Золотая мечта

Александр Гавристов
"Охотник и рыболов. Газета для души", N9, 2016 г.

Солнце бильярдным красным «свояком» покатилось к закату, нацелившись в лузу среди зелёной полоски леса на дальней стороне озера – ещё час, полтора и оно коснётся вершин деревьев. А пока солнечные «зайчики» широко бегают по неподвижной воде, перемигиваются и светят мне прямо в лицо. Надвинув козырёк бейсболки глубоко на глаза, я задираю подбородок, высматривая на выцветшем голубом небе спасительную вечернюю тучку, но всё напрасно – небо чистое до самого горизонта. Приходится смириться,  и я  сквозь опущенные ресницы, высматриваю свои поплавки, устроившиеся в небольших окошках среди водяных растений.
Место мне хорошо знакомо, - уже не в первый раз прихожу на этот сокровенный мыс в верховьях нашего деревенского озера. Здесь очень уютно и тихо. Не слышно посторонних шумов,  только птицы,  каждая в своё время, распевают в густом прибрежном кустарнике, да за мелким березняком, отделяющем мыс от широких полей, слышны звуки пасущегося стада: крики пастухов, резкие щелчки кнута да редкое мычание сытых бурёнок – стадо гонят на вечернюю дойку. Никого вокруг. Летний покой…
Цель моей сегодняшней вечерней рыбалки – красавец линь! На крючки насажены крупные земляные червяки, жало закрыто парой толстых опарышей. Это не позволяет местной мелочи   посягать на такую крупную «закуску», оставляя её в покое до подхода желанного золотого линя. Жду, жду… Может подойдёт такой ленивый «поросенок» и не спеша всосёт пахучую насадку губастым ртом. Остальное «стадо» при этом будет шевелить жабрами и ждать своей очереди. Да, уж! Лини они рыбы коллективные; идут как немцы против Александра Невского – «свиньёй»… Где один, там тут же и другой, третий трётся… Если это понимать и не давать рыбе срываться, то с одного места можно несколько рыбок за один заход поднять. Поплавки неподвижны и я невольно погружаюсь в воспоминания о том, с чего начиналась моя линёвая рыбалка...
Линь!.. Золотой линь… Эта рыба с самого детства оставалась для меня «загадкой за семью печатями», недостижимой легендой. Оставалась персонажем из долгожданных и дефицитных  альманахов «Рыболов-спортсмен», где редко-редко, но проскальзывали публикации об этой, одной из самых загадочных, и, безусловно, красивейшей рыбы российской средней полосы. Заросшие пруды, «штакетники» тростника,  блюдца тихой воды, покрытые ряской, - там,.. там  ищи этого  озёрного отшельника, требующего от рыбака неспешности и громадного терпения.  Ходишь в такие места или представляешь их себе,  - сразу на ум приходят кадры из советского мультика про Водяного с его известной песней в исполнении неповторимого Папанова: «Я водяной, я водной,… Никто не водится со мной…».
Так хотелось побороться, подержать на удочке эту рыбы-мечту, но годы шли, а мои рыболовные тропы никак не приводили меня к встрече с этими «водяными поросятами». Незаметно для себя перескочил уже на шестой десяток лет. А мечта так и оставалась мечтой! Сказка оставалась сказкой…  Но, тут, среди рыбаков нашей деревни, куда я переехал из шумной и ставшей чужой Москвы, прошёл уверенный слух, что, оказывается,  в нашем большом деревенском озере в больших количествах расплодился этот самый загадочный красавец. Вот он – шанс! И на следующий же день я с замиранием сердца отправился на рыбалку.
По совету знакомого рыбака, местом для своей первой попытки поймать «золотую рыбку» был выбран мыс, заросший по берегам тростником, образовавшим широкие зелёные поля на воде. Круглые тонкие стебли поднялись над поверхностью воды уже на полметра,  и для того, чтобы забросить свою снасть, необходимо было сначала расчистить небольшие «полянки» в щетине тростника. Этим я и занялся сразу по приезду. Натянув резиновые штаны от старого Советского комплекта, известного среди знатоков под именем «хим-дым», я, вооружившись удобным плоскорезом, полез в воду. Полчаса работы и в тростниковых полях появились несколько «чистинок» от двадцати сантиметров до метра в диаметре. Чтобы видеть поплавки стебли со стороны рыбака были оборваны вровень с поверхностью.
На довольно крупный крючок был насажен земляной червь. Леска не менее 0,2 мм в поводке и 0,25 в основе, хоть и казалась толстоватой для современной снасти, но позволяла спокойно вываживать рыбу из месива водорослей и не опасаться обрыва. Яркий кончик поплавка хорошо выделялся на фоне стены тростника.
Всё готово!.. Пара трехметровых удочек с укороченной леской наживлены свежими червями и  заброшены в подготовленные «окошки». Я стою по пояс среди зелёных зарослей и жду, когда под водой всё успокоится и осторожный линёк высунет из травы свою голову, дотянется до аппетитного червяка и начнёт не спеша его всасывать губастым ртом. Позже, уже имея довольно большой опыт такой ловли, я обратил внимание на то, что линь чаще клюёт, когда поплавок практически прислоняется к стенке тростника. В том случае,  когда я забрасывал снасть ближе к центру расчищенного пространства, поклёвки случались гораздо реже. Складывалось такое впечатление, что для того, чтобы чувствовать себя в безопасности, линёк должен был хотя бы хвостом не терять контакта с окружающими его безопасными подводными «джунглями»: удастся при этом губами дотянуться до извивающегося червяка – хорошо! Не удастся – Бог с ним, с червём и с этой опасной открытой водой…
Итак, - я стоял и ждал первой поклёвки… Прошло минут десять и, наконец, поплавок подал признаки жизни ,- он немного присел, всплыл, поёрзал туда-сюда и не спеша поплыл в самые заросли. С бьющимся сердцем я подсёк и тут же почувствовал на том конце упругую тяжесть сильной рыбы. Это был он, он! Мой первый в жизни линь!  Я держал кончик удилища высоко над водой, натянув леску и не давая линю уйти в заросли. Прошло полминуты, рыба стала успокаиваться и, наконец, затихла, глотнув воздуха и высунув кончик морды из воды. Я осторожно подтянул его к себе и поднял на руки. Какая же  красота лежала у меня на ладони: бока – золото с  зеленоватым отливом, шоколадно-коричневые плавники и, главное, - оранжевые ободки больших чёрных глаз. Я стоял и любовался, не в силах оторвать взгляд от этой чудо-рыбы, моей сбывшийся мечты.
Опустив его в садок, я вновь забросил удочку. Неподвижные стебли тростника, окружающие «окошко» чистой воды, казалось, тоже замерли в напряженном ожидании. Прошло несколько минут и, вдруг, тростинка, торчащая из воды в полуметре от поплавка, дрогнула. Потом ещё раз, затем качнулся соседний стебель и ещё один, - там, под водой, явно кто-то возился, задевая тростник своими боками. Я аккуратно перезабросил свою снасть прямо к подозрительному месту. И это сработало – буквально через несколько секунд поплавок опять заплясал, задвигался… Я ждал - ждал того момента, когда линь, а то, что это был он, сомнений у меня не было, заглотит солидного червяка и поплывет дальше по своим рыбьим делам. И вот, поплавок, наплясавшись, двинулся в сторону тростника. Подсечка, и новый красавец забился на крючке… Небольшой на этот раз, граммов на двести,  он, после того как я всего рассмотрел его, был отправлен обратно в воду. За родителями…
Да-а-аа!.. Вот так и с сбылась моя давнишняя мечта, так начиналась моя линёвая рыбалка,  так я подержал в руках своих первых «золотых рыбок». Сколько потом было таких рыбалок! В поисках уловистых мест я излазил буквально всё озеро и, в конце концов, нашел понравившееся мне место – заросший зеленой травой укромный мыс в верховьях озера. Ловить здесь удобно – не надо заходить в воду, да и лини попадаются хорошие – не редкость «поросятки» в килограмм и более. А какие здесь замечательные «соседи»  – пара чомг, второй год гнездящихся в нескольких десятках метров от меня, красавцы лебеди, наконец-то облюбовавшие наше озеро для  выведения своих птенцов. Горластые кряквы, весенние сумасшедшие соловьи, выпь, каждую зОрю гулко «дудящая» в свою «трубу» - кого здесь только нет! И в центре всей «композиции» ОН – Его Величество Золотой Линь!
Вот и сейчас я сижу на знакомом месте и предаюсь воспоминаниям. Мои удочки грустно свесили «носы» над тихой водой, поплавки замерли – никого под водой моя насадка не интересовала. Я менял червей, но всё напрасно.  Решив как-то заинтересовать ленивых рыб, я изменил «дизайн» насадки, украсив червяка упитанным опарышем. То ли эти изменения помогли, то ли время пришло, но снасть заработала!
Вначале, правда, она потрепала мне нервы: первая же поклёвка согнула удочку, не давая  поднять рыбу к поверхности. Секунда, другая, третья, и она отыграла назад, качнув меня – пустой крючок вылетел из воды, только крутой бурун завернулся на поверхности. А-а-а-аа! Чёрт! Чёрт!.. Руки, надевающие свежего червяка, потряховало, и только сигарета как-то успокоило сердцебиение: «Хороший был, чертяка!..». Но, я не успел усесться на свой ящик, как сработала ближняя удочка, заброшенная вплотную к тростнику,  и небольшой линь переселился в садок. Похоже, начался вечерний клёв…
Очередная поклёвка, подсечка, и… во-о-ооот он! Линь не даёт поднять удилище, тянет вниз, пытаясь зарыться в ил или запутаться в придонной траве. Какое-то время я, всё-таки, удерживаю  линя в толще воды, но ближе к берегу ему удаётся коварный манёвр, и снасть намертво запутывается в прядях травы. Коварный линь замер, понимая, что достать теперь его с берега нереально: если тащить напропалую, то не выдержит поводок, а ему, хитрецу, того и надо. Нечего делать – трофей дороже, и я, как был, в кроссовках и брюках, полез в воду. Зайдя по колено, я сумел подсаком дотянуться до места, где затаился линь. Пытаясь поддеть его, выволакиваю наверх целых пук донных тяжелых водорослей, но линя там нет. Зато поплавок внезапно освободился, и снасть в руке снова ожила – линь стронулся с места! Ещё полминуты борьбы, рыба устала и я не спеша «паркую» её в сачке. Какое счастье! Красивый, широким золотым боком просвечивающий сквозь зелёные пряди водорослей, линь тяжело возился в подсаке. «На глазок» в нём никак не меньше килограмма живого веса!
Солнцу до кромки деревьев на том берегу ещё далеко. Вечер только начинается – вечер летний, длинный… И клёв линей только начинается. Поплавки опять в воде и я, отложив свои воспоминания до другого раза,  сосредоточенно перевожу  взгляд с одного на другой, в любую секунду ожидая новой поклёвки озерного линя… Моя «золотая мечта» хоть и сбылась, но желание поймать трофейного линя до сих пор не пропадает. Будем ждать!...