Трагедии детства

Петр Скорук
«Трагедийная интонация
всегда автобиографична»
- из опыта

Детство – это не только радостные моменты, в детстве бывают огорчения и обиды, горести и печали. Но они так быстро проходят, что, кажется, детство состоит только из светлых, ярких красок, цветов и счастья!
Сломалась любимая игрушка, потерялся кубик, не получается собрать конструктор или нарисовать солнышко. Наезды в бизнесе для взрослых – это тяжелое потрясение и шок. Наезд биты на линию в классиках для маленького человечка – аналогично. Ребенок реагирует на любое свое поражение или неудачу. Ломается игрушку – ломается его жизнь.
Совершенно безоблачное детство – редкий случай. Гляжу на свои детские фотографии, - улыбаюсь ли я там? Нет, чаще всего серьёзный. Лишь кое-где с еще? уже? беззубой улыбкой.
Неприятности были на каждом шагу, начиная от крушения легенды о существовании Деда Мороза, заканчивая подарками на день рождения, когда спишь и видишь книгу, большущую энциклопедию с животными, а тебе дарят сандалии. И это не тот случай, когда у родителей на желанный подарок не хватает денежки, просто они «лучше знают, что ребенку нужно». Или притаскиваешь щенка, котенка, голубя раненого, а тебе с порога – отнеси обратно или домой не приходи. И идешь, от слез дороги не видишь, хлюпаешь носом, посидишь до темноты с этим несчастным существом и плетешься домой….
Крушение идеалов – мама и папа в ссоре, отец ведет себя как-то не хорошо… А ты любишь их двоих. Любишь, когда они вместе и смеются… и когда мама ТАК смотрит на папу, и папа говорит – Иди, погуляй часик! Уроки сделаешь позже. – И ты не понимаешь, почему вдруг. Но идешь, потому что точно знаешь, - все хорошо!
Тяжелые разочарования – ты выбирал, кого будешь любить вечно. И вот нравится тебе девочка, уже целую четверть нравится. И ты договорился с ней – в кино, а родители не пустили. Причем без особой причины. Трагедия – на всю жизнь. А потом ты видишь, как она, твоя принцесса, улыбчивая, добрая златовласка, лупцует одноклассницу. У той уже кровь из носа, а принцесса не унимается и явно кайф ловит при этом.
Не знаю кем, (природой, наверное), заведено, - первая любовь всегда несчастна. Это необходимо, чтоб воспитать любящие сердца для будущей любви всей жизни. Это как с первыми синяками и шишками, - ребенок учится ходить, больно падает, плачет. Но со слезами боль уходит, а сердце остается. И какие бы камни потом не швыряло прошлое в его спину, он уже научился ходить.
У нас в лагере был пацан, лет девяти. Вечный двигатель. Уж на что мы, неугомонные, бывало, сваливались и засыпали, не чуя себя. А он целый день скачет, ночью не спит. Пару часов, не больше. Однажды днем дошло до того, что на торжественном построении упал в строю и…заснул. Феномен, и только.
Хотели отправить домой, но врачи развели руками, мол, здоров – дальше некуда. Потом я заметил у него пару косых рубцов на спине. И тогда он рассказал самое тайное и больное. Его мама поет на клиросе в какой-то полуофициальной церкви – молитвенной секте где-то далеко от дома, ребенка берет с собой. Просыпаться надо около четырех утра, поэтому его заставляют ложиться спать не позже восьми вечера. Вот почему его не уложишь спать! А о шрамах на своем теле сказал – Родители наказали за то, что меня после причастия вырвало.
Во дворе была голубятня, отец увлекался. Соседи часто жаловались, им не нравились загаженность маленького дворика, вонь и надоедливость птиц. Соседка взяла топор и срубила столб, на котором крепился огромный голубиный дом. Он валялся разбитый, занимая половину двора, разбрызгавшись ошметками гнезд, засохшего гуано, щепками, битыми яйцами, живыми и мертвыми птенцами. Стая долго кружила над своим уничтоженным будущим и к вечеру улетела навсегда, чтоб создать его в другом месте.
Я смотрел, и перед глазами стояла картина недавнего первомайского праздника. Классная объявила, чтобы каждый пришел на парад с голубем белого цвета. Ребята ходили по домам частного сектора и просили голубей у их хозяев. А у меня и нескольких моих одноклассников с этим проблем, конечно же, не было.
Задумка была неплохая, но прохладная погода, плюс долгое ожидание перед трибунами сделали свое дело. Бедные голуби! Когда их отпустили под крики «ура!» - они не
взлетели, как должны были, а сели на землю и, еле-еле ковыляя, пошли по стадиону. А сколько было приложено усилий и как жаль было измученных голубей! В душе остался конфуз от воспоминания. Но было так здорово!
Детство громогласно. Только звуки. Когда слышу сейчас голубиное воркование, оно, бывает, пронизывает меня с головы до ног и падает в сердце.

В детстве у меня был один особенный друг, – соседский огненно-рыжий теленок Антон. Большое тёплое четырёхкопытное постоянно жующее счастье с влажными глазами и ласковыми губами. Мне – шесть лет, ему – шесть месяцев. И хотя мы были ровесниками, он был выше на голову и тяжелее раз в десять. Очевидно, поэтому смотрел на меня с равнодушным превосходством и даже сквозь. Я таскал ему траву и читал китайскую сказку про золотую антилопу с серебряными копытцами. Она мне так нравилась, что я покрасил ему копыта зубным порошком. Этим порошком люди чистили, естественно, зубы, надраивали металлические пуговицы и столовое серебро, а мой отец – еще и свои парусиновые туфли.
Соседи смотрели на меня странно, но не возражали. До тех пор, пока я не накормил друга свежайшим росным клевером и от пуза напоил водой. Антон немедля раздулся, стал похож на бочку с квасом, закатил глаза и начал шипеть, как плотно пообедавший питон Каа. Я не знал, что корова после такой пищи может даже взорваться от газов. Прибежавший на мой крик хозяин, о, ужас, схватил со стенки что-то длинное и острое и…вонзил в живот моего друга. Из Антона тут же с треском вырвалась струя зловонного газа с остатками полупереваренного клевера. Бока опали, и во взгляде появились облегчение и укоризна.

Антон выздоровел, но наша дружба сильно замедлилась, - мне было отказано в общении. Пару раз пробирался тайком, носил ему свеклу и морковку. Раны на боку видно не было, она зажила, и Антон был мне искренне рад. Трагедия нас сблизила.
Через месяц соседи пригласили моих родителей на какое-то праздничное застолье – я запомнил холодец, очень вкусное жаркое и непонятное, новое для меня, слово «свеженина» Выскользнув из-за стола, пока все были заняты, решил навестить друга. Но в коридорчике-прихожей наткнулся на корыто с мясными обрезками и четырьмя копытами. На одном еще виднелись следы зубного порошка.
Соседи пару раз пытались меня задобрить, но я их ненавидел, и они эти попытки оставили. Через год переехали, растворились бесследно.
Трагедия детства это не только, когда ты сорвал одуванчик, набрал полную грудь воздуха, а друг взял и дунул на него первым.
Детство – это маленькая жизнь! А жизнь – это детство и все остальное. Все, что – потом. И твоя жизнь может пойти не так, не только потому, что однажды в детстве ты, прыгая по тротуару, нечаянно наступил на стык между квадратиками плит.