Первое сентября, или слово о необходимых знаниях..

Филин Дмитрий
Первое сентября - день знаний! Или слово о том, какие знания нам необходимы...


Христос посреди нас!


Сегодня День Знаний – школьники направляются за ними в школы и колледжи, студенты в институты и университеты. Без обучения навыкам в различных науках современная жизнь, наверное, невозможна. Мы заболеваем – обращаемся ко врачам – и ранее так было и среди врачей есть и те, что прославлены в лике святых. Даже и в наше уже время – как то святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Мы любуемся и почитаем иконы – а ведь и они по большей части написаны были иноками, прошедшими большую науку и многие годы ходившими в учениках. Любое делание полезное человеку требует обучения навыкам этого делания, приобретения новых для человека знаний и умения их применения. Так что когда кто-то говорит о том, что человеку верующему, человеку православному нет надобности обучаться наукам – это вздор. Есть такая надобность для всех.

Поэтому, первым делом мне хочется поздравить всех с этим праздником – и самих обучающихся и их родителей и самих учителей!



1. И все-таки, приступая к учебе, а в особенности – к обучению других, следует помнить, что знания сами по себе, по своему естеству чаще всего не являются ни добрыми, ни злыми – какими они будут зависит лишь от человека, от его отношения к полученным знаниям. В посланиях святого апостола Павла мы читаем:

«Р;зумъ [;бо] кичи;тъ, а любы; созид;етъ» (1Кор. 8:1).

Блаженный Феофилакт Болгарский так на эти слова говорит:

«…знание не только не приносит никакой пользы, но еще и вредит, воздымая и надмевая имеющего оное и чрез то отделяя его от ближнего, если вместе с ним (знанием) не будет и любви, которая, напротив, может созидать. Ибо что знание без любви разрушает, то любовь восстановляет и созидает, все делая в пользу ближнего.»

В вечернем правиле, исповедуя свои грехи Духу Святому (в 3-й молитве) мы среди прочих называем и эти:

«яже от юности, и от науки злы», то есть с юности, с юных лет и от злого научения.

Злым научение может быть тогда, когда в себе оно заведомо несет недоброе, злое, противное любви – например – научение дурным привычкам и грехам – курению, пьянству, блудным танцам, колдовству, ложным знаниям…

Однако, случается и так, что злыми могут для человека стать и знания полезные – те, которые могли бы послужить для пользы другим людям. Случается это, если человек не положит в основание начала своих знаний надежный фундамент.

«Начало мудрости – страх Господень... В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище... Страх Господень отводит от зла».
(Притч. 1, 7; 14, 26; 16, 6)


«Дух страха Божия есть воздержание от злых дел», говорит св. Максим Исповедник.

Вот оно, это основание для любого вновь приобретаемого знания и навыка! С него начинается мудрость и если все знания мира человек приобрел, а этого начала не поимел, то не великим он становится, а безумцем. Вот и псалмопевец Давид о таковом говорит:

«Реч; без;менъ въ с;рдцы сво;мъ: н;;сть Б;гъ» (Пс. 13:1).

Случается, человек преуспевших в науках гордится тем, что он более других научен и тем самым тщеславится, ставит себя выше всех остальных людей и своих коллег. Это, конечно, беда страшная… такая гордость и рождаемое от нее тщеславие не только делают несносной жизнь окружающих подобного «гения» людей, но и его самого ослепляют так, что кроме своей «славы» он уже ничего и не наблюдает и в таком ложном сиянии окончательно погубляет свою душу. Вот от такого отношения к знаниям будем бегать как от огня, чтобы после завершения нашей земной жизни не оказаться в ином огне, негасимом.


2. Добро есть приобретение знаний, однако это приобретение окажется расточением, если приведет к гордости и тщеславию. Чтобы не расточить приобретенное, надо всегда помнить, что не ты сам, хотя бы и приложил немало своих стараний, а Господь источник всех твоих приобретений. И в Его Славу следует использовать полученные знания и навыки.
И что кичиться тому, что ты более другого преуспел в одном или ином? Господь каждому вверяет по тому, сколько тот изначально способен понести. И если на вверенные свои пять талантов ты приобрел еще три, то где же твоя доблесть, когда тот, кому было вверено два таланта, приобрел другие два? Вот об этом всегда следует себе напоминать, когда лукавый дух тщеславия станет тебя одолевать:

«Не то добро, что мною совершено с Божьей Помощью, хотя бы и выглядело значительным, а то, что совершено другим человеком, хотя бы и малым смотрелось…ведь он с большой прибылью свои незначительные таланты умножил, а я, хотя бы и видимо принес много, но большую часть своего таланта расточил на худое. А сами таланты – они не от человеческих доблестей, а дар Божий и не заслуга самого человека».



3. Весьма еще важно самим родителям наблюдать – не случилось ли, что в погоне за «самыми нужными» знаниями вовсе оставлены иные, которые на деле-то как раз и являются самыми важными.

Молитва… Сложно нам, взрослым, даже тем, кто знает о необходимости постоянно (ну, хотя бы почаще) пребывать в молитвенном общении с Богом исполнять знания на практике. Что уж говорить о наших детях! Но в наших силах детям напоминать о том, что утро надобно начать с правила, пусть даже и короткого, также и завершить вечер. Перед едой и после еды, перед дорогой и по окончании оной… перед началом дела и по его завершении – хотя бы короткие «Помоги, Господи!», «Господи, благослови!» и «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе!». А уж без «Господи, помилуй!» вообще никак…

Хотя бы напоминать.… Да и самим вспоминать почаще – ведь дети они сморят на нас и хорошо запоминают, что мы делаем и чего не делаем из того, чему их учим.

То же касается и учителей. Случается, что им приходится преподносить курс, который, как христианин знает, есть знание ложное. Но государство у нас светское и даже за такое «знание» спрашивать будут. Помню, дочка приходила домой и рассказывала об учителе, который преподавал им о происхождении человека, но был человеком православным, что он предварял свой урок так:

- Для человека православного то, что я расскажу далее, является ложным. Однако с вас это будут спрашивать, а потому вам надо хорошо этот материал выучить, чтобы вы могли на него ответить хорошо. А вот доверять ему совершенно не обязательно.

И это была большая радость для меня!


4. Возвращаясь к родителям, не могу еще вспомнить об одной надуманной проблеме – о церковно-славянском языке нашего богослужения. В последние годы на этот замечательный язык совершено уже множество нападок и неообновленцы и модернисты не перестают подобные нападки совершать, дескать, язык этот непонятный, служба непонятна и оттого мало людей посещают богослужения и, если бы служили на русском и покороче, то храмы были бы наполнены верующими до самого нельзя.

Подобные рассуждения не выносят никакой критики и в основе своей имеют не что иное, как гордость. Ведь только гордость заставляет подобных борцов не замечать, что и святые отцы нашей Церкви и известные духовники едины были всегда в том, что касается великой ценности нашей – языка нашего служения и как важно нам беречь его! А ослепление от подобной гордости ведет к тому, что многие очевидные вещи перестают замечаться ими, хотя бы и лежали на самой поверхности рассуждения.


Кто говорит, что язык сей непонятен, тот забывает, что и любой иной язык поначалу непонятен человеку. А что уж говорить об обучении языку иностранному или какому-то языку программирования? Но ведь заставляем наших детей учить их и еще как! И репетиторов нанимаем, у кого есть средства, и на курсы определяем и дома, кто сам в силах, дополнительно занимается,…а для чего?

- Ну как же! Сейчас без английского (французского, китайского и т.п.) никуда! И для того, чтобы на работу устроиться это важно, да и платить, возможно, будут больше…

- Да в наши дни программисты знаете в какой цене?! Надо обязательно языки учить, без них никак…

Да, это аргументы. Но оттого странно, что работа и успех возможный, с ней связанный, так озаботил родителя, а вот душа, которая, в отличии от работы вечная, не вспоминается вовсе. А ведь когда человек начинает понемногу читать на том языке, на котором совершается богослужение, то он мало того, что начинает его любить, так еще и по иному к самому богослужению относится, не говоря уж о том, что все более и более его осознает. А, значит, воцерковляется. И это куда важнее, чем быть хорошим переводчиком или специалистом, читающим техническую литературу на иностранном языке, а времени занимает много меньше.

Беда, что и этого малого времени мы не желаем «застолбить» в плотном графике необходимых для наших детей дисциплин.


"Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие" (Мк. 10: 14).


Что же касаемо того, что более короткие службы привлекут множество дополнительных людей в храм, то это тоже обман. Мало того, что сомнительна и сама польза от подобного «наплыва», так и самого притока не случится. Пример тому – те поместные Церкви, в которых вечером не служится утреня. Сколько мы ходили на богослужения в Греции или в Болгарии – вечером (а вечером субботы там служба длится минут сорок, к отличии от наших двух с половиной часов в среднем) храм пустой, если не считать певчих и самого священника с диаконом (если последний имеется). И несколько российских туристов. Вот и весь «наплыв». Хотя и служба короткая и язык богослужения (в Болгарии) национальный. Вот так.

И поздравляя еще раз всех с этим праздником – днем знаний, я каждому хочу пожелать, чтобы знания эти, без которых нам жить, безусловно, никак невозможно, никогда нас не надмевали и не подменяли собой те знания, что нам нужны для спасения души, которое через Господа нашего Иисуса Христа!

Ему же, Господу нашему Иисусу Христу слава, честь и держава подобает со Безначальным Его Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков! Аминь.

С любовью,
рБ Дмитрий