Вечная слава героям!

Юрий Каргин
В этом году исполняется 75 лет самой первой большой победе Красной Армии во время Великой Отечественной войны: 5 декабря 1941-го советские войска организовали мощное контрнаступление под Москвой. Огромную роль в этом сыграли и те, кто осенью остановил фашистов на подступах к столице нашей Родины, в том числе у Волоколамска.

Это надо – живым!

Волоколамск – город воинской славы. Это звание ему присвоено в 2010 году. В районе Волокламска осенью 1941-го развернулись ожесточённые бои. Чтобы не допустить гитлеровцев к столице, на этих рубежах стояли насмерть бойцы 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова. Наиболее известным стал бой у разъезда Дубосеково. Здесь погиб политрук Василий Клочков, которому воинская слава приписала слова «Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва». Оба героя – уроженцы Саратовской области (первый – из Петровска, второй – из с. Синодское Воскресенского района), и оба погибли под Волоколамском. Именно в этот город и был организован автопробег, инициатором которого стало Саратовское региональное отделение Союза журналистов России (Лидия Златогорская).

Навстречу раскатам

Участники автопробега стартовали от саратовского Музея боевой и трудовой славы на Соколовой горе. Это были юные журналисты из Саратова, Петровска, Вольска и Воскресенска, представители средств массовой информации и общественных организаций. Их провожали напутственными словами ветераны и спонсоры. Первые вручили красное знамя Победы, вторые – разные подарки и сувениры, в том числе, некогда знаменитые саратовские калачи. Каждый говорил о значимости автопробега. Это не просто экскурсия по местам боевой славы, это – искреннее желание поклониться подвигу тех, кто 75 лет назад отстоял Москву, кто не допустил гитлеровского блиц-крига и стал примером мужества и героизма для многих поколений советского народа.

Смерти смотрели в лицо

В Волоколамске посланников Саратовской области встретил редактор местной газеты «Волоколамский край» Александр Шилкин. Оказалось, что он – наш земляк: вырос в городе Аткарске Саратовской области. Он и сопровождал долгожданных гостей в течение двух дней, проведённых на волоколамской земле.
В первый – саратовцы побывали в тех местах, о которых не написано в учебниках. У мемориала «Взрыв» они поклонились подвигу 11 сапёров, которые в районе с. Строково в течение нескольких часов сдерживали атаку батальона немецкой пехоты и танков; у памятного креста, установленного у с. Теряево совсем недавно, в 2006 году, узнали о том, как 37 кубанских казаков пали здесь смертью храбрых, прикрывая фланг своего полка, уничтожив при этом 28 танков противника и около роты пехотинцев.
Однако главным стал второй день, когда участники автопробега побывали на месте гибели своих земляков: генерала Панфилова и политрука Клочкова.

В горле сдержите стоны

Генерал Панфилов погиб у своего командного пункта в деревне Гусенево во время миномётного обстрела. На месте его гибели установлен памятник. Сюда школьники из Петровска привезли землю с его родины, отсюда взяли землю, чтобы отвезти её в Петровск. Внешне – стандартная церемония, но как бились сердца! как дрожали руки!..
Ещё больше волнения – у мемориала героям-панфиловцам, который был установлен в мае 1975 года у разъезда Дубосеково. Это шесть 10-метровых солдат: один смотрит вперёд, двое, сжав в руках гранаты, приготовились к бою, трое, с оружием в руках, принимают клятву на верность Родине. Даже капитальный ремонт, который планируется завершить здесь к 75-летию битвы за Москву, не притупил ощущение причастности к великому подвигу. Здесь участники автопробега рассыпали землю с родины Клочкова и собрали на память землю, политую кровью совсем молодых панфиловцев, которые, глядя смерти в глаза, не отступили ни на шаг…
Затем – посещение музея 28-ми героев-панфиловцев в деревне Нелидово в полутора километрах от Дубосекова и минута молчания у их братской могилы…

Стала вечною славой мгновенная смерть

В 1990-е годы подвиг героев-панфиловцев был подвергнут сомнению. Из архива подняли документы, которые не стыковались с официальной версией: их было не 28 и не все погибли. О том, как рождалась легенда, поведал местный краевед Вячеслав Широков, автор нескольких книг о дивизии Панфилова.
По его словам, 16-18 ноября 1941 года на 6-километровом участке от деревни Петелино до разъезда Дубосеково держал оборону 2-й батальон 1075-го стрелкового полка 316-й двизии, а непосредственно у разъезда – 4-я рота из 130 бойцов во главе с политруком Клочковым. Именно она в течение 4-х часов удерживала этот рубеж, что позволило основным силам дивизии перейти на новые позиции.
Об этом рассказал корреспонденту газеты «Красная Звезда» командующий 16-й армии, в которую входила дивизия Панфилова, генерал Рокоссовский. Когда корреспондент привёз эту информацию в редакцию, редактор уточнил, сколько человек было в роте. Ему ответили: 30-40, но двое оказались предателями. Так родилась газетная передовица «Завещание 28-ми панфиловцев». Как утверждает волоколамский краевед, из 30 минусовали двоих.
Я нашёл тот номер газеты. Оказалось, что о предателях не забыли. В статье указывается 29 панфиловцев, один из которых во время наступления немцев попытался сдаться и был убит своими. Кроме того, у политрука фамилия не Клочков, а Диев, и фразу он произносит более короткую: «Ни шагу назад!»
Эта статья заинтересовала Сталина. Он сказал, что герои не должны быть безымянными. И уже после освобождения Волоколамска имена их были названы, и им всем было присвоено звание «Герой Советского Союза». Так, 22 января 1942 года появилась вторая статья «О 28 павших героях». Она уже больше напоминает не репортаж, а рассказ, наполненный диалогами, эмоциями и художественными подробностями. Причём здесь объясняется, почему Клочков в первой статье упоминается как Диев:
«Так назвал его однажды красноармеец украинец Бондаренко. Он говорил: “Наш политрук постоянно дие” – по-украински значит – работает. Никто не знал, когда Клочков спит. Он был всегда в движении. Деятельного и неутомимого, его любили бойцы, как старшего брата, как родного отца. Меткое слово Бондаренко облатело не только роту, но и полк. Клочковым политрук значился лишь в документах. Даже командир полка звал его Диевым».
В этом же очерке Клочков произносит свои знаменитые слова.

Стерпим любые смешки

А потом оказалось, что один из награждённых прибыл в дивизию только в январе 1942-го, что некоторые из «погибших» выжили, а один из них, Добробабин, попав в плен, служил в полиции. Это выяснилось уже после войны, в связи с чем в 1947 году против предателя было возбуждено уголовное дело, в ходе которого и «расследовались» все обстоятельства боя у Добосекова. В докладной записке председателю Верховного Совета РСФСР Жданову прокурор Сафонов делает вывод, что «подвиг 28 панфиловцев, освещённый в печати, является вымыслом корреспондентов».
Понятно, что он имел в виду упоминание в очерке Добробабина и других бойцов, не погибших на поле брани. Однако хулители советской эпохи спустя много лет подвергли сомнению существование самого боя у Добосекова.
Но ведь он был. Ведь панфиловцы действительно остановили стремительное наступление фашистских захватчиков. Путаница возникла только в цифрах и фамилиях. Разве из-за этого стоит подвергать сомнению сам подвиг советских бойцов?!

Есть великое право: забывать о себе

Кстати, попытки очернить героев предпринимались и в годы войны. Этим занимались те, кто сам пороха не нюхал, но выслуживался перед начальством, козыряя своей «бдительностью». Упоминаемый выше краевед Вячеслав Широков рассказал, как особисты «копали» под Клочкова.
Однажды они обвинили политрука в мародёрстве. Но выяснилось, что Клочков просто попросил у деревенских женщин швейные машинки, чтобы привести в порядок обмундирование своих бойцов.
В другой раз дело дошло разбирательства на партийном собрании. Немцы сбрасывали листовки-агитки, и командование приказало сжигать их не читая. Но у солдат-курильщиков закончилась бумага для самокруток, и они попросили Клочкова разрешить им использовать немецкие «посылочки»: мол, мы же их тоже будем сжигать не читая. Клочков разрешил, и его обвинили чуть ли в измене. Но за политрука заступился командующий Рокоссовский.
Вот и сегодня таких «особистов» немало, в том числе и во власти.

Памяти павших будьте достойны!

Но волоколамцы ни на какие «опровержения» внимания не обращают. В Волоколамском районе – 73 воинских захоронения, где покоится прах 17 с лишним тысяч бойцов Красной Армии, и подвиг панфиловцев – один из символов подвига всего советского народа. Не случайно на волоколамской земле уже более десяти лет проводится международный военно-патриотический кинофестиваль «Волоколамский рубеж», а у Дубосекова – реконструкция сражения на подступах к городу.
В последние годы интерес к подвигу панфиловцев (словом, как и к истории всей Великой Отечественной войны) возрождается. На телеканале «Россия» был показан художественный фильм «Последний рубеж», а во время торжеств, посвящённых 75-летию битвы за Москву, волоколамцы первыми увидели игровую кинокартину «28 панфиловцев».
Кстати, в Панфиловской дивизии уроженцами Саратовской области были не только Панфилов и Клочков. 1075-м полком командовал Иван Капров (с ударением на последний слог) из с. Вязовки Вольского района, а одним из артиллерийских дивизионов – сын легендарного героя гражданской войны Василия Ивановича Чапаева Александр.
И ещё два интересных факта: во время гражданской войны Панфилов добровольцем сражался в 25-й дивизии под командованием Чапаева (даже сохранилась фотография, где два героя сидят в одном ряду); после гибели Чапаева и Панфилова дивизии, которыми они командовали, названы их именами.
Так что юным журналистам и краеведам ещё есть над чем работать. И автопробег Саратов–Волоколамск–Саратов может стать традиционным и перерасти в крепкую дружбу. Ответный визит волоколамцев ожидается уже в этом году.

Юрий КАРГИН, участник автопробега.
2016 г.

В статье использованы строки из «Реквиема» Роберта Рождественского.
На фото: мемориал панфиловцев