Эстафета

Валентина Телухова
Все ждали хорошей погоды. Линейка, посвященная началу учебного года, была назначена на 31 августа. Об этом извещало маленькое объявление,которое висело на дверях школы.

Школа располагалась в уникальном здании. Будущий царь Николай второй навещал этот город давным давно, увидел, что здесь нет хорошего здания для женской гимназии.  Она ютилась в деревянном доме. Всех девочек, которые бы желали учиться, здание не вмещало. Поэтому рядом были построены еще здания - такие же примитивные, как и первое, одноэтажные корпуса, похожие на бараки.
А может быть молодого государя впечатлила красота амурских красавиц? Ведь именно гимназистки встретили его первыми, когда он по трапу спустился на амурский берег с теплохода, на котором приплыл. Девушки стояли живым коридором, а царь приветствовал их кивком головы и приветливой улыбкой.

Подарок городу был сделан царский. Трехэтажное здание школы насчитывало больше тридцати классных комнат. Третий этаж бы спальным. Гимназистки на ночь домой не уходили. И только по запискам из дома их отпускали строгие классные дамы, оставляя в журналах маленькие листки бумаги, на которых было написано: "Дочь наша Екатерина такая-то по просьбе родителей отпущена домой на три дня с такого-то по такое-то число. И дата обязательно была, и роспись стояла. И любой преподаватель гимназии знал из таких записок о количестве учениц на уроке.

Здание школы занимало целый квартал. Огромные площадки для прогулок были украшены аллеями и скамейками. По краям двора росли сосны. А в середине места для прогулок был устроен фонтан в виде чаши, из которой летом выливалась вода.

Молодой государь не только подарил здание гимназии, по его указанию его оборудовали по последним достижениям педагогической науки тех далеких лет. На первом этаже находился кабинет физики, к которому прилагались две комнаты с оборудованием для наглядного преподавания этого предмета. Амфитеатром были расположены места для слушателей. Автоматически закрывались шторы в кабинете. И они были такими плотными, что не пропускали свет совсем. И можно было в абсолютной темноте рассмотреть эффект люминисценции. В позднее время в кабинете установили кинопроектор. И ученики с помощью учебных фильмов видели промышленное оборудование, а голос диктора объяснял им принципы его работы. Огромный и удобный стол для демонстрации был прекрасно виден из любого места за партами. Доска поднималась и опускалась. И учитель заранее писал условия задачи для решения на уроке. Оборудование к уроку вывозилось через красивую двустворчатую белую дверь с синими стеклянными ручками. 

Дверь открывалась по сигналу учителя, и прекрасный небольшой демонстрационный стол выезжал из открытой двери по тоненьким рельсам, вделанным в паркетный пол.

Все модели для кабинета, все оборудование для него было завезено из Германии. Они были действующими. А маленький паровоз ездил по демонстрационному столу, забавно пыхтел и даже гудел.

Через особенный прибор девушки могли видеть преломление лучей света с помощью призмы, и даже натяжение пленки на поверхности жидкости.

А каким удивительным был кабинет химии! Прекрасный вытяжной шкаф позволял производить опыты так, что никакого запаха в кабинете никогда не было. Учитель открывал две дверцы, которые были похожи на маленькие форточки, и помещал свои руки в кожаные перчатки. Он манипулировал пробирками и не прикасался к ним обнаженной рукой. В кабинете было две системы вентиляции. Одна - из вытяжного шкафа, а вторая из самого кабинета. Мощный вентилятор гнал воздух с такой скоростью, что через три минуты он менялся в кабинете полностью. Кабинет химии имел отдельный дополнительный выход прямо на улицу. Небольшая застекленная дверь открывалась при необходимости срочной эвакуации учениц. Но в осеннюю и весеннюю пору преподаватели открывали эту дверь, которая вела в сад. И молодые тополя приобщались к познаниям премудрости этой науки, которую так любил сам молодой государь отечества. Он даже прослушал курс лекций у профессора химии знаменитого Дмитрия Менделеева. А тетрадь с записями его лекций всегда держал в столе.

На первом этаже было еще одно место, куда школьники и в советскую пору заходили с каким-то трепетом. Это была школьная библиотека. Она тоже размещалась в двух комнатах. Стеллажи с книгами занимали все пространство от пола до самого потолка.  Все полки были застеклены и плотно закрыты дверцами из темного дуба, покрытого лаком. И там, в таинственной глубине, стояли книги, которые тоже были подарком царским. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона была настолько уникальным изданием, что её выпросили, вымолили у школы для областной научной библиотеки. А прижизненное издание произведений Пушкина было таким подробным, что библиотекарь давала книги в руки ученикам только под своим присмотром. А вдруг ученики начнут читать недозволенные стихи Пушкина? Маленькие и удобные столики с венскими стульями приглашали учениц позаниматься здесь в тишине благоговения перед книгой - величайшим изобретением человечества!

Кабинет биологии имел все необходимое для преподавания этого предмета. В нем был живой уголок. Огромный аквариум в виде чаши прозрачной стоял в глубине кабинета.  Растения всех видов и семейств жили в комнатных условиях комфортно. Они занимали специальные полки на подоконниках. А класс для занятий рисованием хранил в своих огромных шкафах целую коллекцию из гипсовых скульптур. Не рисовали дети композиции из чайников и утюгов, они рисовали голову Давида с пращой или вершины ионических и дорических колонн. В середине класса был подиум, а вокруг находились мольберты, которые можно было поставить где угодно. Занятия рисованием были праздничным делом!

Вместительный актовый зал имел такие высокие потолки, что они делали пространство его почти воздушным. Парадная лестница, почти такая же, как во дворце на балу у золушки, вела на второй этаж.

Огромные зеркала на лестнице отражали каждого, идущего по ней. И девушки, видя свое отражение в них, двигались красиво и плавно, а любые неполадки в убранстве, исправляли тут же. Поправляли прически, осматривали обувь, делали легкие поклоны-приветствия.

Светлана Ивановна закончила эту школу давно. И помнила её еще такой, какую получили школу советские власти от царского режима. Не разрушенной. Не униженной. Царским подарком городу.

Теперь она провожала сюда свою внучку. В первый раз в первый класс. Больше тридцати лет она не переступала этот порог. Горькое разочарование ждало её на каждом шагу. Прекрасный холл с мраморным полом был изуродован перегородкой из сетки рабицы. За сеткой стояли вешалки для одежды школьников. Пока они были пустыми. Но стояли в хаотическом беспорядке. И сразу создавали вид запустения. Зеркало в вестибюле отсутствовало. Но страшнее всего и поразительнее было то, что прекрасное переплетение из мареного дуба в вестибюле на дверях было закрашено голубой таулетной краской очень небрежно. И капли голубой краски и потоки на стеклах придавали помещению унылый вид.
 
Лестница осталась прежней. А вот кабинет физики был почти разгромлен. Исчезли парты амфитеатром, а вместо них стояли унылые школьные столы, тоже выкрашенные несимпатичной голубой краской. И железные стульчики к ним. И видно было, что шторы уже автоматически не закрывались, и никакие тележки не выезжали из препараторской. Разломаны и разбросаны были почти все действующие модели. И в шкафах стояли жалкие остатки. И кто-то умный посчитал, что слишком много для одного кабинета иметь два подсобных помещения. Одна из комнат, в которой хранилось оборудование для преподавания раздела света в физике, была очищена от приборов. Теперь в ней был кабинет школьного завхоза.   

Кабинет рисования стал обыкновенным классом. Все было вынесено. И даже огромный шкаф, который хранил когда-то модели из гипса, был разобран.

Сонечка, наряженная по случаю первого появления в школе в качестве первоклассницы, держала бабушку за руку. Вот именно она держала бабушку. Потому что у той вдруг показались на глазах слезы. Руки предательски задрожали. 

- Бабушка, а правда, что ты тоже в эту школу пришла в первый класс? И здесь десять лет проучилась? - спросила Соня.

- Нет, детка, я училась совсем в другой школе. В школе, где даже стены нас воспитывали. Где стояла тишина в коридорах, когда шли уроки, а стайки девочек на переменах стояли возле высоких батарей, в рост человека почти, безопасного школьного водяного отопления. Где учителя по старой привычке преподавания в гимназии говорили нам в пятом уже классе "Вы" и относились к нам подчеркнуто уважительно.

- А правда, бабушка, что ты отличницей была в школе?

- Вот это - абсолютная правда. Мы все хорошо учились. Нам было интересно.

- А мне будет интересно?

- Надеюсь, что будет. И не бойся ничего. Я всегда тебе помогу. В любом твоем затруднении. Не зря же я в школе одинаково по всем предметам хорошо училась! Особенно по физике.

И бабушка Сонечки почему-то отчетливо вспомнила тот прекрасный зимний солнечный день, когда на общешкольной линейке ей вручили самодельную картонную медаль на атласной широкой ленте. "Чемпион по решению задач по физике" – было написано на ней. Такой праздник знаний устраивали в школе. За один школьный урок нужно было решить как можно больше задач. И она была впереди всех!

Когда-то она читала о том, что стены храмов впитывают информацию и становятся номоленными. От её школы остались только стены. Но они были намоленными. Дух не выветривается со временем никакими разрушениями. И школьные стены остаются прежними.

- А пускай, Сонечка, тебе здесь будет также хорошо, как и мне в пору моего детства. Благословляю тебя на долгий и многотрудный путь по дороге знаний. Помни пословицу - "Знания - клад, ключ к нему - труд!" При любых обстоятельствах в школе плохому не учат. Это дорога к свету. Пойдем на школьный двор. Я знаю короткую дорогу через вот эту дверь. Если она не закрыта.

Дверь позади парадной лестницы была открыта.

Нарядные учителя и дети искали свои классы и свои места на линейке. Для первоклассников были отведены почетные места. Ветер разогнал тучи. Было ясно, что погода установится и силы небесные праздник не испортят.

- А сколько первых классов в этом году много! Смотри, Соня, и первый "а", и "б", и даже "д" класс есть.

- А ты в каком училась?

- Я? В первом "г" - засмеялась бабушка. И подумала, что сейчас детей стало не меньше, а даже больше, чем в её раннем детстве. А значит жизнь обновляется. И звуки на школьном дворе показались ей музыкой. Приплывшей из далекого детства.