Фергана. Путевые заметки. Глава 2

Попова Марина
Город-сад… 

Наконец-то я каким-то чудом созвонилась со своим другом, не прибегая к чужой помощи. Минут через пять он подъехал за мной на машине. Искандер поприветствовал меня на земле Узбекистана, объяснив своё опоздание:
 - … не спешил, думал, что задержишься на таможне. Я по два часа её проходил.
Мы ехали с небольшой скоростью. Через открытые окна лицо обдувал горячий ветерок, но никакого облегчения не приносил. Впечатление, что всё вокруг: и воздух, и асфальт, и земля - буквально плавится от жары. Лень лениво заползла… и наполняла собой и тело, и ум... В таком состоянии ничего не хочется делать…
«Где же тень? Почему нет деревьев? Почему вся улица с её редкими прохожими и машинами открыта безжалостному узбекскому солнцу?»
 - Дорогу на главной улице расширили в два раза, поэтому все деревья вырубили, - говорил мой спутник, будто читал мои мысли, - еще несколько лет назад улица утопала в тени. Недаром наш город называли городом - садом. Огромные многовековые чинары, каштаны, дубы, сосны росли здесь, – с грустью продолжал он, а мне на ум пришли слова М. Ю. Лермонтова - «Под свежею чинарою лежу я на ковре», - представляешь, кроны чинар смыкались вверху, образуя туннель, по которому ехали машины! Тенистые аллеи дарили живительную прохладу летом в жару. Обилие цветов на площадях, скверах снискало в прошлом славу Фергане, как одного из самых зеленых городов Узбекистана. А сейчас чинары заменили саженцами узколистных клёнов. . .

Но пока эти одинокие тонкие деревца выглядели маленькими и жалкими кустиками.
Мне вспомнился рассказ моей приятельницы - русскоязычной кореянки об опыте озеленения улиц в Южной Корее.

По её рассказам, корейцы садят взрослые деревья. Едет специальная машина с ковшом и запасом «взрослых» деревьев. Несколько работников сидят в машине. Водитель машины ковшом выкапывает яму. Работники тут же в неё опускают дерево, корни которого - в специальной питательной смеси. Яму наполняют водой, засыпают землей. Ствол укрепляют при помощи растяжек. На столбике вешают табличку с информацией, кто посадил, когда и название дерева. Все деревья хорошо приживаются.

 - Наш город - один из важнейших центров Узбекистана по производству нефти. Еще в 1908 году в Фергане был построен первый завод по очистке нефти. Но воздух в городе чистый, потому что многие промышленные предприятия, отрицательно влияющие на экологию, сейчас демонтируют и переносят за пределы города, - просвещал меня мой друг, - строятся новые жилые дома, магазины, общественные здания. Наш город - крупнейший промышленный центр Узбекистана!

В нём сосредоточено семнадцать крупных предприятий. Фергана - культурный центр Ферганской долины. В городе – сорок семь школ, университет, политехнический институт, филиал Ташкентского университета информационных технологий, филиал Ташкентской медицинской академии…

О гостеприимстве людей Востока много говорят и пишут, слагают легенды, притчи и сказки, но мне пришлось испытать на себе впервые…