П. А. Федотов. Свежий кавалер

Алина Алексеева-Маркезин
П. А. Федотов"СВЕЖИЙ КАВАЛЕР.". Утро чиновника, получившего первый крестик ,1846.

        Сюжет картины художник раскрыл в своем пояснении, которое заканчивается словами:
"Где завелась дурная связь, там и в великий праздник грязь".
В центре картины – чиновник в позе римского оратора, рваный халат он поддерживает как тогу, папильотки в волосах уподоблены лавровому венку. Гордясь собой, он указывает на орден, в ответ беременная кухарка ("дурная связь") демонстрирует рваный сапог. Перед нами пародия на героические сцены в античном духе.
        «Разврат в России вообще не глубок, он больше дик, сален, шумен и груб, растрепан и бесстыден, чем глубок...» — кажется, что эти слова Герцена писаны прямо про него. Он налился чванством и гневом, ощетинился. Амбициозность хама, желающего поставить кухарку на место, так и прет из него, обезображивая, право же, совсем недурные черты его лица.

           Кухарке Федотов отдал известную долю своей симпатии. Недурная собою, опрятная женщина, с приятно округлым простонародным лицом, всем своим видом являющая противоположность расхристанному хозяину и его поведению, смотрит на него с позиции стороннего и незапятнанного наблюдателя.

         Как самостоятельные персонажи трактованы вещи, окружающие героев, – сломанный стул, пустые бутылки, таракан на столе, а такие детали, как колбаса, завернутая в газету "Ведомости полиции", и роман Ф.В.Булгарина "Иван Выжигин" под стулом привносят в картину социально-критический оттенок.
Небольшая комната, в которой происходит действие, кажется ещё теснее из-за того, что она захламлена сломанной мебелью, пустыми бутылками, осколками посуды. Здесь многие вещи рассказывают о привычках хозяина.
 
         На столе и следы вчерашнего ужина (колбаса на бумаге, графин водки, свечной огарок со щипцами для снятия нагара), и туалетные принадлежности, попавшие сюда уже утром, когда герой стал собираться на службу.
 
Так кто же он наш герой?

Стасов в своё время оценил его так....перед вами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чем уже не мыслящий, кроме того, что тот даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице из носорожьей шкуры не дрогнет. Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена, как наивысшего и безапелляционного аргумента, вконец опошлившаяся жизнь».
Под одним столом спит собака, из-под другого виднеется... голова гостя.

Но и другое мнение.

           Герой Федотова — мелкая сошка. На это настойчиво упирал сам художник, называвший его «бедным чиновником» и даже «тружеником» «при малом содержании», испытывающим «постоянно скудность и лишения». Это слишком откровенно явствует из самой картины — из разномастной мебелишки, преимущественно «белого дерева», из дощатого пола, драного халата и беспощадно протертых сапог. Понятно, что комната у него всего одна — и спальня, и кабинет, и столовая; понятно, что кухарка не его собственная, а хозяйская.
Ну он не из последних, не Башмачкин или Поприщин, не ветошка какая-нибудь — вот и орденок отхватил, и разорился на пирушку, но все-таки он беден и жалок. Это маленький человек, всей амбиции которого хватает лишь на то, чтобы покуражиться перед кухаркой.