Мои белорусские каникулы

Катрин-Пингвин
Минск – город, окрыленный многочисленными скверами и парками, с легким ароматом яблоневых садов, созданный для  пеших прогулок и катания  на велосипеде, внимательный даже  к самым  незначительным  мелочам, наполненный различными милыми вещицами, такими, как вывески на белорусском языке, позитивная социальная реклама – город, в который хочется вернуться снова и снова. Здесь каждый дом, камень и дерево  имеют свою историю. Гуляя по улицам Минска, каждый раз открываешь для себя что-то новое: от живописного граффити до клена Семена Алексеевича в парке М. Горького.

Минск открывает свою прелесть не сразу – его надо распробовать: улицу за улицей, сквер за сквером, и тогда вы прочувствуете все богатство его вкусовой палитры, словно пьете хорошее вино. 
                ***
Целых четыре года я никуда не выезжала, и вот наконец-то у меня получилось сняться с насиженных мест. Учитывая свой бюджет, я не стала закидывать удочку слишком далеко и отправилась в гости к друзьям в республику Беларусь.
Первое мое впечатление, когда я шла по переходу метро – это чувство того, что чего-то не хватает. Поломав голову,  я решила, что это запах шаурмы. В жизни мы привыкли, что порядок – само собой разумеющуюся вещь, и замечаем лишь бардак (это как в шутке про посуду: помой 100 тарелок - забудут, оставь посуду грязной 1 раз – запомнят!).  Чистота – вот что бросается сразу в глаза по приезде в Минск.

Цена на проезд в метро приятно порадовала – стоимость жетона почти такая же, как билет на автобус в Калининграде.

Так как был уже далеко не ранний вечер, мы с подругой сразу направились к ней домой, но уже на коротком пути от станции метро до нашего пункта назначения я не могла не оценить широкий ровный тротуар – как здорово было бы здесь кататься на роликах или велосипеде!
                ***

На следующее утро началось мое знакомство с городом. Но сначала надо было разобраться с некоторыми формальностями навроде приобретения сим-карты, проездного и билета в Гомель. Последние два легко покупаются в кассах метро. А сим-карту без труда можно найти в центре, однако мы решили прогуляться окольными путями. Здесь я впервые столкнулась с минской социальной рекламой. Это был плакат с фотографией женщины и подписью  «Это я открываю метро в 5.30 утра». Так я познакомилась с новым проектом «Я Мiнск» под названием «Это Я», призванным показать, что главные в городе – это простые люди, и каждый может сделать свой вклад в благоустройство города. Таких билбордов я увидела еще три: с автором скульптур у цирка (очень красивыми, кстати), человеком, объявляющим остановки в общественном транспорте (в детстве я почему-то думала, что этим занимается водитель или кондуктор)  и директором молодежного центра.

О социальной рекламе можно говорить много. Она затрагивает все злободневные темы и вызывает разные по эмоциональной окраске чувства.
Больше всего мне понравилась реклама на экологическую тему, которой здесь предостаточно. Это и призыв к раздельному сбору мусора, и вопрос о том, какой след оставит после себя человек, о необходимости беречь природу и плакаты с птицами из Красной книги – я видела таких два: с зимородком и большой выпью. Важность такой информации переоценить сложно. Ведь для того, чтобы сохранить природу – надо менять сознание людей. Невозможно защитить планету, если этим будет заниматься только отдельная группа экологов. И конечно, мало кто следит за новостями об окружающей среде, а увлекающихся птицами еще меньше – так социальная реклама способствует экологической грамотности населения.  Было бы здорово, если бы и у нас появились такие плакаты.

И забота об окружающей среде здесь не только на словах: есть контейнеры для раздельного сбора мусора, почти на каждой улице стоит приемник макулатуры (что очень удобно: не надо куда-то специально далеко везти старые тетради и т.п.), в торговых центрах имеются специальные контейнеры не только для батареек, но и энергосберегающих лампочек. 

Так же есть патриотическая реклама. Это я просто «Я люблю Беларусь», а также вещи, объединяющие людей. История, хлеб, культура. Например, на фоне колосьев и ломтей надпись «Хлеб  тое, што нас аб’ядноўвае». К этой серии можно отнести и смак белорусской мовы. Изображение ягод и их  белорусское название. А так же «Мае першае слова на роднай мове». Мой любимый билборд из этой серии – это мальчик с собакой,  першае слово которого «сябар». В этом изображении есть что-то очень трогательное  и милое. Здесь не только любовь к родному языку, но и к природе, животным, всему миру.

Имеет место быть информация и на тему безопасности жизнедеятельности. Ее можно условно разделить на веселую и серьезную. Серьезную рекламу я почти не фотографировала – мне она показалась жутковатой, да и все ее сосредоточие в основном в метро (а в метро фотографировать запрещено). Плакат разделен на две части: на одной нарисован глаз, а на второй, ребенок со спичками (есть и другие варианты) и надпись: «Цена одного мгновения. Будь в это мгновение рядом». А ведь и не поспоришь.

Моя любимая – это веселая. Здесь создатели подошли к своему делу с юмором. Первая посвящена курению в постели: «Божьи коровки не курят в кроватке – долго живут и у них все в порядке». Вторая – купанию  в пьяном виде: «Каждая жабка солнышку рада выпил немножко? В водичку – не надо!» И третья про петарды: «Даже белочка знает, как в жизни бывает, если кто-то петарды бездумно взрывает». Смех смехом – а ведь мимо такого не пройдешь, а заодно и задумаешься.

Еще очень поразило меня то, с каким вниманием жители следят за олимпийскими играми. Опять-таки, им посвящена реклама: «Будь вместе с олимпийской командой» (пишу на русском), и на улице на большом экране была трансляция.
Призыв «Подружись со спортом» больно резанул по совести.

Также  реклама, посвященная безопасности на дорогах, налогам. И в последний день я видела билборд с изображением девушки-модели с ДЦП. Так совсем немного я познакомилась с проектом «Тач Даун», посвященным людям с ограниченными возможностями здоровья.

Так, белорусская социальная реклама затрагивает все аспекты жизни, и это замечательно.

А вот обычной рекламы, навроде скидок в магазине сантехники или омоложения золотыми нитями, практически нет. В основном, для этого отведены специальные места, и то немного. Не говорю уже про обклеенные стены и столбы. Сложно школьникам и студентам, наверное, с подработкой. К слову, в Белоруссии налог на безработицу. Наверно, по этой причине днем в Минске немного людей, особо не побездельничаешь.

Кроме социальной рекламы, которая придает особый колорит, в городе много милых вывесок на белорусском языке, к примеру: «Аптэка», «Цырульня», «Театр Лялек». Так же минчане очень внимательны ко многим мелочам, которые мы привыкли игнорировать.

Почти каждый дом – это каштоўнасць (ценность). На очень многих зданиях висит такая табличка с информацией о том, кто жил здесь раньше.

В парке Горького я познакомилась с кленом Семеном Алексеевичем, а также творениями участников конкурса флористов: цветочные клумбы, оформленные в виде птички, кораблика, улиточки или чего-нибудь еще. Очень интересно ходить рядом и пытаться разгадать задумку автора. Это невинное  занятие отлично поднимает настроение. В этом же парке находится школа для хоккеистов, и поэтому рядом можно обнаружить небольшую гору снега, даже летом. Вареная кукуруза продается в палатке  с надписью «Царица полей», а вдоль набережной тянется велодорожка.

Еще в парке висят скворечники с подписью Инвитро. Тот нечастый случай, когда реклама не раздражает, а приносит пользу.

Минск просто создан для того, чтобы ездить на велосипеде, кататься на роликах, скейтборде. Широкий, с ровным асфальтом, он так и манит двигаться вперед. К сожалению, прокатиться  я так и не успела, что оставило во мне чувство незавершенности:  в Минске не поколесить на велосипеде – это как прийти в кондитерскую, посмотреть на пирожные и уйти.

                ***

Отдельно хотелось бы упомянуть парки и скверы. В них я просто влюбилась. Про парк Горького и Алексея Семеновича я уже говорила, но есть еще много других.
Первый сквер, в котором я побывала, посвящен Виктору Цою. Здесь есть стена памяти, на которой написаны выдержки из песен, слова благодарности, наклеены фотографии, рядом стоят цветы.

Недалеко на улице Октябрьская и Фабричная можно посмотреть красивое граффити: стены зданий расписаны в рамках фестиваля Vulica Brasil, организованного при содействии посольства Бразилии в Беларуси и белорусского стрит-арт-сообщества Signal.

Так же в районе Немиги на набережной есть изображения птиц, которые выполнены очень качественно и живописно, каждый вид легко узнается: зеленый дятел, большая выпь, белый аист. Такая красота радует глаз и заставляет пересмотреть взгляды на стрит-арт. Это не уродливые буквы-таки.
Но вернемся к нашей зеленой теме.

Вечером первого дня знакомства с Минском я побывала в парке Янки Купалы. Здесь мы повстречали резвую белочку с пушистым хвостом, которая совсем не боялась людей. На радостях я заполнила всю карту памяти на фотоаппарате – не часто так близко от себя видишь этих резвых зверюшек. А потом встретили еще одну. На самом деле здесь их водится и больше, но мой рассеянный взор поймал только двоих.

В парке стоит собственно памятник Янке Купале – белорусскому поэту.  У его подножия – изображение цветущего папоротника. 

Дальше – фонтан с девушками, пускающими венки на воду. Здесь погружаешься в чарующее таинство купальской ночи и вспоминаешь все сопутствующие ей легенды.
Сам парк очень уютный, здесь много скамеек, ухоженные дорожки, он настраивает как на прогулку, так и на чтение – на выходе мы встретили молодого человека с книжкой.

Недалеко отсюда же находится сквер Марата Казея, в центре которого расположен памятник этому герою.


Марат в возрасте 12 лет, вместе со своей сестрой и матерью вступил в ряды партизан, тем самым на оккупированной фашистами родной земле сделался прославленным разведчиком штаба бригады имени Рокоссовского. Мать Марата была убита, а сестра, с сильным обморожением ног отправлена на самолете в московский госпиталь. Марат же погиб в возрасте 14 лет, в неравном бою с окружившими его немецкими солдатами. Истратив все боеприпасы и расстреляв все патроны, с гранатой в руке он шагнул в гущу врагов, взорвав их вместе с собой. В 1965 году Марат посмертно был награжден высшей воинской наградой Герой Советского союза. (http://www.rutraveller.ru/place/120574)


Вообще, в Белоруссии трепетно относятся к памяти о Великой Отечественной войне. В Вузах для этого отведен отдельный предмет. Музей ВОВ поражает своими масштабами, после его посещения невозможно остаться спокойным, особенно впечатляет зал, посвященный защите Брестской крепости.
Перед музеем стоит стела, а рядом расположился парк Победы: большой, солнечный, с роскошным фонтаном.

За парком Победы находится Остров Птиц, или Остров Птушек, что звучит намного  милее. Удаленный от городского шума, несмотря на близость к центру, он располагает к пикникам. Первые мысли: «Если бы  я жила в Минске, то часто бы ходила сюда гулять».

Здесь повешено много скворечников, и весной, я уверена, каждое дерево заливается птичьими трелями. Пока же обитателей мы встретили немного – не удивительно, в августе месяце-то. Было слышно потрескивание молодых синичек, а по реке плавали утки, которых мы покормили батоном.

Еще один из уютнейших парков – парк Челюскинцев. Раньше на его месте располагался лес, поэтому здесь сохранились вековые деревья. Вечером, когда солнце просвечивает сквозь верхушки сосен, чувствуешь какой-то светлый покой, хочется просто сидеть на лавочке и мечтать, никогда не покидая этого места. Мы с подругой купили бабл-ти и наслаждались его вкусом и закатом. Вообще, бабл-ти  -  это не визитная карточка Минска, однако до этого случая я никак не могла собраться попробовать его, и так мы привязали один новый вкус к воспоминаниям. Наверно, у каждого человека есть свой вкус, аромат или песня, которые ассоциируются с тем или иным городом, временем, событием. Теперь, когда мне захочется вернуться в атмосферу того светлого вечера, я просто куплю себе такой же чай, как и тогда.

Забор, окружающий парк, украшают фотографии Несвижского замка.
Рядом находится станция детской  железной дороги «Заслоново». Это очень интересное изобретение: ведь работают здесь школьники. Они водят небольшой поезд.  Наверно, если бы до хоббитов дошли технологии, то вагоны у них были бы точно такого же размера.

Так же непосредственно к  парку примыкает ботанический сад. Он просто огромный, и мне кажется, что я так полностью и не посмотрела его.

Особенно запомнилась рябиновая аллея. Спелые гроздья ягод навевают стихи Есенина: «Горит костер рябины красной, но никого не сможет он согреть».
Так же здесь вас ждут море цветов, красноухие черепашки, водяные лилии, красивые скульптуры и много всего, что я не успела посмотреть.

И, конечно же, нельзя не упомянуть музей валунов, который располагается под открытым небом. Путь от центра вместе с метро и пересадкой на автобус занимает от силы полчаса-40 минут. Первое, что привлекает внимание – это сама идея: ты понимаешь, что камень – это не просто безжизненная глыба, а также один из  кусочков истории со своими неповторимыми внешностью и характером.  По территории валуны расположены по-разному: целыми семействами или поодиночке. Все они нагреты солнцем, некоторые накинули на плечи накидку из мхов и лишайников. Когда трогаешь рукой серебристую шершавую поверхность – ощущаешь еле слышные вибрации  каменной души: интересно, что они успели пережить и увидеть? Одно известно – они видели еще ледниковый период . У некоторых из них есть имена (а может быть и у всех), я познакомилась только с Обломком грома и Каменным домом.

На Каменном доме какие-то девочки написали: «Здесь были Оля и Марина. P.S. Мы вернемся!! Мы вернулись!» Надеюсь, что я тоже еще раз вернусь сюда и поброжу среди каменных лабиринтов.
                ***
По Минску очень здорово гулять, но посмотреть на город с высоты стоит обязательно, особенно если стоит солнечный день. Сделать это можно с крыши Национальной библиотеки.
В один из дней мы отправились туда. На лифте поднялись на 23 этаж, и здесь нам открылась роскошная панорама: утопающий в зелени и солнце город. Но больше восторга, конечно, испытали дети (вместе с нами было еще много людей). К сожалению, я уже разучилась так радоваться красоте, как это делают они.

                ***

Кроме музея ВОВ, я еще посетила музей Азгура и художественный.
Честно сказать, после второго у меня была психологическая травма: так много скульптур и бюстов Ленина и прочих советских политических деятелей. Конечно, были там представлены изваяния и других людей, но первые превалировали.

 
В художественном музее  особенно запомнилась картина Сумарева «Мой дом». Около нее можно стоять очень долго и догадываться о судьбах изображенных. Сколько жизни уместилось на одном полотне! И свадьба, и одинокая мечтающая девушка, и спортсмен на турнике во дворе. Я уверена:  парень решил подкачаться чтобы понравиться одинокой красавице, которая еще не подозревает об этом,  и они обязательно найдут друг друга.  На крыше сидят голуби, в  небе летают ласточки. Внизу разговаривают старушки, устроила пикник молодежь, и гуляют кошки. Да всего не перечтешь: это надо видеть самому.


Второе, что я была рада здесь найти – это корейская живопись, представленная работами художника Тан Вона, как раз теми самыми, которые можно увидеть в сериале «Рисующий ветер».


                ***
И, конечно же, одно из самых прекрасных мест для прогулок – это Немига. Особенно, когда ты соскучился по людям – самое время идти сюда. Или к ратуше. Честно, я могу очень запутаться в названиях улиц и адресах – как-никак, мне повезло:  у меня были персональные гиды.


Летом здесь проводится много мероприятий. Я попала на музыкальный вечер «Классика у ратуши с Велком». (Велком – оператор сотовой связи). В этот день играли саундтреки из голливудских фильмов: Титаник, Жизнь прекрасна, Звездные войны, Властелин колец, Мемуары гейши, Король лев и др. Вся публика, и я в их числе, была очень довольна.


В этот вечер внимание людей приковал один дедушка: он гордо шествовал по улице со стаканом пива на голове. Невозмутимо он дошагал до лестницы и стал спускаться. Нам стало интересно, исполнит ли он свою миссию или нет? Но наш дедуля держался героем: даже попозировав некоторым фотографам, он благополучно спустился вниз, ничего не расплескав. Хм… А может стоит взять с него пример, как упражнение для осанки?


Так же здесь разные мастера продавали различные сувениры, украшения, сумки. Приходилось просто с силой тащить свою руку назад, которая так и хотела приобрести какую-нибудь милую вещицу (но я уже достаточно закупилась в «Ў галерэя»).


Попробовать национальную кухню мы отправились в ресторан «Старый город», расположенный в этом районе. Своим громким названием меня привлек Царь-драник, поэтому именно он явился гвоздем моих гастрономических похождений (увы, ни колдунов, ни бабку я так и не отведала). Что мне очень понравилось в этом блюде – так это ненавязчивый вкус грибов. Последнее время он почему-то мне разонравился, но здесь он был очень мягким и не заявлял о себе громким ароматом.


Один раз я наведалась в ресторан-бистро «Лидо». Его также нельзя опустить из внимания. Во-первых, привлекает внутреннее убранство – все в таком белорусском духе. Интересная идея подачи блюд: ты берешь поднос, и ходишь, выбираешь, стоишь в очереди (как в школьной столовой), сам наливаешь напиток в стакан, берешь десерт или выпечку, а потом уже расплачиваешься. В итоге  получаешь вкусный недорогой обед. Неудивительно, что здесь было так много людей.


                ***
После прогулок по центру мы шли гулять к оперному театру. Помимо того, что это очень красивое здание и отсюда открывается красивый вид на ночные огни Минска, у него есть еще одна особенность. Здесь собираются люди, которые ловят покемонов. Так как я  не играю в эту игру, да и вообще, плохо разбираюсь в таких вещах, то просто была наблюдателем. А смотреть на игроков и правда, очень интересно. Кто-то приходит большой  компанией, кто-то приходит парочками, кто-то вместе другом или подружкой, или же просто одиночками. Последних изучать любопытнее всего. Есть очень одинокие, замещающие реальную жизнь виртуальным миром, есть те, кто «на своей волне», а есть и те, кто начинает изучать тебя в ответ. Но, увы, дальше взаимных взглядов дело не доходит.


Бывает, половина людей резко срывается с места и идет в одну сторону: знай, рядом Пикачу или кто-то другой. Потом все снова дружно возвращаются на ступеньки.


Периодически эти гармонические посиделки нарушает шум двухэтажных лимузинов: сюда любят приехать покрасоваться мажоры на свои дни рождения или девичники. Сколько раз вечером мы бы не ходили к оперному театру – они обязательно заезжали сюда. Правда, фотографировались они все равно на фоне своей машины, поэтому мне не понятно, зачем обязательно ехать именно сюда.


                ***

Вначале я рассказывала о том, как меня приятно удивила чистота подземных переходов. Но меня ждал еще один сюрприз  - при посещении Комаровского рынка. Вообще, я не люблю рынков, слишком шумно, толкотня и неприятно пахнет. Но раз мы гуляли рядом, то все-таки я решила зайти внутрь, тем более в интернете о нем написано как об одной из достопримечательности.


И правда – внутри рынок очень чистый, отсутствует тошнотворный запах сырого мяса, т.к. все оно находится за стеклом; стойки расставлены очень просторно и ты не наталкиваешься на людей.

Рядом с рынком находятся красивые скульптуры элегантной дамы, лошадки и фотографа. Когда я делала фотографии, то в один кадр мне помахал сидящий позади фигуры молодой человек. Вообще, минчане отличаются редкой доброжелательностью. По крайней мере, во время моего пребывания, я сталкивалась только с очень дружелюбными людьми.

                ***

На выходных мы ездили посмотреть Мирский замок и Несвиж. Для людей, не знающих историю Беларуси, эти строения будут удивительной находкой.  Гуляя по дворику первого замка, я долго думала, на что же он похож, потом поняла, что он создает атмосферу фильма «Три орешка для золушки».


За южной стеной находится озеро – в него я бросила монетку, чтобы снова вернуться сюда. С этим озером связана легенда, в которой говорится, что раньше на месте этого водоема был цветущий яблоневый сад. Но Князь Николай Святополк-Мирский его вырубить и на этом  месте вырыть озеро. Однако жители отказались повиноваться распоряжению, так как рубить цветущее дерево – большой грех. Тогда князь нанял специально людей, но при выполнении работ погибло много людей, в том числе сын местной ведьмы, которая прокляла это место и сказала, что пусть здесь утонет столько людей, сколько было вырублено деревьев.

Однако моим  главным воспоминанием о Мире будут его крутые узкие лестницы, по которым мы взбирались в башню. Спускаться было немного страшно: одно неверное движение – и ты кубарем летишь вниз.  Эти лестницы так умотали нас, что на осмотр Несвижского замка сил не осталось. Мы только побродили в его окрестностях и представили, как прекрасно было кататься на карете по этим просторным аллеям из одного имения в другое.

                ***

После Минска я поехала к своим друзьям в Гомель, но по самому городу мы гуляли мало, больше времени проводили за его пределами. Поэтому он запомнился мне в первую очередь шоколадками фабрики  «Спартак», а так же вафлями и печеньем в маленьких упаковках, прямо как из детства. К сожалению, я недостаточно закупилась сладостями, и вот  уже спустя 5 дней моего возвращения домой, меня посетила ломка  по этим кондитерским изделиям.

                ***

Я записала только отдельные моменты из своих впечатлений, но их было намного больше. И не все  из запланированного удалось выполнить – не хватило времени, но это только еще один повод вернуться.

                ***

Сейчас я буду скучать по просторным улицам, где хватает места прохожим и велосипедиста (и те  и другие могут мирно сосуществовать без всякого негатива и ненависти друг к другу).  По тихим прогулкам по парку Горького, по ночным огням оперного театра,  и милым охотникам за покемонами,  по согревающим душу вывескам и социальной рекламе, по спартаковским шоколадкам и, конечно же, по своим друзьям.  Это и очень здорово, что у тебя есть близкие люди в другой стране, но и грустно, что сейчас они не рядом.