Самая легкая пятерка

Ирина Гурова
Откуда эпистолярные  позывы? Конечно, от бабушки! Гениальный педагог, при выходе на пенсию она, видимо, скучала без работы. Внуков, которых ей на время подбрасывали дочери, обучала  чтению и письму едва ли не раньше, чем ходить. Все начиналось со стихов и басен, продолжалось чтением и письмом. Я совершенно без проблем читала лет с четырех. А потом под руководством бабушки писала письма маме. Бабушка так мотивировала, что было интересно. Уже из пионерских лагерей я писала письма на несколько страниц. Увлекал сам процесс. Единственно, что пропустила бабуля - некоторое мое косноязычие. Я не умела выговаривать букву ''р''. Не помогали логопеды, занятия, тренировки. Я была довольно общительной девочкой, но не публичной. Очень стеснялась ''фефекта фикции'' и на первые роли в социуме старалась не претендовать. Мне больше нравилось, не привлекая внимания, наблюдать за людьми, стараться понять, чем вызван тот или иной поступок, объяснить себе и окружающим взаимосвязи общения, смотреть, делать выводы, пытаться разобраться. А чем еще можно заняться в компании, если стесняешься рот открыть?
В старших классах диссонанс между потребностью ''жечь сердца глаголом'' и невозможностью преодолеть комплексы достиг своей вершины и я сделала невозможное - научилась-таки говорить эту чертову букву. Мне нравился театр и концертная деятельность, но получить роль, грассируя, можно было даже не рассчитывать. Я тренировалась целое лето и стала говорить легко и правильно. Практически никто разницы и не заметил, а я ликовала в душе - это была моя первая победа над собой. Именно с этого момента я поверила, что невозможного нет. Жизнь изменилась очень быстро - появились и для меня роли в народном театре. Я наконец-то смогла выражать себя, как хотела. И получала от этого огромное удовольствие. А привычка наблюдать и копаться в событиях осталась. Я стала делать некоторые заметки, чтобы иметь возможность перечитать и разобраться с ситуацией. Проговаривать ее я тогда еще не умела.
В институте эпистолярные  способности были подмечены одним из педагогов. И он языком Эзопа предложил мне бартер - я пишу, он издает- под своим именем. В обмен на деньги. Как это сейчас называется - быть литературным негром? Во-во. Оно самое. Но.
В нашей семье было твердое убеждение, что работа - это ходить на службу или на завод с восьми до пяти. Все остальное работой не считалось, так, непонятная и подозрительная  деятельность. Папа, когда я поступила в институт, спросил : ''А какая у тебя будет профессия?" Я гордо ответила : "Буду режиссером!". ''Да это я понял, занимайся. А работать кем будешь?" - ''Режиссер театральных и массовых зрелищ!"- Папа стал заметно раздражаться - ''А на работу ты куда будешь ходить? На завод , в школу, в поликлинику? РАБОТА какая будет? '' Деятельность в театре или в филармонии, в которой я проработала десять лет, в его представлении была не работой, а каким-то развратом))).
Так вот, подработку  в качестве сочинителя  я работой и не считала. И немного стеснялась легких денег. Плюс была с особым нажимом предупреждена  о конфиденциальности.
А приработок  получался неплохим. Благодаря сарафанному радио писать я стала еще для двоих педагогов. В основном, рецензии и сценарии.  Как-то случилось,  что своими творениями я порадовала всех троих преподавателей. А они, соответственно, меня. На руках оказалась неплохая сумма денег, а за углом института - коммерческий магазин. Союз недавно рухнул, магазины огорчали стабильно пустыми полками, в новинку было появление этих бутиков, в которых продавали товары из Польши и Турции по невероятно высоким ценам. В государственных не было ничего. Оно и при Союзе было довольно голодно и раздето, а после крушения системы и вовсе стало плохо. Полуголодная  студенческая юность никого не смущала, а вот без красивой одежки и косметики девочки скучали... Иногда мы с подружками бегали в Каштан просто посмотреть, помечтать о красивой жизни . Денег не было ни у кого, все были равномерно нищими. Иногда мы могли случайно достать что-то красивое, модное и необычное, но это редко имело систематический характер. У кого-то были джинсы, у кого-то куртка-варенка, у кого-то сапоги на шпильке  импортного производства, у кого-то кожаный плащ... Кто что достал, тот в том и ходил.
В одну из больших переменок  мы с девочками прибежали полюбопытствовать в Каштан, а на витрине лежали Они... Я никогда не видела прежде такого белья. В ЦУМе продавались панталоны на все случаи жизни - для лета шелковые, для зимы - хлопковые с начесом, но неизменно по колено, безобразно промокашечного цвета - розовые, голубые, белые, серые, противно-бежевые.... Как мужчины при виде такого белья не становились импотентами - для меня всегда было загадкой. Лично я выходила из положения, периодически подавая с приятелями заявление в ЗАГС. В этом случае нам полагалось приглашение в салон для новобрачных, где можно было купить более-менее приличное белье, ткани и обувь. Чем лично я бессовестно пользовалась. У меня знакомых фарцовщиков не водилось, я даже не представляла, где их можно найти. Поэтому купить приличное белье без длинного рукава было проблемой. И вдруг - встреча в Каштане, которая взбудоражила и перевернула всю мою жизнь.  Невесомо-воздушные, кружевные, со шнуровкой сзади, порочно-черные, с бантиком спереди - они были восхитительны,  Крохотные, не от начала ноги до талии, как советские трусы, которым мы были рады, если выбросят  случайно в продажу - у них было все невероятно - открыто, соблазнительно, загадочно.... Но дорого, безумно, невероятно дорого! За 80 рублей можно было купить пальто. Или сапоги. Но не белье. Белье не стоило больше 3-5 рублей. Обычное белье... Но ведь они были необычными. В моей жизни таких никогда не было. И я понимала, что встреча не состоится никогда, если я не решусь.
И у меня были деньги. Деньги, которых я немного стыдилась, потому что надо было молчать, за что именно я их заработала. Афишировать было никак нельзя - это было основное условие для их дальнейшего получения. Наверное, я бы меньше стеснялась, если бы заработала их проституцией - там был бы только мой выбор и моя тайна. А здесь молчать полагалось не только за себя, но и за того парня. Деньги жгли карман я их немного стеснялась и еще мне очень хотелось хотя бы примерить на себя это невесомое кружевное чудо. Напрочь загипнотизированная заграничными  трусиками, я не удержалась и... купила!!!
Подружки чуть не упали в обморок, это был очень нерациональный  и опрометчивый  шаг, совершенно невероятный. Никто не мог поверить, что можно купить трусы за 80! рублей... Турецкий свитер за шестьдесят - да. Набор польских теней за тридцать пять - да. Но трусы за восемьдесят - это не укладывалось в голове абсолютно. Это было верхом безрассудства , расточительности  и сумасбродства. Мы так увлеклись разглядыванием покупки, что опоздали на пары.
Занятия по искусствоведению  проводил педагог после инсульта. У него был очень слабый, невыразительный, лишенный всяческих интонаций голос. Студенты за глаза прозвали его Димедролом  - на парах спали практически все. Когда мы на цыпочках вошли в аудиторию - никто даже не проснулся. Димедрол вещал что-то об эпохе Возрождения, а трое опоздавших устроились на заднем ряду. Лекция проходила в оркестровом классе, т.е. в обычном актовом зале, со сценой и креслами внизу. На сцене громоздились  музыкальные причандалы - перед нами занимались студенты кафедры народных инструментов. Сразу под сценой стоял стол педагога, а актовый зал с креслами был использован для лекций по общеобразовательным предметам. Мы с подружками быстренько юркнули на задние ряды.
- Девченки, Ирка тааааакие трусы купила - обалдеть!- не удержалась одна из подружек.
- Покажи!- требовательно попросили из передних рядов.
- Ух ты! -, в восхищении шепотом прошелестело  над рядами.
- Ану-ка, примерь !
- Вы что с ума сошли? На парах?
- Да кто тебя видит? Все спят, ты на ''камчатке''... Примерь, а то мы тут от любопытства сдохнем! И вообще - может они на тебя не налезут!
Последний аргумент, конечно, был самым убедительным...
Я осторожно сняла то, в чем была и со скучающим независимым видом незаметно примерила покупку. Ха, маленькие! Они  превосходно сели! Не резали, не давили, нежно и деликатно обхватили нужные места. Я одела не белье, я одела кусок счастья....
- Покажи! -Потребовали на предпоследних рядах.
- С ума сошли?
- Так спят же все! Покажи!
Мне и самой хотелось убедиться, что я совершила покупку века и, как бы гуляючи , как бы невзначай, приподняла юбку.
- Боже, да они прекрасны, как закат на Карибах!- уже не сдерживая голос, вскричала одна из сокурсниц. - Это же шедевр! Это даже носить жалко! Надо в рамочку и на всеобщее обозрение, как в Лувре....
- А как они сзади сидят? Я видела, там отсутствие ткани и вместо нее какая-то поворозка- поинтересовалась самая любопытная подруга.
- Ну и как ты хочешь, чтоб я тебе это показала? - уже хохоча, отшучивалась я от подруг.
- Да как? Элементарно! Наклонись, типа у тебя что-то упало, а мы себе посмотрим...
Мы так оживленно и весело обсуждали эту тему, что привлекли внимание Димедрола.
- Эй вы там на камчатке, да-да, Вы, подите-ка сюда. Сядете на сцене и когда я скажу, будете репродукции показывать!
Я была рада сбежать от расшалившихся подружек и демонстративно, шагом гранд-дамы отправилась показывать курсу работы Веласкеса и Рембрандта...
    Вот интересно, догадывается ли хоть кто-то из мужчин, как себя чувствуют женщины в новом, красивом белье? Пусть его никто не видит, пусть сегодня не состоится романтическое свидание, но женщина знает, помнит, радуется, ощущает себя королевой, а в наши бедные , последние советские годы девчушки  в вареных юбках и бесформенных турецких свитерках, накрашенные, как забор, еще и преисполнялись мечтами о красивой, нездешней жизни, в которой есть красивые платья, красивые мужчины с красивыми поступками и красивыми словами... С этими красивыми фантазиями я взяла репродукции, вспорхнула на сцену и эффектно присела на один из красных дерматиновых стульев, сбитых в ряд.
То ли села слишком эффектно, то ли до меня на нем посидел кто-то большой и тяжелый, но сиденье уехало в сторону и я провалилась в раму. Теперь уже мою покупку мог рассмотреть весь поток. И спереди, и сзади - ракурс был достаточно откровенным.
От шума народ проснулся. То, что они увидели на сцене, судя по возгласам, их сначало удивило, потом потрясло, потом эпатировало, потом рассмешило. Равнодушным не остался никто. Я вспомнила предложение повесить в рамочке  на всеобщее обзрение - собственно, именно это и случилось. Хохот стоял гомерический. Подружки плакали и рыдали, лежа на полу, стучали кулаком об доски, лица полу противоположного с интересом обсуждали детали увиденного, а мне не давал выбраться из западни гвоздь, впившийся в бедро. До сих пор не знаю, что следовало выбрать - стыдно, или больно. На робкую просьбу помочь выбраться из подлого  стула никто не откликнулся. Мужики не спешили, а  рыдающие от смеха дамы не могли.
На шум обернулся Димедрол . Его чуть повторно не схватил кондратий от увиденного. К эпохе Возрождения происходящее на сцене явно не относилось. Но на призыв помочь откликнулся. Выковырял-таки меня со стула, гвоздь предательски разодрал  кожу на моих нижних девяносто, но я была спасена.
- Можно я уйду? - не вопросительно, а требовательно поставила я его перед фактом.
- Конечно,- согласился Димедрол. - Все равно лекция сорвана, эпоха Возрождения меркнет перед тем, что мы увидели...
Подруга, которая предложила повесить трусы в Лувре, только поднялась с пола, куда сползла в порыве хохота. Поравнявшись с нею, я обессиленно уточнила : '' В рамочку , говоришь?" Вопрос снова отправил ее на пол, а я поторопилась выйти из аудитории.

Спустя два года я досдавала некоторые предметы после академотпуска. В числе прочих  была и история искусств, на которой я так бесславно (или нет?) отличилась. Открыв дверь в кабинет, я увидела Димедрола, что-то записывающего в тетради.
- Простите, мне нужно досдать  историю искусств после декретного  отпуска. Моя фамилия....
- А я Вас помню,- оживился Димедрол. Давайте зачетку.
Это была самая быстрая и легкая пятерка в моей жизни...