Живое ли существо автомашина?

Перминов Геннадий
Живое ли существо автомашина?
Началось всё это в советские времена.  Я в ту пору трудился на заводе в должности  руководителя подразделения. В один прекрасный день, входит ко мне в кабинет председатель профсоюзного бюро  Игорь Корчёмкин. Просит у меня совета: кому конкретно из работников отдела предложить «Запорожец», выделенный нашему подразделению.  Отвечаю: - мне. Игорь говорит: « Бесполезно, не утвердят: Вы Александр Дмитриевич руководитель, а «Запорожец» машина для рабочих».
Игорь Юрьевич, назови мою фамилию.   Посмотрим как начальство поступит,   разрешат- обрадуемся, откажут- не расстроимся.
 Игорь посидел ещё несколько минут и ничего больше не сказав о выделенном отделу автомобиля, ушел. Я подумал, что незачем мне напрасно губы раскатывать, действительно, я не рабочий, мне не выделят .  Проходит, примерно, половина месяца, звонит Корчёмкин , и требует почему я , не плачу три тысячи пятьсот рублей в кассу банка.
Игорь! За что?
А я разве Александр Дмитриевич Вас не предупредил?  Простите великодушно, завертелся по рабочим делам и забыл во время, сообщить о  выделенном  вам «Запорожце». Срочно оплатите, иначе отдадут другому.
Набираю рабочий номер своей жены, сообщаю ей, что начальство меня отблагодарило за три тысячи пятьсот рублей, наградив «Запорожцем».
« Мать, срочно ищи требуемую сумму».
 Умница жена, не задавая лишние вопросы, деньги собрала .  Заплатили и стали волнительно  ждать, поездки  за покупкой. Сообщили сыновьям. Как они обрадовались, что мы приобретём машину. Надо было видеть. Гораздо труднее было с трёхлетним сыном. Показываем  на улицах города  «Запорожцы» и говорим:» Николенька, смотри какая красивая машина. Хотел ли бы ты, чтобы папа купил её?»
Николай ни в какую: «Вога лучше. Папа купи Вогу».  Букву «Л» в то время он ещё не выговаривал. Сколько бы мы  не    вели с ребёнком  подобные разговоры, парень прочно стоял на своём: «Лучше всех машин  «Вога».
Наконец, на автобазу поступили «Запорожцы, мы с Игорём Корчёмкиным поехали за своей, так как  я  прав ещё не имел и ни одной машины к тому времени не водил. Возвращаемся домой, останавливаемся у подъезда. Увидев нас, немедленно выскакивают с радостными воплями мои сыновья и безо всякого разрешения, залезают в машину. Причём Николенька так сильно дёрнул за  ручку двери, что ручка тут же  сломалась. Вот вам качество изготовления.  Откуда у трёхлетнего малыша от радости появилась такая сила? Неизвестно.
Что же Вы думаете?  Николай тут же навсегда забыл о «Воге». В дальнейшей жизни, я сменил несколько машин и и выросший Николай тоже. Однако, ни у него , ни у меня, «Волг» в собственности никогда не было. Оба мы в разные годы имели и водили многие машины, но  ни он, ни я, за рулём «Волги» так  и ни пришлось. Моё же служебное положение (не большой, но всё же начальник) предполагало иметь более солидный автомобиль. В те времена приобрести автомашину можно было только в случае её выделения тебе по совместному решению директора завода, парткома и завкома. Автомагазины покупателям транспорт не продавали. Случай помог приобрести   с рук другой автомобиль, «Жигули» первой модели – называемую в народе копейкой. Старый хозяин передовая её мне, попрощался с ним словами: «До свиданья «ласточка». Ты  никогда меня не подводила, за что  я отвечал взаимностью, любил тебя. Не вспоминай меня лихом. Спасибо за все совместно прожитые годы и проезженные  пути-дороги. Полюби нового хозяина. Он хороший человек и тебе понравится. Прощай». После этого, нежно  погладил машину по капоту, повернулся и ушёл не оглядываясь. Разговор с машиной как с живым существом меня несколько удивил. Я же, к своей машине относился как к неживому созданию и разговоров с ней не вёл. Присмотрелся к новому автомобилю,  он салатного цвета. Подумал: - Какая же это «ласточка»?, нет, такое имя ему  не подходит. Вслух произнёс :- «Дорогая, теперь ты за свой цвет, будешь назваться  «Васильком». С тех пор, приходя в гараж, я начал постоянно  здороваться с машиной  говоря ей:- «Добрый день (утро, вечер, в зависимости от времени суток) «Василёк».  Заскучал по дорогам? Поедем  кататься». Садился в машину и уезжал. Оставляя машину в гараже, стал говорить ей «До свидания,  Василёк».  Если не замечая, въезжал в попавшуюся на дороге ямку или громко хлопал дверью, извинялся перед машиной, говоря «Прости, Василёк». Таким образом,  незаметно для себя, стал вести беседы с «Васильком», независимо от того, один я находился в машине или с кем то. Когда возникала необходимость что-нибудь отремонтировать или заменить в машине, денег на не жалел. В результате, жена, приревновала меня к  «Васильку»! назвав его моей любовницей, на которую я трачу больше средств, чем на неё саму.
Особого значения таким словам не придали, посмеялись и только. Приобретя Жигули, мы ни одного дня не сидели дома, объездили все пригородные леса и магазины, частенько гоняли в гости к сестре моей жены Валентине, живущей в другом городе, то есть использовали «Василька» по полной. Машина вела себя великолепно, никогда в поездках нас не подводила. Так продолжалось три года, пока тяжело не заболела  Валентина. Мы буквально через день её посещали.   Вскоре обратили внимание, на странное событие: тот день, в который планируется поездка к Валентине, с машиной всё нормально. Если не получается поездка к заболевшей, у «Василька» что-то ломалось. Хотя в приметы мы не верили, но что-то в поведении машины нам с женой  казалось  странным и настораживало. Валина болезнь длилась  более двух лет. В последний год она лежала не вставая. За ней ухаживала старшая сестра. И вот в очередную поездку навестить, как в последствии оказалось последний раз, к живой Валентине с каким-то новым лекарством. Наговорили всяких утешающих слов, разрекламировали привезённое «чудо-лекарство», пожелали надежду на скорое выздоровление и отправились в обратный путь. Необходимо сказать, что  расстояние до нашего дома составляло сто шестьдесят километров. Выехали в сумерках. Как назло, в дороге с машиной стали случаться неприятности. То вдруг заглохнет мотор, то проткнётся колесо, то забарахлит  карбюратор, то не заводится. Жена толкает её руками и мотор заводится со второй скорости. В общем, машина, как-бы, не желает возвращаться. Главная мысль, доехать бы до дома, ибо уже ночь. Взмолившись, прошу «Василька»: - «Дорогой, крепись, уже темно, поздно, пожалуйста , не ломайся. Не дай заночевать в поле». В общем вымолил. Подъезжаем к гаражу, гаснет свет. Даю жене фонарик и она им мне освещает через окно дорогу.  Кое как добрались. Непосредственно у гаражного комплекса, глохнет мотор. Вручную вдвоём с женой вкатываем машину в свой бокс. Открываем двери квартиры. Слышим резкий телефонный  звонок. Старшая сестра сообщает:-«Валя умерла. Завтра вы должны прибыть к нам и исполнить необходимые формальности». Господи, как мы сможем их выполнить, если машина отказала полностью?
С утра я прихожу в гараж, пытаясь хоть кого-то найти, кто бы меня смог на прицепе отвезти к любому автомастеру. В те годы в нашем городе автомастерских ещё не было. В всём гаражном комплексе, как нарочно, никого нет. Что делать?  Захожу в бокс, становлюсь лицом перед машиной и прошу: «Василёк, миленький, Вали не стала, она этой ночью умерла. Нам необходимо   туда ехать. Возьми себя в руки, поедем.» Ничего не соображая ,и ни на что не надеясь, сажусь в машину, включаю зажигание. Завелась. Поехали. Три дня ушло на траурные мероприятия. Машина работала нормально, как будто накануне с ней ничего не случалось. Вернулись с похорон, и началось: в первый день сгорел диск сцепления, затем заклинило замок зажигания, пришлось покупать новый. Далее стали по одной перегорать лампочки, то вдруг отказал двигатель стеклоочистителей,  затем сгорели тормозные колодки и так далее, и так далее.  Поговорили со знающими  людьми, пожаловались на непрерывно сыплющееся на автомобиль неприятности.  Одна набожная женщина, сказала, что Ваш «Василёк» тоскует по Валентине. Удивились и не поверили, что бездушный механический агрегат, может переживать по умершему человеку.  Женщина посоветовала сходить в церковь и помолиться. Как сходить в церковь? Я же член партии и вообще в Бога не верю, да и молитв не знаю.  Вдруг, кто-нибудь увидит, что я посещаю храм. Однако моя жена настояла и в  ближайшее воскресенье мы направились в церковь. С опаской, как бы кто не увидел, зашел вовнутрь. Стали вместе с женой перед самой большой иконой и я, про себя, стал просить   Бога помочь моей «копейке».  Сказать, что после похода, что-нибудь в машине не ломалась, не могу, но непрерывные   отказы прекратились. С тех пор я стал твёрдо считать, что и у каждого неживого механизма или существа имеется душа, чувство сострадания, любви, ненависти и болезни. Уверен, что это правда. Сможет случившееся с моим «Васильком», тоски по умершему человеку  единичный случай, но он был. Что по этому поводу скажут философы?