Польске Панство

Нинель Языкова
               

Очень долго, почти десять месяцев я не садилась за компьютер, чтобы хоть что-нибудь написать. И не потому, что не о чем писать, а потому что некому. Много раз я порывалась выложить свои мысли и размышления на белый лист, и каждый раз меня останавливало чувство безысходности. «Ну кому, спрашивается,  это нужно? Кто поймёт, что я хочу донести?» Говорят, что писатель не может не писать. Враки. Может. И очень даже. Я же смогла.
Но, видать, надо мной разразилась гроза или лепёшка летающей коровы шлёпнулась мне на голову, а может просто моё виртуальное видение мира в один момент стало не виртуальным, а самым реальным, что, в конце концов, и принудило меня опять очнуться от спячки и выдать новые записки мечтательной обывательницы.  Что-то я очень часто стала впадать в спячку.

Ладно, я в Запорожье хотела уйти от действительности и залечь на дно, чтобы никого не видеть и  ничего не слышать, так как художественные натуры слишком ранимы и впечатлительны, а впечатления эти оказываются иногда душевными негативными ранами.
Но здесь, в Словакии, почему здесь я опять закрылась в своей раковине? Скажу честно – слишком хорошо. Я настолько растворилась в спокойствии бытия, что мне не хотелось сталкиваться с прошлой жизнью. Ведь на моё эссе будут обязательно комментарии читателя и не всегда положительные. А мне так не хочется растолковывать, почему там, откуда я уехала, так плохо, и почему тут, куда я приехала, так хорошо.

Во всём виноватым оказалось Панство Польское.
Так уж получилось, что мы оказались без машины. В Запорожье свою продали, а в Словакии ещё не купили. Если честно, то жить в этой стране можно и без своего автомобиля. Трамваи ездят по расписанию, автобусы тоже. Расстояния не велики. Можно и пешком до всего добраться. Такси всегда под рукой. В общем, пока мы устраивались на новом месте, о машине  не думали.
Но когда наш быт относительно наладился, оказалось, что Словакии, мы то, совсем и не видели. Прожили девять месяцев, а нигде не бывали. Выехали несколько раз в деревню к бабушке наших новых друзей и один раз по грибы. Всё. А ведь здесь есть и Большие Татры и Малые. Есть всевозможные озёра и купели, как в Словакии, так в Венгрии и в Польше, куда от нас рукой подать. Да просто окружающая  природа. В общем, взяли мы машину напрокат и поехали колесить, куда глаза глядят. А глаза наши повели нас в сторону Больших Татр и Польши.

В Фейсбуке есть колонка – о чём вы думаете? Один раз я там написала: словаки живут в прекрасной стране, в курортной зоне, дышат чистым воздухом, наслаждаются великолепной природой, и не знают никаких политических катаклизмов.
Словаки действительно живут в красивой стране. Очень чистой. Ухоженной. Что я имею под этим словом? Сейчас скажу.
Представьте себе холмы высотой с пятиэтажный дом,  девятиэтажный. Холм – это гора, только земляная. И на этих холмах, в основном, растут ели и сосны. Лиственные леса по большей части в низинке. В общем, Словакия – это сплошные холмы. И где-то между холмов, есть ровные места, где и расположены города и деревеньки. Впрочем, деревеньки тоже сидят на холмах.

Между лесов на холмах виднеются проплешины – это поля и полянки. Так вот, из окна своего автомобиля я видела, что и поля, и полянки были покошены. Ну, поля, это понятно. Но полянки, кто их косит? Оказывается, в Словакии всё, что можно косить, косят.
 В городе за лето косили три раза. Сенной лихорадки, т.е. аллергии на амброзию, в помине нет, люди не знают, что это такое. Косят амброзию безбожно. Все большие поля стоят в валиках-снопах, полянки, как бритые новобранцы, даже обочины дорог подстрижены под гребёнку. Я ехала и думала: пять миллионов населения, треть дети со  стариками.  Многие уехали в другие страны на заработки. Так кто  всё это делает? Ну не пришельцы же с других планет!

 Ещё хочу сказать о дорогах. Все знают, что дороги в Европе отменные. Но я не об этом. Я о тех дорогах, которые везде отменные. В самом далёком селе, где-то на хуторе стоит один несчастный домик. Я думаю, как туда добираются люди? А словаки не думают, потому что к этому домику ведёт прекрасная современная дорога. Даже если где-то на вершине холма ты едешь по серпантину, а он весь в латках, то латки эти ровные, вылизанные, словно это такая в пятнышку дорога.
О том, что мусора на обочине дорог нет, кульки полиэтиленовые не летают и бутылки пластиковые не валяются, я об этом даже не пишу. Мусор и Словакия – вещи несовместимые.

Почему Польша, а не чудесная  Словаки так меня поразила и подвигла на писательскую стезю, спросите вы? Сейчас скажу. Польша деревней больше похожа на Украину, чем Словакия. Я имею в виду юго-восточную сторону Украины.
В Словакии в основном все дома строят по-над дорогой. Сначала мне это очень не нравилось. Выходишь из дверей и сразу дорога. Потом я поняла: ровных мест совсем  мало. Дом у дороги, а за домом сразу высоченная хвойная гора с пятиэтажку. Людям не очень хочется жить на горе, хотя и на холмах полно домов, вот они и строят на ровном пятачке. Земли с гульки нос, но всё же ровная земля лучше, чем верхотура, на которую нужно за день раз пять подняться – то в магазин, то в больницу, школу, аптеку. Да просто прогуляться. И лазишь по этим горам вверх да вниз.

Когда мы въехали в Польшу, простите, в Польске Панство, ландшафт как-то стал потихоньку меняться, и уже деревня польская лежала на слегка  возвышенных холмах. Сразу скажу – Польша богаче Словакии. Это видно по деревне. Коров больше. Овец больше. Дворы больше и основательней. Вообще земли больше. А когда земли больше, то и живёшь богаче.
Людей в деревне как в городе. Рестораны, магазины, пансионы, купели, И это, извините, приграничное село. А что же делается в деревне под Варшавой?
Скажу, что меня поразило и что вот уже неделю не даёт покоя. Это уклад или стиль, не знаю, как выразиться, жизни простого селянина польского. Когда я увидела деревню, то поняла, что Польша обогнала Украину лет на сто. Нам её никогда не догнать. И если в предвыборной гонке кто-то будет говорить, что мы через пять лет будем жить как в Польше, не верьте. Не будем.

То, что дома в каждом дворе двух, трёхэтажные, это ещё не удивление. У нас такие дома тоже имеются. Удивило другое. У них нет заборов в нашем понимании слова. Каждая усадьба огорожена невысоким заборчиком из кованого железного прута. Есть дворы совсем без заборов. Всё просматривается как на ладони. Видно всех и каждого. Собак на цепи в будке просто не увидишь. Пещерный век.
Везде стриженые газоны с зелёной травой. Если растёт яблонька, то на зелёной лужайке. Если большой куст цветов, то обязательно кованая подпорка. Всё в цветах. Цветы, это отдельный разговор. И Словакия и Польша в цветах.
Мы въехали в усадьбу. Двор метров пятьдесят квадратных выложен цветной плиткой. Дом трёхэтажный из красного кирпича и с каждого окна (а их штук десять, это только с фасада) висят огромные горшки с цветущими растениями. Возле двери стоят горшки с цветами. Я подумала, это только поливать их нужно полдня. Рядом так называемая летняя кухня: двухэтажный небольшой домик, где гараж, маленькая комната и ещё одно помещение. Гараж открыт. Полки в идеальном состоянии. На полках каждая баночка на месте. Наверное, если белым носовым платком вытереть пыль на полу, то он останется белым. Такая чистота светилась из гаража. Я вспомнила летнюю кухню у своих приятелей в селе. Средневековье. И не потому, что она мазанка. А потому, что хлама в этой кухне немеряно.

Здесь же я не увидела даже маленького кирпичика, брошенного просто так. Никаких досок, вдоль дома лежащих. Никаких полиэтиленовых мешков с нужным чем-то. Запаха коровы в селе нет, хотя паслось приличное стадо.  Всё стрижено, вычищено, вылизано, мусориночки нет, птичка не какнула. Хозяин встретил нас в джинсах и чистой летней рубашке с коротким рукавом, вроде он в бар собрался отдохнуть, а не полоть в огороде. Две огромных собаки за оградкой бегают по зелёной лужайке. Мне кажется, что для них собака в будке это даже не пещерный век – мезозойская эра. Или эра динозавров. Есть дворы вообще без собак.
Рядом сосед вышел пообедать. Во дворе стоял стол под навесом. Хозяин в шортах, дети в трусиках, жена в сарафане. Все мирно сидят у себя во дворе, обедают. Никаких тебе заборов. Всё село это видит.  И всё это в порядке вещей. Хозяину нечего скрываться. Он у себя дома, на своей земле, ест свою еду, тяжким трудом заработанную. От кого ему прятаться?

Я не могла понять, почему у нас, как только построят дом, сразу вымахают забор три метра, чтобы никто не видел, как они тут живут. Собаку злющую на цепь, чтоб неповадно было кому заглядывать. А в Польше люди живут без заборов и без собак. И как живут!
 И я поняла – в Панстве Польском не воруют. Им нечего скрывать. Вот как он живёт, так  живёт. И не заглядывает он в соседний двор. Ему некогда заглядывать. Сохранять такую идеальную чистоту  на подворье, это же сколько нужно времени.
Сначала я иронизировала, что Польша себя называет Панством. Но потом, когда побывала в их обыкновенной приграничной деревне,  посмотрела, как живёт простой польский селянин (деревенщина, как их называют городские жители), я поняла, что они и в самом деле паны. Так жить может только достойный человек.

Мне очень жаль, что Польша учит нас, украинцев, конфликтовать с соседом. Она столько тратит на это энергии и денег, потому что пропаганда очень дорого стоит. Лучше бы она нас учила, как жить в деревне. Как за двадцать лет можно превратить бедную страну в богатое панство. Как устроить свою жизнь, чтобы чувствовать себя достойным человеком и не бояться строить свои дворы без заборов.
И совсем из фантастики. Может случиться так, что к нам на Землю прилетят инопланетяне. У нас с ними будет великая война. Конечно, мы победим. Но всё вокруг окажется разрушенным. И вот тогда все страны будут отстраиваться по одной технологии, и может быть, именно тогда, мы и догоним Польшу. Простите, Польске Панство.
Пересекая назад границу с Польшей, не буду обманывать, у меня сердце забилось в радостном волнении. Всё-таки Словакия мне ближе, не смотря на то, что беднее соседки. Здесь живут очень приветливые, улыбчивые, с большим чувством юмора люди. Их менталитет сродни моему. В ту минуту я остро ощутила, что возвращаюсь домой.