Глава 22. Кто я?

Вера Демидова
       Перепады, когда я из лучшей на свете мамы вдруг мгновенно превращаюсь в ведьму, самую жадную, злую и жестокую, сводили меня просто с ума. Особенно вечером, когда он однажды, уже долго полежав в кровати, начал говорить со мной виноватым голосом:

       – Мама, будь здесь. Мама, я боюсь тебя.

       Присев на край его кроватки, я не могла сообразить, чего он может бояться? За все эти месяцы я ни разу на него не закричала, не ударила (кроме истории с видеомагнитофоном), не припугнула чем-нибудь. Всё время с улыбкой и лаской стараюсь с ним обходиться. В тот момент я вообще не могла найти хоть какую-то причину бояться меня. И я осторожно спросила:
 
       – А чего ты боишься?

       Саша заплакал:

       – Ты такая хорошая, любишь меня, играешь со мной, а я думаю, что ты ведьма. Мне кажется, что когда ты выходишь из моей комнатки, ты превращаешься в ведьму, и я тебя боюсь.

       Да, обвинения были серьёзными. В тот момент мне почему-то сразу вспомнились рассказы о злой мачехе, я даже почувствовала как-то на себе осуждающие взгляды людей. Главное, я не могла придумать основания для таких мыслей в голове сына. Откуда это?
 
       Тогда я ещё очень мало понимала в вопросах психологии. Знания по детской и возрастной психологии, полученные в вузе, совершенно не давали ответов на эти вопросы. Теперь я смогла бы, наверное, целую лекцию прочесть на эту тему, а тогда...
 
       Тогда я не понимала даже и того, что это станет самым крупным камнем преткновения в нашей жизни и даже разведёт однажды наши дорожки...
Так будет продолжаться постоянно. Из доброй феи в считанные секунды я буду превращаться в ведьму, как только Сашины желания или потребности не смогу удовлетворить.
 
       Желания ребёнка не всегда можно, да и нужно исполнять. Все это знают. В нашем случае середины, как правило, не было, имею в виду середины по отношению ко мне. Фея или ведьма!
 
       Возможно, это самое сильное и жестокое наследие, которое получают дети с подобной судьбой.
 
       Согласно классической психологии, образ «хорошей» и «плохой» мамы» соединяется в единое целое в сознании ребёнка к годовалому возрасту, и дети понимают, что мама одна, она может быть и доброй, и сердитой, и весёлой, и грустной, и заботливой...
 
       Недавно прочла в газете об исследованиях психологов по этому вопросу. Наблюдения вели за детьми из детского дома в Румынии. Независимо от условий, в которых оказались дети (остались в детском доме, попали в различные семьи, обеспеченные, не обеспеченные, благополучные или нет), у всех очень сильно сохранилось раздвоение.
 
       А Саша всё плакал и говорил:

       – Я плохой. Ты хорошая мама, играешь со мной, читаешь, любишь меня, а я думаю, что ты ведьма...
 
       Так я поняла, что у Саши есть чувство вины.

Продолжение  http://www.proza.ru/2016/09/03/678