Капитаны

Лев Ефремов
               
               
     О моряках много написано разного, в основном, большинство писателей опи-
сывают их непростую, порой связанную с опасностями работу, как очень роман-
тическую. Молодые парни и девушки приходят работать на морской флот по раз-
ным причинам: одни за заработком, другие увидеть  мир, есть и другие причи-
ны, все не перечислить. Поступают юноши и девушки в мореходные училища и
им старшие товарищи и родственники советуют: «Поступай на отделение механика или электромеханика, потом на берегу этот диплом пригодится».  А вот есть такие, которые мечтают стать капитанами.  Они поступают на судоводительское отделение. Обычно, курсанты – судоводители отличаются от остальных, они более активные, более энергичные. Но,  получив диплом инженера – судоводителя, до назначения на должность капитана крупнотоннажного судна проходит  время. Для получения диплома капитана дальнего плавания надо отработать определенное время на определенных должностях в определенных районах Мирового Океана
( районы дальнего плавания определены Правилами), т.е. заработать плава-тельный ценз. Но и, конечно, при этом проявить себя грамотным и умелым специалистом. Каждый капитан проходит этот путь, и у  каждого капитана что-то свое, особенное.
      Сидит в комнате общежития Водного Института студент третьего курса электро-механического факультета Андрей. Началась учебная сессия. Пытается он подготовиться к предстоящему завтра экзамену, но в голове одна мысль: «Где бы пообедать?». Деньги, присланные из дома родителями, давно закончились, стипендию прогулял на празднике по случаю окончания учебного семестра. Отмечали этот праздник в Кафе вместе с девушками с экономического факультета. Весело было. А вот сейчас в голову никакая наука не лезет. Денег ни у кого не займешь, в общежитии все такие, как он, а те, которые местные городские, так у них снега зимой не выпросишь.
     - Что без толку сидеть, пойду лучше погуляю, немного отвлекусь от мыслей
о еде, - думает Андрей. Быстро собрался и пошел. Недалеко от общежития цент-
ральная улица города. Прошелся по ней, за ней площадь Минина и Пожарского, а там и Волжский Откос – любимое место прогулок молодежи. Идет Андрей по набережной, справа гостиница и ресторан «Россия». За стеклами ресторана видны посетители, сидят и что-то жуют. Еще сильнее защемило в желудке от голода, да и слюна появилась во рту, а до этого все во рту пересохло.
     - Что делать?  Что делать? – Как молоточком, застучало в голове. И тут, может и некстати, вспомнился недавно прочитанный рассказ О.Генри – «Фараон и хорал». Там тоже бедняга думал, как бы поесть и где провести предстоящую
зиму, и решил совершить небольшое преступление, чтобы попасть в тюрьму. Там и накормят, и перезимует.
     - А, была – не была, - решает Андрей. Зайду в ресторан пообедаю, а там видно будет. Ну, оштрафуют, так я закажу только самое дешевое. Штраф не должен быть большим. Конечно, сообщат в Институт, там будут «прорабатывать». Но, ведь, не исключат. Пусть студентам вместо стипендии выдают талоны на обед
в студенческую столовую.
     Заходит Андрей в ресторан. Заказывает салат, борщ, котлеты с рисом и кофе.Салат и борщ пролетели мигом, с котлеткой уже не торопился. И появилась в голове новая более прагматическая мысль: - А, может, попробовать смыться?
Оставил кофе на столе и пошел к выходу.-  Спросят, скажу: « В туалет захотел».Дошел до выхода из зала, оглянулся – никто за ним не следит, и потихоньку к выходу из ресторана, а там – только его и видели. Стыдно, конечно, но зато сытый, можно и к экзамену готовиться.
       Окончил Андрей институт и начал работать электромехаником на теплоходе
«Волго-Дон». Закончилась летняя навигация. Оформил Андрей отгулы за отрабо-танные в рейсе выходные дни, получил отпускные и решил с товарищами отме-
тить окончание навигации в ресторане «Россия».
      - Наконец –то расплачусь с  рестораном, а то как-то не по себе становится, когда мимо него прохожу, - решил Андрей. Зашли в ресторан, оформили заказ. Смотрит он по сторонам – нигде той официантки не видно. Спросил про нее у администратора зала, но объяснять, зачем она ему нужна, не стал. Неудобно как-то о прошлых грехах незнакомому человеку рассказывать. Официантке он, конечно бы, признался. Оказалось, что ту официантку здесь уже и не помнят.  Большая текучка кадров, особенно среди обслуги. Ну, нет, так нет, зато на душе стало спокойнее.               
       Проработал две навигации. Посмотрел, как работают на теплоходе другие специалисты – командиры и захотел сам стать судоводителем.
       Поступает в Речное Училище на специальность: «Судовождение на внутрен-них водных путях» и успешно заканчивает его. На первой должности, третьего помощника капитана, проработал недолго. Капитан отметил его умение и желание работать, дал отличную характеристику – рекомендацию. Продипломировался Андрей уже на должность второго помощника. А через пару навигаций начал работать старшим помощником капитана (на реке должность называется – первый помощник).
      В 90-х годах в СССР начал интенсивно развиваться новый вид флотской деятельности –перевозка грузов на судах смешанного река – море района плавания. До этого были такие суда, но их было относительно немного. А тут началось строительство новых судов такого типа, и начали переоборудовать некоторые, уже находящиеся в эксплуатации.  Для работы на этих теплоходах нужны были специалисты с дипломами  для внутреннего плавания и морского. При институтах и училищах организовали курсы для обучения речных специалистов для получения морских дипломов. Окончил Андрей эти курсы и начал работать на теплоходе смешанного река-море плавания третьим помощником капитана. Через три года уже стал на этом судне старпомом и поступил учиться в Волжскую Академию Водного Транспорта на факультет «Судовождение на морских путях». Спрашивают Андрея товарищи:
       - Зачем тебе еще учиться? У тебя же есть все необходимые для работы дипломы, а образование у тебя и так высшее.
       - Судоводительские дипломы  у меня только на основании окончания
Речного Училища, а это средне-техническое образование. Буду я работать капи-
таном с такими дипломами, а помощники у меня будут с высшим судоводи-
тельским образованием. Как – то ненормально это. Еще коситься на меня будут
и за спиной всякое говорить. Люди у нас работают разные.
        Работает Андрей Викторович капитаном уже больше десяти лет и пользуется вполне заслуженным авторитетом у руководства и у своего экипажа.
        Про капитанов Мурманского Морского Пароходства много интересного на-
писать можно. Что ни капитан – то живая легенда. Про капитана Каска Михаила Гансовича написано много хорошего, разными писателями. Самыми отличительными чертами его характера это, конечно, были мастерство, опыт и необыкновенная человечность. Никто и никогда не слышал от него никаких грубостей. Никогда
он не повышал голос, даже  при разговоре с разгильдяями. Всю жизнь прожил в
Мурманске и ушел от нас на 96-м году жизни.
        Капитан Янцелевич Анатолий Савельевич работал в ММП на крупнотоннаж-
ных судах. Всю жизнь мечтал о своем небольшом парусном суденышке и построил его. Летом в отпуске на нем совершил более десятка походов по Арктическим морям.  Из Архангельска через Белое, Баренцево, Карское моря дошел до Диксона. Через несколько лет решил пройти Северным Морским Путем и пересечь полуостров Таймыр по речкам и местами волоком, чтобы отыскать водные пути, которыми древние поморы добирались из Мангазеи в море Лаптевых. Из Диксона дошел до полуострова Таймыр, далее где по речкам, а где перетаскивая яхту волоком добрался  до моря Лаптевых, уже через него дошел до порта Тикси. Через год попытался  на яхте пройти из Тикси в Берингово море, но этому походу помешала сложная ледовая обстановка в Арктике и пришлось ему заканчивать этот переход на реке Колыме. Как только подошел срок, Анатолий Савельевич сразу же оформил пенсию и все свое свободное время посвятил походам по северным морям и рекам. Кроме Севера его яхта прошла российскими реками, озерами, водохранилищами через Азовское море в Черное море. Совершала рейсы по Балтийскому морю. Он капитан дальнего плавания  получил еще и звание Почетного Мастера спорта СССР.
        13 августа 2016 года исполнилось 90 лет лидеру Кубинской революции
Фиделю Кастро. В один день с Фиделем родился будущий капитан дальнего пла-
вания Баринов Анатолий Сергеевич. По его рассказу, однажды во время стоянки его судна в порту Гавана у него и Фиделя Кастро был День Рождения. Решил Анатолий Сергеевич поздравить своего одногодка и послать ему поздравление через судового агента, который обслуживал его судно в этом порту. Но обста-новка на Кубе в это время была неспокойная и передать поздравление Фиделю Кастро не удалось. В 90 лет Анатолий Сергеевич бодр, здоров, память хорошая. Это несмотря на то, что жизнь у него была нелегкая. Участник ВОВ, имеет правительственные награды. После войны окончил Высшее Военно – Морское Училище и служил на кораблях Тихоокеанского Флота. Дослужился до капитана – лейтенанта и тут вышло Хрущевское постановление о сокращении Вооруженных Сил. Попал под это сокращение и Анатолий Сергеевич. Для работы на граждан-ских морских судах требовался гражданский диплом и пришлось ему опять учиться. Поступил на судоводительское отделение Ленинградского Высшего Инженерного Морского Училища имени Адмирала Макарова и успешно окончил его. Начал работать в Мурманском Морском Пароходстве сначала помощником капитана, а затем, наплавав необходимый плавательский ценз, продолжил работу уже капитаном на крупнотоннажных судах.
     Спрашивают Анатолия Сергеевича друзья:
     - Как вам удается так поддерживать свое здоровье?
     - А, я веду активный образ жизни. Утром обязательная зарядка и небольшая
пробежка. Без этого я и завтракать не сяду. Потом прогулка на свежем воздухе,
какая бы погода не была. Помощь младшему брату. Поход по магазинам за продуктами и приготовление обеда.
     - А после обеда, наверное, сон пару часиков?
     - Нет. После обеда иду в читальный зал библиотеки. Там провожу время
до 5-6 вечера. Потом опять прогулка и ужин. После ужина работа по дому и затем сон.
       Вот благодаря такому характеру и жизненной закалке живут многие капитаны долго и нам пример подают.
       Дай Бог им здоровья и долгих лет жизни.