Будь самим собой

Арк Лапшин
   БУДЬ САМИМ СОБОЙ (Из сборника "Рассказы об эмигрантах")
   Вчера, неожиданно, нам с женой пришлось отправиться в гости к её коллеге по работе. Сотрудница звонила несколько раз и настойчиво приглашала к себе под предлогом, что она хочет продемонстрировать своим приятелям результаты ремонта её дома. Переоборудование и оформление жилища выполнила дизайнерская компания Fenix, известная на Восточном побережье США своим наиболее современным подходом в устройстве  интерьеров жилых помещений. Моей жене, по непонятным мне причинам, вдруг захотелось понять направления и оценить результаты работы дизайнеров.  Я прикинул варианты и решил, что мне будет гораздо легче свозить жену к навязчивой подруге, чем потом несколько дней выслушивать её упрёки по поводу моей лени и моего равнодушия к её интересам.

   По прибытию выяснилось, что хозяйка дома, кроме нас, пригласила ещё кучу народа. Когда все собрались, она вошла в образ бывалого музейного гида и устроила для своих гостей самую настоящую экскурсию по всем комнатам и хозяйственным помещениям дома. Результаты труда маститых дизайнеров меня абсолютно не вдохновили: очень яркая, на мой взгляд, окраска стен; претенциозные светильники; чересчур изящная, неуютная мебель; маленький объём кухни в условиях достаточно большого дома. Я, конечно, не стал высказывать хозяйке дома своё мнение, а просто вяло, без всяких комментариев, протащился следом за компанией по всем помещениям, стараясь думать лишь о том, что через несколько часов я всё-таки вернусь   домой и смогу снова наслаждаться покоем своего кабинета и удобством своего уникального кресла перед телевизионным экраном.

   Как обычно бывает на подобных тусовках, после экскурсии, полностью удовлетворённая ходом мероприятия хвастливая дама, накрыла стол для всей честной компании. Стол сверкал яркими красками разнообразных блюд. Ассортимент алкоголя соответствовал разнообразию закусок. Среди гостей заметно выделялись две пары: известный музыкант из Питера Р* с молодой женой и, не менее известный, бизнесмен Б* вместе с женщиной приятной наружности. У господина Б* я однажды, лет десять тому назад, брал интервью для одной из русскоязычных газет. Его имя хорошо знакомо многим русскоязычным жителям Восточного побережья в связи с его мгновенным превращением из инженера в миллионера и таким же быстрым возвращением из среды нуворишей в спокойное жизненное пространство рядовых тружеников. Не хочу вдаваться в подробности – их легко найти в Интернете. В двух словах: он, с несколькими партнёрами, занимался в США продажей российских нефтепродуктов, разбогател, но цены на нефть вдруг резко упали и вся «бригада дельцов» за пару месяцев из олигархов превратилась в бомжей.

   Музыкант за столом проявлял необыкновенную активность: много ел и пил, хвалил кулинарию хозяйки, рассказывал истории, несколько раз отскакивал от стола к белому роялю, на котором исполнил пару шуточных песенок. Он оказался наиболее благодарным гостем из всех присутствующих. Бизнесмен, совсем наоборот, хмуро молчал, ел совсем мало и пил только минералку. На правах старого знакомого, я всё-таки попытался налить ему рюмку водки, но был остановлен  словами: 
- Спасибо, я теперь совсем не употребляю...
- Что с тобой? Мне помнится, что раньше ты никогда не отказывался от рюмочки...
- Мы давно не виделись, мои пьянки остались в далёком прошлом... Я теперь совершенно не употребляю алкоголь... Никакой...
Я удивился и автоматически спросил: - Проблемы со здоровьем?
- Да нет, здоровье пока нормально... Произошло чудесное событие, которое разом перевернуло мою жизнь...
- Я не верю в чудеса... Мы не дети, чтобы верить в сказки... Завязал так завязал... Каждый по-своему с ума сходит...
- Нет, со мной действительно случилось очень забавное происшествие, после которого я твёрдо решил завязать... Его можно назвать чудом... Ты ведь ещё пишешь для газеты? Могу рассказать свою историю, но только никаких имён и фотографий... Согласен?
- Для газеты я больше не пишу. Пишу сам по себе для круга своих читателей. Твою историю готов выслушать... Очень любопытно...
- Пойдём на веранду, покурим и поговорим...   
                ***
   Когда мы остались наедине, мой давний знакомый поведал мне следующее:   «Ты ведь, наверняка, слышал, что моя нефтеперевалочная компания прогорела... Партнёры рассорились и разбежались... Я стал беспробудно пить... Жена ушла жить к маме... Я пил запоем в течение полутора лет,  путался с самими разными людьми, спал с самими разными женщинами и часто просыпался в самых непотребных местах. Пару раз полицейские находили меня на скамейках в парке и доставляли в ночлежки для бездомных. Ещё полгода в этом духе и я бы превратился в настоящего алкоголика. В очередной ночлежке на меня обратила внимание добрая и симпатичная женщина, которая работала в этой богадельне медсестрой... Мы разговорились, а за разговором поняли, что интересны друг другу... Я пригласил её на ужин, она согласилась и мы стали друзьями... Иногда мы вместе проводили вечера. Лаура оказалась рьяной католичкой. При каждой встрече она проводила со мной нравоучительные беседы, суть которых сводилась к тому, что причиной моих бед являются моё безбожие, отсутствие веры и твёрдых моральных принципов...

   Я ведь родился в обыкновенной советской семье, у нас дома был полный Интернационал. Мой отец, украинец, член КПСС и, конечно, убеждённый атеист преподавал историю в институте. Мама, еврейка по национальности и крови, работала учительницей в школе. Она тоже никогда в жизни не посетила храм ни одной из религиозных конфессий. Я не ощущал себя православным украинцем точно также, как не ощущал себя верующим иудеем. Я, в полном смысле слова, был гражданином Мира, без национальности и веры. Моя наставница выросла в Аргентине, католическая религия занимала очень важную часть в жизни её семьи. Через полгода Лаура решила серьёзно заняться моим перевоспитанием. Мы полетели в Париж, чтобы в составе религиозной группы посетить в этом прекрасном городе все католические костёлы.

   Особое впечатление на меня произвело посещение собора Notre Dame de Paris, в который мы попали как раз во время воскресного Богослужения. Убранство храма, витражи в окнах на библейские темы, органная музыка, торжественные наряды священнослужителей и хоровое пение произвели на меня колоссальное впечатление. Моя душа пела и рвалась к Богу. Я стоял в толпе верующих и думал, что завтра я опять вернусь в этот храм, чтобы узнать, что мне нужно сделать, чтобы стать католиком? Когда мы вышли из храма, я сказал Лауре о своих намерениях. Глаза моей подруги радостно сверкнули – я оказался достойным учеником. Мы медленно двинулись пешком по набережной Сены в направлении своего отеля.

   Не успели мы пройти двадцати шагов, как к нам, прилипалами, прицепились два смешных человечка. Они внезапно, чудесным образом, материализовались из вечернего тумана,  явившись к нам с Лаурой из густых зарослей прибрежных кустов. Тёмные костюмы и высокие шляпы при летней, жаркой погоде сразу выдавали их принадлежность к крайне ортодоксальным евреям. В руках каждого из них был зажат странный ящичек из тёмной кожи. Не спросив разрешения, еврейчики принялись наматывать на мою левую руку длинный кожаный ремешок, одновременно выплясывая вокруг меня забавные, видимо ритуальные танцы...Через несколько минут забавных скачек они остановились и зашептали, в два голоса, молитву. Затем старший из них назвал меня по имени и твёрдо сказал: - Никогда не делай того, что тебе сегодня захотелось сделать... Ты – еврей! Всегда оставайся самим собой! Не пей, как неверные! Не ешь, как неверные! Читай Тору! Соблюдай заповеди! В этом твоё спасение!

   Как они вычислили мою половинную принадлежность к еврейскому племени? Откуда узнали моё имя?  С тех пор, как мы с Лаурой вернулись в Нью-Йорк, мне больше никогда не хотелось спиртного. Я напрочь и навсегда завязал с алкоголем. Через два месяца я нашёл отличную работу по профессии, а через полгода ко мне вернулась моя любимая жена... С этого дня я поверил в Бога и в возможность чуда. Я понял, что каждый человек должен всегда оставаться самим собой... Я начал читать Тору и православную Библию, я стал понимать святые писания, мне интересно, моя душа спокойна... Я вернулся к своим истокам... Ты, брат, тоже завязывай с алкоголем, береги здоровье... Захочешь заняться изучением Торы или Библии – обращайся...».
                ***
   В прошлую субботу мне пришлось провести несколько часов в неприятном мне доме с хвастливой, на ровном месте, хозяйкой. Еда показалась мне невкусной, дармовая выпивка в горло не лезла, а гости, в основном, показались страшными занудами. Два мужика, среди гостей, всё-таки скучными совсем не показались – один отлично лабал на клавишах белого рояля, а второй, по секрету, рассказал мне очень забавную историйку. В чудо я не поверил – у парня явно психические завихрения на почве полного отказа от алкоголя, но его сюжетик упускать не стал, решил поделиться сказочкой со своими читателями. Вернулся домой и сразу накропал этот рассказ...   

Арк Лапшин, Нью-Йорк, Сентябрь, 2016