Кармические корни - 2

Владислав Стадольник
                Карма – Закон воздаяния

                3. КАРМИЧЕСКИЕ КОРНИ – 2

      Не повторение, но углубление, утончение и усиление Связи. Основное направление к Иерархии Света дано, но оно требует постоянного внимания и заботы о том, как бы упрочить его, ибо состояние пространства очень неспокойно. Вихри бушуют, и антагонистические токи напряжены, и тяжко бедному сердцу. Нельзя успокоиться ни на одном достижении, ибо колеблется все. Только Лестница Иерархии стоит непоколебимо. За нее и следует держаться силою всею, находясь в бодрствовании непрестанном. И очень темно. Если не оберечься, можно и не выдержать. Самые большие явления планетного порядка обычно проходят незаметно для глаз обывателя, и лишь их по следствиям судят. Уход Гуру и Матери Агни Йоги для мира прошел незаметно, и только в веках увидят значение происшедшего. И так же точно во всем. Происходит это потому, что каждое большое явление, подобно айсбергу, большею частью своей невидимо, ибо погружено в сферу Тонкого Мира, где находится его основание. Видят, и притом только частично, малую часть, да и то, если смотрят. Мы Учим смотреть в глубину и видеть явление в целом. Корни разновесия, раздирающего планету, уходят глубоко в Мир Тонкий, и главное из происходящего – там. Так же и в людях видят лишь маски, но каждое действие их обусловлено причинами очень большой длительности.

      Если за действием внешним стремиться увидеть причину, легче будет понять существо человека. Нас интересуют причины явлений. Следствия самодовлеющего значения не имеют. Следствием исчерпывается породившая его причина. Потому возникновение причин усмотреть важно необычайно. Мы Сами Создаем нужные Нам причины. Их сущность эволюционна. Порою Ждем веками следствий, Нам нужных, Нами заложенных раньше причин. Тем же путем Учим идти и тех, кто следует за Нами. Суров этот путь. И радость в духе, ибо в плотном ее не найти. Радости обывательские слишком уж кратки, чтобы удовлетворить дух. И характер их личен, то есть временен и преходящ.

      Хорошо порою помыслить о сущности радости космической, непреходящей и ни от чего внешнего не зависящей. Когда Говорил, что «печаль ваша будет в радость», Имел в виду радость сверхличную, радость пространственную, радость космическую. Трудно принять беседу о радости, когда так темно, но Говорю, радость идет, как явление утверждения грядущего Света. Условие ощущения и приятия этой радости остается все тем же – «отвергнись от себя». Самость и личное не дает и не может дать ощущения космической радости. Но радость победно в пространстве звучит для духа, сбросившего с себя оковы личности, то есть самости. Книга о радости Дана как свидетельство победы духа, преодолевшего в себе личное начало и нашедшего в этом великое освобождение.

      Многие приходили на Землю, перегорали и уходили ранее срока. К сожалению, это случалось со многими достойными духами. Условий земных не все были выдержать в состоянии. Неблагополучия плотных слоев планеты были причиною этого печального явления. Выдержать натиск стихий на Земле под силу не всякому духу. С одной стороны, утончение восприимчивости и обострение всех способностей огненного аппарата духа, с другой – ядовитая атмосфера низин и испитие Чаши яда земного. Тонкое восприятие обоюдоостро, ибо, воспринимая высшее, надо защититься от пространственного яда. Тягость Земли выдерживают не все, и чувствительные оболочки перегорают. Защищаться приходится не только от отравленных токов пространства, но, главное, – от иерархии тьмы, которая действует через всех, кто поддается их влиянию: используются друзья и враги, насекомые и животные и всё, что может им послужить. Отсюда и ярые предательства, стерегущие служителей Света. Но сильный должен пройти через все и быть победителем полным.

      Уступку лукавым рукам не следует считать поражением, если произошла она вследствие недостаточного распознавания. Вред можно нейтрализовать, как только осознаны корни и причины его и обнаружены злоделатели. Важно понять, что за каждым низводящим импульсом стоит темный шептун. Обнаружение парализует его активность, и он вынужден искать новое прикрытие. Если бы знали, сколько желающих внушить самые низкие мысли и заставить считать их своими, но не подосланными со стороны темной рукою. Так каждую низводящую сознание мысль надо считать стрелой зла, пущенной тьмою. Но особенно опасны служители тьмы, подходящие под личиною Света и с Вашей молитвой на устах. Вспомните только, сколько зла творили Именем Спасителя. Темные изощрены в подделках подобного рода. Орлиный глаз нужен не только Свет распознать, но и тьму под личиною Света. Потому точное и неукоснительное выполнение Указаний необходимо, как щит, как защита от зла. В корне каждой допущенной ошибки найдете неисполнение Указа.

      По очевидности судить невозможно. Также невозможно земным разумом объять происходящее в мире, ибо ложное представление будет неизменно следовать за каждой попыткой. Лучше полагаться на Нас и считать, что никакие злоухищрения темных не в состоянии изменить начертания Великого Плана. Напряжение в мире нужно, чтобы вызвать к ярому выявлению все созидательные и творческие энергии человечества. Силам разрушения должны противостать силы созидательные во всей своей мощи. Не Дадим барсу прыгнуть и разрушителей злобных силы исполнения их планов Лишим. Все обернется во вред им самим, все, что они нагромоздили, побуждаемые импульсами человеконенавистничества. Наступление Нового Века уничтожением всех светлых начинаний ознаменовано не будет. На Страже Великой Владыки Стоят, готовые каждое мгновение Остановить руку зла. Разрушители темные с планеты уйдут, но дайте время пшенице созреть и укрепиться. Беснование тьмы перед концом. Обрублены темные корни, и по ветру качаются заросли зла, опоры уже не имея. Рушение великое всех ожидает, кто с тьмою идет, ибо в будущем тьма и ревнители зла части уже не имеют.

      Раскаяние, самоедство, безнадежность отчаяния вредны безусловно, но осознание сущности совершенного проступка нужно для того, чтобы собрать все энергии духа для его преодоления, если крепки его корни. Все Обращаем на пользу, также и все ошибочные действия. Как же изживать негодные свойства, если они, угнездившись внутри, внешне себя не проявляют. Хуже всего болезнь загнать вовнутрь. Можно даже порадоваться, когда корень вылезает наружу, – тем легче вырвать его. Иное свойство таится годами, чтобы вдруг неожиданно поднять свою голову. Истинно можно радоваться такому явлению, чтобы тем решительнее и полнее его уничтожить уже до конца. Веками укреплялись корни ныне изживаемых свойств, и борьба с ними требует зоркой осмотрительности и большого упорства. Астрал, враг древний, постоянно на страже защитить то, чем он живет и что составляет сущность его проявлений. С ним и борьба. Очень важно при этом учесть одно обстоятельство: астрал, преодоленный или побежденный в одном из своих подлежащих изживанию свойств, более легко будет подчиняться и при выявлении других, еще не подчиненных.

      Труд и устремление – ключи к будущему. Они приведут к цели. Как определить истинность явления? Сердцем. Оно выдвигается на авансцену. «Отойди от зла» сердцем и «сотворишь благо». Отход только мозгом результатов не дает: корни ведь в сердце. Огни сердца сжигают весь сор. Когда они ярко горят, освобождается человек от скверны. Так, первая забота о том, чтобы огни сердца не угасали. В огненном горниле на огнях сердца куются крылья Агни. Освободитель духа – огонь. Огонь поддерживается связью с Иерархией Света.

      Ни одна способность, приобретенная раньше, не исчезает и не утрачивается, но откладывается в Чаше. Иначе не родились бы выдающиеся музыканты, математики и так далее, накопления которых, сделанные в прошлых жизнях, выявляют себя порою уже в самом раннем возрасте. Учиться хорошо всегда и хорошо учить тело, и руки и мозг. Стать полиглотом можно лишь, имея накопления прошлого. Старость не преграда учебе – знания и навык пригодятся в будущих жизнях. Способности, проявляемые в чем бы то ни было, имеют глубокие корни. Даром ничего не дается. Но зато и каждое усилие приносит свой плод. Этим осмыслен всякий труд и стремление выполнять всякую работу наилучшим образом. Не сразу мастер на все руки стал таковым. Бессмысленна зависть к чужим способностям и талантам, ибо они заработаны были трудом и рядом долгих усилий.

      Смотрите на каждую способность и каждый талант как на то, что имеет глубокие корни, как на звено цепи, уходящей в глубь, быть может, многих тысячелетий. Полна великой значимости жизнь на Земле в плотном теле, ибо возможность дается собирать сокровища опыта и знания для удержания их навсегда. Того, что дает Земля, нигде вне ее не приобрести, не приобрести и в Надземном, ибо Надземное есть такое состояние, где дух пожинает плоды и следствия земного пребывания. Если это последнее прошло без трудов и усилий и накоплений, внеплотное существование плодоносным не будет. Многие духи, не накопившие ничего, уныло и беспросветно мятутся в Надземном, томимые неосознанными воспоминаниями и тоскою. Лишь труд накопляет огни. Потому дается труду новое понимание пространственного значения для внеплотного пребывания духа в период срока между воплощениями. Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под Солнцем? Никакой, если ограничивать жизнь человека только одним воплощением и отрицать бессмертие и нескончаемость жизни. Но хороша мудрость с наследством, и в особенности для видящих Солнце. В Беспредельности сияет Солнце бессмертия духа и освещает весь путь до конца. И тогда мудрость с наследством нетленных накоплений, сложенных в Чаше, становится осознаваемым достоянием собирателя этих сокровищ.

      Полноотрешение от всего, что мешает идти, является условием, от которого зависит успех. Если, с одной стороны, есть желание продвигаться, а с другой – неохота расстаться с любимыми тараканами за пазухой, то получается губительная половинчатость, когда каждый шаг вперед заканчивается шагом назад. Бег, или топтание, на месте есть следствие этой половинчатости, то есть нежелания полностью освободиться от вредных нагромождений в сознании. Можно от чего-то отказаться, но это еще не значит изжить, ибо где-то остаются корни ядовитых посевов. Ведь вопрос идет не об отказе, но об искоренении гнездящихся внутри свойств. И любовь, и устремление, и зовы в будущее все же не могут пересилить любезных сердцу слабостей и недостатков. Так и живут они где-то внутри, прикрытые сверху половинчатостью полуотрешения, живут, не давая двинуться дальше поставленной ими черты. Каждая возможность новых достижений угашается ими, ибо ими пересечен путь.

      Многое Имею Сказать. Мудрость Сокровенного Знания неисчерпаема. Многие ли имеют к ней доступ? Но имеющий получает в размере вместимости сознания. Вмещение есть мерило получения. Расширение сознания углубляет вместимость. Значит – забота о том, как расширить сознание. Процесс происходит на жизни, то есть на самой жизни и ее явлениях вдумчивый ученик получает нужные возможности. Нераздробленность устремления быстрее всего приводит к цели. Можно ли идти вперед, совершая один шаг вперед, а другой назад, и можно ли двигаться вперед, обращаясь назад, или стремиться в будущее и жить им, вперив взор в прошлое и погружаясь в тину личных воспоминаний. Положение «все в прошлом» не для Нас. Для Нас все в будущем. Так же и для Наших учеников в будущем – все. Настоящее ценно ровно настолько, насколько оно служит трамплином для будущего.

     Для кого-то настоящее – только отрыжка прошлого, а для кого-то – кузница будущих достижений и нахождений. Настоящее – ради будущего, но не ради чего-либо другого. Каждый шаг и каждое действие в настоящем осмыслено и оправдано постольку, поскольку они утверждают сужденное будущее. Подчеркиваю, сужденное, сужденное Нами и задачею эволюции Сущего, но не личными желаниями и эгоистическими стремлениями ограниченных, малых сознаний. Наша Помощь широко течет, когда действия совершаются во имя Общего Блага, ибо личное благо – враг Общего, если находится в противоречии с ним. И когда чего-либо просите во Имя Мое, то есть для и ради Общего Блага, просимое будет дано. Слишком часто и слишком много просит человек лишь для себя, забывая, что он – часть Целого, и отделить себя от него – значит перерезать корни, питающие его и дающие ему жизнь. Чашу Общего Блага примите. Найдете в ней и для себя.

      Очень важно усвоить основы, внедренные в сознание, они незаметно и неощутимо, но упорно и прочно, хотя и медленно, преображают мышление. Именно благодаря им происходит трансмутация человеческой сущности. Но их надо внедрить и утвердить так, чтобы ничто уже не смогло их поколебать. Прямая борьба со всем, что подлежит изживанию, трудна непомерно, ибо подавление и запрещение заставляют снова отрастать отрубленные головы чудовища. Но основы, принятые в сознании, незаметно подтачивают самые корни астральной сущности человека и всего, что подлежит очищению. Когда, скажем, осознана преходящая и временная природа личности и ее обреченность на уничтожение при переходе духа в Мир Тонкий, то и все уявления ее утрачивают свое самодовлеющее значение, а вместе с этим и свою власть над сознанием. Знание необходимо как освобождающее условие. Правильно поступаете, если все время возвращаетесь к основам, пытаясь их возможно прочнее внедрить в глубины свои. Только познание их может преобразить ветхого человека.

       Н.К.Рерих: «Движение духа в будущее не может остановиться. В движении этом дух растет в добре или во зле, во тьме или в Свете. Как быть, если одновременно с добрыми всходами растут и недобрые? Если сил недостаточно в данный момент вырвать с корнем недобрые всходы, надо немного повременить, собирая силы и накапливая решимость для нового мощного усилия вырвать корни вековых порождений. Сперва собрать силы, а потом и рвануть, да так, чтобы от них ничего не осталось. Вспомним, как сказано: найди в себе корень зла и вырви его.

      Порхающее, легкомысленное, обывательское, нечистое мышление кажется безвредным и не имеющим последствий только для слепых. Зрячий не может не видеть пагубности подобного явления. Семя малое, но злое дает свои всходы. Они могут пустить очень глубокие корни. Корни, укрепившись, могут держаться веками. Если новые побеги отрезать и уничтожать заботливо при каждом их появлении, корни засохнут и не будут давать уже новых побегов. Но если даже один пропустить, корни останутся живыми и будут давать все новые и новые отростки. Уничтожение побегов в момент их нового появления – верный способ умертвить самый корень» Грани Агни Йоги, 1965 г. § 499, 1967, §199. Новосибирск, «Алгим», 1995 г.

      Можно ли ставить восхождение духа по Лестнице Света в зависимость от исполнения личных желаний, обращаемых к Иерархии? Личность живет желаниями, столь же временными и преходящими, как и она сама, и столь несовершенными и эгоистическими. Корни желаний уходят далеко в прошлое, еще более несовершенное, чем настоящее. Жить жизнью желаний – значит жить самостью. Йог заменяет желания приказом чистой мысли. Но для этого мысль должна быть очищена от элементов самости. Сколько людей, сидящих на берегах неисполнимых и неисполненных желаний! Сущность устремления к Свету так далека от желаний самости. Самость хочет всего для себя, для своей личности малой. Идеи и требования Общего Блага так далеки от нее. Но с самостью необходимо расстаться, ибо первое условие вступления на Путь Света – это «отвергнись от себя и следуй за Мною».

      Все, что делает человек наедине, все его мысли для пространства не тайна. Все видимо и все запечатлено. Невежество думает, что что-то можно скрыть из содеянного или утаить мысли. Но коснувшийся Основ уже понимает, как разнятся между собою видимость плотная и видимость тонкая. И, помимо свитков Акаши, в ауре своей несет человек знаки прошлых свершений. Очищение ауры от пятен и язв духа – задача идущих за Мною. Часто думают: вот я очистился и преуспел. Но не так-то просто вырвать зло с корнем. Корни могут остаться глубоко под внешними наслоениями и снова дать неожиданные ростки. Самопроверка необходима. Если кажется, что все обстоит хорошо и мысли уже не беспокоят, можно себя проверить на снах. Сон иногда искреннее бодрствования, и неизжитые свойства, тенденции и желания себя уявляют во сне.

      Итак, первым условием будет суровый контроль над мыслью, вторым – искоренение самих корней желаний, уходящих в далекое прошлое. Даже простое растение выдернуть трудно, если его корень глубок. Веками растут корни зла в человеке, и выдернуть их нелегко и непросто. Но ведь от корней произрастают побеги. Если им не давать развиваться, уничтожая каждый отдельно, и если это продолжать достаточно долго, то корень, не находя выхода своим энергиям, в конце концов все же погибнет. Но если новые ростки не уничтожать, он будет расти и укрепляться, и тогда уже выдернуть его невозможно. Возможно вырвать и сразу, но для этого требуется могучее огненное напряжение духа. Многим ли под силу оно?
      Мотив – причина, поступок – следствие. Мы Смотрим не на следствие, а на причину, на мотив, руководивший действием. Зная причины, Предусматриваем следствия. При очищении сознания необходимо устранять не следствия проступков, но причины, их вызвавшие. Карма есть закон причин и следствий. Изменять или изживать ее можно только путем искоренения причин, лежащих в корне человеческих действий. Корни причин часто уходят очень глубоко в прошлое. И все же, коренясь в прошлом, они уявляют себя в настоящем, ибо входят в микрокосм человека как его составная часть. Преображение человеческой сущности состоит в том, что выжигаются самые корни всех темных нагромождений. Это возможно лишь путем трансмутации отрицательных свойств в положительные: ненависти – в любовь, страха – в бесстрашие, самости – в самоотвержение. Только слабые и ничтожные свойства не во что трансмутировать, ибо и противоположный полюс выявления их энергии будет тоже ничтожным. При этом при трансмутации нежелательных свойств вызывается противоположная положительная сущность каждого для того, чтобы нейтрализовать его энергией нежелательного темного двойника и утвердить свойства положительного. Происходит своеобразное применение тактики Adversa. Обычно люди не затрудняют себя подумать о том, к чему приводит в Беспредельности рост даже самого незначительного отрицательного качества. Но тот, кто идет с Нами, должен думать.

      Матерь Агни Йоги: «Ошибкою будет пытаться искать надземные совершенства среди воплощенных землян. Даже малому горению можно порадоваться. Где же они, совершенные? Понимая это, можно терпимость являть и сострадание. И не на недостатках людей сосредоточивать свое внимание и мысли, но на достоинствах. А они, в той или иной мере, имеются у многих. Поддержанные качества будут расти. Так дух подошедших укрепится во времени. Корни окрепнут – все растение устоит. Явим терпимость и понимание немощи человеческой природы.

      Мы все являемся помощниками Владыки. Заботы Его – о Земле, в ее плотном и тонком аспекте. Оба Мира связаны тесно и неразрывно. Внешние события корни имеют в прошлом, то есть в тех причинах, которые из видимости настоящего перешли в невидимость Тонкого Мира. Отделение плотного от тонкого – кажущееся. Поэтому наше участие в течении земных событий очень активно. Чем ближе к Владыке, тем меньше личного элемента в том, чем заняты Его помощники. Они несут поручения сверхличного характера и их выполняют. Самость не может приблизиться к Фокусу Иерархии, ибо занята только собою.

      На каждую темную мысль, допущенную в сознание, можно смотреть как на нить связи с тьмою и слугами тьмы, созвучащими именно этому порядку мыслей. Каждою мыслью человек вызывает Свет или тьму и входит с ними в соприкосновение. Поэтому контроль над мыслью необходим и необходима великая стража над своим микрокосмом, дабы ничто нечистое или темное в него не вошло. Вошедшее и пустившее корни очень трудно искоренять. Дозор должен быть постоянным» Грани Агни Йоги, 1967 г. § 086, 355, 435. Новосибирск, «Алгим», 1995 г.

      Корни зла и сорняков угнездились очень глубоко еще в прошлых жизнях, и вырвать их сразу не так уж просто. Но вырвать необходимо. Было бы много легче, если бы не темные факельщики, задача которых состоит в том, чтобы раздувать дымные, мутные, темные низшие огни. Ошибочно думать, что попустительство и потворство своим слабостям и голосам прошлого могут их насытить и удовлетворить, наоборот, тогда они только крепнут, усиливаются и требуют новых и новых поблажек. Удовлетворение их – как топливо, подбрасываемое в костер. Путь один: контроль над ними, воздержание и обуздание всех этих импульсов, и главное – в мыслях. Конечно, главным действующим посредником является астрал. Он требует своего, ибо хочет жить своими переживаниями и склонностями. Ему нет дела до того, что умрет после тела, что накопленные им переживания тяжко обременят дух, что для жизни Индивидуальности нужны накопления не астральных, но высших энергий и что он может довести человека до того, что вся страница данного воплощения будет вычеркнута из Книги Жизни.

      Он, астрал, беспокоится, волнуется, боится, завидует, злобствует, раздражается, исходит всевозможными вожделениями, он льстит, унижается и яро хочет своего ненасытной жадностью хотения. Насытить его и удовлетворить невозможно, как и человека, копящего деньги, – чем больше имеет, тем больше еще хочется иметь. Это свойство астрала следует иметь в виду, когда он начинает предъявлять свои требования. Кажущееся удовлетворение наступает на короткий момент, чтобы потом желания вспыхнули с новой силой. К примеру, можно напомнить, что древнеримские гурманы в буквальном смысле проедали по нескольку состояний, разорялись, не зная предела своим аппетитам. Можно было бы привести и другие, но уже более страшные и чудовищные примеры беснования астрала. Хочу показать, что потворство астралу приводит к ужасным результатам, отдавая человека во власть тьмы. Темные действуют обычно на астрал и через астрал, ибо свойства этой оболочки охотнее всего реагируют на их воздействия. Астрал – средоточие самости. Когда было Сказано: «Отвергнись от себя», – имелся в виду астрал, но не высшее «Я» человека. Астрал должен быть обуздан и сурово подчинен воле.

      Уровень понимания выражается в сущности поведения. Другого мерила не существует. Когда понимание не сопровождается соответствующими действиями, оно не будет служить эволюции духа. Когда человек являет собою Истину, на что способны только очень Высокие Духи, тогда понимание ее и поведение составляют одно неразрывное гармоническое целое, являя собою высшую согласованность. Многие пытаются встать на защиту Истины, но, не являя ее собою, становятся нетерпимыми фанатиками и изуверами. Истина утверждается рукой и стопой человеческой, то есть действиями, мыслями и чувствами каждого дня. Временные взлеты не дают длительных последствий. Удержаться на достигнутой ступени труднее, чем ее достичь. Внутренняя сущность складывается веками, и ее свойства и особенности пустили глубокие корни. Мгновенное озарение есть не что иное, как переход количества, то есть накопленного опытного знания, в качество, преображающее человека силою накопленного ранее духовного богатства. Такие озарения сравнительно редки. Но путь накопления никому не закрыт. Когда слова и дела находятся в полном соответствии, ускоренным становится путь.

      Н.К.Рерих: «Не будет расти дерево, если корни его недостаточно глубоки. А вы корни духа пускаете в Мир Тонкий. В плотном они будут на поверхности и быстро засохнут, но в Тонком удержатся прочно, ибо тонкое естество переживает плотное. Это и будем иметь в виду при проведении более длинной линии. Она может быть проведена очень далеко и очень высоко, даже за пределы Тонкого Мира, в Мир Огненный, который уже вне времени. Так укрепим корни духа. Смотрите, как колеблются и качаются не пустившие корни глубоко. И как им устоять, если корни эти на поверхности? Мудрость веков говорит о глубинах. Основы заложены в них. Явите заботу о том, чтобы укрепить корни.

      Это очень хорошо, что темные держат вас в состоянии постоянного ожидания разных подвохов и ухищрений с их стороны. Этим путем развиваются и зоркость, и настороженность, и самоохрана. Они очень стараются, сами того не зная, вас окружить доспехом, ибо для защиты от них и противостояния тьме доспех должен быть прочным. Поэтому еще раз порадуемся тому, что трудятся они недаром. Не будь их, как можно было бы научиться постоянству дозора и умению владеть своим оружием? Учитель Сказал, что все Обратит Он на пользу. Только не следует слишком уж огорчаться злоухищрениями тьмы. Через это тоже надо пройти и кое-чему научиться. Помните старую поговорку –корни учения горьки, но плоды его сладки» Грани Агни Йоги, 1967 г. § 290, 626. Новосибирск, «Алгим», 1995 г.

      Через овладение мыслью тоже надо пройти как через ступень необходимости. Мысль растущего сознания становится сильнее, и если не иметь власти над ней, над любой мыслью, допущенной в сознание, то овладеет она. Быть в рабстве у собственных мыслей недопустимо, хотя бы потому, что психиатрические больницы часто дают весьма убедительный пример того, к чему это приводит. Многие крайности в человеческом поведении вызваны неумением управлять своими мыслями. К счастью, тренироваться в этом искусстве можно всегда, и именно упражнения в этом, упорные и постоянные, могут дать желаемые результаты. Можно начинать с малого, чтобы постепенно приобрести уверенность и в большом. При этом хорошо отметить, как прилипчивы негожие мысли, вызванные каким-либо вожделением, и как трудно от них освобождаться, если они привычны и имеют глубокие корни в памяти. Но мысль порождается человеком, и тому, кто ее творит, дана власть над нею, дана, так сказать, в принципе, в потенциале, который и нужно утвердить уже практически, в применении.

      Полная аналогия, что человеку дана власть над всякою плотью, но тоже в потенциале, в действительности же в той или иной степени ее Достигли только Великие Духи и весьма редко кто из людей. Также дана человеку власть и над своим собственным телом, тоже в потенциале, но большинство людей стали рабами своего тела. Но вернемся к овладению мыслью, ибо и власть над телом достигается тоже через нее. Нельзя перейти реку, не дойдя до нее. Необходимость предварительного подхода указывает на то, что не сразу, но постепенно и последовательно, шаг за шагом, приближается человек к цели.

      Начав с мыслей малых, можно, обуздав их и подчинив воле, переходить и к большим и упражняться в этом упорно и постоянно. Вот что-то огорчило и долбит сознание. Что долбит? Мысль. Надо отбросить ее. Вот что-то нарушило равновесие. Что нарушило? Мысль. Надо ее отогнать. Вот не дают мысли заснуть, мысли интересные, увлекательные, хорошие. От них тоже надо уметь освобождаться – от хороших так же, как и от плохих. Всякими и всеми мыслями надо привыкнуть воле распоряжаться. При этом следует иметь постоянно в виду, что легче не допускать нежелательные мысли в сознание, чем, допустив, от них защищаться.

      Пока творится мысль, человек волен над нею, но, когда она создана и пущена в пространство, она начинает свое самостоятельное существование как живая, пульсирующая энергией сущность, и тогда уничтожить ее почти невозможно. Правда, ее можно сжечь, но для этого требуется огненная энергия большего напряжения, чем то, которое породило эту мысль. По опыту знаете, как живучи некоторые мысли, как они живут в глубинах памяти десятками лет, чтобы вновь возвращаться и возникать перед сознанием во всей своей силе. Вот кто-то бросил курить, решительно и бесповоротно. Желание от времени до времени вновь возникает, даже во сне человек иногда курит, но время проходит – и твердость решения побеждает мысли о курении, и они уже больше не тревожат победителя этой привычки. Так же точно протекает процесс и во всем прочем, где хочет освободиться человек от власти привычек, и особенно от нежелательных привычек мышления. Можно внушением заставить себя не думать о чем-то, чтобы тем больше облегчить эту задачу. Работа над собою в деле овладения мыслью и подчинения ее воле очень увлекательна и интересна, а главное – плодоносна. Ведь и все нежелательные переживания и эмоции возникают только при попустительстве мысли, то есть при ее содействии. Распущенность эмоций и неумение владеть своими нервами есть следствие распущенности мыслей и неумения ими управлять. И как же тот, кто не может управить собой, то есть своей мыслью, может управлять мыслями других людей, явно вредящими и ведущими к падению. Так поймем необходимость ступени овладения мыслью.

      Матерь Агни Йоги: «Когда Учитель Говорит: «Рукой и ногой человеческой», – Он Хочет этим сказать, что все достигается своими собственными усилиями, своим трудом, своими стараниями и устремлениями и своим личным опытом. Учитель Может дать знание, но утвердить его надо своею рукой на опыте жизни. Никакое отвлеченное знание, не приложенное на практике, не продвинет дух на пути Света. Ко всему требуется приложить свою руку. Неудачи и ошибки ничто, когда Учение прилагается в жизни. Все Использует Учитель для продвижения. Ошибки, быть может, учат еще лучше, чем их отсутствие, ибо запоминаются крепко. Также и неудача всегда кроет в себе незнание чего-то, что очень важно узнать и усвоить. Исследуйте тщательно корни таких неудач – и, в конце концов, найдете причину и познаете нечто очень ценное и полезное для вас. Не бывает следствий без причины. Понимание причины открывает новые возможности. Понимание причин неудачи устраняет ее, создавая верные и правильные причины, определяет неизбежность нужных следствий. Будьте особо внимательны к каждой постигшей вас неудаче, ибо в понимании ее кроется знание. И старайтесь хранить равновесие не только при неудаче, но и при удаче, ибо тогда имеете силу управлять обоими полюсами единой вещи» Грани Агни Йоги, 1968 г. § 230. Новосибирск, «Алгим», 1996 г.

      Материальные явления и материя далеко переступают за пределы Менделеевской химической шкалы элементов. Границ проявления утонченной материи нет, и до пределов ее человечество никогда не дойдет. Все миры, от самого грубого до самого высочайшего, материальны, ибо вне материи ничего не существует. Младенческий материализм опирался на свидетельства пяти органов чувств. Но с тех пор чувства были дополнены изобретением новых, очень чувствительных аппаратов, и сферы материи широко раздвинуты открытием новых элементов и новых видов энергии, многие из которых не видимы глазу, но регистрируются особыми приборами.

      Квантовая теория и даже антимиры приближают науку вплотную к границам Тонкого Мира, который тоже материален и тоже может быть изучаем и исследован с помощью научных методов. Изобретение супругов Кирлиан дает в руки науки возможность приступить с помощью аппаратов к изучению не видимых глазу излучений человеческого тела, тел животных, рыб, птиц и растительного мира. Новый Мир раскрывается перед человеком, но уже при чисто научном подходе к нему. Из области слепой веры многие факты переходят в область, доступную научному анализу и исследованию. Придет время – и будут фотографировать не только излучения сердца, мозга или рук человека, но и формы и образы его мыслей. Материя мысли станет предметом научного познавания. Совсем не обязательно надевать клерикальный колпак на все до настоящего времени таинственные, чудесные и необъяснимые явления.

      Чудес нет. Все явления материальны и все объяснимы с точки зрения научного к ним подхода. Чудесная аппаратура и лаборатория человеческого организма при научном, а главное, непредвзятом подходе к нему раскроют свои изумительные свойства и возможности беспредельного развития и усовершенствования. Но отрицание и невежество придется оставить, а также и страх за незыблемость основ истинного материализма. Эти основы непоколебимы, ибо если нечто нематериально, то его и нет и существовать оно не может. Но если утверждается, что что-то самое чудесное, самое необычное существует, значит, оно материально и может быть изучаемо и доказано. Во многих суевериях и верованиях народных можно найти корни и проблески действительного, хотя и забытого знания. Из ничего не рождается ничего. Но подход к изучению многих явлений должен быть непредубежденным. Действительность и материя со всеми ее законами остается неизменной и независимой от того, с какой точки зрения смотрят на нее люди или подходят к ней. Истинная наука не боится действительности и изучает ее непредвзято.

      Если меч очищения нет сил поднять здесь, то как же поднимется он там, где все обострено и где субъективное преобладает над объективным. А это означает, что все внутреннее, не сдерживаемое более внешним, начнет выявляться особенно напряженно. Поэтому вопросу очищения следует посвятить особое внимание, пока еще в теле, и сделать в этом направлении все, что возможно. Мало не думать о чем-то, надо еще вырвать корни этих дум, чтобы больше они уже не могли появляться. Проступки свои лучше всего рассматривать со стороны и как бы при незримом Присутствии Учителя. Тогда легче всего устыдиться и не повторять того, что сознание уже переросло. Борьба между тем, чем должен стать человек и что он представляет собою в настоящий момент, нескончаема. И как бы высоко ни поднялся дух по ступеням Лестницы Света, более высокая ступень всегда будет более совершенной, чем проходимая, и то, что было хорошо раньше, становится недопустимым, когда достигается высшая ступень. Конца самоусовершенствования нет. Искушениям, прельщениям и испытаниям подвергаются и очень Высокие Духи. Для Духов Великих они носят уже космический характер. Восхождение по Лестнице Иерархии всегда сопровождается борьбой, преодолением и победой.

      Плотная оболочка крепко держит человеческий дух в заключении, оставляя ему пять внешних чувств для сношения с внешним миром. Мечта и желание ученика – вырваться на свободу. Ограничения времени, пространства и вещей начинают чувствоваться им все сильнее и сильнее. Сразу освободиться от вековых наслоений невозможно, если нет соответствующих накоплений и достижений. Обычно в течение одного воплощения человек изменяется сравнительно мало. Временные взлеты еще не дают полноты изменений, неопытность полагает, что достаточно вдохновиться Учением, чтобы стать совершенно другим. Но это не так. За вдохновением и подъемом должна следовать упорная и длительная работа над собою и своими недостатками. Вековые корни нелегко вырвать. Но перед духом лежит Беспредельность, и при неуклонности устремления на этом долгом пути все достижимо, достижимо и полное преображение духа. Учитель Стремится ускорить его. Следуя неуклонно Его Советам, многого можно достичь.

      По уровню сознания не так уж трудно определить, к какому слою астрального мира тяготеет данное сознание. Если в нем смешаны элементы Света и тьмы, то притяжение книзу надо пройти и преодолеть, чтобы подняться к Свету. Лучше устремиться вверх настолько пламенно, чтобы низшие слои совсем не задеть, ибо, притянувшись к ним хотя бы ненадолго, трудно от них оторваться. Хвост мыслей нечистых тянется долго, все время вторгаясь в сознание. Пищи им новой давать нельзя. Они и без того имеют тенденцию расти и углубляться даже и без желания со стороны их породителя. Мысли растут, как хорошие, так и плохие. Плохие вырываются с корнем. Для этого надо поглубже копнуть и проследить их зарождение и причины. В очередном воплощении всходы их появляются в той или иной форме, но корни идут еще глубже, они растут веками. Поэтому борьба с ними и искоренение их требуют немало сил. Но она возможна, и она будет успешна, если обратить внимание на то, что трансмутация качеств происходит по линии родственных противоположностей, направление энергии зависит от угла приложения силы, и страх преображается в мужество, а ненависть в любовь, и самое худшее качество в самое лучшее, противоположное худшему. Только не имеющий ни тех ни других не имеет надежды, ибо из ничего не получается ничего, и ничто нельзя трансмутировать во что-то. Так пламенное и упорное устремление к Свету заставляет все служить восхождению духа и все обращает на пользу, не смущается ничем и не останавливается ни перед чем, чтобы достигнуть поставленной цели.

      Н.К.Рерих: «Всякое прельщение и обольщение характерны тем, что удовлетворение их рано или поздно повлечет за собой разочарование, а за ними новую погоню за новыми миражами преходящих чувств и эмоций. Если жить ими, гоняясь за призраками, то нет им конца: одни миражи будут сменяться другими, а желания будут все время расти, увлекая дух все ниже и ниже, в бездонную пропасть страстей и вожделений. Операция удаления корня желаний – довольно трудная. Но удалить корни можно только этим путем. Освобожденный от желаний дух получает огненные крылья. Неосвобожденный «топчется за печкой», чтобы потом пасть еще ниже.

     Распространение новых идей и овладение сердцами человеческими идет через посредство мысли. Мысль не знает ни преград, ни расстояний. Ее нельзя остановить. Прочность и сила этих идей в том, что корни их находятся в Мире Надземном, в то время как старые, смещаемые идеи этого основания лишены. Они, как говорится, изжили себя. Потому и рушение всех построений на прежних, разрушенных основаниях уже неизбежно. Победа новых идей обеспечена их соответствием с требованиями эволюции» Грани Агни Йоги, 1968 г. § 607, 1970, § 261

      У Нас личного нет, оно заменено планетным и космическим. Все о других и ничего о себе. Победителю себя прощается все. Победа над прошлым человеком в себе есть Свет. Тьма прошлого и Свет будущего состязаются за власть и господство над человеком. И так важно, кто победит. Победителя прошлым не Попрекаем. Оправдан, оправдан! Победою над собою достигается оправдание. Ликует дух, и радость на сердце, радость освобождения от цепей прошлого, радость овладения своими огнями, радость утверждения власти над ними, радость свободы от нагромождений, столь долго давивших сознание грузом своим. Стоит поразмыслить над тем, что дает победа и что влечет за собой поражение, чтобы оставить всякую двойственность, колебания, половинчатость и потворство всему тому, что подлежит безусловному, суровому и беспощадному устранению. Веками возрастали сорняки, и глубоко ушли их корни, и решительной и беспощадной должна быть с ними борьба. Но тем сильнее победа. Радость у Нас, когда огнями Света запечатлевается она на ауре победителя.

      Матерь Агни Йоги: «Почему же такие Светочи духа, как Антоний Великий, должны были выдерживать длительную и жестокую борьбу с разновидными искушениями, прельщениями и обольщениями? Не указывает ли это на то, что в глубинах памяти за многие воплощения могло накопиться много векового сора и что борьба за искоренение его потому трудна, что корни зла укоренились очень глубоко. Помните, как Сказано: «Ищи в сердце своем корень зла и вырви его». Он мог расти веками. Борьба с ним может возникнуть на любой ступени и даже на довольно высокой, каковой, например, была ступень духа Антония Великого. Ни смущаться, ни стыдиться этой неизбежной борьбы не будем, а будем, скорее, радоваться, что настал час борьбы, а следовательно, и освобождения. Ведь поражение немыслимо. Возможна только победа. Этим сознанием и надо твердо и решительно идти только вперед, в будущее.

      Корни души человеческой – в Мире Надземном. Там родина духа. Ни на чем земном утвердиться нельзя, ибо все преходяще, и нельзя ни к чему прикрепиться, ибо будет отнято все. Следовательно, строить прочно и навсегда можно только в Сферах Незримых. И хорошо, когда уже желания нет ухватиться за какие-то плотные условия и воображать, что они непоколебимы. Если человек не от мира сего в мире сем не имеет опоры, но имеет ее в мире, который не от мира сего, то прочнее и тверже стоит он на ногах, чем имеющий многое в мире земном. Мерила обычные не подходят к Надземному Миру. Отрыв от Земли и непривязанность к чему бы то ни было земному дают право на свободный вход в тот мир и свободу в нем действий: «Не летать познавшим сладость Земли», но горечь жизни земной познавшим и много вкусившим от нее полеты доступны.

      Если человек в жизни своей не допускает некоторых нежелательных мыслей и действий, а во сне с вожделением им предается, значит, эти мысли и чувства полностью им еще не изжиты. Твердый и решительный приказ воли перед отходом ко сну пресекает подобные явления. Но если влечение к ним в глубинах сознания еще полностью не изжито, значит, корни зла все еще живы, значит, посев негожих зерен ждет благоприятных внешних условий, чтобы вновь распустить свои ядовитые всходы. Своевольного зверя сажают на цепь. Астрал, животное начало в человеке, – тот же зверь, если он не укрощен и не обуздан. Значит, тогда и его надо посадить на цепь. Мало ли что ему хочется: ему нравится излишествовать в еде и питье и неистовствовать в несдержанности чувств и распущенности психической энергии. Своеволию астрала воля полагает предел и все чувства его берет под контроль. Астрал, враг древний, упорен, изощрен, и хитер, и многоопытен в противодействии духу. Недаром подвижники пытались овладеть им и подчинить его путем поста и молитвы и дневным и ночным бдением, трудом и подвигом постоянным. Иные носили вериги и власяницы и даже истязали тело свое бичеванием и прочими мерами, лишь бы только обуздать эту неуемную оболочку. Но йог ведет эту борьбу единым началом духа, ибо знает, что победа в духе дает ему власть над астралом» Грани Агни Йоги, 1968 г. § 606; 1969, § 404; 1970, § 217

      Да! Это действительно так: утвердившийся на Мне строит дом своего духа на Камне Вечного Основания Жизни. Все проходит, ибо обречено вихрю на разрушение. Но дух, рожденный прежде начала времен, пребывает вовеки. Именно в духе надо искать решение всех вопросов, касающихся существования человека. Но ищут не там, ищут вовне, хотят в мире плотном найти ответы на эти вопросы. Но ищут напрасно. Плотное не разрешит тайны человеческого духа. Корни жизни скрыты в невидимом. Сущее в невидимости захоронено. Тот, кто живет сознательно в обоих мирах, открыт для познания тайны. Медиум тоже открыт для обоих миров, но далек от этого познавания, ибо касается низших слоев Тонкого Мира. Только живущий в этом мире и в том, в сферах сияющей мысли, открыт познаванию Тайны себя.

      Страшен путь неизжитых чувств. Мучительно трудно изживать их в Мире Надземном. Неочищенные духи часто взывают о тягости. Легче очиститься, пока еще на Земле. Но что же мешает? Что мешает пьянице отказаться от вина, курильщику – от табака, игроку – от карт, наркоману – от яда и породителю мыслей нечистых – от них? Незнающему мешает невежество. А знающему что? Знающий, но не хотящий или не могущий поднять меч очищения оправдания не имеет. Могучим усилием воли все же можно силы собрать, чтобы сбросить вековые наросты. Потому и трудно их сбросить, что наслаивались веками, крепко врастая в карму. Радости от них мало, а тягости хоть отбавляй. Не подняться к вершинам с их грузом. И не войти в Царство Света. Неужели их тягость милее устремленному духу, чем сокровище Света?

      Надо дать себе полный и ясный отчет, что теряется в те моменты, когда прошлые негожие накопления одолевают. И зачем допускать, чтобы сознание затемнялось ими. Негожие всходы питаются мыслью. Чистою мыслью их можно под корень подсечь, не давая им разрастаться. А затем вырвать и самые корни. Преображение духа силой творится. Процесс этот подвигом можно назвать. Знаем примеры непобедимого противоборствующего состояния духа, сжигающего прошлые несветлые накопления. Иначе выхода из круга безысходности нет. Таран, пробивающий выход, – в руках воли. Ее можно нагнетать сознательно, и в большем размере, и с большею силою, чем вложена когда-то была в негодные наслоения прошлого. Пусть устремление к очищению нарастает до степени неодолимого, всепобеждающего, ярого желания сбросить вековые цепи и освободиться от них.

      Матерь Агни Йоги: «Пусть каждое спотыкание или несветлое действие, совершенное даже во сне, вызывает новый подъем несломимой решимости очистить сознание насколько возможно глубже. Старые нагромождения имеют очень глубокие корни. Их-то и надо выкорчевать полностью. Сонное состояние показывает порою, насколько глубоко произведено это очищение и не осталось ли еще где-то в самых затаенных уголках сознания ненужного сора. Добрый ученик яро использует все явления, и хорошие и плохие, чтобы еще устремленнее двинуться вперед.

      Благо тому, кто нас почитает живыми, нас, ушедших из мира земного. Крепок тогда наш союз. Иметь союзников в Мире Надземном – значит быть победителем в битве земной. Тьма тем и сильна, что корни жизни скрыты в невидимом ее – в Мире Тонком. Но Свет там сильнее ее, но это условие требует ярого осознания. Великие Силы Незримых Миров вовлечены в процесс строительства на Земле Нового Мира. Это союзники ваши в вашей борьбе за Свет под Знаменем Владык. Космична эта борьба. Армагеддон кончился победой и уничтожением Князя мира сего и его цитадели зла. И сейчас борьба идет уже за утверждение в плотном мире Новой Земли и Нового Неба. Стремительность событий усилится. Тьма выявляет себя для уничтожения окончательного. Благо всем, со Светом идущим» Грани Агни Йоги, 1970 г. § 536; 1971, § 042; 1970. Новосибирск, «Алгим», 1997 г.

      Возьмем для примера Закон двойственности. Все явления проявленного мира основаны на нем. Чем глубже корни дерева уходят в Землю, тем выше поднимается его вершина. Оно берет питание из почвы и воздуха, и чем больше берет, тем больше и отдает в виде плодов или древесины. Все химические процессы, протекающие в нем, двойственны, и каждая клеточка, являясь электрической батарейкой в миниатюре, имеет двуполюсность электричества. Каждую осень умирает оно, вернее, замирает, чтобы весною ожить. Сбрасывает омертвевшие клеточки, чтобы дать жизнь новым. И под конец все-таки умирает, но исполнив Закон «плодитесь и размножайтесь», то есть произведя потомство и породив новые деревья своего вида. Условия противодействующие вырабатывают стойкость. И нет ничего в его сложной жизни, что не имело бы в себе своего антипода, своего противоположного полюса. Закон двойственности универсален и охватывает собою все стороны жизни всего, что существует на Земле и в Мирах.

      Матерь Агни Йоги: «Почему под одержимыми понимать только помешанных, когда пьяница одержим своей страстью, а картежник картами, а курильщик никотином. Разнообразны и многоцветны формы одержания, от неуловимых почти до выраженных явно и бурно. Все они имеют корни, глубоко уходящие в прошлое духа. Потому и борьба с ними трудна. Важно осознать степень своего рабства у того или иного порока, у той или иной слабости, у тех или иных мыслей или привычек. И тогда можно положить начало борьбе. В будущем будет учрежден институт по борьбе с одержанием, и работники в нем будут знать Основы Учения. Невозможно бороться с одержанием, отрицая Невидимый Мир. Воздействие обычно идет оттуда. Отрицая его, становится одержимый беспомощной жертвой темных влияний. И только понимание Учения Жизни может дать правильный подход к решению этой проблемы» Грани Агни Йоги, 1972 г. § 124. Новосибирск, «Алгим», 1998 г.

      На экране сознания постоянно появляются различные мыслеобразы, облеченные в определенные формы. Когда утвержден контроль над мыслями, мысли негодные тотчас же устраняются с экрана, как только они появились. Задерживаться им воля не позволяет. Оберегаться от возникновения мыслей негодных почти невозможно, но не допускать того, чтобы они угнездились и упрочились, зависит от человека. Сознательное сочетание с нечистыми и темными мыслями означает падение духа. Возникновение мыслей нечистых и упорное вторжение их в поле сознания указывают на нечистые накопления и созвучие последних с магнетизмом им соответствующих сфер. Борьба с ними заключается в немедленном изгнании их с экрана сознания. Но это еще не все, ибо, изгнанные, они возвращаются снова. Отрубленные головы чудовища вновь отрастают. О степени его живучести можно судить по снам, когда очищенное дневное и бодрствующее сознание защищено от них днем, но ночью, во сне, нечистые мысли могут вторгаться. «Ищи в сердце своем корень зла и вырви его». С корнем вырываются нечистые мысли.

      Корни могут уходить в далекое прошлое, и злые побеги – веками цветут. Не подавление мыслей негодных и темных желаний нужно, но искоренение их. Подавленные, они оживают и возрастают в силе своей. Но, вырванные с корнем, оставляют победителя в покое. Надо уничтожить и сжечь привлекательность прельщения, разрушив и испепелив его притягательную силу. Сама сущность прельщения – ложь и обман, ибо острые шипы и колючки скрыты под внешнею его привлекательной формой. Ядовиты эти колючки, ибо их яд отравляет всю систему. Анализируя доступное памяти прошлое, можно увидеть момент первых проявлений негодных всходов и увидеть, как росли они, и усиливались, и что именно благоприятствовало их росту. Вот тут-то и можно подойти к самым корням, чтобы их твердо, решительно и без сожаления вырвать.

_____________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 31 августа 2016 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3