Стёпа

Леонид Коркодинов
                СТЁПА
                рассказ
    
  Игорёк Сабодаж призвался в армию с третьего курса музыкального училища. Человеком он был мягким, молчаливым и немного странным. Когда у него что-нибудь спрашивали, говорил невпопад, чем всех забавлял. Я и не помню, когда к нему пристало прозвище — Стёпа. Просто кто-то из ребят однажды сказал: «Ну, ты СТЁПА!» Игорь пришёл в оркестр, как кларнетист. Правда, за два года службы никто ни разу не услышал, как он играет. Вот такой загадочный был музыкант.
   Стёпа-Игорёк был скромным, незаметным, хотя когда он шёл в строю, не заметить его было сложно. Просто, когда нам новобранцам выдавали форму, Игорьку вместо зелёной «афганки» досталась серая. Со временем, после неоднократных стирок, она стала почти белая. Представьте, идёт строй солдат, и на общем зелёном фоне белая гимнастёрка и белые штаны маячат. Прямо-таки «белая ворона»! Единственное — сапоги у него были как у всех.
   С самых первых дней службы Стёпа не расставался со своим кларнетом. По распорядку дня в оркестре, отведено время для личных занятий. Каждый обязан брать свой инструмент, ноты, и заниматься назначенное время.
  Бывало в такие часы, старшина обходил все кабинеты, проверял нас.
— Игорь, чем занимаешься? — строгим голосом спросит он Сабодажа. Тот вынет изо рта трость* и спокойным голосом ответит:
— Трость размачиваю!
— А, ну, хорошо, занимайся, занимайся, — и старшина, закрыв дверь, идёт дальше проверять.
В другой раз:
— Рядовой Сабодаж, чем занят?
— Кларнет почистил. Вот, сейчас собираю, — спокойно ответит Стёпа.
— Ну, занимайся, занимайся! — успокаивается старшина.
  И ведь впрямь солдат делом занят: то разберёт свой кларнет, то соберёт. На это могла у него уйти неделя, а то и больше. Вот только звуков так и не слышно.
                ****
  Однажды я приобрёл у сослуживца мини-колонки к радиоприёмнику. И, недолго поработав, они замолчали. Я приуныл. Денег на ремонт не было, да и увольнения чаще всего случались в выходные дни, когда мастерские закрыты.
— Что там у тебя, дай посмотрю, — поинтересовался как-то Стёпа.
— Да, вот, колонки барахлят. А ты чё — разбираешься? — удивился я.
— Надо посмотреть, может, и смогу починить.
Во взгляде Стёпы я увидел азарт.
— А что за работу возьмёшь, если, конечно, починишь? — спросил я настороженно.
— Дашь ими пользоваться, когда попрошу?!
Я от Стёпы не ожидал такой «прыти»:
— Это что выходит, я их для тебя что ли купил?! А сам когда слушать буду?
— Ну, как хочешь, — Стёпа важно сел на табурет и закинул ногу на ногу, а руки сложил на груди. Что поделать, колонки совсем новые, да и денег жалко.
— Лады, делай. Будешь слушать музыку вместе со мной, — мы пожали руки.
 Через пару дней Стёпа позвал меня в спальный кубрик.
— Давай проверим. Подключай приёмник, — он держал в руках мои колонки.
  Я достал из тумбочки небольшой приёмничек, и Стёпа вставил штекер колонок в разъём. Включили. На удивление всем, кто был в кубрике в этот момент, колонки заиграли. Стёпа — мастер!
  Так и повелось: где что электронное сломается — несут Стёпе в раздевалку. Некоторое время спустя раздевалка превратилась в настоящую мастерскую по ремонту бытовой техники. Мы даже шинели перенесли в «бытовку». У Стёпы в мастерской постоянно пахло канифолью. Начальство благосклонно смотрело на увлечение солдата, а старшина, и даже некоторые офицеры-связисты, несли мастеру из дома различные приборы: магнитолы, телевизоры, кухонные комбайны, пылесосы, утюги и даже холодильники. Вся комната была завалена аппаратурой и всевозможным электронным хламом. Стёпа стал часто ходить в увольнения, как он нам говорил: «За запчастями». Но мы-то знали, что чаще всего, запчасти он берёт из других приборов, которые, по его же словам, уже нельзя починить. В разряд металлолома он мог определить холодильник, два цветных телевизора и ещё десяток небольших приборов.
  Когда несчастные хозяева теряли последнюю надежду, услышав от мастера приговор любимым вещам, оставляли их ему в наследство.
  Мы все считали Стёпу недотёпой. А он незадолго до дембеля всё это наследство умело починил и отправил на отцовской машине к себе домой вместе с сумками запчастей впридачу. Вот так раскрылся талант в музыканте.
  А свой любимый кларнет он и сейчас, наверное, с ловкостью разберёт и обратно соберёт: от винтика до винтика, как автомат Калашникова.
 
* трость — главная деталь в кларнете, так как именно за счёт её колебания появляется звук. Трости изготавливаются из специально выращенного тростника.