Белёвские заметки

Вера Полуляк
- Моё первое в жизни воспоминание – ярко светит Луна. Мама несёт меня на закорках. А мне всего два годика.

- С возрастом ты не ошибаешься? Разве можно запомнить то, что случилось в два года?

- Нет, точно – 2 года. Когда мне было три, мы с мамой уже переехали в город, она работала на стройке. А раньше жили здесь в деревне, и мама была дояркой на ферме в Кализне, эта деревня рядом с Александровкой, всего километра полтора.

- В тот день дело было так, - продолжил рассказ мой уже убелённый сединой спутник. -  Мама ушла на вечернюю дойку, я оставался дома. Но потом решил пойти к ней. Дорогу знал – огородами, через картофельное поле, совсем близко. Помню, устал, поспал немного в меже, потом дальше пошёл. Когда пришёл на ферму, доярок там уже не было, разошлись по домам. Мне не было страшно, коров я не боялся. И под одной из них уснул, свернувшись калачиком. Корова умная попалась – стояла смирно, боясь меня задеть. И мычала.

Мама домой вернулась, а меня нет. Обежала всю округу – никто не видел. Побежала на ферму, откуда доносилось жалобное мычание. Там и обнаружила меня. Несёт домой, а я, довольный, что маму нашёл, не сплю уже, а смотрю на фонарь, что светит с неба. Думаю, что в тот раз я впервые в жизни увидел Луну. Может, поэтому и запомнилось…

Валерий Дмитриевич неспешно рассказывает о своём деревенском детстве, о том, что навсегда сохранила цепкая детская память. 

Собственно в деревне он жил только свои первые два года. А потом, когда пошёл в школу, мама отправляла его сюда на каникулы, жил у родных – у дяди Антона и тёти Маруси, сдружился с их сыном Лёхой. О том периоде остались в душе самые тёплые воспоминания, которые и привели Дмитриевича спустя десятилетия в те края, где проходило безоблачное детство…

Мы идём с ним по направлению к деревне Александровке Белёвского района Тульской области. Городок Белёв – совсем маленький, всего 13 тысяч население.…. Но славится своей древней историей, впервые упоминается в летописи в 1147 году, включён в список исторических и памятных мест России.  От Белёва до Александровки всего километров пять.

На краю деревни - пруд, где когда-то ловили рыбу.

-Я не любил сидеть с удочкой. А вот бреднем ловили почти каждый день. По ведру рыбы приносили домой.

Идём дальше, поворачиваем к дому. Точнее – к тому месту, где когда-то стоял родной дом. От него ничего уже не осталось. Бывший сад зарос крапивой и бурьяном.
Соседний дом сохранился, в нём живёт  женщина. Дмитриевича она узнала, хотя и не видела с юных лет. А вот он сам   её не смог вспомнить. Смущённо говорит:

- Я баянистом был, меня все знали.

Идём дальше, пробираясь сквозь заросли бурьяна. Похоже, по этой тропе редко кто ходит. Выходим ещё к одному дому. Вокруг него трава окошена, в огороде бахча подрастает. Всё ухожено. Навстречу вышел хозяин с сыном и пожилой матерью. Рассказал, что в свой родовой дом они приезжают жить на лето из города Белёва, где есть работа, квартира, школа.

Пройдя половину деревни,  обнаружили всего два дома. Выходим за околицу, чтобы повторить путь двухлетнего мальчика, дойти до бывшей животноводческой фермы.

День выдался солнечный, жаркий. Красивые места! Все окрестности утопали в полевых цветах и высокой траве, почти в рост взрослого человека. Раньше такого не было, все поля были ухожены, на лугах траву выщипывал домашний скот. В дне сегодняшнем – много пустующих, поросших бурьяном гектаров земли. Почему-то заниматься сельским хозяйством стало не выгодным делом в этих краях. Двухлетнему малышу сквозь такие заросли не пробраться бы…

Фермы на прежнем месте давно уже нет. Но находим тропинку, ведущую к соседнему селу Кализна, и идём по ней.

Неожиданно выходим на трёх привязанных коров. Они мычат и тянут к нам свои морды. Я попятилась назад, а Дмитриевич подошёл ближе и смело погладил одну из них.

-Вижу, у тебя дружба с этими животными продолжается, - улыбнулась я.

- Как же не дружить с ними, - оживился.- Молочко всегда любил. Мог определить на вкус жирность. Дядя проверял потом прибором – всё точно!

Кализна в былые годы была большим селом, располагалась недалеко от центральной усадьбы местного колхоза, что в селе Фединское.
Кализна  в былые годы была более крупным селом, по сравнению с Александровкой. Так было раньше, так оно есть и сейчас. К этой деревне подведён природный газ, есть дорога.  И близость к городу Белёву сделала деревню востребованной. Здесь ремонтируются старые дома, строятся новые.

Идём вдоль деревенской улицы. Многие постройки прячутся за заборами, так что никого не видим. Уже на краю деревни – дом без забора. На крылечко вышла седовласая статная женщина:

- Куда идёте? Что там надо вам? – строго спросила нас.
Слегка опешив от такого жёсткого приёма, остановились и, стараясь выглядеть максимально доброжелательными, поздоровались, рассказали о цели своего приезда. Женщина смягчилась, разговорились.

- Я с 1928 года, многое повидала на своём веку, многих помню, кто здесь раньше жил. Сейчас много новых, чужих. Скупают дома, землю. Вот и там,- указала она на соседний участок,- купили землю, старый дом разбирают. А как купили чужое? А вдруг хозяева дома или их родные вспомнят про дом и вернутся? Я им говорю-не трогайте. Не слушают.

Бабушке, повидавшей на своём веку многое, трудно понять сегодняшнюю жизнь…

Прогулявшись по Кализне, возвращаемся назад в Александровку, но уже другой дорогой. По этой тропинке и несла когда-то молодая ещё мама маленького сына на руках в лунную летнюю ночь…

В деревню Александровку вошли с другой стороны. Здесь жизнь теплится, сохранились в ряд три старых дома, колонка с водой. А чуть дальше – недостроенный шикарный дом, с крепкими воротами и заросшим бурьяном двором. Говорят, его начал строить бывший местный житель в те годы, когда у него удачно шли дела в бизнесе. Но потом что-то поменялось, деньги кончились. А дом так и остался недостроенным…

Грустно как-то стало. И жаль – и деревню, которая, как живое существо, цепляется за жизнь из последних сил, и того не очень удачливого бизнесмена, что деньги вложил в строительство дома в своём родном селе, а не купил недвижимость где-то за границей…

Повторив путь двухлетнего мальчика, возвращаемся к  машине, оставленной на подъезде к деревне. Уезжаем с надеждой ещё вернуться в эти красивые, но опустевшие места.