Почему он убежал. Дом на Белорусском

Александр Травников
Роман про шпионов - Дом на Белорусском
Фрагмент с продолжением:

ПОЧЕМУ ОН УБЕЖАЛ

Размышления о побеге на Запад майора ГРУ,
Виктора Богдановича Резуна,
более известного сегодня,
как писатель и ревизионист истории,
Виктор Суворов.

      10 июня 1978 года из резидентуры ГРУ (советская военная разведка) бежал на Запад майор советской армии, Виктор Богданович Резун.
      Почти две недели шел его торг с Британской разведкой, пока наконец не было достигнуто соглашение о его статусе в Англии. 
     28 июня 1978 года британские газеты сообщили о том, что советский разведчик перешел на светлую сторону силы вместе со всей своей семьей и находится в Англии, под защитой и покровительством Британской короны и спецслужб Британии.
    Ничего бы в этом деле не было нового, не он первый, не он последний, если бы не некоторые странности.
    Причём сказать некоторые, это значит не сказать ничего. В этом деле всё странное. Абсолютно все.
    Странно, это то, что все было обыденно тихо, для такого вопиющего случая.  Что на Западе, что в СССР. Ни тебе ни грома, ни молний, ни обещания кар небесный.
    Тихо. Всё абсолютно тихо. И это имеет свои объяснения. Причём то, что произошло тогда, становится более-менее понятно только сейчас.
      С одной стороны, в СССР тоже никому не нужны были разборы полётов с этим побегом.
    И знаете почему?
     Да потому, что никому не нужно было, чтобы истинные причины и обстоятельства побега стали кому-либо известны. Кто в теме, те и так знают.
     Кто не в теме, те пусть, как всегда, питаются домыслами и измышлениями.
       Прошло время. Вот теперь давайте и разберёмся, Без всякой идеологии. И просто поразмышляем, опираясь на обычные факты и доказательства, которые как всегда лежат под ногами, они, обстоятельства дела вполне очевидны, но они и никому не нужны, они никому не интересны, и чего ворошить это прошлое. А это ой как полезно. Особенно сейчас. И почему именно сейчас, поймете, прочитав всё до конца.
    Но сначала о звании бежавшего на Запад сотрудника ГРУ ГШ СА.
    В СССР существовала строгая система присвоения воинских званий. Отслужил положенный срок, получи очередное звание и звёздочку. Единственная причина задержки со званием, несоответствие звания занимаемой должности. Но это нужно постараться. Скорее можно было за результаты получить звание досрочно, но только один раз за время службы. При этом лучше всего не старшего лейтенанта или капитана, а сразу майора или подполковника.
     Поэтому, все сроки прохождения службы указывают нам на то, что бежавший на Запад Резун, на момент побега  был уже майором.
    Другого не дано. На поездку за границу в СССР всегда была очередь и жесткая подковерная борьба. Были бы у него проблемы с присвоением звания, и должностью, независимо от причин задержки, его тут же бы вернули домой.
       Если кто вам рассказывает о несправедливости по отношению к нему лично и задержках с присвоением заслуженного очередного воинского звания, не верьте. Скорее всего, что-то здесь не так. Скорее всего, человек темнит. Или выдумывает. Но на практике – в 90 процентах проблем, причина  задержки звания – водка. Отсюда и залёты. С Резуном всё не так. Всё чисто. Нет залётов.
    Так, что на момент побега майор Резун полностью соответствовал всем требованиям службы. Был не на плохом счету. По срокам службы, по образованию,  по должности минимум у него был фора служить спокойно до подполковника, а то и полковника, и получить эти звания в срок. Но это если бы? Но об этом позже.
       Вот вам самое простое доказательство, того, что бежал он именно майором.
     Во-первых, важен статус для побега, старший офицер. Это важно для принимающей стороны. И для того, кто бежал бы. Кому нужен капитан-неудачник? Бежал бы капитаном, так бы и сказали, что бесперспективный тупица. И ведь все бы поверили.
     Майор – это майор. Это старший офицер. Это перспективы роста, но человек отказался от перспектив и бежал, значит были причины.
       Во-вторых, если кто, тогда, в 78 году и говорил о побеге в Женеве сотрудника ГРУ, так исключительно о побеге майора. О капитане и речи не было.
      Это потом, те, кто помнили Резуна по службе в звании капитан, стали говорить о его капитанском звании. Говорить тогда, когда уже можно было показывать своё знакомство на короткой ноге с известным писателем, и ревизионистом истории. И это их знакомство ограничивалось периодом звания капитан. Мол я его еще тогда раскусил.
    За Бугром, на задании, в разведке, о личности сотрудников, всё, как всегда покрыто мраком и туманом. Но на то и разведка, чтобы не все знали истинное положение дел.
    Поэтому, смело ставим точку. Резун – парень расчётливый. И потому, его последнее воинское звание в советской армии – майор.
    Гораздо более запутанней история с вопросом о том, почему его, Резуна, не лишили этого звания. Лично мне об этом факте, факте лишения его звания майор, неизвестно. Сделать это по закону должен был суд. Причём объявлено об этом решении публично.  Ничего тайного в этом нет.
       Вот теперь самый важный вопрос. Чего это он вдруг побежал?
      Ведь если судить по советским меркам, он был более чем успешен.  Просто, не сильно напрягаясь заграницей, он спокойно бы дослужил до полковника, а то и выше. И даже сейчас, в России или где ещё, жил бы себе даже покруче, чем сейчас в Англии. Это уж точно.
    И все же. В  чем причина, что он побежал.
   Вполне очевидно, что это решение он принял самостоятельно. И даже успел, посоветовался с семьёй, когда и до того, как осуществлял побег.
   Версия о том, что его до этого завербовали британские спецслужбы, и уговорили на побег, не выдерживает никакой критики.
     По службе наверняка общался. Его знали. Он знал, кто есть кто. Но не более.
    Спецслужбам нужен человек в системе, а не из системы. Это аксиома. Так, что исключаем.
     Факт заключается в том, что  целых 18 дней майор Резун торговался со спецслужбами Британии о своём будущем статусе и своей судьбе.
     И реакции со стороны Советского Союза он тоже не сильно боялся. Реакция – это люди, должностные лица. Они принимают решение. Но именно среди этих людей в тот момент был шок и испуг.
    Опять вопрос. Что такого знал Резун о людях, что так всех напугало? Что такого знал Резун, о чём не знали западные спецслужбы?
     Давайте вместе копнём прошлое.
      Запад конца позднего СССР, это фактически элитный магазин для избранных. С Запада всё материальное богатство в виде одежды, техники, сигарет, спиртного с этикетками. Банальная спекуляция мелкого, по понятиям начала 90-х  барахольщика, фарцовщика, мешочника с вещевого рынка.
      Тот, кто работает в то время на Западе, тому повезло. Причём дважды. Повезло  им там, за границей. И дома повезло, куда можно было везти товар, и получать сверхприбыль. Опять же доходы в валюте и чеках Внешпосылторга.
      Но эта вся фарцовка, это так. Мелочи. Для лохов. Для крутых пацанов всё было круче, но и в разы опасней.
    Об этом и написал в своём Аквариуме писатель Виктор Суворов, он же бывший сотрудник ГРУ Резун.
     Просто прочтите внимательней.
     Книга Виктора Суворова, Аквариум, почти автобиографическая повесть о Советской военной разведке ГРУ, человека побывавшего внутри системы. Правда с выдумками. И еще какими выдумками. Но я о другом.
     Есть в этой книге некие моменты, когда можно точно сказать, что автор не удержался, не смог смолчать. И проговорился.
      Тема эта, деньги. Упомянуты они в книге Суворова вскользь. Однако деньги упомянуты большие. Сотни тысяч долларов. А если сложить? Да еще во времена СССР? Но считать и пересчитывать не буду. Сами умеете. Вот на что обратите внимание. Деньги то большие, но фактически бесконтрольные. Выдаются на доверии.
    Один дал деньги.
    Другой взял деньги.
    Не будем морализировать в данном случае за что платили, и за что получали.
    Давайте зададимся другим простым вопросом.
- А чаевые?
Ведь это же бизнес?
Тем более на Западе.
  Здесь и поторговаться можно.
  Можно дать аванс.
  А остальные ждут своего часа?
 Где ждут?
Сколько ждут?
А где расписка в получении?

   Вот вспоминаю я такой факт.
    Пролив.
    За поход через пролив следует заплатить.
     За поход через пролив следует получить.
    Одни по итогам года говорят, что дали десять миллионов за проход.
    Другие клянутся, что получили только один миллион за проход.
   И где та разница в девять миллионов?
    Сомневаетесь?
    Покопайтесь в истории с Керченским проливом, за период, когда временно Крым не был в составе России?
     Интересно будет.
    Поговорите с любым мастером (капитаном) судна дальнего плавания. Они вам тоже много чего понарассказывает.
- Дал!
- Взял!
Попилили разницу.

Продолжение следует………………