Что питает звериную сущность человека?

Жарасбек Коргамбаев
Бесспорно, в обществе живут люди, отчужденные друг от друга, и в государстве работают эти же люди, по долгу службы обязанные думать о людях, но в действительности столь же отчужденные и сосредоточенные на себе, и поэтому скрывающиеся за непробиваемыми бюрократическими стенами. Бесспорно, здесь мы имеем дело с системой бюрократического управления, сложившейся на определенной основе и функционирующей отнюдь не по моральным законам. И люди и здесь не иначе относятся к деньгам и друг к другу, чем простые смертные. В этом смысле Гегель, может быть, ошибся, одухотворяя государство и наделяя его нравственным сознанием. Но если общество и государство становятся человечными, то это происходит только через усилие людей, осознающих проблему с точки зрения человека и к этому поворачивающих государственное управление (а без этого ничего не получится). На сегодняшний день, когда кризис усиливается, это острая необходимость, раз выясняется, что не все люди умеют как  следует делать деньги и что не все люди как следует приспосабливается к «рыночной экономике» и что все это нисколько не связано с сознанием и волей людей, а предопределено характером нашего развития, идущего не туда, куда бы нам хотелось.
  И тот факт, что здесь нужна человечность и человеческое отношение к людям, не означает, что они могут быть человечными, если «рыночная экономика» питает их звериную сущность. И тот факт, что в этом отношении каждый предоставлен себе по самому принципу нашего существования, отнюдь не означает, что уже не надо думать об этих людях и что они когда-нибудь сами «самоорганизуются» и очеловечатся прямо в денежных отношениях. Напротив, в этом состоит роль современного государства, которую оно выполняет именно в кризисных ситуациях. Человек сегодня «изнашивается» не от недоедания, а от стрессовых обстоятельств, принявших всеобщую форму в результате беспрерывных конкурентных войн и инфляции, которые подстегиваются неограниченной властью денег над людьми. И вряд ли человек сможет противостоять власти денег и выжить в одиночестве. Кризис просто это усиливает, увеличивая число безработных и бродяг и тем самым расстраивая жизнь несметного числа людей, выживающих в одиночку.
Здесь нет победителей. Нет рабов и господ, а только самоуничтожение, обусловленное распадом отжившей себя системы. И сизов труд.