29 августа-перенесение Нерукотворного Образа Спаса

Алексей Малышев Сказитель
НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ СПАСИТЕЛЯ

    29 августа Церковь после Всеславного Успения Богоматери прославляет удивительную икону. Явившуюся святыню без прикосновения человеческих рук - Нерукотворный Образ Спасителя, данный Церкви во времена жизни Спасителя.


   Во время славной по всей земле проповеди Царствия Божия в городе  Эдессе правил князь Авгарь. За свои прегрешения он нес тяжкое наказание - весь он изуродован проказой и испытал уже все земные средства от страшной болезни, не найдя ни в чем утешения.


   И вот князь услышал от купцов о великом проповеднике, исцеляющем всякие болезни в людях. Он собрал посольство ко Христу. Авгарь написал Спасителю письмо,  умоляя придти в Эдессу и исцелить его от проказы. С письмом он послал художника, прося запечатлеть красками на доске портрет великого пророка и чудотворца.
Люди Авгаря прибыли на галилейское озеро, где в те дни проповедовал Господь и слышали Его учение о Царствии Божием.

  Художник приготовился изобразить Христа, но вдруг неземной свет помешал ему различать черты лица Спасителя. Свет окружал лицо Иисуса и словно солнце ослеплял художника.

   Посланец Авгаря пребывал в недоумении, когда Сам Спаситель заметил его приготовления и дал свой превышающий всякое человеческое разумение ответ. Он подошел к художнику и попросил чистое полотенце-плат. Затем он умылся водою и отер лицо, светившееся светом, полотенцем. Вдруг на плате нерукотворно изобразился лик Спасителя и тем  совершилось великое чудо.

 
   Затем Иисус прочитал письмо князя Авгаря и написал ему прекрасным правильным почерком ответ, в котором обещал прислать к больному своего апостола, верного ученика, который и исцелит его совершенно от болезни.  Сам же Спаситель не мог оставить свое предназначение и придти в Эдессу, так как приближались дни Его добровольной и предназначенной Богом от начала мира Крестной Жертвы и страданий, а затем славного воскресения из мертвых в третий день. 


  Так и вышло. Когда посольство возвратилось, великое чудо -Нерукотворный образ принесли во дворец Авгаря и когда князь благоговейно приложился к святыне, то проказа сошла с его тела, оставив лишь напоминание небольшой язвой на голове.
   
   Еще от святыни явилось новое чудо - когда образ несли в Эдессу по пути,остановившись на отдых, положили его на некую каменную плиту, как керамическую черепицу, и на ней вновь отобразился Лик Спасителя. Этот образ до сих пор известен и почитается как Спас на Камне.

 
   Когда же спустя несколько лет в Эдессу прибыл апостол Филипп, обещанный Христом ученик, то прикосновением апостола остаток проказы совершенно исцелился и князь вознес благодарение Христу, Сыну Божьему и Посланнику от Отца.
Не смея удерживать в своих покоях великое чудо, князь во славу Божию установил Нерукотворный Образ в особой нише над вратами града Эдессы и святыня защищала и освящала всякого входящего и исходящего из города.ъ
 
  Этот поступок князя дает нам обычай не замыкать святыни лишь в стенах церкви, но щедро благословлять ими погибающий мир, устанавливая у дорог и в местах человеческого многолюдства, чтобы каждый человек вседневно освящался видом и приближением к Господней Святыне. В свое время также поступили афонские иноки, услышав от Иверской иконы слова- не вы Меня, а Я вас буду защищать, поставьте мой Образ над вратами крепости обители.

   По прошествии столетий град Эдесса, как и весь средиземноморский мир с его святынями был завоеван арабскими племенами. Тогда решено было скрыть святыню от иноверцев, заложив ее нишу камнем. С пением молитв епископ города поставил перед Образом лампаду, а затем ниша была закрыта каменной кладкой. Прошли многие годы, пока ее вновь раскрыли и увидали чудо- лампада перед образом оставалась горящей.
В средние века Образ был перенесен из Эдессы в Константинополь. Здесь он находился до разорения столицы крестоносцами.

  В числе святотатцев был некий венецианский дож, по легенде среди других святынь взявший и Нерукотворный образ. Но гнев Божий поразил святотатца - страшная буря на море потопила корабль, перегруженный награбленным и дож утонул. И до нынешнего времени местонахождение святыни Господней неизвестно.


    В моей жизни два события ярко представляют силу и славу Нерукотворного Образа, всегда избавлявшего меня от тяжелого ручного труда, как сказано в молитве Образу-"...да избавиши яже создал еси от работы вражия...".


После персональных выставок я занимался росписями в школах, но кризис усиливался, заказов не было и я  вынужден был устроится на работу сторожем -дворником в детском саду.

Здесь меня встретила свирепая завхоз, пожилая женщина, метившая устроить на это место своего мужа, горького пьяницу. Место обширное, почти половина территории было явно запущено, огромные деревья -пятиэтажные старые тополя никто не обрезал и они грозили рухнуть на здание.

Огромные листья сыпались с них так, что я осенью шел по участку чуть ли не по колено в листве. Приходилось работать до изнеможения, ведь я еще и страдал сердечным и почечным недомоганием. При всем том завхоз с криками угрожала уволить меня, и даже требовала писать уже заявление.

Так прошел месяц август и подошел день Спаса Нерукотворного. Я давно почитал эту икону и молился ей об избавлении. И вот накануне праздника моя мать пожаловалась подруге, редактору заводской газеты, та быстро сообразив, что делать, позвонила в комбинат бытового обслуживания города и попросила убрать старые тополя. В то время шла компания по уборке деревьев по всему городу. И там в конторе никто не удивился, что из садика, относившегося к большому заводу, звонят впервые.


Через час приехали рабочие и за полдня снесли все огромные тополя, распилили их и приготовили к вывозу. Я пришел на работу из церкви и не мог поверить своим глазам - участок был чист от листьев и мои враги тополя лежали поверженные, огромными стволами на земле.  Завхоз и заведующая возмущались самоуправством в их хозяйстве и не могли понять как без них все сделали. Но было поздно и воля неверующих уже ничего не значила. Я проработал на том месте шестнадцать лет и всегда благодарил Бога и его Сына в Нерукотворном Образе.


Завхоз сначала сломала руку, сказав -уж не за Алексея ли мне это, что кость плохо заживает? Может Бог наказал? А потом я встретил директора всех садиков ДОУ и на вопрос все ли хорошо на работе сказал по христиански - слава Богу, все хорошо, ведь я давно привык к крикам об увольнении. Но директор была внимательна и переспросила у моей мамы, и та сразу сказала - да его едят поедом. И тут директор заметила, что завхоз давно работает на пенсии и вместо благостного тихого счастья озлобилась и еще гоняет ее друзей. Завхоза вызвали на ковер и попросили уйти на пенсию.

Я стал носить на работу большую икону Нерукотворного Образа и всего не перечислить, как она меня защищала, я стал обносить ей садик по ночам.
И самое главное чудо, давшее силы написать эту статью, произошло на днях, в уже в 2016 году.


Я много лет собирал народные предания в серию книг "Золотые сказы Сибири", но проект стал непосильно труден, поскольку зависел от помощи окружающих людей.
И вот в день накануне, в День Успения Богоматери, перед днем Спаса Нерукотворного мне звонит начальница отдела культуры города и сообщает что меня вызывают в министерство культуры края, мы выехали на персональной машине представительского класса с короной на капоте. Во все время чудесного путешествия я испытывал блаженство и чувство исполнения давних мечтаний о признании государством моего проекта.

Не могу в силу обещания, данного в краевом  министерстве сказать о масштабах данного мне особого поручения, но скажу только что все о чем я мечтал десятки лет как автор проекта , было мне обещано и даже сказано, что "вы уж сильно не возноситесь, ведь мы по сути одели на вас корону", все директора городских учреждений культуры обязаны будут вам помогать... Нерукотворно я был спасен от многого напрасного труда доказательства достоинств моего проекта, получив признание на самом высоком уровне. Моей благодарности Богу и людям не было предела, я только молился, чтобы оставаться благодарным и не привыкать к долгожданному успеху.


Краткая молитва праздника-присловие

Слава Господи, Нерукотворному Образу Твоему! (трижды)


И читается молитва -

 Пречистому Твоему образу  поклоняемся, Благий, просяще оставления прегрешений наших, Христе Боже, плотию благоволил еси взыти на Крест, да спасеши, яже создал еси, от работы вражией, радости исполнил вся Спасе наш, пришедый спасти мир.

А сегодня я прочитал акафист Нерукотворному Образу и удивился, насколько он не похож на другие, частью составлен из псалмов, имеет особый дух и настроение.