Мечтать Саша умел всегда. Ролевые игры в детстве очень развивали воображение ребёнка, его фантазия была просто безгранична. Это приносило свои плюсы и минусы. Плюсы – развивало его творческий потенциал, познавательный интерес. Уже в пятилетнем возрасте он мог смотреть на плывущие в небе облака, мысленно отождествляя их с предметами или животными.
– Мама, смотри! Это похоже на крокодила. Видишь, пасть, лапа, хвост?
Дальше рождалась целая сказка или история, в которой эти звери были действующими персонажами.
Но, не зная многих стандартных правил игры или поведения, сын тоже их придумывал. Свои, новые и нестандартные правила. За что часто бывал исключён из числа играющих.
Меня это загоняло в тупиковую ситуацию. Получалось, чтобы иметь меньше проблем, лучше быть «как все», стандартным ребёнком. Зажать, загнать в какие-то жёсткие (или не очень) рамки ребёнка можно. Так всем, и в первую очередь мне будет с ним легче. Но тогда он лишится в какой-то степени и чувства творческой свободы, полёта мысли, большой мечты, индивидуальности. Этого я не хотела. Поэтому мы много играли вдвоём и сочиняли новые правила, если не находилось другой компании.
Главная моя забота была чётко отслеживать, чтобы это была действительно фантазия, игра, не уводящая сына из реального мира. У ребёнка изначально было недостаточно сведений об этом мире. Поэтому пришлось учиться наиболее точно подбирать выражения и чётко формулировать информацию, чтобы не получалось неясных ситуаций.
Например, однажды я сказала пятилетнему сыну, что все мечты сбываются. Если хочешь – обязательно достигнешь этого. Речь тогда шла о физическом развитии, здоровье ребёнка. Мне хотелось заложить уверенность в душе и сознании Саши, что он справится, научится, веру в себя и собственные силы.
Как очень эмоциональный и впечатлительный ребёнок, Саша усвоил это, оказывается, по-своему. После просмотра мультфильма «Петер Пан» сын просто «заболел» мечтой иметь крылья, как у героя мультфильма. Вначале он просто просил купить ему крылья. Объяснения, что это невозможно, его не убеждали и не устраивали. Тут-то он и ответил:
– Ты сама говорила, что мечты сбываются. Надо только сильно верить и желать этого. Хочу настоящие крылья!
Три года (!) Саша желал получить в качестве подарка в день рождения крылья. Каждый раз, распаковав подарки, которые мы готовили от всей души, сын впадал в уныние и был разочарован. Самого желанного – крыльев, не было.
– Ты жадная. Ты злая. Ты специально не хочешь, чтоб у меня крылья были.
Интересно, этому учатся или от природы такие маленькие «манипуляторы» бывают? Стратегия-то прекрасная, чтоб своего добиться, загнать меня в состояние виноватой.
Не получив крылья ко дню рождения, Саша на следующий день садился и писал письмо Дедушке Морозу:
– Дорогой Дедушка Мороз! Пришли мне, пожалуйста, крылья, как у Петер Пана.
В существование Деда Мороза ребёнок тогда ещё верил, но виноватой в том, что крыльев не было в числе подарков, почему-то по-прежнему была я.
Я же в те годы усиленно пыталась воспитать границы у ребёнка, дать ему максимально возможное количество любви и защищённости, развивать его физически и духовно, социализировать в обществе. Моя цель была дать ему шанс в жизни, заложить максимальный базис, трамплин, с которого он сможет позже «расправить крылья» и самостоятельно взлететь. Именно такие крылья хотелось дать сыну. Без «крыльев» не добраться до мечты.
Мечты были разные. Множество! Танцовщиком мечтал стать, хореографом, певцом, писателем; либретто сочинял, в кино мечтал сняться, в театре играл, моделью быть хотел...
Выразительность, музыкальность и артистичность Саши всегда обращали на себя внимание. Мечты в итоге превратились в цель – стать артистом.
Не знаю, догадывался он или нет, что все предлагаемые занятия и увлечения подбирались не совсем случайно...
Читал Саша всегда тоже много. В старших классах читал художественную литературу и на разных языках. Книги он выбирал для себя действительно хорошие, читал много классики. Это заметила даже хозяйка книжного магазина, расположенного по соседству с нашим домом, в который он заходил постоянно. Она начала дарить ему экземпляры книг с витрины.
Любимого «Гарри Поттера» даже наизусть выучил. Не понимаю, зачем наизусть-то учить трёхчасовой текст из фильма? Саша это делал с удовольствием. Память у него великолепная.
Писать сценарии и прозу он тоже никогда не переставал. Голова постоянно была заполнена какими-то сюжетами. Они, конечно, с возрастом менялись, сюжеты. Интерес к литературе и творчеству – оставался. В десятом классе Саша написал сценарий для театра в гимназии. По этому сценарию был поставлен спектакль.
Музыку по-прежнему слушал, делился впечатлениями и любил под музыку свои сюжеты придумывать. Уроки вокала посещал охотно. Голос ему поставили. Такой приятный баритон получился. Пел с удовольствием.
На сцене двигался тоже прекрасно. Балетная подготовка сказывалась, это сразу было заметно.
Занятия в театральной студии увлекали больше всего. Он был готов проводить там всё свободное время. Навыки и образование, полученные в итоге всех этих лет, являлись хорошей стартовой платформой. А цель для старта у Саши уже была: он мечтал стать артистом и получить когда-нибудь в кино главную роль.
Каждое выступление Саши для нас было особым событием. По-моему, за все эти годы я не пропустила ни одного его выступления, начиная с детского сада.
Продолжение http://www.proza.ru/2016/09/03/1138