Репрессии, спецпоселения, лагеря

Журнал Алексеевск-Свободный
Спиридонова Татьяна Афанасьевна

Отрывок из книги  « В краю цветущего багульника»
(Скопировано из литературно-художественного альманаха «Свободный литературный» за 2012 год)


 В 1923 году на Дальнем Востоке, с целью укрепления его как форпоста Советской страны, побывал Всероссийский староста Михаил Иванович Калинин. Посетил он и город Свободный, который вскоре стал быстро развиваться как промышленный центр. К 30-му году было принято решение о необходимости прокладки 2-х путей по Транссибирской магистрали, до того времени это была однопутная железная дорога. Удобное стратегическое положение Свободного поставило город в центр всех последующих событий, снискав ему и печальную славу. В Свободном при Управлении Забайкальской железной дороги создается Строительное управление вторых путей, переименованное в 1933 году в Управление по строительству БАМа. Начальником этого Управления был назначен Нафталий Аронович Френкель. В период с 30-х по 50-е годы в стране закрутилась страшная мясорубка сталинских репрессий. Страну в буквальном смысле слова покрыла сеть лагерей и спецпоселений. Заключённые и спецпоселенцы были основной рабочей силой, которая строила «светлое будущее» страны Советов буквально на костях своих товарищей.
Репрессии, волнами прокатывающиеся по стране, обеспечивали каждую новую стройку необходимым количеством бесплатной и бесправной рабочей силы, когда представителя этой силы - человека за человека и не считали. Как грибы стали появляться в Свободном и в его окрестностях БАМовские лагеря. Только на территории Свободного их было 9. В них жили и умирали, в большинстве своем, невинные жертвы политических репрессий. В каких жутких, нечеловеческих условиях находились в них тысячи, сотни тысяч людей, написано немало горьких воспоминаний очевидцев. К сожалению, места нахождения этих лагерей в нашем городе не обозначены, на них нет обелисков, лишь камень на месте пересыльной тюрьмы напоминает о ее зловещей судьбе. А, оказавшись на месте лагеря или поселения, с трудом можно определить, что здесь когда-то жили люди. Практически всё разрушено и стёрто с лица земли. Но некоторые поселения всё же сохранились и продолжают функционировать.

Спецпоселение Юхта

Одним из них является посёлок Юхта-1, расположенный на 17 километре трассы Свободный - Шимановск. В 1930 году, к северу от села Дмитриевки, на узком болотистом участке между рекой Большая Пёра и железной дорогой развернулось строительство деревянных бараков, больше похожих на шалаши. Этому посёлку дали название Юхта-1 по названию станции Юхта, которая находилась в двух километрах от него. В этом же 1930 году на станцию Юхта прибыли 18 вагонов с первыми поселенцами. Это были раскулаченные семьи, согнанные со своих мест в западных  районах России.
В этих бараках на болотах их и поселили. Поселенцы строили второй путь, тачками возили землю на отсыпку железнодорожной насыпи, работали ежедневно, без выходных. В бараках было очень холодно. Люди зимой, наработавшись, весь день на морозе, приходили в эти бараки и буквально падали, уставшие, засыпали. А утром многие не просыпались - замерзали во сне. Ежедневно похоронная бригада увозила трупы замёрзших и умерших от голода и болезней людей на погост, который был недалеко, сразу же за пекарней. Пекарня находилась за нынешним поселковым магазином.
Ближе к железнодорожному мосту через речку Юхту находился лагерь с заключёнными, ещё один - у д/о «Бузули» под горой. В посёлке Юхта-1 жило в основном всё лагерное начальство. Здесь были построены детский дом для детей репрессированных граждан и больница. После войны детдом перевели в Мазаново, а на его месте устроили детский дом для детей, чьи родители погибли в годы войны.
В детском доме было своё хозяйство. Сельскохозяйственные поля находились в сопках за Большой Пёрой. В 70-х годах в посёлке были построены корпуса новой детской исправительной колонии. После войны больница была закрыта, а в здании, где она размещалась, устроили сельскую школу. Когда рядом построили двухэтажное кирпичное здание для школы, то старое деревянное разрушили. В 1947 году на Юхтинских болотах построили ещё один ряд бараков с деревянными настилами-тротуарами. Впоследствии они не сохранились, но и сейчас можно найти на болотах их следы. Но до сих пор ещё сохраняются бараки вдоль поселковой дороги. В них живут работники Юхтинской спецшколы. За мостом через реку Большая Пёра, возле посёлка Юхта в сопках находилась зона, там были цеха: столярный, слесарный, пошивочная  мастерская. В них изготавливали мебель для солдат, шили солдатскую одежду. В районе железнодорожного моста через речку Малая Пёра справа в сторону железнодорожного переезда находился посёлок Юхта-2, в котором также была зона. Дома в этом посёлке были добротные, двухэтажные. Находилась здесь и офицерская столовая. Сейчас этого посёлка нет.

УЛОН

В сторону Черниговки расположился посёлок Юхта-3, сейчас здесь диспансер для больных туберкулёзом. В 30-е годы в этом посёлке находилось Управление лагерями особого назначения (УЛОН), а дальше в сопках были вырыты большие землянки. В них содержались самые опасные «враги народа» - врачи, учёные, бывшие офицеры царской армии, бывшие дворяне, участники гражданской войны, красные командиры, бывшие партийные работники. Многие были со своими семьями. В каждой такой землянке находилось от 100 до 200 человек. Вместе с «опасными государственными преступниками» находились и их дети. Спали на двухярусных нарах, сделанных из досок и горбыля, и на полу. Кормили «врагов» однообразно и скудно, основной пищей была перловка с водой. Люди умирали от холода, голода и болезней. Ежедневно из бараков выносили по 10 и более умерших. Взрослых выгоняли из бараков и, под усиленным конвоем, гнали на выгрузку вагонов, заготовку дров и другие работы. С людьми здесь не церемонились, отношение охранников к ним было очень жестоким: на работу из бараков выгоняли прикладами, били, а также «провинившихся» заставляли раздеваться догола и подолгу держали на морозе. Здесь применялись пытки. Это были лагеря особого назначения.

Посёлок «Амурсталь»

В военные и послевоенные годы, ближе к Черновке был построен и действовал посёлок «Амурсталь». Он находился в километре к югу от Черновки, сразу же за Черновским кладбищем вдоль автотрассы и был довольно большой. Здесь жили и работали спецпоселенцы и заключенные. Основным назначением этого посёлка была добыча глины для завода «Амурсталь» в городе Комсомольске-на-Амуре. Располагались в этом посёлке клуб и магазины, а также дома спецпоселенцев. Была здесь тоже зона для заключенных. Бараки с заключёнными находились за колючей проволокой и охранялись.
От Огнестоя через Амурсталь была проложена узкоколейная железнодорожная  ветка, по которой в вагонетках перевозили на станцию Бузули огнеупорную глину. Там её загружали в вагоны и отправляли в Комсомольск-на-Амуре. В 50-е годы этот посёлок был расформирован, как выполнивший свою задачу, жители его разъехались, а так же переселились в Черновку, Бузули, Чембары, Юхту. На месте этого посёлка остались едва заметные следы бывших здесь когда-то барачных жилищ.

Репрессии и аресты

Волна репрессий, захлестнувшая страну в 30-е годы, не обошла стороной и наш Свободненекий район. «Чёрный воронок» каждую ночь увозил из того или иного Свободненского села «врагов народа». Жизнь в деревнях как будто замедлила свой бег. Страшно стало жить. Появилось недоверие к друзьям, соседям - страшно было сказать что-либо. Боялись ночами ложиться спать, потому что ночью могли прийти и постучать в дверь вооружённые люди и увести из дома навсегда. Доносы на своих же односельчан стали нередким делом. По доносу только в Нижних Бузулях арестовали 18 человек. Многих расстреляли.
В 30-е годы в Черновке тоже начались аресты. Были арестованы Побережников, Руденко, Карманов Александр Игнатьевич, были выселены семьи Завражиных, Побережниковых. Карманова Дмитрия Александровича выселили в Краснодарский край. В 1938 году в Среднеорске были арестованы 7 братьев Демидовых, приехавшие сюда с Урала ещё в 1907 году в поисках лучшей доли. Всех их сослали на Сахалин, где они долго работали на добыче соли, в соляных шахтах. В этом же году в Николаевке был арестован глава большой семьи Хомацуков - Хомацук Варфоломей Максимович. Он держал мельницу, молотилку, хоть сам был без рук. Хороший был человек и хозяин хороший. Было у него 9 детей, но его арестовали в 38 году, так и пропал, неизвестно где.
Первым председателем колхоза «Красный партизан» был Карманов Александр Игнатьевич, сын Игната Акимовича Карманова. Он был членом ВКП(б), работал в крайкоме города Хабаровска. В составе 25-тысячников он приехал в Чудиновку и там возглавил организованный им колхоз. Родители же его жили в Черновке. В 1937 году Александр Игнатьевич был осуждён и расстрелян как враг народа. В Благовещенске у него осталось пять детей. До сих пор родные не знают, где и как погиб Александр Игнатьевич.
В 1937 году как «враги народа» были арестованы чудиновские партизаны Москалёв Афанасий Петрович и отец его, Москалёв Пётр Платонович, а также Поребкин, Боталин, Хлыстов Влас Лукьянович, Мицук Константин Семёнович, Назаров Василий Егорович, а также многие другие жители партизанского края.