Речь была одной из проблем. Словарный запас за эти месяцы увеличился значительно. Саша уже говорил достаточно длинными, развёрнутыми предложениями. Много стихов знал наизусть. Одеваемся и рассказываем напару всего «Мойдодыра» или «Муху-Цокотуху». Я начинаю строку, а он продолжает.
Нам обоим очень нравилось такое чтение. Декламировали с выражением, от души. Это были очень счастливые моменты!
Я понимала, что речь необходима не только для общения. Важно научить рассказывать. Ребёнок может много знать, но, не умея хорошо изложить эти знания, не получит хорошей оценки в школе. Как правило, как дети говорят, так и пишут.
С первого дня детские книжки были одним из увлекательнейших ежедневных занятий. Вначале мы их рассматривали, я рассказывала ему о том, что изображено на картинках, объясняла значение новых и непонятных слов. Затем начиналось чтение. Читать одну и ту же книжку порой приходилось до пятнадцати раз в день.
Для меня это тоже было очень интересным наблюдением, по-моему, дети ничего не делают зря. Вот читаю-читаю «Не будите меня до весны» (в десятый раз!), сама уже всю книжку наизусть выучила. Заканчиваю чтение, а он сразу просит:
– Ещё раз почитай!
Утром подхожу будить Сашу, а он мне отвечает сонным голосом:
– Не будите меня до весны!
Вот так появлялись в его речи новые, длинные, правильные предложения. Ну а то, что дети хитренькие и знают, когда их применить, известно всем.
Затем, занимаясь домашними делами, а занимались мы, как правило, вместе, задаю ему вопросы:
– О ком книжка? Куда пошла Красная Шапочка? Зачем?..
Саша мне охотно отвечает и таким образом практически пересказывает сказку.
Так формировалось умение рассказывать. Расширить предложения всегда можно было дополнительным вопросом.
С содержанием всё было нормально, Саша рос очень любознательным, но так и не мог выговаривать мягкие и шипящие звуки. Самостоятельные занятия с помощью книг по логопедии не давали желаемого результата. Месяцы проходили, надо было записывать Сашу в детский сад, чтобы с детьми общался.
Только как же он будет там себя чувствовать, если не выговаривает половину букв алфавита, никто толком не понимает, что он говорит. Пришлось обратиться к специалисту.
Приём вела молодая женщина-логопед. Поговорив со мной и осмотрев Сашу, она сказала, что нам надо обратиться к другому врачу, возможно к хирургу. Скорее всего есть какой-то дефект, и, возможно, придётся делать даже небольшую операцию. При такой маме ребёнок к четырём годам должен говорить отлично.
Идём домой. Что делать? Тайна усыновления. Опять придётся самим разглашать эту тайну и увеличивать число свидетелей. Выхода нет. Иду на следующий день к этому же врачу и открываю правду:
– Не было у ребёнка возможности научиться говорить, язык разработать. Давайте хотя бы попробуем.
Не очень охотно, но врач всё же согласилась, и мы через день вновь у неё на приёме.
Сын восседает на стуле перед зеркалом, со всей серьёзностью и вниманием. Занятие началось!
– Попробуй язычком достать кончик носа, тяни язычок, сделай его остреньким как иголочка.
Саша пытается вытянуть свой язык, толщиной в несколько сантиметров, непослушный и негнущийся.
– Теперь оближи губки, будто они вареньицем намазаны...
– Все упражнения проделали. Будем учиться говорить букву «с»...
Затем последовало домашнее задание:
– Ежедневно, как урок, проделывать все упражнения перед зеркалом и тренироваться произносить букву «с».
Так для Саши начались уроки и домашние задания. Он делал очень прилежно все упражнения перед зеркалом, руками помогал вытягивать такой непослушный язык, мы по очереди играли с Сашей в футбол с мячиком из ваты, тренируя язык и дыхание вперёд, а не в щёку. Здесь пригодилась и литература по логопедии. Я просто выбирала там игры на нужную букву и, проснувшись, мы всё делали, приговаривая:
– Проснул...
– ся – добавлял Саша.
– Потянул...
– ся
– Одел...
– ся
– умыл...
– ся...
Уже на втором занятии поменялось настроение у врача. Она отметила старание и успехи сына. А бабушка, моя мать, придя к нам в гости и понаблюдав «подготовку уроков», просто стояла у приоткрытой двери, чтоб Саша не видел, и плакала. На мой вопрос почему плачет, она ответила:
– Марина, четыре года, дети играют в таком возрасте и никакой ответственности, а он с такой усидчивостью, тянет этот язык, так старается, так хочется ему научиться...
Я плакать не могла. Может, поэтому, спустя несколько лет, слёзы просто тоннами-кубометрами из меня вытекать будут. Тогда я должна была ободрять, поддерживать сына и вести его вперёд. Ему-то что делать, если я заплачу?
Теперь я могу ответить более грамотно, что детей нельзя жалеть. Жалость отнимает силы и делает их слабее.
Нам силы были очень нужны! Поэтому со смехом и шутками мы накрывали стол к ужину, и все по очереди произносили слова, начинающиеся с буквы «с».
Через два месяца, просто в рекордные сроки, Саша говорил чисто. С врачом прощались тепло, как родные. Она честно созналась, что даже на первом занятии не верила в успех.
Продолжение http://www.proza.ru/2016/09/02/1371