Ты моя мама? Глава 20. Речь

Вера Демидова
       Речь была одной из проблем. Словарный запас за эти месяцы увеличился значительно. Саша уже говорил достаточно длинными, развёрнутыми предложениями. Много стихов знал наизусть. Одеваемся и рассказываем напару всего «Мойдодыра» или «Муху-Цокотуху». Я начинаю строку, а он продолжает.
Нам обоим очень нравилось такое чтение. Декламировали с выражением, от души. Это были очень счастливые моменты!

       Я понимала, что речь необходима не только для общения. Важно научить рассказывать. Ребёнок может много знать, но, не умея хорошо изложить эти знания, не получит хорошей оценки в школе. Как правило, как дети говорят, так и пишут.
 
       С первого дня детские книжки были одним из увлекательнейших ежедневных занятий. Вначале мы их рассматривали, я рассказывала ему о том, что изображено на картинках, объясняла значение новых и непонятных слов. Затем начиналось чтение. Читать одну и ту же книжку порой приходилось до пятнадцати раз в день.
 
       Для меня это тоже было очень интересным наблюдением, по-моему, дети ничего не делают зря. Вот читаю-читаю «Не будите меня до весны» (в десятый раз!), сама уже всю книжку наизусть выучила. Заканчиваю чтение, а он сразу просит:

       – Ещё раз почитай!

       Утром подхожу будить Сашу, а он мне отвечает сонным голосом:

       – Не будите меня до весны!

       Вот так появлялись в его речи новые, длинные, правильные предложения. Ну а то, что дети хитренькие и знают, когда их применить, известно всем.
Затем, занимаясь домашними делами, а занимались мы, как правило, вместе, задаю ему вопросы:

       – О ком книжка? Куда пошла Красная Шапочка? Зачем?..
 
       Саша мне охотно отвечает и таким образом практически пересказывает сказку.
 
       Так формировалось умение рассказывать. Расширить предложения всегда можно было дополнительным вопросом.
 
       С содержанием всё было нормально, Саша рос очень любознательным, но так и не мог выговаривать мягкие и шипящие звуки. Самостоятельные занятия с помощью книг по логопедии не давали желаемого результата. Месяцы проходили, надо было записывать Сашу в детский сад, чтобы с детьми общался.
 
       Только как же он будет там себя чувствовать, если не выговаривает половину букв алфавита, никто толком не понимает, что он говорит. Пришлось обратиться к специалисту.

       Приём вела молодая женщина-логопед. Поговорив со мной и осмотрев Сашу, она сказала, что нам надо обратиться к другому врачу, возможно к хирургу. Скорее всего есть какой-то дефект, и, возможно, придётся делать даже небольшую операцию. При такой маме ребёнок к четырём годам должен говорить отлично.
 
       Идём домой. Что делать? Тайна усыновления. Опять придётся самим разглашать эту тайну и увеличивать число свидетелей. Выхода нет. Иду на следующий день к этому же врачу и открываю правду:

       – Не было у ребёнка возможности научиться говорить, язык разработать. Давайте хотя бы попробуем.
 
       Не очень охотно, но врач всё же согласилась, и мы через день вновь у неё на приёме.

       Сын восседает на стуле перед зеркалом, со всей серьёзностью и вниманием. Занятие началось!

       – Попробуй язычком достать кончик носа, тяни язычок, сделай его остреньким как иголочка.

       Саша пытается вытянуть свой язык, толщиной в несколько сантиметров, непослушный и негнущийся.
 
       – Теперь оближи губки, будто они вареньицем намазаны...

       – Все упражнения проделали. Будем учиться говорить букву «с»...

       Затем последовало домашнее задание:

       – Ежедневно, как урок, проделывать все упражнения перед зеркалом и тренироваться произносить букву «с».

       Так для Саши начались уроки и домашние задания. Он делал очень прилежно все упражнения перед зеркалом, руками помогал вытягивать такой непослушный язык, мы по очереди играли с Сашей в футбол с мячиком из ваты, тренируя язык и дыхание вперёд, а не в щёку. Здесь пригодилась и литература по логопедии. Я просто выбирала там игры на нужную букву и, проснувшись, мы всё делали, приговаривая:

       – Проснул...

       – ся – добавлял Саша.

       – Потянул...

       – ся

       – Одел...

       – ся

       – умыл...

       – ся...

       Уже на втором занятии поменялось настроение у врача. Она отметила старание и успехи сына. А бабушка, моя мать, придя к нам в гости и понаблюдав «подготовку уроков», просто стояла у приоткрытой двери, чтоб Саша не видел, и плакала. На мой вопрос почему плачет, она ответила:

       – Марина, четыре года, дети играют в таком возрасте и никакой ответственности, а он  с такой усидчивостью, тянет этот язык, так старается, так хочется ему научиться...

       Я плакать не могла. Может, поэтому, спустя несколько лет, слёзы просто тоннами-кубометрами из меня вытекать будут. Тогда я должна была ободрять, поддерживать сына и вести его вперёд. Ему-то что делать, если я заплачу?
 
       Теперь я могу ответить более грамотно, что детей нельзя жалеть. Жалость отнимает силы и делает их слабее.
 
       Нам силы были очень нужны! Поэтому со смехом и шутками мы накрывали стол к ужину, и все по очереди произносили слова, начинающиеся с буквы «с».

       Через два месяца, просто в рекордные сроки, Саша говорил чисто. С врачом прощались тепло, как родные. Она честно созналась, что даже на первом занятии не верила в успех.

Продолжение  http://www.proza.ru/2016/09/02/1371