На расстоянии вытянутой руки. 8 часть

Оля Сома
38.
Шли дни нашей насыщенной жизни в спортзале. Все меньше времени оставалось до соревнований. Все волновались, зная свои недочеты, и старались их исправить. Тренер все чаще приносил и показывал нам учебные фильмы, в которых были те комплексы, над которыми мы работали. И если раньше после таких просмотров мы довольные бежали на занятия, то сейчас… понимая как мы все еще далеки от идеала, вздыхая, шли на свои места с намерением серьезно и долго работать, пока не кончатся все силы. И так каждый день. При исполнении комплекса при нужном ускорении наши стойки оказывались не достаточно низкими и правильными… Пока мы «выравнивали» их и снова возвращались к первоначальному темпу, сдавало наше терпение. И только тренер невозмутимо смотрел на весь этот процесс. Вероятно, это обычная практика, раз он нас не ругает за такой тормоз. И это длилось неделями. Вроде бы, все уже четко и хорошо, движения рук и ног правильны и достаточно хорошо отрепетированы. Повторяем несколько раз. Все как под копирку. Хорошо. Дальше. Ускоряемся. Куда????! Куда полетела рука раньше времени и почему промежуточная стойка «смазалась» оставшись недостаточно низкой?! Блок, который сотню раз подряд делался с машинально одинаковой амплитудой теперь летел по-другому! Ааааа! Опять все сначала. Медленно и досконально все проверяем. Стойка низкая красивая мабу, нога выносится по дуге, одновременно блок рукой и четко замираем, взгляд на блок. Поворот в гунбу и одновременно руки – одна делает захват и уходит на исходную, другая прямой удар вперед. Спина ровная, стойка низкая, бедро параллельно полу, задняя нога прямая, носок развернут, смотрим на удар…
Что? Кажется слишком нудно и долго? А ведь это всего два движения. Их еще много в комплексе, и по каждому нужно контролировать себя полностью. Проделывая это снова и снова, наш мозг начинал плавиться от тотального контроля над собственным телом. Но понимание того, что если пропустить этот этап и перейти на скорость с потерей низких стоек и правильных траекторий ударов и блоков, хороших результатов на соревновании не жди. Яркий пример того, как это должно быть, мелькал у нас перед глазами на экране телевизора. И мы шли к этому. Медленно, уперто, психуя на все, обижаясь не понятно на что, находя терпение непонятно откуда, и силы снова и снова. Все прошли через эти стадии борьбы с собой. Приближались к соревнованиям мы уставшие морально. Физически - заметно улучшив свою технику. Эмоций было уже мало, по любому поводу. И когда до соревнований осталось всего два дня, тренер нас собрал после занятий и сообщил новость, от которой буквально взорвало всех.
Накануне он ездил в зал, где будут проводиться соревнования. Организаторы тех соревнований решили не принимать участников старше 14 лет. Он сообщил нам это спокойно. И мы сначала не поверили в услышанное. Почти всем из нас было 15 или больше! Возмущение выплеснуло весь наш негатив, скопившийся за многие недели нашей, как выяснилось, ненужной работы. Почему они раньше нам этого не сообщили???!!! Тренер даже не пытался нас успокоить. Он понимал, что мы чувствуем. Подождав пока мы прооремся и перепсихуем, он так же спокойно добавил – но возможно они еще изменят свое решение.
Вот в таком «подвешенном» состоянии мы всей командой и явились в зал соревнований в назначенный день и час. Организаторы не передумали. Выяснилось, что среди их воспитанников старше 14 лет никого не было, и вводить дополнительную возрастную категорию для другого клуба им не хотелось. Поэтому мы оказались за рамками соревнований. Мы честно держали себя в руках, чтобы не разнести весь этот зал вместе с организаторами! Почему нам не сказали раньше?! Неужели это было так сложно?
Соревнования начались с малышей… по нашим меркам. С детей 7-8 лет, если точнее. Далее по графику были группы 9-10, 11-12, 13-14 лет. В нашей команде было всего двое 11 лет и один 14 лет. Они готовились. Мы не мешали им, понимая, что для них сейчас все состоится, все к чему они так долго шли вместе с нами. Я не могла долго находиться в том зале, нужно было выплеснуть негатив. Чувствуя, что его скопилось очень много, и что его поток будет выходить, возможно, очень громко, я поспешила покинуть спортзал. Ушла как можно дальше от всех, спряталась в какой-то закоулок коридора, чтобы никто этого не видел и не слышал. Кипя от досады, начала бить стену кулаками. Не просто так, монотонно, а настоящими поставленными ударами, которые мы так долго отрабатывали. Сильно. Громко. Со злостью. Долго. Больно. И чем больнее было моим кулакам, тем легче мне становилось на душе. Наконец, собрав остатки отчаяния, кулак последний раз бабахнул по стене. И сами по себе брызнули слезы. Это было непонятное мне состояние, без эмоций по лицу просто лились слезы. Я навалилась на стену и сползла вниз. Подождав в таком положении, когда слезы закончатся, я вытерлась рукавом и пошла искать умывальник. Заметив, что на моей стенке осталась разбитая штукатурка, глянула на кулаки. Крови не было. Но фаланги, контактировавшие со стеной, были абсолютно синие. Их пульсация гасила во мне адреналин. Умывшись и убедившись, что выгляжу как обычно, я вернулась в зал. 
Выступал один из команды соперников. Наш готовился к выходу. «Ну, посмотрим, как вы хороши» - спокойно подумала я и устроилась среди зрителей, пряча руки в карманы. Это давно вошло в привычку – прятать разбитые руки от взгляда тренера… в общем то, сразу после истории с зеленкой. По нашим меркам, парень выступал «не очень». Объявили цифры, зрители радостно зашумели. Теперь наш. Я внимательно всматривалась в его движения, мысленно посылая ему правильный настрой. Раз, два, три, перескок, удар, низкая, хлопок, удар, разворот, молодец, молодец!... Он на самом деле сделал все отлично! Мы были очень довольны его выступлением и радостно поддержали его возгласами после финального поклона. Тихо, ждем цифры!... как это понимать?... почему цифры меньше чем у вашего?! Стойки были намного лучше, движения рук были более правильными, он вовремя замедлялся и вовремя ускорялся, практически скопировав комплекс с учебного фильма из Китая! Что за ерунда? Мы недоумевали.
Второго и третьего постигла та же участь. Их просто «засудили» по нашим меркам. Мы уже без энтузиазма стояли и наблюдали за выступлениями команды соперников. Их стойки были выше положенного, их блоки и удары летели по непонятной нам траектории (совсем не как в учебном фильме), паузы и акценты они делали совсем не так, как мы отрабатывали опять же по тем фильмам. По нашим меркам, они сделали практически все не так! И в итоге выиграли. Это был уже второй «удар» от организаторов соревнований. И я опять сжав зубы молча вышла в коридор.   
Сидя в коридоре на скамейке, я смотрела как играют мышцы на руках когда сжимаются кулаки. Говорить было не о чем. Даже самой с собой. Стараясь ни о чем не думать, я вгоняла себя в пустоту. В таком состоянии меня зацепила со скамейки подруга, когда вся наша команда проходила мимо на выход.

39.
На следующей тренировке желания заниматься не было ни у кого. Хотя пришли все. Мы стояли с потухшим взглядом на построении. Глядя на нас, тренер вздохнул. Он начал что-то говорить, но я не могла себя заставить слушать. Тон его голоса был не самым радостным, но и сердитым не был тоже. Он был так же расстроен сложившимися обстоятельствами. Поговорив немного, видимо он решил, что выводить нас из ступора придется долго, и предложил всем сесть. Усевшись на пол, мы практически не двигались и задумчиво молчали. Тренер тоже сел так, чтобы видеть всех, и начал говорить, стараясь сдерживать волнение. Я все еще не слышала, что он говорит, только смотрела на него и ловила звук голоса. Этот звук успокаивал меня. Он едва заметно переливался, и потихоньку вселял уверенность в то, что ничего страшного не произошло. Слушая, я вспоминала как он вел себя там, на соревнованиях. Внешне казался спокоен, улыбался и отвечал на вопросы организаторов. Но в глазах его я прочитала некий протест. Этот протест появлялся когда, по его мнению, никто не обращает на него внимания. Он был далеко, на другой стороне зала, между нами была толпа людей, выступающие и жюри. Он медленно ходил вдоль противоположной стены, размышляя о чем то. И сейчас мне показалось, что в те минуты он мог думать, кому из жюри первому отвернет голову… это вызвало во мне всплеск тихого нервного смеха. Закрыв лицо ладонями я почувствовала, как снова могу слышать, что происходит вокруг. Наверное, я там задержалась, ребята уже беседовали с ним -
- Наши движения были так плохи?
- Нет, не хуже их движений, точно.
- Стойки были не достаточно низкими и правильными?
- Стойки были хорошими, особенно у тебя, - он посмотрел на того кто спросил.
- Но ведь их стойки выше, а движения смазаны… почему им достались первые места?
Тренер не мог ответить сразу и только вздохнул.
- … Понимаете, это они были организаторами тех соревнований. А значит, они и устанавливают правила. У них были немного другие критерии оценивания комплексов…
- Какие еще другие? Мы занимались по лучшим учебным фильмам! Давно ли техника УШУ Китая не является основным критерием?! - Здесь я выразила общее мнение. Реплики вылетали возмущенные и сбивчивые, но смысл был именно такой.
Тренер посмотрел на нас с улыбкой, в его глазах мы увидели смирение.
- Это ИХ соревнования, и только ОНИ могли диктовать правила.
Какое то время мы снова молчали, «переваривая» эту истину. И затем решили последовать его примеру и смириться. Да… взбудораженная несправедливостью кучка подростков… смириться… мы уговаривали себя сделать это. Или хотя бы не думать больше о произошедшем.
 - А следующие соревнования будем проводить мы, - вдруг спокойно сказал он, - и судить будем по честному, а не как нам захочется.
Как мы подпрыгнули!
Радость предстоящего вселила в нас новую жизнь. Впереди еще одни соревнования. Настоящие. В которых мы тоже покажем себя. И судейство на этот раз будет честным.    

40.
Через несколько дней нам сказали, что следующие соревнования состоятся через пару месяцев, пройдут в нашем зале, организовывать их будем мы. Соревнования будут по ушу – саньда. И участвовать будут все желающие, так как в том клубе направлением саньда занимаются в основном наши сверстники.
Ура!
Саньда – это бои с полу-контактом. Ха! Они нас уже разозлили, и теперь получат ответ! Все были настроены решительно. Ожидание официальной предстоящей драки не могло нас не радовать.
К тому времени группы стали уже не такими многочисленными и нас объединили с другой. Слияние оживило нас, и радость от прибывших дало ощущение одной большой общей силы. 
Полетели дни тренировок. На силовой не стонать, не халтурить! Отработка приемов и время спаррингов увеличились. Мы уходили с тренировок мокрыми насквозь. Высоченные окна большого спортивного зала и даже крашеные стены были запотевшими, когда мы вываливались из него уставшие и довольные.
Мы учились быстрее двигаться, обманывая противника. Мы учились уходить от ударов. Учились не бояться пропустить удар и переходить в контратаку. Мы учились не показывать противнику собственную боль. И учились запоминать, куда именно ему прошел удар. Мы учились падать… и низко от подсечек и высоко после бросков. Мы учились проводить болевые приемы с удержанием, уходить от них, и терпеть боль таких приемов. Нас тасовали как карты, постоянно меняя соперников, чтобы подготовить к разным вариантам боя. Снова и снова отрабатывали одни и те же приемы по 100 – 200 раз за тренировку каждый. Зачем так много? Чтобы не думать. Нельзя думать во время боя как должна лететь твоя рука в ударе или надо ли сейчас ставить блок или лучше отойти. Проиграешь. Сразу. Все должно быть автоматически. Едва твои глаза заметили движение ноги соперника, твое тело уже начало действие, само. И только выполнив уход и контратаку, твой мозг понимал, что ты это сделал. Блоки вообще должны были стать частью нашего сознания не зависимо от обстоятельств. И тут тренер сделал забавную вещь. Да, давненько мы не делали ничего веселого. Все как то некогда было.
Во время тренировки после силовой перед спаррингами мы стояли общей кучей и ждали, кого с кем поставят в пару. Все были серьезными, обсуждали предстоящую работу. Подошел тренер и, сказав пару слов, вдруг не сильно, но резко ударил в плечо одного из нас. Он сделал это мимоходом, продолжая разговор. Мы насторожились и слушали дальше, что он говорит. Последовал еще один удар уже другому. Тот попытался увернуться.
- Ну вот, уже лучше, - сказал тренер увернувшемуся, - и приучите себя к этому. Вы должны быть всегда готовы ко всему. Делайте это сами почаще, и ваши блоки станут автоматическими.
Мы улыбнулись, новая игра! Она с внезапными ударами! В любое время в любом месте! И она официально разрешена! Хм… Ну да, уговаривать на это нас не пришлось. С тех пор мы играли в нее постоянно. В зале во время перерыва, в раздевалке, спускаясь по лестнице, на остановке. Это не выглядело как глупая драка. Фишка была в том, чтобы сделать всего один хитрый быстрый удар, который достигнет цели резким щелчком. Это должно было быть всегда неожиданно. Сначала мы конечно пропускали многие из них, смеясь и потирая «ожог» от прилетевшего щелчка. Но на то он и инстинкт самосохранения, чтобы собрать все ресурсы расслабленного мозга и научить его реагировать на возможную угрозу. И мы учились.
В то время дома у нас жила кошка. Красивая, но совершенно с дикими повадками. Она была грозой всем во дворе. Иногда я даже завидовала ей. Ее боялись все коты и собаки. Она уходила из дома когда хотела и гуляла сколько хотела. Никто ее никогда не искал, и всегда она возвращалась домой. Однажды я увидела, как она дерется с собакой больше ее в два раза. Конечно, она победила! Во время боя она была сконцентрирована только на этом псе, ничто не отвлекало ее. Двигалась она медленно не спуская с него взгляд, но потом резко нападала, нанося удары четко в цель – в нос и глаза. Хотела ли я остановить их? Ну нет, раз у этой собаки хватило глупости встать поперек нашей кошке, пусть сама и разбирается! Конечно кошка победила. Собака не обладала такой скоростью бросков и такой собранностью. Глупая.
В моей голове прочно засела мысль научиться этой скорости у кошки. Подождав, пока она пообедает, я встречала ее в комнате. Не умея говорить на ее языке, я пыталась объяснить, что сейчас будет происходить тренировка. Сначала небыстро я попыталась дотронуться пальцем до кончика ее носа. Ее лапа блоком отбила мою руку. Следующая попытка была уже быстрее. Потом еще быстрее. Каждый раз кошка отбивала мою атаку. И оставалась невозмутимой. Она сидела на месте и это было для нее игрой. Я уже всерьез на полной скорости пыталась достать ее нос, но лишь очередной раз получала по руке лапой. И чем быстрее я ускорялась, тем сильнее выпускала она когти. Но все равно сидела передо мной, не думая убегать. Это повторялось снова и снова. Почти час. Потом ей надоело, и она медленно и с достоинством повернулась спиной к своему глупому ученику, так и не доставшего до ее носа. Мои руки были исполосованы до крови. Мой учитель был меньше меня в десять раз. А цели я так и не достигла. Обидно!
С того дня я настойчиво уговаривала кошку позаниматься со мной. И она была великодушна. Вероятно ей как и мне было частенько скучно, и она как и я любила новые забавы и приключения. И мы тренировались каждый день. И это дало результат. Я уже начала попадать ей по носу, пусть совсем не часто, но это уже случалось! Изо всех сил я старалась не обидеть своего маленького учителя и не задеть ее слишком больно. И ее это устраивало. Мы обе полюбили эти тренировки.
Натренированная атаманкой кошкой, я уже часто достигала цели, делая те внезапные удары в кругу друзей на тренировках. Да ладно! Мои удары всегда достигала цели! Куда им до кошки! Они не умели так быстро реагировать. Меня это сначала веселило, но поняв, что рядом со мной остальные предпочитают уже не стоять, я пообещала всем больше не делать этого… часто. Ведь иначе мне никто не сделал бы удар, и я не смогла бы научиться ставить быстрый блок. Обманывать друзей смысла не было. Я сдержала слово. Теперь только «ловила» чужие удары, а свои отрабатывала на кошке.
И конечно эти быстрые хлесткие удары пригодились мне в спаррингах. Как только мои глаза видели близость цели, рука уже летела в нее. И вскоре спарринговать со сверстниками мне стало уже не так интересно и весело. Тренер это заметил. Он реально читал наши мысли. И теперь вместе со старшими он регулярно брал в свои спарринги и меня тоже. Новый уровень! Было намного сложнее. Азартнее. Веселее.
В первом же спарринге с ним, после нескольких неудачных попыток атаковать, я заметила на секунду открытое место для удара после его атаки. Выбросив руку вперед, я поняла что мой «удар» прошел! Да! Он улыбнулся, видимо совсем не успел заметить, и не ожидал его. И в этот же миг мне прилетел такой же резкий щелчок туда же. А!... Я засмеялась. Не отвлекаться! Адреналин подскочил, и я сконцентрировалась на поиске «открытых точек». Попав в цель за весь спарринг всего лишь несколько раз, я была очень довольна этим. С таким трудом они мне дались. И после каждого «прошедшего» удара следовала моментальная контратака. Я поймала себя на мысли, что уже планирую не только то, куда ударить, но и то, куда я после этого сразу буду отступать))).
 Со временем я научилась следить за движениями обеих его рук и уже могла не убегать, а уворачиваться. Копируя его приемы поведения после полученных ударов, я начала упражняться в контратаке. Иногда, в азарте боя, забывалось о том, что удары не должны быть сильными. Он напоминал мне об этом, делая ответный удар ощутимо сильнее предыдущих. Слова были не нужны. Все запоминалось замечательно. Я училась контролировать силу ударов.
С приближением дня соревнований, его удары в спарринге становились все ощутимее, он приучал к боли, не обращать на нее внимания и атаковать дальше. Иногда мне становилось страшно, я понимала что если не успею уйти от его удара, будет плохо. Это были приступы секундной слабости, и я старалась скрыть их, улыбаясь… чтобы не выползли предательские слезы. Вот тут он совсем неправильно читал мои мысли и начинал ускоряться, вероятно решив, что это не так сложно для меня. И становилось страшно окончательно. Вот тут обычно и пропускаешь хороший удар. Эх… «Не убил?» - обычно после этого следовал его веселый голос. Вздохнув поглубже я снова вставала в стойку, - «Не-а». И все продолжалось.
Какой же насыщенной и веселой была моя жизнь тогда, в это счастливое время!

41.
Да, школьный конкурс «талантов».
Он все-таки состоялся. В актовом зале собралась вся наша параллель, это 4 десятых класса по 25 человек. Плюс все наши учителя и даже некоторые родители. Моя мама конечно не пришла. Она вообще в школе не появлялась с моего четвертого класса, ей было это не интересно. Все шумели, рассаживались по местам. Народу было очень много. Я стояла сбоку у входа на сцену в кимоно (мне выдали его на тренировке для этого выступления), в руках держала нунчаки, а рядом в углу был прислонен шест. Я волновалась. Здесь не было моих друзей с тренировки, поддержки ждать не от кого. Девочки обходили меня стороной, косясь на нунчаки, и вероятно не находя повода для разговора. Мальчишки вообще редко подходили к девчонкам, и соответственно я так и стояла одна. Шумела музыка. На стенку перед входом на сцену повесили листок со списком выступающих. Я нашла свою фамилию в середине. От волнения начали дрожать руки. Даже перед дракой я так не волновалась. Мне предстояло стоять перед всеми и что-то показывать. Сотни глаз будут внимательно меня рассматривать и ждать когда я ошибусь. Сердце застучало громче. Стоять у доски перед всем классом уже было для меня испытанием, которого я всячески пыталась избегать. А тут сразу 4 класса, все учителя, родители. Хотя, нет… учителя пока не все… иначе не было бы так шумно. Ага, все стихли. Вот и ОН, «великий и ужасный», учитель физики. И Он тоже увидит мое выступление. Я глубоко вздохнула как перед спаррингом с тренером.
Концерт начался. Кто-то пел, кто-то плясал. Номера с большой скоростью приближались к моему. Вот и моя очередь выходить на сцену, первый выход с шестом. Держа в руке шест, я решила думать, что иду на бой. Это не так страшно. В моей голове улеглись страсти, я вышла на сцену. В зале побежала волна шепота, с подобным номером здесь еще никто не выступал, все ждали что будет. Стараясь не обращать внимания на всех вокруг, я погрузилась в мой любимый комплекс, думая лишь о точности и красоте движений. Играла негромкая медленная китайская музыка, и свист моего шеста был отчетливо слышен всем. Вот и все. Поклон. Только сейчас я посмотрела в зал. Мне громко аплодировали. По настоящему, а не просто потому, что так положено после каждого номера. Не зная что делать еще, я покинула сцену. Второй выход с нунчаками казалось был еще не скоро. Но это казалось. Кто-то отказался от выступления, струсив. Кто-то не успевал переодеться. И вот, через несколько номеров, я снова стояла на сцене. В зале снова пошла волна оживленного шепота, чей-то голос крикнул – «Давай!». Началась моя медленная китайская музыка. Не желая сразу врываться в нее резкими движениями, я начала медленные вращения, следя за их красивыми правильными траекториями. Постепенно ритм увеличивался. Простые вращения перешли в сложные, простые перехваты сменились непонятными простому глазу, и наконец, я дала волю своей фантазии. Все как мне нравилось! Моя игрушка послушно летала в руках на большой скорости, делая развороты и жужжа от ускорений. В какой-то момент я просто закрыла глаза и продолжала на той же скорости. Вот и все. Пора остановиться. Поклон. Аплодисменты. Уходя со сцены, я поймала взгляд физика. Он был доволен. «Какое приятное чувство», - подумала я вздохнув. Не дожидаясь окончания концерта, я взяла свои вещи и пошла у самой стенки, чтобы никому не мешать, к выходу. Но остановилась у двери. На сцене с гитарой сидел мой одноклассник и наигрывал красивую мелодию. Она и остановила меня. Решив, что ничего не теряю, я осталась в зале до конца этого номера. Оказалось, что помимо отличной игры на гитаре, он еще и красиво пел. Его голос звучал так… мелодично. Негромко и плавно он играл переливами слов, наслаждаясь этим процессом. «Неужели он выжил в нашем зверинце?» - мелькнуло у меня в голове. Номер закончился, громкие аплодисменты, их я уже оставила за дверью актового зала. Но эта песня еще долго жила у меня в голове. Ради нее стоило сегодня прийти сюда.

42.
День соревнований по УШУ – саньда.
С самого утра мы торчали в зале, помогая тренерам чем могли. Иногда наша помощь заключалась в том, чтобы просто не мешаться под ногами. А иногда нам давали несложные поручения – принести столы, стулья, расставить их в определенном порядке. Тренера разбирали стопки бумаг, готовили места в судейской комиссии. Наконец, когда почти все уже было готово, в зал начали входить участники из других клубов. Их провожали в раздевалки, тренера разговаривали и разбирали бланки участников соревнований. Наш большой зал уже не казался таким большим, столько народу ходило туда-сюда! Еще один клуб приехал, их снова встречали и вручали бланки, другие уже возвращались из раздевалки, занимали себе место в зале и начинали разминаться. Нас поймал тренер. Пробегая с бумагами в руках, он дал нам команду тоже начинать разминку. Мы выбрали себе место и стали разминаться, наблюдая за всем вокруг. А народ все прибывал. Здесь не было участников младше 13 лет, и по сравнению с прошлыми соревнованиями по УШУ – таолу, эти выглядели более серьезно. Начинало расти напряжение. Участников было много. А вот наконец и долгожданный клуб основных соперников появился. «Основными» они были не потому, что их было больше остальных, не потому, что они были лучше остальных. А потому, что наше намерение «навалять» им было основным для нас на этих соревнованиях. Конечно, мы не решились показать это тренеру, и вели себя сдержанно и терпеливо.
Вот началось взвешивание, сейчас будет известно в какой весовой категории окажется каждый из нас. Девочек, желающих соревноваться в боях, оказалось немного. Я попала в весовую категорию до 55 килограмм. В моей группе было только четверо, и очень хорошо, что все из других клубов. Драться со своими мне совсем не хотелось. Итак, в худшем случае меня ожидал один бой, а в лучшем – два. Вскоре повесили списки с порядком проведения и таблицами боев. Сначала мальчики от меньшего веса – к большему, потом девочки по тому же принципу. Мальчиков было много. Тренер подошел ко мне и сказал, чтобы я пока оделась, мои бои начнутся часа через три, не раньше. Эх, хорошая разминка и разогрев прошли напрасно. Я оделась, и мы с подругой начали изучать обстановку. Мешаться всем под ногами было себе дороже, кругом разминались мальчишки. Мелькали ноги и руки, прыгали, делали махи, растягивались… и все это вперемешку, кто где. Мы заметили нескольких  младших из нашего клуба, которые пришли посмотреть на соревнования. Они залезли на торец бревна и лестницу и оттуда наблюдали за всем. Во время тренировок нам бы и в голову не пришло это сделать, что за дикость лазить по снарядам. Но теперь, в этой «каше», тем более, когда тренер не видит… И мы тоже залезли на торец другого бревна. Оказавшись на высоте двух метров над уровнем зала, мы чувствовали себя как в кинотеатре. Все было как на ладони, и даже ринг было видно превосходно, хоть он и находился в противоположной стороне.
Начались бои. Конечно, как полагается, была и вступительная часть, наши тренера что-то говорили, приветствуя всех… но в моей памяти этого не осталось. Помню только, боковыми судьями были тренера из других клубов, рефери на ринге – наш тренер и еще один. За главным судейским столиком сидели тренера нашего клуба и еще пара человек из других. Состав судейской комиссии обещал сделать эти соревнования лояльными ко всем и справедливыми. Итак, бои.
Впервые в жизни мы увидели защиту. Ее надевали на всех участников, хитро застегивая и завязывая. Шлемы, жилеты, защита на голень и перчатки 8 унций! Раньше мы занимались только в тонких накладках на руки и перчатки были для нас наибольшим сюрпризом здесь и сейчас. Как в них проводить захваты и зацепы? Как в них вообще? Дольше оставаться на бревне у меня не было сил, оставив подругу на этом наблюдательном пункте, я слезла и побежала к углу ринга, где готовился к бою «наш». Первая пара бойцов уже была на ринге и занималась своим делом. Зрители их поддерживали, рефери внимательно следили за происходящим. Мы стояли сбоку, не привлекая внимания, и я могла изучить экипировку. Глянув на все мельком, я схватила перчатки и натянула их примерить. Пока нашего бойца запаковывали во все остальное, я попробовала сделать хотя бы зацеп перчаткой. Ничего хорошего не вышло. Какие уж там захваты! Прием с зацепом ноги много нарабатывался на тренировках, он уже получался хорошо и практически автоматом. Сейчас я быстро соображала, чем же смогу заменить его в случае такой атаки противника. Время еще есть, трех часов хватит. Может, увижу что-нибудь подходящее у других, пока они разминаются. Пришло время отдать перчатки. Первый бой окончен. Бились парни не из нашего клуба и результат мне был безразличен. К нам подошел тренер сказать пару слов перед боем своему ученику. После этого он уже собирался пойти обратно на центр ринга, но мой вопросительный взгляд его остановил. - Что? - шагнул он ко мне.
- Как зацепы и захваты делать в таких больших перчатках? – растерянно спросила я.
- Зацепы как обычно, все прекрасно получается, - оптимистично ответил он, - а захваты у вас пока и не получатся, это первые соревнования, разберитесь сначала с ударами и блоками.
Мне полегчало. Он не ждал от нас многого, надо лишь победить, а как… думаю, любой способ для первого раза сгодится. Фу…
Пока размышляла, бой нашего парня уже начался. Я отошла к стенке ко всем остальным нашим, и мы дружно «болели» за своего. Он стойко держался оба раунда. Организаторами решено было сделать на этих соревнованиях бои только по два раунда, из-за большого количества участников.
Мы внимательно наблюдали за каждым движением, оценивая степень риска и цену ошибок. Нам было интересно, как подготовлены бойцы других клубов, что они могут. Как двигаются – с какой скоростью наступают и как отходят, уворачиваясь от ударов. Какие у них контратаки. Ждать ли от них хитрых зацепов или «финтов» (это обманные движения). С какой скоростью они бьют и как высоко летят их ноги в ударах. Интересно было все. И мы тщательно это изучали. Интересно было и то, как соперник взаимодействует с нашим. Запоминая все нужные мелочи, в перерыве между раундами мы наперебой рассказывали о них нашему, подсказывая ему, что еще можно попробовать сделать.
И вот, нам ничего не понятно, по нашим меркам оба соперника были одинаково хороши. По итогам травм тот сильно пробил нашему в живот, но наш сделал несколько хороших атак в голову. Мы зависли, ожидая решение жюри, они совещались со всеми рефери. Вот все разошлись по своим местам, рефери ринга взял обоих за руки и… поднял руку нашего! Аааа! Когда он вернулся к нам переодеваться, мы поздравляли его с первой победой. Если все пойдет хорошо, его ждали еще два боя. Несколько следующих боев наши не участвовали, и мы освободили места у ринга другим клубам. 
Но нам очень даже было чем заняться. Изучив турнирную таблицу, мы смотрели бои соперников, с которыми потом предстояло драться нашим. Как стратеги, собравшись группой, мы обсуждали что кого ждет на ринге. Одному предстояло встретиться с сильным соперником, с хорошо поставленными ударами ногами, которыми он в основном и пользовался. Стратегически, необходимо было постоянно держать его на ближней дистанции, нанося удары руками и делая захваты, контролируя при этом его возможные удары коленом. Другому достался соперник с ужасно поставленными ударами, летящими по непонятным траекториям. Может, у него просто руки кривые были?... не важно. Что решаем? Не заметить вовремя летящую руку опаснее, чем ногу, думали мы, так как расстояние короче, и время на ответную реакцию практически равно нулю. Хорошо, держись от него подальше, бей ногами, в ближний бой не подпускай. Судя по ужасным ударам, занимается он не так долго, попробуй подсечки, урони его. Так, решили, дальше… И так по всем. Наши мозги коллективно работали на выживание. Некоторые контратаки и приемы были нам незнакомы, но хорошо отработаны соперником. Мы запоминали, кто что умеет. Некоторые приемы даже пытались повторить и запомнить, чтобы потом на тренировках их отработать.   
Так, переживая друг за друга, отправляя на бой в спортивных доспехах, и встречая после боя каждого из своих мальчишек, радуясь их победам и огорчаясь вместе с ними их поражениям, мы провели много часов этого сумасшедшего дня. 
Наконец объявили, что после перерыва состоятся бои среди девочек. Мальчишки сразу забыли про свои свежие синяки и начали торопить нас с подругой с разминкой и разогревом. Теперь нам предстояло испытать все то, что они уже пережили. Буквально приказав нам заниматься собой, они побежали изучать нашу турнирную таблицу и вычислять наших соперников. Какое то время их поблизости не было, потом некоторые появились и стали подсказывать, что лучше растяжкой тоже позаниматься, высокие удары ногами очень могут пригодиться. Прибежали другие, и негромко начали нам рассказывать из каких клубов наши соперницы и показывать пальцами на девочек в других частях зала. Это было очень заботливо с их стороны, мы высоко оценили это. Теперь мы могли наблюдать за разминкой тех девочек и представить их возможности. Подруга была в следующей весовой категории, и ей досталась соперница помощнее моей. Особой гибкостью она не обладала, но грушу била – «мама не горюй»! Мы вздыхали, глядя на это. Мне кажется, подруга в это время уже составляла для себя план диетического питания на будущее, чтобы в следующий раз попасть в категорию с менее тяжелыми соперницами. Мой бой был назначен раньше.  Моя соперница особо не показывала удары, она больше времени провела в разминке, и это было неудобно для меня, что теперь ждать на ринге?
Все, пора, объявили мой бой следующим. Мальчишки засуетились и потащили меня за рукав надевать защиту. Я не сопротивлялась, но уже начала волноваться. Накладки на голень не вызывали дискомфорта. Жилет был мне великоват, поднимать ноги в прямые удары «мая» было неудобно, попробовала круговые «маваши», нормально, сойдет. Шлем был удобным, но ограничивал обзор с боков. Перчатки хорошо сели на руки, мальчишки крепко зацепили мне их застежками, надеюсь, все получится. Ждем. Сердце колотится, впереди неизвестность. Мысли без остановки монотонно и хаотично лезут в голову - «Похоже ли это будет на спарринг с тренером? Что она умеет? Успею ли я среагировать? А вдруг нет… вдруг я проиграю после первых же ударов… что тогда подумают обо мне наши мальчишки… нет, надо собраться, я не могу подвести нашу команду... Кто она? Девчонка! Ты мальчишек не боишься, а тут девчонка! Но мальчишки свои, а она… кто она? Странная девчонка, зачем ей вообще драться?... нет, все, соберись… надо настроиться… думать только о том, что сейчас перед тобой… вспомни спарринги – любая лишняя мысль и пропускаешь удар, а значит дальше тебе биться уже с этой болью, она отвлекает и… мы учились о ней не думать… так, соберись, только открытые участки и удар кошки точно в цель…» Мысли мои оборвал тренер. Он не мог подойти раньше, он был на ринге, и теперь коротко пытается мне сказать самое важное. «Почему я не слушаю его, ау! Слушай, он же твой тренер! Что происходит? Все, он ушел обратно в центр ринга и зовет нас с моей соперницей. Иду…»
Мыслей ноль. Рука рефери, разделяющая нас, опустилась резким движением и соперница начала прыгать на месте. Что это? Ну, попрыгай, может устанешь. Я в стойке наблюдаю за ней. Подходит, прыгая, и пытается сделать прямой удар ногой мне в живот. Я отхожу. Зачем???! Пятьсот миллионов раз мы делали на тренировках контратаку от этого удара! Что я делаю? Мыслей ноль. Жду. Она подскакивает и пытается ударить рукой в голову… как же медленно и неуклюже, блок и контратака ударом ей в живот, автоматом. О! Я что-то могу! Наши радостно зашумели. Блин, на меня же все смотрят. Соображать начинай! Мыслей ноль. Еще пара атак с ее и моей стороны. Как-то не клеится, все как на тренировке при отработке приемов, ни о чем. Слышен крик наших – «Делай бросок!» С их стороны крики ее тренера – «Наступай!» И она пошла в атаку серией ударов. Отход, отход, блок, контрудар. Снова жду в стойке. Ее тренер уже орет – «Наступай!» Она снова делает сильный удар ногой мне в живот, я ухожу в сторону, блокирую его, машинально цепляю рукой как на тренировке, и резко протаскиваю ее вперед. Она упала. Я жду. Она почему-то не встает, к ней бежит ее тренер, похоже, я резко рванула ногу, а она этого не ожидала, и падая подвернула опорную. Ей помогли отойти на их край ринга, и ее тренер наклонился над ногой. К ним подошел рефери, узнал как дела. Потом вышел на центр ринга и поднял мою руку. Наши радостно закричали. Я победила? После этого позора на глазах у всех я победила? Меня отправили снимать защиту. В голове ноль. Меня обступили мальчишки и начали наперебой рассказывать как у меня получалось ловко уходить от ударов. Я стала вспоминать куда же мне сейчас прилетело, ничего не болит. Никуда. Я все еще отходила от шока произошедшего. На секунду ко мне подбежал тренер и сказал, улыбаясь – «Молодец». В его руках была аптечка, он нес ее на другую сторону ринга. Мне стало вдруг спокойно. Мой тренер доволен. Значит, не все так плохо. Вот так прошел мой первый бой.
Теперь передышка и снова мальчишки побежали к турнирной таблице, ее дополняли маркером фамилиями победителей первых раундов. Подруга моя проиграла. Это был совсем короткий бой. Ее соперница шла тараном, сметая все на своем пути. «Надо запомнить, что так можно» – думала я, злясь на этот танк. Мальчишки торопили меня разминаться перед следующим боем. Наконец выяснилось, с кем мне придется сражаться во втором поединке. Мальчишки сообщили мне это, явно не завидуя. Это была девочка из клуба наших «основных» соперников. С этими словами в меня вошла хорошая порция адреналина, сердце застучало. Да! Я просто обязана ее «сделать»! Но когда мне показали ее в зале среди разминающихся, то поняла насколько будет все сложно. Она была выше меня сантиметров на 15! Ее руки были чуть короче моих… ног. И что я буду с ней делать? Мальчишки активировались, думали все. Самое обидное, я пропустила ее первый поединок, увидев лишь самый финал, и теперь опять мне гадать, что же будет. Но ее в деле видели наши. Сказали, что она атакует в основном прямыми ударами «мая», с силой делая добивающие удары руками. Первую соперницу она побила хорошо. Но что мне теперь делать? Ведь нам перед соревнованиями тренер строго запретил наносить настоящие удары, они должны быть в пол силы, это «легкий контакт». А если она пойдет на меня по-настоящему… Что-то мне взгрустнулось. Рефери – наш тренер. Он будет следить очень внимательно за всеми действиями. Буду драться в пол силы, как положено, проиграю. А «накачу» ей по серьезному…  фантазия отказывалась выдавать варианты его реакции. Пока мы соображали что делать, я разминалась очень основательно.
Все, надо идти. За рукав меня уже никто не тащил, шла я сама, уверенным шагом, отбрасывая все ненужные мысли. Мы так и не придумали нужной тактики, и мальчишки все еще тихо переговаривались. Надели защиту. Теперь она показалась мне уже родной. Хорошо. На ринге еще шел бой, в зале шумели, поддерживая своих. Я смотрела на свою соперницу. Ее команда «упаковывала» ее в защиту, весело с ней разговаривали, поглядывая в мою сторону. Понятно было, что они и не ждали ее с проигрышем. И ее тренер тоже был там и что-то ей говорил, она кивала. Мои друзья тоже пытались мне что-то сказать, больше это были слова поддержки. Все понимали, что бой не равный. Как же мне хотелось в ту минуту, чтобы ко мне подошел тренер! Он всегда знал, что сказать, как поднять наш дух. Но он был рефери на ринге и следил за чужим боем. Я стояла и смотрела на него, мысленно умоляя подойти ко мне и помочь. Слова мальчишек меня сейчас не интересовали. Мне нужна была ЕГО поддержка! «Помогите мне, тренер!!!» - уже кричала я мысленно, понимая, что могу заплакать. А тренер соперницы все говорил и говорил. А я стояла одна. Сейчас передо мной встанет этот «башенный кран», не понимающий слов «легкий контакт». И она из того самого клуба. Мне нельзя проиграть! Помоги мне, тренер!
Но в этот раз он даже не подошел.
Мы с девочкой вышли на ринг. Между нами была лишь рука рефери. Мне вдруг захотелось его ударить. Первый раз в жизни. Я злилась на ситуацию, на него, на себя. Почему он бросил меня в самую трудную минуту? Рука опустилась и передо мной осталась только она, смотревшая на меня сверху вниз. Полетели удары. Я увернулась и заблокировала несколько из них, но один все-таки прошел. Сильный. Перехватило дух, я отдышалась, и когда мы снова подошли друг к другу, я сказала ей – «Эй! Тебе кто-нибудь про легкий контакт говорил?!» Она молча улыбалась краем губ. Прямо за ее спиной я заметила ее тренера, он тоже улыбался, вероятно услышав меня. То есть так, да?! Это было начало кипения. Теперь я сконцентрировалась на поиске «открытых точек». Не помню, сколько было пропущенных и пробитых ударов. Много. Моя голова была занята только одним – удары, блоки, уходы. Мальчишки потом рассказывали, что каждый удар в этом бою вызывал бурную реакцию зрителей, но я ничего не слышала, клянусь! Я делала все как меня учили – мысли только о движениях, забываем о боли, ищем возможность для проведения броска… Первый раунд завершен. Я опять одна на своей стороне. Видя это, старшие ребята и тренер из чужого клуба, находящиеся неподалеку, начали мне подсказывать, что делать. А мне все так же не хватало своего тренера. «Попробуй сделать удар ногой с разворота, он длиннее обычного, может достанешь» - посоветовали мне из другого клуба. Хорошо, подумала я, раз помощи больше ждать неоткуда, попробую сделать хотя бы это. Я смирилась с ситуацией. Злость на тренера прошла. Он же не обязан бегать за каждым, кто я ему… одна из сотни занимающихся в клубе. Было грустно и страшно. Все, пора.
Мы вышли на ринг. За спиной «девочки – крана» веселая команда друзей и тренер. За моей – незнакомые мне люди, и один удар в запасе. Я вздохнула. Вперед! Рука рефери опустилась, и она сразу пошла в атаку. Сильные решительные прямые удары ногами летели на меня, я едва успевала отбивать их, руки болели еще после первого раунда, но не делать блоки это самоубийство. Почему такие сильные удары? Почему опять серия? Это против правил! Я ждала, что рефери сделает ей замечание, но он молчал. За что он так со мной?! Но размышлять было некогда. Я решила, что буду делать так же, хватит меня избивать! И следующие мои удары полетели по-настоящему. От первого она успевала ставить блок, но второй всегда пробивал как надо! Да! Получи! Не хотела по правилам? Я уже тоже не хочу! Во мне кипел азарт. Почувствовав, что наша ситуация по силе «выровнялась», я решила воспользоваться советом чужой команды. Что-то внутри меня останавливало – «ты не отрабатывала этот удар!» Но я решила рискнуть. И сделала его. Это был удар ногой с разворотом корпуса, и на секунду я потеряла из вида свою соперницу. А когда мой удар ногой летел к цели, его встречала мощная контратака рукой в лицо. Я чуть не упала. Рефери остановил бой, спросив, все ли у меня хорошо. Я не отвечала. Я не знала, хорошо ли когда перед глазами темные пятна и кружится голова. Встав снова в стойку, я смутно видела руку рефери. Чертик в моей голове неистово кричал – «Сделай что-нибудь, ты же ничего не видишь! Сейчас руку уберут, полетит удар, ты пропустишь его!!!» Поняв это, я медленно опустилась на одно колено, уперевшись перчаткой в пол, чтобы не упасть от головокружения. Доносились крики радости команды соперников. Наступила пауза. Вдруг я почувствовала, как чья-то рука легла на мое плечо.
- Что случилось? - негромкий голос тренера не выражал никаких эмоций.
- Голова кружится, - ответила я так же без эмоций.
Принесли нашатырь. Он быстро прояснил в голове. Еще через пару минут тренер спросил -
- Ты как?
- Сейчас, иду...
  И снова мы собрались втроем на ринге – «девочка – кран», рука рефери и я. Немного кружилась голова, и я была полна решимости отработать на сопернице самые сильные удары. Конечно, ногами. Эмоции исчезли, голова прояснилась. Нет страха. Нет никого вокруг. Только я и этот спортивный снаряд на длинных ногах. Поехали! Как же просто все, когда нет запретов. Я просто наступала, делая удары. Решив проверить недавно выученные «финты». Сделала обманный «лоукик» и сразу, не ставя ногу на пол с разворота и хорошей силой - «маваши» в голову. Отвлекшись на мой финт, она поздно заметила «маваши», и он прошел замечательно! Я смутно слышала крики радости наших, стараясь не отвлекаться. «Девочка – кран» отшатнулась, но не упала. К ней подбежал ее тренер. Рефери подошел и спросил спокойным тоном – «Нашатырь?». Они отрицательно покачали головой. Получила?! Оставаясь собранной, я не позволила себе отвлекаться на радость удачного удара. Дальше! Еще несколько обменов блоками и ударами, и я снова делаю тот же «финт» и тот же удар. И он снова проходит! «Ничему не учится» - подумала я, ожидая ее в стойке на своей исходной позиции. После этого мне потребовалось пробить еще пару ударов, и бой остановили раньше времени. Все обернулись на жюри, к ним подошел рефери. Глянув на листок, он вернулся и взял нас за руки. «Вот и все, сейчас скажут, что она победила и отомстить ей у меня уже не будет шанса» - мелькнула печальная мысль. Но вдруг моя рука в перчатке поднялась высоко вверх. Наши радостно повскакивали со своих мест и закричали. Мне показалось, что кричали не только наши, а весь зал, даже те, кого я видела впервые.  Все кроме той самой команды. Выдохнуть и осознать случившееся я смогла только после того, как с меня сняли защиту. Подошел тренер и сообщил, что это была техническая победа. Я «сделала» ее даже раньше времени! Мальчишки обнимали и поздравляли меня. Поздравила и та команда, которая подсказала удар чуть не убивший меня. Все уже не важно. Я победила! И наша команда круче, чем та «особенная» команда гостей!
Минут через десять, сидя на мате у стенки спортзала и придя в себя, я поймала взгляд тренера. Он улыбался, довольный моей победой. Наверное, он не очень хорошо читает мысли. Еще несколько минут назад на ринге я ругала его... и не только. Мне стало стыдно за свою слабость. Надо было держать себя в руках. Он лучше всех знал, что я могу, был спокоен, и уверен во мне. А я испугалась как ребенок. Простите меня, тренер.
 
Потом состоялось награждение… и та грамота до сих пор хранится в моем фотоальбоме. Мне кажется, она пропитана энергией борьбы. Борьбы с соперником, борьбы со страхом, борьбы с самим собой.

   *************