Пока не пробил колокол Глава 6 часть 6-9 Вера Иван

Дудко 3
Московские лекарства для всей страны

Знаете ли вы, где располагалась первая московская фабрика лекарств? Конечно же, рядом со знаменитой «феррейновской» аптекой №1 в самом центре Москвы. Улицу Никольскую, одним концом упирающуюся в Красную, а другим – в Лубянскую площадь, можно по праву считать колыбелью отечественной фармацевтической промышленности. Из этой колыбели вышла и компания «МосФарма», один из ведущих российских производителей лекарств.

sdelanovmsk.ru›Новости›Сделано в Москве



ПОКА НЕ ПРОБИЛ КОЛОКОЛ

ГЛАВА  6  БОЛЬНИЦА  5-я (БЫВШАЯ  33-я)

ЧАСТЬ  6-9  ВЕРА  ИВАНОВНА



  Вера Ивановна Изюмова …

  Мы друг друга, естественно, называли по имени.  Верочка всегда, когда её называли по фамилии, говорила – «Мою фамилию запомнить легко, она от слова – виноград…»

  Когда я смотрела на Верочку, мне трудно было представить её молодой. Так же, как и наверное нас всех, чей возраст перевалил за 80…

  Хотя Верочке ещё только шел 8-й десяток лет…

  Когда позже она нам показывала первый раз снимки своей любимой собачки – французского мопса, мы заулыбались. А она сказала – "Улыбайтесь-улыбайтесь! Все не даром говорят, что собачки бывают похожи на своих хозяев".

  Но не бывает некрасивых собак, а, следовательно, и их хозяев.


  Верочка в первые дни  нашего знакомства была молчаливой и замкнутой.

  Насупившись, она обычно молча сидела на постели и держала на коленях сборничек с кроссвордами и разгадывала их, как будто семечки щёлкала.

  Мы удивлялись – она даже не задумывалась над ними. Оказалось, что она ими увлекается уже давно. И в принципе новые слова встречаются редко, по принципу – «новое – хорошо забытое старое»…

  Как-то раз, я взяла в руки какой-то журнал, лежавший на общем столе в палате,  и в нем оказался ещё не разгаданный кроссворд.  Я над ним билась несколько часов,  всё равно часть слов осталась не разгаданной. Я считаю, что это были просто глупые слова, не соответствующие их заданному аналогу…
Хотя – Машенька и Верочка мне подсказали потом нужные ответы. Значит виноваты были не авторы кроссворда, а мои дырявые мозги.
 
  Я всё думала – как разговорить Верочку. И однажды мне это удалось.

  Я напрямик спросила её – «Верочка, а какая у тебя специальность была? Где ты работала?» И она ответила – «Я 40 лет стояла у станка».

  Я захлопала глазами и ей в ответ – «Ну Верочка и удивила. Я тебя так и буду теперь звать – Вера, которая 40 лет простояла у станка».

  А она мне в ответ:
 
 - Ну вообще-то не у станка, а у автомата. И не просто у автомата, а у автомата с названием  - АТУ. В переводе на наш понятный язык – это автоматы по упаковке лекарственных таблеток.

  Ну что можно рассказать о себе, если ты 40 лет простоял у станка?

  Судя по строгому выражению лица и командному голосу, я спросила её: 

  - Я права, если скажу, что у тебя сильный волевой характер и ты привыкла командовать по жизни вся и всем?

  - Права, конечно. Я и командовала. За 40 лет работы в одной организации я завоевала авторитет и уважение. Я не раз избиралась  в местком. Мой портрет не сходил с доски почёта. Куда только меня ещё не избирали и не посылали представительствовать от завода.

  Кроме этого, у нас всегда были хорошие заработки. Мы не раз отдыхали по путевкам в санаториях. Особенно интересными были экскурсионные поездки по нашей огромной стране. Где только мы не побывали...

  - Раз ты работала 40 лет на одном предприятии, значит ты – коренная Москвичка?

  - Да нет. Мои корни ведут в Луховицкий район. Мой дед по матери – Медведев. И жили мы в деревне Старокошелевке.

  Фамилия – Астахов  досталась мне по линии отца.

  В деревне наша семья числилась среди середняков.

  - А как же вы в Москву-то попали?

  - Отец перебрался в Москву задолго до войны, устроившись на работу в Кремль – дворником. И потом, постепенно продвигаясь по службе доработался до чина майора КГБ. В этом звании и ушел на пенсию…

  Я ещё совсем молоденькой была, когда поступила на работу на завод. В нашем цеху работали в основном женщины. А мужчины были слесаря, которые следили за работой автоматов и при необходимости ремонтировали их.

  Вот там мы и познакомились с моим мужем. И все эти 40 лет вместе работали на одном предприятии до самой пенсии.

  - Верочка, ты, наверное была очень красивая?

  - Вроде бы да. Бог не обидел внешностью и голосом. Пела я хорошо, участвовала в хоре, конечно и - солировала. Была и заводиловкой на всех наших заводских вечерах и посиделках. Позже по нашей просьбе она спела нам один из романсов, которые она раньше исполняла на сцене)

  - Так можно сказать ваша семья – это уже целая династия работавшая на МосФарм?

  - Так оно и есть…

  - А завод- то не развалился после перестроечных времён?

 - Да, от старого завода  почти ничего не осталось…

  Завод бал огромный. Его цеха располагались не только в одном месте в Москве...
 
  И она подробно и долго, с какой-то ностальгией вспоминала и рассказывала  о своем предприятии – МосФарм имени Семашко.

  В связи с моей надломленной памятью, я, конечно, не могла запомнить в точности всех её рассказов об истории завода. Поэтому, как всегда, обратилась за помощью к источникам, хранящимся в ВИКИПЕДИИ…

  И вот, что я там откопала…

  1932 г. - основание Московской фармацевтической фабрики

  В 30-е годы в Москве в связи со стремительным ростом потребности в лекарствах шло активное развитие сети аптек.

  На основании протокола №35 заседания Президиума Московского областного исполнительного Комитета Советов РК и КД от 25.08.1931г. в системе Московского городского отдела здравоохранения Наркомздрава РСФСР было организовано Московское городское Аптекоуправление, в состав которого вошли аптеки, аптекарские и оптические магазины, склады и 1-я фабрика лекарств (адрес фабрики: Никольская ул., 19).

  На основании Постановления президиума Мосгорисполкома от 26.02.1932г. утвержден первый устав Московского городского Аптекоуправления, в котором структурным подразделением значится 1-я фабрика лекарств, ставшая более известной под названием Галеновая фабрика.

  Первое фасовочное производство фабрики было расположено на Домниковской улице (после 1962г. – ул. Маши Порываевой), где дозировали порошки, упаковали лекарственные травы, готовили лекарства по наиболее часто встречающимся прописям врачей. Основную группу выпускаемой продукции составляли именно «галеновые» препараты (настойки, экстракты, капли на их основе), полученные из лекарственного растительного сырья: пустырника, валерианы, календулы, элеутерококка и др.

  В 1949 году рационализатором и изобретателем П.К. Старостиным была изготовлена и внедрена на фабрике дозировочная машина для расфасовки жидкостей, она вошла во все учебники как “Разливочный аппарат системы Старостина”.

  Для таблетного цеха им же был разработан смеситель оригинальной конструкции, дающий таблетную массу высокого качества, а созданная более 25 лет назад высокопроизводительная линия для расфасовки калия перманганата не имела аналогов.

1960-е годы – развитие гомеопатического метода лечения и как следствие – резкий рост спроса на гомеопатические препараты. В помощь 4-м московским гомеопатическим аптекам фабрика стала осваивать выпуск гомеопатических настоек, мазей, оподельдоков, суппозиториев. Параллельно изучались различные виды упаковки, определялись сроки годности, подбирались методики анализа.

  Экспериментальной лабораторией фабрики была разработана первая нормативно-техническая документации, а также первые технологические регламенты на изготовление гомеопатических препаратов в условиях тоннажного промышленного производства.

  Именно Московская фармацевтическая фабрика первой в России начала промышленный выпуск гомеопатических лекарственных средств в виде мазей (гиперикум, ледум, календула и др.), оподельдоков (арника, бриония, гиперикум и др.), а затем суппозиториев (гамамелис, календула).

  1970-е годы...

  Со временем номенклатура лекарственных средств расширялась, ручной труд механизировался, появились новые участки для изготовления других лекарственных форм - мазей, таблеток. Это было уже небольшое производство с несколькими цехами, которое требовало создания вспомогательных подразделений: контрольно-аналитической лаборатории, складов, моечного участка, типографии для печати этикеток.

  В 70-е годы на предприятии была создана экспериментальная лаборатория.

  Сотрудниками этой лаборатории разработаны фармакопейные статьи на многие ставшие традиционными препараты, такие как меновазин, циндол (Болтушка), фукорцин (Жидкость Кастеляни), паглюферал-1,2,3 (таблетки Серейского), мазь гэвкамен (мазь тигровая) и многие другие. В это же время разработаны и утверждены фарм.статьи на 18 гомеопатических препаратов, таких как мазь и суппозитории Календула, мазь Прополис, суппозитории Гамамелис. Часть изначально гомеопатических препаратов была в дальнейшем переведена фармакологическим комитетом в аллопатические – например, мазь от насморка Эваменол, мазь Линин, мазь сульфур, настойка березового гриба.

  В 1976 году производство переехало на более просторную площадку на севере столицы в Коптево. Приютив фабрику, доселе неприметный участок окраинного пустыря получил в честь фабрики свое нынешнее название – Фармацевтический проезд.

  2000-е годы...

  С 2005г. Московская фармацевтическая фабрика представляет свою продукцию под торговой маркой МосФарма.

  В 2008г. был открыт новый цех по производству мягких лекарственных форм и предназначен для изготовления мазей, кремов, гелей. Производственные площади цеха построены с учетом требований GMP и оснащены современным технологическим оборудованием. Общая площадь цеха составляет 650 м2, на зону «чистых» помещений приходится 240 м2.

  В 2009 г. ЗАО «Московская фармацевтическая фабрика» получен сертификат соответствия ГОСТ Р 52249-2009 (GMP EC Guide) применительно к производству и реализации мягких нестерильных лекарственных форм (мазей) и твердых нестерильных дозированных лекарственных средств (суппозиториев).

  Сегодня объем выпуска продукции составляет 60 миллионов упаковок в год, благодаря чему «МосФарма» входит в список крупнейших фармпроизводителей в России.

 
К сожалению я не нашла в этой информации многих других подробностей,  о  которых рассказывала нам Вера Ивановна.

  Жизнь всей её семьи была крепко связана с судьбой и историей завода, с которой они сроднились за эти долгие годы.

  Несколько лет назад умер муж Веры Ивановны. И вся её семья теперь состоит из трёх человек, представляющих три поколения: старшая Вера Ивановна, её дочка и – внучка. Все заботы легли на женские плечи. А главная их цель  и надежда – внучка, которая в этом году оканчивает свое образование и, получив специальность выйдет на самостоятельную дорогу.

  А пока бабушка и мама стараются жить скромно, но внучке не отказывать ни в чем. Есть у неё всё необходимое, что имеется почти у каждого современного подростка:  и компьютер, и планшетка и модный «раскрученный» мобильник…

  А главное – каждый из них чувствует поддержку, заботу и любовь друг к другу…

  Пожелаем же им счастья и здоровья…