Как на Руси князья рядились...

Альфорыч Альфред Бодров
Сценки Московского княжества

Д е й с т в у ю щ и е  л и ц а:

В е д у щ и й
В е л и к и й  князь московский И в а н  Д а н и л о в и ч  К а л и т а
В е л и к а я  к н я г и н я, сыновья-княжичи, дочь-княжна
В е л и к и й  князь московский Д и м и т р и й  И о а н н о в и ч  Д о н с к о й, внук Ивана Калиты
В а с и л и й, его старший сын-княжич, наследник
Ордынские темники (начальники 10-тысячного войска, тьмы):
1-й темник
2-й темник
Время и место действия:

Середина XIV века
Москва, Княжеские покои, палаты
Ордынский Караван-сарай

П Р О Л О Г

Действующее лицо: в е д у щ и й

В е д у щ и й.
Сергий Радонежский всю свою жизнь посвятил двум добрым делам: он заботился о духовной жизни православных, укреплении веры пра-вославной на Руси и второе доброе дело он посвятил единению пра-вославных людей и князей земли русской в борьбе против ордынцев, за освобождение Руси от ига ордынского.
Как и чем отвечали русские князья на призыв Сергия Радонежского к миру между князьями и их единению против ордынцев?
Сегодня мы посмотрим, как рядились между собой московские кня-зья, и убедимся в том, как важно жить в мире, согласии и понимании между близкими родичами, как важно, чтобы все члены семьи пони-мали друг друга, помогали друг другу, чтобы были добродетельны и добротолюбивы. Тогда никакой лютый враг не будет страшен.
Итак, смотрите сначала сцену, как распорядился Великий князь мос-ковский Иван Данилович Калита разделить московский удел перед отъездом в Орду. Многие князья писали духовные грамоты перед отъездом в Орду, не зная, вернутся ли они оттуда живыми и здоро-выми.

С Ц Е Н А  П Е Р В А Я

М о с к в а, Княжеские палаты, 1327 г.
В е л и к и й  князь московский И в а н  Д а н и л о в и ч Калита
Великая Княгиня, трое сыновей, дочь

И в а н  К а л и т а. Милые мои домочадцы. Меня к себе призывает хан Ордынский, и я не знаю, вернусь ли оттуда живым и здоровым. По сему хочу оставить после себя мир между вами. Приказываю жить вам в мире и согласии, чтобы каждый из вас слушался старшего и не противился его приказам. Отчину я приказываю поделить так: отчину разделить на четыре удела. Три удела переходят моим доро-гим сыновьям, по одному уделу на каждого из вас, четвертый удел отойдет моей княгине с дочерью. Дочь вступит в полноправное вла-дение уделом по окончании земных дней Княгини, то есть ее матуш-ки.

С т а р ш и й  с ы н. Отец, как поделить твою отчину на уделы меж-ду нами, братьями и твоими сыновьями? Без твоего приказу и ду-шевной грамоты будет братоубийство за удел. Прикажи, чтобы мы оставались в мире и послушании. По обычаю мы не посмеем ослу-шаться и идти поперек твоей воле.
И в а н  К а л и т а. Сыновья мои милые слушайте, что я отпишу: «Во имя отца и сына и святого духа се аз, грешный, худый раб божий Иван, пишу душевную грамоту, идя в Орду, никим не нужен (никем не принуждаемый. – примеч. автора. – А. . Б.), целым своим умом, в своем здоровьи. Аже бог что розгадает о моем животе, даю ряд сы-ном своим и княгине своей. Приказываю сыном своим отчину свою Москву, я се есмь им раздел учинил (т.е. город Москву я отдаю всем сыновьям вместе, а сверх того вот что даю им каждому в отдельно-сти)». Старшему сыну я отпишу из домашней рухляди (утвари) шап-ку новую и шубу.
М л а д ш и й  с ы н. Отец, почему ты поделил удел между нами че-респолосно?
И в а н  К а л и т а. На то была воля Божья, так будет, как я сказал, чтобы не спорили между собой.
С р е д н и й  с ы н. Кому достанется больший удел, отец? Почему ты не делишь между нами отчину одинаково?
И в а н  К а л и т а. Так положил Господь мне на сердце, чтобы вы знали, кто старший и уважали старшего.
С т а р ш и й  с ы н. Отец, как ты поделишь Володимерскую землю? Она ведь тоже есми рода Всеволодовичей, как и мы.
И в а н  К а л и т а. Я еду в Орду для того, чтобы просить тамошнего хана дать мне ярлык на Володимерское княжение и сбор подати с нее и с других земель наших князей-родичей. Получу ярлык и ты станешь Великим князем Володимерским по праву старшего сына. А теперь все оставьте меня, буду писать душевную грамоту, да позови-те митрополита, чтобы по закону было.
Д о ч ь. Как же так, я не согласная. Почему это нам с матушкой один удел на двоих, а у братьев старших по уделу на каждого брата, и по-чему это я должна дожидаться часа, когда матушка отойдет ко Гос-поду и только после этого я вступлю во владение уделом? Я начну брань за правду.
К н я г и н я. Дочка, не иди против воли отца. Отцово слово это воля Божья, примирись. 

К о н е ц  п е р в о й  с ц е н ы

В е д у щ и й.

Таким был обычай на Руси до Ивана Даниловича Калиты, при Иване Калите, при Димитрии Иоанновиче Донском и после оного до самого Ивана Васильевича Третьего в XV столетии по Р. Х. Писали духовные грамоты (тогда их называли душевными грамотами), завещали детям и домочадцам чаще всего не по обычаю, а по воле князя, которая чаще всего шла поперек принятому во времена оно порядку. И этому порядку, в котором не было видно никакого порядку, ордынцы сильно удивлялись.
Перенесемся теперь в Орду и посмотрим, как и чему еще удивлялись на Руси ордынцы.   

  С Ц Е Н А  В Т О Р А Я 

Орда, Караван-сарай
Начальники 10-тысячного войска (тьмы):
1-й т е м н и к
2-й т е м н и к

1-й т е м н и к. Знаешь, товарищ, наш гость из Московии Иван Данилович убрался восвояси. 
2-й т е м н и к. Говорят, он много подарков привез нашему господи-ну, что-нибудь и нам он уступит. Как ты думаешь?
1-й т е м н и к. Обязательно, иначе я ему служить не буду.   
2-й т е м н и к. Я слышал, что он просил у господина ярлык на сбор подати у соседей. Теперь у него будет большой денежный мешок, или он собирает натуру возами?
1-й т е м н и к. Он хитрый, этот князь Иван Данилович. Ему разре-шил наш господин деньгами собирать и ярлык выкупать деньгами. Сотню возов он с собой привез, это все подарки для господина наше-го.
2-й т е м н и к.  Я слышал, его в Московии Калитой зовут, то есть денежный мешок. Я слышал, он выкупил ярлык на владение отчиной во Владимире и Суздале. Это разве правильно? Разве русичи не име-ют закона и порядка?
1-й т е м н и к. Закон есть, они по закону грамоты на наследование пишут, но каждый князь свой порядок имеет и принимает сам. Заве-щание пишут так, как захочет его воля. Захочет князь отписать пер-вой княгине или побочной дочери большой удел, отпишет, хотя по обычаю большой удел должен наследовать старший сын. Поэтому они между собой воюют, наш господин радуется этому.
2-й т е м н и к. Удивительно. Наш господин принимает закон и сам соблюдает его, не только от нас требует. Теперь сородичи Ивана Да-ниловича воевать будут против него, против его власти над ними?
1-й т е м н и к. Кто-то будет воевать, но слабые поедут к нашему господину, в Орду, просить отобрать у князя ярлык и самим иметь право собирать подати.
2-й т е м н и к. Я не понимаю и удивляюсь, почему в Московии ро-дичи имеют ненависть друг к другу и озлоблены друг против друга. Помнишь, как недавно у нас был удельный князь Юрий из Моско-вии. Он увидел возле себя погибшего от падения с седла князя твер-ского и со злобой на лице отбросил его тело ногой далеко в сторону, даже не взял с собой похоронить по обычаю их христианской веры.
1-й т е м н и к. Да, много я тоже не понимаю, что и как делают русичи.   

К о н е ц  в т о р о й  с ц е н ы

В е д у щ и й

Мы хорошо знаем, как Сергий Радонежский благословлял Великого князя Московского на битву против Орды в 1380 г. по Р. Х.
Перенесемся теперь в московские палаты князя и посмотрим, какие договоры он подписывал с удельными князьями после Куликовской битвы. И мы узнаем, как складывались политические отношения ме-жду русскими князьями вокруг Орды. 

Т Р Е Т Ь Я  С Ц Е Н А

Покои Великого князя Димитрия Иоанновича Донского
Великий князь Д и м и т р и  й   И о а н н о в и ч,
В а с и л и й  Д и м и т р и е в и ч, его старший сын, наследник
1389 г.

В е л и к и й  к н я з ь Д и м и т р и й: Помни, сын мой Василий, что Василием был наречен при Святом Крещении Великий князь киев-ский Владимир Святославич, крестивший Русь Святую, но еще пом-ни, что не быть киевскому закону наследования между старшими ро-да Рюриковичей в разных коленах. Ты мой прямой наследник, насле-дуешь отцу как старший сын, Московские земли и землю Володи-мерскую. На то будет моя душевная грамота. 
Наследник В а с и л и й: Отец, как быть с родичами, они тоже станут требовать московскую и володимерскую отчину. Что скажешь?
В е л и к и й к н я з ь Д и м и т р и й: Я скажу так. Князю Владимиру Серпуховскому, нашему родичу я давеча сказал: «тобе твоя отчина, мне моя отчина». На том стоим, и тобе велю на том стоять.
Наследник В а с и л и й: Отец, но другие, молодшие князья тоже по-требуют свою долю в уделе и отчину поделить норовят, грозятся ид-ти в Орду с челобитной жалобой и отпишет их хан ярлык слабым и маломощным князьям. Что скажешь на сей счет?
В е л и к и й  к н я з ь  Д и м и т р и й: Помни, мой наследник Васи-лий, что ты ставишь под свои хоругви младших и маломощных кня-зей-родичей и не родичей, заключаешь на это ряд, то есть уговор. Пряником и мечом, двумя пряниками, не жалей живота своего, но не допускай в Орду младших и слабых князей. Тамошний хан даст им ярлык и поделят они твои отчины и свои уделы тобе не дадут. Помни это, сын мой и наследник мой. Теперь уходи и позови митрополита Алексия, чтобы свидетелем был при написании грамоты и свою руку приложил к грамоте моей по закону.

К о н е ц  т р е т ь е й  с ц е н ы

В е д у щ и й:

Вот так рядились на Руси князья между собой во времена Сергия Ра-донежского. Сильные и первые князья в Москве, в Твери, в Новгоро-де и в Рязани воевали между собой, чтобы не допустить соперника в Орду за ярлыком и правом на сбор подати.
Русские князья во времена Сергия Радонежского заключали договора на военную службу или хозяйственные дела и требовали не ходить в Орду.
Русские князья присоединяли чужие отчины и уделы к своим землям, они рассуждали не о собирании русских земель в целях создания централизованного государства, они рассуждали не геополитическими принципами, а удельными вопросами, они расширяли свои наделы, земли и границы, думая не о великой державе. Главное достижение Великого князя Московского Димитрия Иоанновича после победы над Ордой в Куликовоой битве заключалось в том, что он мог теперь составить завещание помимо вмешательства и разрешения ордынского хана.
Только через сто лет при Иване Васильевиче Третьем стали рядиться по-другому и ордынское иго закончилось в 1480 году по Р. Х.