Письмо фронтовика

Галина Пономарева 3
   Умер мой дед, фронтовик, скромный человек с врождённым пороком сердца, непригодный к воинской службе, но воевавший на разных фронтах Великой войны с августа 1941года и по апрель 1946 года. Я не ошиблась. После взятия нашими войсками Берлина для него война продолжилась в Варшаве. Разбирая бумаги, я увидела письмо, которое он, видимо, написал давно, но природная скромность так и не позволила ему отправить его по адресу. Возьму на себя смелость опубликовать это письмо. Возможно, родные участников описанных в письме событий прочтут и что-то узнают из него о своих близких.

Армейский клуб «Современник»
От бывшего воина Великой Отечественной войны Зыкова Савелия Григорьевича

Вот уже два года коварная болезнь вывела меня из строя. Я часто смотрю передачи Армейского клуба, а также другие программы о минувшей войне. Особенно волнует меня битва за Москву, участником которой я был. Мы из города Новосибирска прибыли под Москву 24 октября 1941 года. Нам говорили, что нас сибиряков прибыло одиннадцать эшелонов. Это не мало. По роду войск  я являюсь артиллеристом (заряжающий). Мы отбивали атаки танков на магистрали Москва-Минск Можайского направления. Здесь сконцентрировались танки противника в количестве 75-80 боевых единиц. Но натиск противника был остановлен уже в первых числах ноября. Противник прекратил рваться в Москву. А шестого декабря в восемь часов утра началась артподготовка. За час я, как заряжающий, зарядил 460 снарядов на головы фашистам! Со мной были мои боевые друзья: наводчик Гутов (имя не помню) из Тогучинского района, Замковский, Майков, Наймушин из Томской области, Сватков из Новосибирской области. Вот все мы вместе гнали от Москвы фашистов и не дошли они 12 км. до города Гжатска (ныне Гагарин). После боёв нашу часть в апреле 1942 года отвели на отдых и присвоили наименование 3-я мотострелковая Гвардейская дивизия 51-ый Краснознамённый Гвардейский артиллерийский полк, вторая батарея. После отдыха нас направили на Ржевское направление. И командир нашей батареи капитан Аверчук взял нас с товарищем Майковым из огневиков в разведку. Первого августа 1942 года мы прибыли на огневые позиции. С первого по шестое августа я, как разведчик, находился на ПНП с одним связистом. Я из стереотрубы вёл наблюдение за противником, записывал цели и координаты. По ним утром шестого августа провели артподготовку. Пехота пошла в наступление, но пулемёты противника были не подавлены и препятствовали продвижению. А с моего наблюдательного пункта хорошо просматривались пулемётные гнёзда противника. Ко мне прибыл командир разведки дивизии капитан (фамилию сейчас забыл). Я ему доложил, где находятся пулемёты противника. Он взял трубку телефона и начал отдавать команды по ведению огня. Я ему на артиллерийском языке говорил то влево, то вправо. Таким образом, мы с ним подавили пулемётные установки противника и создали условия для продвижения вперёд нашим пехотинцам. Противник был выбит из укрепления, которое было захвачено нашими частями. Меня здесь ранило, и я отбыл в госпиталь в город Горький. Я имел переписку с политруком, фамилию которого не помню. Он мне писал, что меня представили к награде. Из госпиталя я попал на 2-ой Украинский фронт. Наверное, где-нибудь моя боевая награда ищет хозяина?

  Хотелось мне просить Армейский клуб передать мой боевой искренний артиллерийский привет товарищам. Может, откликнутся мои боевые друзья!

Дата в письме не указана. Мне удалось найти награду, но получить – нет. По действующему законодательству боевые награды вручают супругам и детям, которые уже ушли из жизни, а я – внучка. Очень жаль, что так сложилось!