Бабушка приехала

Нина Левина
У Ани дома всё чаще говорят про Мамину маму. Анечке уже сказали:
- Ну, вот, скоро твоя баба Саша приедет? Ты её помнишь?
Аня кивает головой, но бабушку помнит очень плохо, а хорошо помнит круглый большой камень под окном бабушкиного дома и много-много божьих коровок.
Бабушка ей видится высокая, в белом платочке домиком. Ещё она помнит, что когда бабушка платочек снимала, то у неё была такая бедненькая головка – волосики седые, на прямой пробор, заплетены в тоненькие косочки и сзади подвязаны.
Бабушка в деревне ходила в длинной, до самого полу, тёмной юбке и кофте поверх неё, тоже тёмной и застёгнутой до самой шеи. А ночью бабушка всё это снимала и оставалась в длинной широкой белой рубахе с рукавами.
… И вот Папа поехал на вокзал - встречать. Аня выглядывала в окошко – скоро? Раздался грохот в коридоре, и в комнату зашла целая толпа народу – Папа поддерживал под локоть низенькую старушку в платке и длинном пальто, а дядя Вася нёс чемодан и огромный узел, перетянутый верёвками. Мама сразу к старушке кинулась, стала обнимать, а Папа стал со старушки снимать пальто и вешать его в угол. Дядя Вася поставил чемодан и узел и стоял, улыбался. Старушка размотала платок, (под ним была белая косынка), и села на стул около стола. Аня смотрела во все глаза и ничего не понимала. Баба Саша в деревне была высокая, а эта – маленькая и совсем худая.
- Ну, унучка, - сказала баба Саша, – забыла меня? А я тебе гостинчик вот привезла. Васьк, откутай мой чемодан, добудь там пряников.
- Да, мама, брось ты эти пряники! Не надо ничего.
- Как не надо? Рази по-людски – унукам гостинца не привезти?
Аня робела. Бабушка ей не понравилась. У неё был скрипучий голос, и она очень напоминала Федору на рисунке в книжке и ещё – Бабу Ягу: такая же, с одним зубом внизу. Ане даже казалось – бабе Саше очень не хватает ступы и метлы, она какая-то была неполная.
Спать в эту ночь легли – кто где. Мама с Папой на полу, а бабушку  они уложили на свою постель.
Утром Галочку к няне не понесли, оставили с бабой Сашей.
А вечером все пришли и узнали – случилась беда: баба Саша на кухне начала растапливать печь и не заметила, что соседская кошка Муська крутилась рядом. Бабушка на неё наступила, а кошка вцепилась ей в ногу и сильно когтями ногу поцарапала, даже кровь шла и было видно круглую ранку. Мама помазала ранку зелёнкой и обвязала марлей.
Бабушка привезла с собою икону - такую картинку, как Аня в церкви видела. На иконе была нарисована Богородица (сказала бабушка) в красной и синей одежде, а у неё на руках – красивый мальчик  (Боженька) в белой рубашке. Он поднял правую руку и смотрел с иконы большими глазами. Папа повесил икону в угол, и бабушка утром и вечером перед нею стояла, что-то шептала, крестилась и кланялась.
Аня спрашивала у Мамы, что бабушка шепчет перед иконой, но Мама начинала петь какие-то непонятные слова: «Ежеиси…» и «Деварадуйся». А бабушка ничего на Анины вопросы не отвечала, только улыбалась голубыми губами и потом вытирала их сухой коричневой рукою.
И ещё баба Саша не умела читать! И когда Аня читала ей сказки, баба Саша удивлялась:
 – В школу не ходила, а умеет буквы складывать.

Потом нога у бабушки совсем стала плохая – посинела, а одна ранка даже загноилась, и бабушку положили в больницу. Её ранка называлась «свищ». Аня с Мамой к бабушке ходили «проведать» и отнесли ей «передачу». Им разрешили пройти в палату.
Ане там понравилось: светло, много окон, в окно деревья видны, снег. На подоконнике крошки.
- Это мы птичек подкармливаем, а то голодно им, - сказала Ане одна тамошняя тётя.
Бабушка, вся в белом, сидела на постели, вытянув больную ногу, замотанную в бинты. Она очень была рада Маме с Аней, улыбалась и говорила:
- Да зачем ты несла, тратилась? Чи я маленька! Нас тут прям закормили – кажен день новое дают. Хошь? – спросила бабушка Аню.
А Мама, зыркнув строгим глазом на дочку, уже нацелившуюся за оладушком в бабушкиных руках, отвечала:
- Ну, как же? В больницу – с пустыми руками!.. Как нога-то?
- Да болит, будь она неладна. Дохтур сказал – ифекцию кошка каку-то занесла… Как ты с Галей-то?
- Акулине отвожу пока. Ну, ничего, выздоравливай!
А на обратном пути Мама выговаривала Анечке:
- Нельзя у больных передачу обратно забирать. Это бабушка нас обманывает, что их тут кормят хорошо. Одна овсянка да рыбный суп. Разве ж этим наешься?