Тонкое искусство лидировать

Золотое Крыльцо
   "Лидер развивается в бесконечной внутренней борьбе с самим собой.."

      Первая публикация в газете «Открытое небо»

                Останься прост, беседуя с царями,
                Останься честен, говоря с толпой;
                Будь прям и твёрд с врагами и друзьями.
                Пусть все в свой час считаются с тобой;
                Наполни смыслом каждое мгновенье,
                Часов и дней неумолимый бег
                Тогда весь мир ты примешь как владенье,
                Тогда, ты будешь Человек!
                Р. Киплинг

            «Лидер» в переводе с английского «ведущий», «руководитель», то есть лицо, идущее первым. Идти первым, руководить – это тяжёлая ноша и серьёзное испытание. Быть лидером – трудное и тонкое искусство. Без лидера человечество вряд ли могло бы существовать, не могло бы развиваться, двигать вперёд науку, технику, образование, культуру. Жизнь стояла бы на месте. Какими же качествами должен обладать лидер?

           Лидер должен занять активную жизненную позицию. Он не должен жить по принципу «моя хата с краю», у такого человека никогда не будет друзей, не будет цели, не будет смысла жизни. Лидер не говорит много, он делает. Я понял, что это стремление меньше говорить, а больше делать – главное качество лидера. Ему нужно жертвовать личными интересами в пользу общественных, то есть поступать благородно. Благородство – это когда ты делаешь добро незаметно, не ради признания и наград. Незаметная и бескорыстная помощь тем, кто в ней нуждается, помогает человеку становиться сильным, мужественным и благородным.
Воля – признак идущего впереди, приносящего добро и благо. Доброта – это проявление силы, а не слабости характера. Но добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас побеждает зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, терпеливого каждодневного труда души.

        Уверенность нужное качество лидера. Уверенность идёт от внутреннего состояния бесстрашия. Если я спокойно могу смотреть в глаза успеху или неудаче, то постепенно возрастает уверенность. Лидер должен стремиться к самопознанию, раскрытию своих возможностей и способностей. Знание всегда приводит к доверию. Если я знаю самого себя, то у меня возрастает доверие к самому себе. Одновременно с доверием к себе нужно воспитывать и доверие к другим.

        Ответственность – чувство, характеризующее лидера с точки зрения выполнения требований, предъявляемых окружающими. Это чувство надо воспитывать в себе с детства. Все будущие государственные деятели, которым суждено взять на себя ответственность за судьбы народов, все великие неизвестны, - все они сидят за школьными партами. Не надо думать, что ответственность придёт к ним в дальнейшем вместе с порученным делом.

        Я всегда вспоминаю мальчики из книги Рони «Борьба за огонь». Ему поручили охранять огонь. Тогда люди не умели добывать огонь, они поддерживали его, не давая угаснуть. И вот мальчик заснул, и огонь погас. А это означало, что всё племя обречено на холод, голод, быть может на гибель. На этом примере я убедился, что отвечать за других  - это значит уметь отвечать за самого себя. Только лидер, владеющий собой в любых обстоятельствах, способный поступиться своими интересами, только он достоин высокого права отвечать за других.
Что значит быть требовательным лидером? Требовательность к себе и другим – это талант и наука. Быть требовательным, в моём понимании, значит добиваться того, чтобы твоё слово стало законом для каждого, к кому оно обращено. Это удаётся только тому, у кого есть сильное природное желание вести за собой других, объединять их вокруг себя. О таком человеке можно сказать: он ЛИДЕР.

        Лидер должен быть целеустремлённым, то есть стремиться  к поставленной цели.

        Моя целеустремлённость помогает мне познать себя, окружающих меня людей, свой город, свою страну, и даже планету, то есть познать мир и себя в нём, найти своё место в этой жизни. Понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей способствовали тому, что я стал внимательным к своему физическому и психологическому здоровью и через себя научился видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

       Я научился управлять своими чувствами, даже иногда умею их скрывать, если я знаю, что они могут обидеть кого-то. Я понимаю, когда мои друзья радуются или грустят. Всегда стараюсь прийти им на помощь. Люблю думать и узнавать новое. Чтобы много знать, нужно много читать, наблюдать, запоминать, повторять. Я учу себя думать, прежде чем что-то сказать вслух или сделать. Мне нравятся люди, которые много знают, делают открытия, что-то изобретают, руководят.

       У меня есть идеал, который указывает на конечную цель моего самовоспитания, даёт высший образец, к которому я стремлюсь. Моя мечта – стать врачом, хорошим специалистом. Мой идеал – выдающийся житель нашего города, великий хирург, академик Фёдор Григорьевич Углов. Это величайший учёный, труженик и яркий борец за трезвость, его работы спасли жизни многим людям, он выполнил более 6500 уникальных в хирургической практике операций. Беру с него пример, стараюсь понять его личность, ведь он мой современник. Его нравственные устои и жизненные принципы мне более всего по душе.

      Я преклоняюсь перед такой уникальной судьбой, а его заслуги перед человечеством потрясают моё воображение. Свою последнюю операцию Углов сделал в 95 лет, за что был занесён в Книгу рекордов Гиннеса как старейший оперирующий хирург. Его девиз «Смелость у хирурга должна сочетаться с умелостью».
Я где-то читал, что человек от рождения оснащён множеством приборов, как корабль, который отправляется в дальнее плавание. По этим приборам корабль совершает свой путь. Сломайся один из них, и он может сбиться с курса. А то и сесть на мель и потерпеть крушение. Умение бережно сохранить тонкие приборы, которыми наделяет нас природа при рождении, величайшее дело. Поломать их легче лёгкого. Я считаю, что лидер развивается в бесконечной внутренней борьбе с самим собой. Если у лидера есть характер, если он умеет управлять своими чувствами, о нём могут сказать: он настоящий ЛИДЕР.

          Алай Мансуров, 9 «а» класс, 82 лицей, Санкт-Петербург, участник конкурса лидеров