Индейцы племени хидатса

Григорий Коротков
                ХИДАТСА  - «ЛЮДИ ИВЫ»

 B исторических отчётах начала 18 века выделяются три тесно связанные деревенские группы, к которым применяется термин хидатса. Эти группы определяют как хидатса «ИСТИННЫЕ» - крупнейшая из трех, и  меньшие группы Awatixa и  Awaxawi. Три  деревенские общины хидатса говорили на различных диалектах. Крупнейшей из трех были хидатса Истинные (Hiratsa), чьё собственное название для себя означает «ива».

 Французские и английские торговцы назвали их гро-вантрами(«большие животы»), приняв за алгонкиноговорящее племя(«ацина», с таким же названием), проживающее в северо-центральной части штата Монтана.
    Меньшая группа  -Awatixa, жила рядом с Истинными хидатса. Льюис и Кларк назвали их «Малая Деревня Minnetaree» в отличие от «Большой Деревни Minnetaree». Наиболее отличной от других групп в области культуры и диалекта, были Awaxawi, жившие южнее реки Найф и тесно связанные с манданами. Другое название полученное от торговцев и путешественников, которое применяли для этой группы - Wiitas how nu - термин арикара(Sahnish), используемый для названия всех групп хидатса, который переводится как «хорошо одетые мужчины» и «люди воды». (Matthews, 1877, p.36B).
 
   В 1600-1700 эти группы хидатса продвигались на запад, занимая участки Миссури и ее притоков. Группа Awatixa из хидатса, стала сельскохозяйственной и поселилась в устье реки Найф. По преданиям как манданов так и хидатса, последние - выходцы из кочевых народов, которые жили на северо-восток от Дьявольского Озера(Devils Lake). Эти группы отделились после ссоры из-за дележа бизона. Те, кто дальше всех ушёл вверх по Миссури и Йеллоустон стали именоваться как «Пузатые» индейцы, а те, кто остался рядом с деревнями, были известны как хидатса.
 
   В историческое время, начиная с Томпсона в 1797 году и продолжая до 1837, существовало три независимые, тесно связанные деревенские общины хидатса, размер которых оставался неизменным. Томпсон посетил эти группы в зимних лагерях зимой 1797 года, и подсчитал домашние хозяйства этих деревенских групп следующим образом: Awatixa - 31 земляной дом  и 7 типи; хидатса - 82  земляных дома; Awaxawi и мандан, 15 - Awaxawi и 37 - мандан; мандан - 153 земляных дома. По Томпсону численность населения следующая: 1520 - мандан и 1330 - хидатса. Максимилиан в 1833 году оценил, что общая численность населения составляет от 2100 до 2200. (Bowers, 1992, стр. 11).
     Последующие исследователи и торговцы мехом, такие как Макинтош в 1771, LeRaye в 1802 году, Льюис и Кларк в 1804-1805, и Александр Генри в 1806 году были осведомлены о различных культурах этих трёх деревень хидатса и кроу. Кэтлин в 1832 году не признал Awaxawi как отдельное племя. В 1833 году Максимилиан сообщил, что группы хидатса живут в тех же деревнях, когда Шарбонне в 1797 году пришёл к Миссури. Awatixa и Awaxawi ещё не проживали в устье реки Найф, когда Максимилиан описал нападение сиу. Этот инцидент представляет собой дату окончательного объединения трех групп хидатса в селе в устье реки Нож. Там они оставались в тесном альянсе до 1837, когда рассеялись чтобы избежать второй эпидемии оспы. (Bowers).
 
   Когда-то AWAXAWI кочевали на востоке, а затем занимались земледелием на Девилс Лейк. Позже они жили ниже по течению от устья реки Харт, и кроу за ее пределами - на западе, а другие группы хидатса-кроу на северо-восток и вверх по течению. Также они жили в области Окрашенные Леса(Painted Woods), вокруг Сквер Бьют(Square Buttes), где сохраняли дружеские отношения с манданами. Awaxawi находились ниже по течению возле манданов региона Хенслер-Сэнгер, где Льюис и Кларк в 1804 году описали руины их деревни. До эпидемии 1782 года, у них было мало врагов. Хидатса охотились вверх по течению от места деревень и ниже реки Найф на Миссури. Здесь, между реками Найф и Йеллоустон, они стали достаточно многочисленными, чтобы противостоять атакам ассинибойнов, которые охотились в этом районе, но редко зимовали на реке Миссури.
    В это время Awaxawi переехали вверх по течению и попытались построить постоянную деревню выше реки Нож, но их вытеснили Истинные хидатса. Война вспыхнувшая между ними,  длилась три года. Awaxawi переехали вниз по течению около современного Форта Йетс и построили деревни недалеко от дружественных шайеннов. Этот конфликт с Истинными хидатса и временное проживание ниже манданов происходили до 1782 года, так как Awaxawi во время первой зафиксированной эпидемии оспы находились в регионе Окрашенные Леса. (Dunn, 1963, с.159).
    В своей ранней истории AWATIXA совершали миграции, занимая возвышенности на реке Миссури, в частности, вокруг и вверх по течению от Окрашенных Лесов(Painted Woods). В их традиции нет рассказов о постоянном месте жительства в другом районе. Именно в этой области, по их утверждениям, возникли кланы племени.
 
   Хидатса известные как «ИСТИННЫЕ»,  жили на северном берегу реки Найф. Они были сельскохозяйственными и кочевыми группами. Их территория распространялась вверх по Миссури, занимая ее западные притоки, а также регион реки Маус и Девилс-Лейк  на северо-востоке. Истинных хидатса Томпсон определил как бывших ранее земледельцев проживавших в верховьях Красной реки(Ред-Ривер). Они были конфедерацией кочевых хидатса, пришедшие с севера и поселившиеся вблизи мандан, где они переняли сельское хозяйство и постоянные деревни.
В конце 18-го века, канадские торговцы пушниной с севера, и из Сент-Луиса с юга, посетившие хидатса, сообщают, что две тысячи членов этого народа, проживают в трех деревнях, расположенных недалеко от устья реки Найф рядом с двумя селениями мандан.  (Matthews, 1877, стр. 40)
 
     Американский художник Джордж Кэтлин посетивший верховья Миссури в 1832 году описывал хидатса следующим образом: Minatarees (люди ивы) являются небольшим  племенем примерно в I500 душ, проживающим в трех деревнях из покрытых землю домов, на берегу реки Найф(Нож); так называется небольшая извилистая речка, текущая через красивые и обширные прерии, объединяя свои воды с Миссури.
   Минетаре(Minatarees), это смелые, дерзкие и воинственные люди, отличные в этом отношении от своих соседей манданов. Они постоянно ведут войны на территории врага, тем самым подвергая свою жизнь опасности и уменьшаясь численно. Число их воинов сократилось до такой степени, что я нахожу двух или трех женщин на одного мужчину. Они смелые и бесстрашные в погоне за тем к чему стремятся – будь это буйволы(бизоны), или военные подвиги, тем самым вызывая удивление и восхищение всех, кто их видел. Кроме вождей и воинов, которыми гордится это небольшое племя, у них есть много красивых и чувственных женщин, которые постоянно собираются в толпы, и завораживающе улыбаясь, глядят на чужаков.
    Имя, под которым этих людей, как правило, называют - «большие животы»(Grosventres) дано им французскими торговцами, и вероятно имеет некоторую уместность. Манданы среди которых жили торговцы, это невысокая раса индейцев, в целом на уровне или ниже среднего человеческого роста, в то время как минетаре, как правило, высокие и грузные.
     Это небольшое сообщество, несомненно, является частью племени кроу, живущего у подножия Скалистых гор, которые когда-то давно отделились, либо из-за войны или в поисках добычи. Хидатса пользовались гостеприимством манданов, у которых они когда-то искали защиты, и под чьим крылом своеобразной конфедерацией сейчас живут последние, вступая в браки, и совместно обороняя свою страну. 
    В языке и внешности, а также во многих своих обычаях, они типичные кроу, и все же так долго жили под влиянием манданов, что во многих отношениях стали очень похожи на них, и сейчас являются их покровителями и защитниками. В расплывчатых и разнообразных преданиях, имеются некоторые разрозненные сообщения, каким образом они пришли сюда, но без учета времени событий. Они говорят, что пришли бедными - без вигвамов или домов и  почти все из них были женщины, а воины убиты в пути. Манданы не приняли их в свои деревни, и не позволили приблизиться, ближе чем, то место, где они живут в настоящее время, но помогли построить свои собственные деревни. Их дома устроены точно так же, как у манданов.
 
  Несмотря на долгое знакомство с манданами, и полное принятие большинства их обычаев, почти необъясним тот факт, что в племени едва ли найдутся люди, которые могут произнести с полдюжины слов на языке мандан, хотя с другой стороны, большинство манданов в состоянии разговаривать на языке минетаре, приводя нас к выводу, что минетаре либо очень инертные, либо глупые люди, или же язык мандан, отличавшийся от любого другого наречия этой страны, является чрезвычайно трудным для изучения.
    Основная деревня Minatarees которая построена на берегу реки Нож, содержит сорок или пятьдесят покрытых землю  вигвамов, от сорока до пятидесяти футов в диаметре, она возвышается, с видом на две других, которые находятся ниже и почти теряются среди многочисленных полей кукурузы и другой обильной растительности, которая покрывает землю во время своего буйного роста.
    Главным вождём этого племени является мужчина очень древнего и патриархального вида, по имени ЧЁРНЫЕ МОКАСИНЫ(Eeh-tohk-pah-shee-pee-shah),  его возраст, несомненно, насчитывает более чем сто снегов. Я был на несколько дней заключен в его гостеприимном доме, где он сидел, шатаясь от возраста и молча царил единственным монархом своего маленького сообщества расположившегося вокруг него, члены которого постоянно оказывают ему свое почтение. Его голос и зрение почти исчезли, но жесты рук еще энергичные и молодые, свободно говорят на языке его доброго сердца.
 Я нарисовал его портрет, как он сидит на полу в своём вигваме и курит трубку, рассказывая  мне некоторые чрезвычайные подвиги своей жизни. Он обёрнут в красивую накидку, изготовленную кроу, а волосы на голове собраны в коническую форму, и крепятся небольшим деревянным штифтом, чтобы удерживать их на месте.
     Этот человек имел много различных воспоминаний о Льюисе и Кларке, которые были первыми исследователями этой страны, и пересекли её тридцать лет назад, направляясь к Скалистым горам. Как видно из их записей, они с большой добротой относились к этому человеку, и впоследствии назначили его вождём племени, с согласия его народа, которым он остаётся до сих пор. Он очень серьезно спросил про «Красные Волосы» и «Длинного Ножа» (как они до сих пор называют Льюиса и Кларка), из-за того, что у одного были рыжие волосы (беспрецедентная вещь в этой стране), а другой носил широкую саблю, которая подарила ему имя - «Длинный Нож». Я сказал ему, что «Длинный Нож» умер много лет назад, а «Красные Волосы» еще живёт в Сент-Луисе, и без сомнения, будет рад услышать от него послание.
    Сын Черного Мокасина, имя которого КРАСНЫЙ ГРОМ(Ee-a-chin-che-a),  имеет репутацию одного из самых отчаянных воинов своего племени, я также нарисовал его во весь рост, в своей военной одежде, с луком в руке, колчаном и щитом. В этом положении, без головного убора, без плаща, и всего, что может быть бесполезным он главным образом наг, но обильно раскрашен красной и черной краской, так, что формирует почти идеальную маскировку.
    Путь в верхний город Minatarees,  составляет половину мили или чуть дальше, на другом берегу реки Нож. ЖЁЛТЫЕ МОКАСИНЫ, довольно старый человек, видимо является лидером этой группы или семьи, составляющий не большую общину из тридцати или сорока жилищ, содержащих в среднем, двадцать человек в каждом.
 
   «Таскающий Волк и Медвежья Рука, из племен хидатса, сказали мне(Уэлч), что в этом районе было пять деревень. Три из них принадлежали племени хидатса и две манданам. Одна из них находилась к северу от реки Найф; вторая на хребте, где современный Стэнтон, и третья к югу от него. Деревни мандан находились между этим местом и настоящим Фортом-Кларк. Та, где находится Стэнтон называлась Awahaway, потому что возвышаясь над окружающей местностью выглядела, как картина на небе. Любые другие места поселений, найденные там сейчас - это зимовья, так как в зимнее время они переезжали в лес. Awahaway означает «Отчётливая Земля»(«Sharp Earth»)».
    Три села гро-вантров располагались очень близко к двум деревням манданов. Арикара, которые были изгнаны из своей двойной деревни к северу от устья реки Гранд (Padani Wakpe), полковником Ливенвортом и его наспех организованным Легионом Миссури, в 1823 году, бежали к родственникам- пауни, далеко на юг, там они оставались, по крайней мере, семь лет, а затем начали свое путешествие на север и присоединились к манданам и хидатса.
    В 1804, 1832, 1833 и 1834 годы путешественники отмечают три деревни хидатса реки Найф(Нож),  указывая, что эти села с 1796 года остаются постоянными. Они существовали неизменно, пока не разразилась эпидемия 1837 года, когда оставшиеся в живых жители трёх деревень собрались в одну на  реке Найф. Они оставались там до 1845 г., когда хидатса и манданы двинулись вверх по Миссури и основали «Деревню, Как Рыболовный Крючок».

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"