Выставка Ивана Айвазовского

Вячеслав Суханов
Радио Посад
Культура

Айвазовский на фоне современности…

Последний день уходящего лета я, как и тысячи москвичей и гостей столицы, посвятил замечательному русскому художнику армянского происхождения Ивану Константиновичу Айвазовскому (Айвазяну, 1817–1900) , выставка картин которого, посвященная 200-летию со дня его рождения, открыта в филиале Третьяковской галереи на Крымском Валу.

С творчеством великого художника-мариниста я познакомился еще в детстве, в городе Осташкове на Селигере, когда впервые увидел копию его знаменитой картины «Девятый вал» в фойе нашего заводского клуба. Конечно, она была гораздо меньше оригинала, но все равно производила на нас, никогда до этого не бывавших в Третьяковской галерее и Русском музее, неизгладимое впечатление.
Более широко творчество Айвазовского я смог оценить позже, когда отдыхал с отцом в Крыму, в родном городе художника Феодосии. Там есть его галерея, где представлены многие из его замечательных произведений. Правда, шел август 1968 года, и вторжение частей Советской Армии в возжелавшую капитализма Чехословакию прервало безмятежный отдых отдыхающих, среди которых было немало военных, как и мой отец. Поэтому не все, наверно, смогли тогда посетить музей художника…

Зато нынешнее посещение выставки Айвазовского в Третьяковке, слава богу, никто и ничто прервать не смогло. И я с огромным удовольствием отправился на встречу с творчеством человека, который первым, как пишет сайт галереи, открыл для русского искусства жанр марины (морского пейзажа) и превратил его в особое явление в изобразительном искусстве.

К счастью, огромных очередей, как, в свое время, на выставку Пабло Пикассо в музее изобразительных искусств им. Пушкина или как на недавнюю выставку Валентина Серова, когда огромная толпа любителей прекрасного даже выломала входные двери Третьяковской галереи, на этот раз НЕ БЫЛО. Хотя, как пишут в интернете, уровень посещаемости выставки работ Айвазовского за месяц с 29 июля уже превысил показатели выставки Серова, на нее уже продано больше 108 тысяч билетов.
Просто на это раз появилась возможность купить электронный билет на сайте Третьяковки и пройти без всяких очередей в строго указанное в билете время. А те несчастные, кто до сих пор не знает, что такое интернет, и не умеет пользоваться планшетом, по-прежнему стояли в довольно длинной очереди и с нескрываемым недоумением и завистью смотрели, как мы свободно проходили в соседние двери. Увы,  им.

Надо признать, что Третьяковская галерея постаралась показать творчество Айвазовского во всем его блеске и многообразии. Из примерно 6 тысяч написанных Айвазовским картин было отобрано и выставлено для нашего обозрения порядка 200 лучших живописных полотен и рисунков - из собраний 17 музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Петергофа и др., а также из 6 частных собраний.
Тут есть все – и море бушующее, и море мирно спящее, и страх от разгневанной природы, и отчаяние попавших в кораблекрушение. И практически везде  присутствует человеческий оптимизм художника, потому что на фоне бушующих волн и гибнущих кораблей обязательно кто-то СПАСАЕТСЯ – или на шлюпке, или на отломившейся мачте, или уже на берегу. А кто-то навстречу им со скалы поднимает руку со спасительным крестом…

Огромные многометровые полотна с обрушивающимися на головы зрителей тоннами свирепо кипящей воды, как, например, на картине «Волна», просто завораживают мощью природы. Безмятежные пейзажи пляжей Крыма, Италии или бухт Константинополя – наоборот, успокаивают.
А за теми из посетителей, кто не испугался и не успокоился, стремясь незаконно запечатлеть происходящее на смартфон или, как я, на тайно пронесенный на выставку фотоаппарат, бдительно следят сурово-вежливые женщины-смотрители. Аппаратуру не отбирают, но требуют выключить и убрать…

«В течение жизни Айвазовский участвовал более чем в 120 выставках, свыше 60 из которых были персональными. Они открывались как в России, так и во многих городах Европы и Америки. Айвазовский стал почетным членом Амстердамской, Римской, Флорентийской, Штутгартской, Парижской академий художеств. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге единогласно присвоила ему звание академика, а затем и профессора живописи.
Однако громкая прижизненная слава, великое множество полотен, созданных им благодаря титанической работоспособности, сыграли с художником злую шутку.
Публика не переставала любить Айвазовского. Зато критика, пресытившись его работами, отвернулась от художника как от "устаревшего", не отвечающего запросам динамичного ХХ века, поставив на его произведениях ярлык "салонные и коммерческие". Как следствие - отсутствие масштабных выставок и фундаментальных исследований творчества живописца на протяжении многих десятилетий…» (с сайта Третьяковской галереи)

Не знаю, как всякие там критики, но лично я с «несовременностью» художника категорически не согласен. И приведу всего один пример.
На нескольких морских пейзажах Айвазовского запечатлены маневры тогдашнего Черноморского флота и батальные сцены времен одной из многочисленных русско-турецких войн. Одна из картин – «Синопский бой» - изображает победу русского флота над турецким. Борта наших пушечных фрегатов под реющими на ветру Андреевскими стягами окутывает дым стреляющих орудий, корабли врага горят, мачты падают, паника – все, как и должно было быть тогда. И как ДОЛЖНО БЫТЬ в будущем - с ЛЮБЫМ врагом Российской империи или федерации – как кому нравится. Тогда били турок – и сейчас чуть дело до этого не дошло, после сбитого ими нашего самолета. Тогда наши моряки бились под Андреевским флагом – и сегодня на кораблях Военно-морского флота России, бьющих ракетами по террористам ИГИЛ в Сирии, реют Андреевские флаги.
И после этого кто-то осмеливается назвать Айвазовского «устаревшим», несовременным художником?!

За все свои заслуги перед российским флотом Иван Константинович в 1844 году был причислен к Главному морскому штабу в звании первого живописца с правом ношения морского мундира. Больше того, ему поручили написать виды русских портов и приморских русских городов - Петербурга, Петергофа, Кронштадта, Ревеля, Свеаборга, Гангута. Айвазовский немедля взялся за новую работу и в несколько месяцев выполнил ее…

Но не только стихиям и баталиям посвятил художник свое время и талант. На выставке много работ с пейзажами черноморского и средиземноморского побережий. Они спокойны, красивы, я бы даже сказал, изысканны. А несколько ночных пейзажей напомнили мне полотна Куинджи, еще одного любимого мной русского художника, правда, уже не армянского, а греческого происхождения.
Да, такова наша матушка Россия, приютившая и давшая кров множеству людей других народов и национальностей…

Некоторые мои знакомые посадские художники-авангардисты то ли по глупости, то ли по недопониманию отвергают достижения великих русских пейзажистов Айвазовского, Куинджи, Шишкина, Левитана, называя их «примитивными фотографами природы», что, мол, это не искусство, что «нужно все брать из головы». Интересно, а как же тогда относиться к словам Ивана Айвазовского, который сказал: «Движения живых струй неуловимы для кисти; писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен ЗАПОМНИТЬ их». То есть, он-то как раз все и брал из головы! Причем из умной головы, до которой тянуться – не дотянуться его современным критикам. Его картины - в музеях мира! А их творения – на пыльных полках обветшалых мастерских...
Да и не крестики с кубиками современных и прошлых кандинских вызывают чувство патриотизма и гордости за свою страну, а полотна, запечатлевшие победы русского оружия.
Увы, им, убогим и заблуждающимся…

Завершая свой рассказ о выставке Ивана Константиновича Айвазовского, я бы сказал, что она огромна, замечательна и поучительна. И у нее, на мой взгляд, всего один «недостаток» – картин слишком много. Мне кажется, что выстави один «Девятый вал» или одну «Волну» - и около них одних можно было бы стоять целую вечность, созерцая и восхищаясь творением одного из гениев русского изобразительного искусства. И еще раз осознав и приняв причину, почему современная Россия вернула себе Крым. Да хотя бы еще и потому, что здесь жил и творил великий РУССКИЙ художник. А где должен находиться родной город русского художника?! – Да, конечно же, на нашей с ним общей Родине – в РОССИИ… 

Для справки: выставка продлится до 20 ноября.

Вячеслав СУХАНОВ
(для Радио Посад)