(По мотивам жизнеописания великого чаньского (дзенского) наставника Мацзу из Цзянси, - человека многоликого и оригинального. На примере одной из историй по решению коана "Зачем Бодхидхарма приходил в Китай?")
----
Мацзу*-наставник нестандартным был:
Оригинально к дзену приводил.
И методы его (в том не было сомненья!)
Учеников ТОЛКАЛИ к просветленью.
И об одном из них спешу поведать я,
Насколько знаю. Слушайте, друзья.
Суров и скован ученик** сей был:
Столь много думал – мало говорил.
Настойчиво ответы он искал.
Смеялся редко, чаще всё страдал.
Вот МЫСЛЯМИ своими он дозрел -
Мацзу такой вопрос задать ПОСМЕЛ:
«Учитель (ты ответ мне дай!),
Зачем же Дамо*** приходил в Китай?»
(Мощнейший то вопрос: в нем дзена суть)****
Мацзу был просветлён – и всё успел смекнуть.
«Поклонимся мы Дамо: он – велик!» -
Мацзу промолвил и к земле приник.
И несколько поклонов отпустил,
И, этак, в сторону тихонько отступил.
А ученик сей поклоняться стал
И рьяно так поклоны отпускал.
Мацзу в сторонке тоже не дремал –
Пинок под зад ему мощнейший дал.
Красив полет был – славно приземленье.
От неожиданности - чувство изумленья,
Конфуз, ошеломленность, потрясенье.
Но вот сложилось всё во благо просветленья.
Тут от души сей ученик смеяться стал
Столь безудержно. Смех не прекращал.
И жизнерадостным он мудрый дзен познал.
-----
Мы мыслями готовы возрастать,
Но это меньше, чем живое постигать.
Подчас для правильного осознанья
Раскованное важно состоянье.
И от души свободный смех
С ума снимает множество помех.
А неожиданные потрясенья,
Возможность дарят просветленья.
Мацзу - наставник это понимал.
И оттого урок так преподал.
----
*Мацзу Даои (709-788 г. н.э.) – легендарный наставник чань (дзен) буддизма в Китае. Исповедовал скорее не концептуальный подход к познанию и просветлению, а парадоксальный, основанный на неожиданностях. Известен, также, своими проповедями и изречениями. В дзене считал самым важным самосовершенствование и труд. Имя Даои означает Путь Единого.
**Имеется ввиду монах Шуйлао из области Хунчжоу.
***Дамо (ударение на оба слога) – так китайцы называют основателя учения чань (дзен) монаха из Индии Бодхидхарму (5-6 в н.э.; 28й патриарх буддизма, 1й патриарх чань буддизма в Китае, основатель шаолиньского кунг-фу). Японцы именуют Бодхидхарму Дарумой.
****Зачем Бодхидхарма (Дамо (кит), Дарума (яп)) приходил в Китай? – известный коан, на который есть множество ответов («Кипарис в саду» или «А зачем ты задал вопрос?». И др). В современной интерпретации для эрудиции (ума) существует такое понимание: Бодхидхарма принес себя просветленного, чтобы раскрыть чань (дзен) в Китае, который там уже был. Но это не совсем дзенский ответ, так как после него возникает множество других вопросов и блужданий ума. Дзенский (изнутри) вариант, скорее, таков: сначала почувствовать себя в состоянии чань (дзен), и через него посмотреть на Бодхидхарму, по типу: «вот ЭТО раскрыл в Китае он».