любовь. Она «…словно материализовалась, выбралась из закрытых хранилищ памяти…  За эти две остановки, что мы проехали вместе, я успел побывать в 1980 году, и даже снова прожить с 1980 по 1982 год и вернуться обратно… » («Первая любовь»).

Рассказы из нового сборника прозы известного писателя Евгения Скоблова открывают нам внутренний мир  «юного пенсионера» (как обозначил себя сам герой) и читатель убеждается, что действительно, «любви все возрасты покорны», и как раз это-то – нормально.

Коротенькие рассказы. Казалось бы, о мелочах. Но если вдуматься, они – мини-летопись нашего времени и поэтому сродни чеховским «бессюжетным» рассказам, благодаря которым мы получили представление, как жили и мыслили люди тогда.

А теперь – вот так живут, показывает нам писатель, касаясь самых животрепещущих тем наших дней. Например: можно ли достучаться «до душ и сердец, заполненных смартфонами, Интернетом и кто-его-знает-еще-чем» (рассказ «Наследники»).

Ситуации, в которые попадает герой,  его восприятие этих ситуаций, порой гротескны («Жареный арахис», «Поздравление по-соседски»). Но при этом они – узнаваемы. А тонкая ирония («женщины – волшебные существа»), юмор («мне хорошо известно, что у нас могут сделать с человеком, который лезет без очереди» (рассказ «Вечер в »)), самоирония, точность, с которой они описываются, придают им то очарование, которого мы ждём от искусства, когда говорим «неважно что, а важно как». И ещё.  В «Декабрьской серенаде» словно под микроскопом, рассматривается одно волшебное чувство… любовь. 

Радуют точные наблюдения писателя, многие из которых звучат как афоризмы («с женщинами никогда не получается сразу договориться», «в Большой игре нашего бытия всегда имеются запасные игроки», «рассказанный кому-то план – это уже не план, а тема для обсуждения», «ожидаем Любовь, а приходит в лучшем случае лишь видимость…»).

Радуют свежие образы и сравнения («он скорее не тёртый калач, а надкусанный коржик», «у меня словно бабочки в душе, когда я Вас вижу» (о встрече с любимой женщиной), «что делать, если чашка разбилась не просто на кусочки, а на такие мелкие, что склеивать не имеет смысла» (об отношениях с тёщей)).

Удивительно глубокий рассказ «Схватка». Весьма знакомая ситуация в метро. Но автор идет дальше, смотрит глубже и… высматривает нечто в своём прошлом.  «Я почувствовал облегчение… Может быть, Кострома простила меня, как я сейчас пытаюсь простить Москве…»

Философский взгляд на вещи, отслеживание невидимых причинно-следственных связей, протянувшихся сквозь большой отрезок времени, поднимает «бытовой» поначалу рассказ на новый уровень (буддист сказал бы, что в сложившейся крайне неприятной ситуации герой  «почистил карму»).

В рассказе «Тёртые пластинки» писатель демонстрирует такое понимание психологии, которое  читателю раньше, возможно, и в голову не приходило: «Некоторые люди живут для того, чтобы портить вещи, образ мышления, в конце концов, жизнь другим людям, оставаясь при этом безнаказанными…»

Но вернемся к романтике. То, что романтика в мужском и женском понимании не совсем одно и то же, думаю, не новость, но и это знание (с которым женщинам во все времена было почти невозможно согласиться) можно получить из «записок юного  пенсионера». Да-да, я о сексе (рассказы «Любовь нас выбирает» и «Культпоход»)…

Читая рассказ «Молодость» сразу вспоминается Блок: «Не доверяй своих дорог толпе ласкателей несметной. Они погубят твой чертог, погасят жертвенник заветный…». А мы по-прежнему и доверяем и теряем… Герой рассказа констатирует: «Таким образом: 1)Я потерял приятеля. 2)Я потерял знакомого. 3) Я отказался от возможного знакомства с понравившейся мне девушкой и, возможно, от Любви».
Грустно и узнаваемо? Еще бы…

Очень жизненный (и поучительный) рассказ «Симпатия». Чудесный юмор в рассказе «Клым, Мамучо и дядя Кролик» (его можно также озаглавить: «А вы изменяли жене?»)…
Этот список можно продолжать и продолжать, но лучше, конечно, самим ознакомиться с творчеством Евгения Скоблова. Если, конечно повезет. Предыдущие книги писателя ушли нарасхват.

                Хелью Ребане