О золушке. часть 6-я, главы 3-4

Элизабет Стайнер
Глава  3  -я
                ДОЦЕНТ  ПОИСКОВ

   Девочки  ушли  вперед. Рита  задержалась, завидев  сиренево-розовое  облако  багульника,  полыхающее   над  знакомой корзиной. Спешить   теперь  некуда. Она  подбежала,  склонилась,  опустив  лицо  в  благоухание  весенних  цветов, вдохнула  слегка   одуряющий  аромат.
-  Ка-акие!   Бабушка,  Вы  меня  не  забыли?
- Как тебя забыть! - улыбнулась старушка, лучистыми  морщинками   глаз, -  Не  все так на   цветочки  кидаются. Чисто  сдвинутая.Не  обижайся,  я  сама  сдвинута  на цветах..
- Не  обижаюсь, я точно сдвинутая.. И не  к  одним  цветам…Ой, это что?-  взяла   в руки  зеленовато-желтый  колокольчик  с  махровой  серединкой, -  таких   не видела.
-  Морозник называется,   среди  зимы  цветет.  Нравится?
- Очень! -Рита  бережно  взяла  цветок,  понюхала, заулыбалась:  у  меня,  бабушка,  крупная  неприятность,  а  цветы…она  сейчас  так  нужны! Понюхала, и –станет   легче! -   Почем?
- Морозники- то? Дороже  багула…понимаю, безденежная ты… для тебя  -  пятьдесят  копеек.
-  Ой, спасибо!  Мне   вот этот  крупный, и  этот,  и  этот…И, если  можно,  багула  веточку.
-  Десять  копеек…Ладно, бери   две, -  одну   дарю  на счастье!..
-  Спасибо, Вы   добрая! – Рита  окунула  лицо  в  букет, закрыла глаза.. Осталось два  рубля...Взять  на  все?.. Прощание  с  Училищем  должно  быть  торжественным.
-  И  от  меня  добавьте! - услышала   позади  мужской  голос, -  пять   багульника, и  пять…Нет, десять  морозников...
Рита обернулась. Высокий  мускулистый  мужчина  улыбнулся, чуть  поклонился  (где  она его видела?):
- Леонид  Поисков. Доцент. Я наблюдал  за  Вами…Вы   любите  цветы, - извините, -вот и  решил  добавить! Уж  не  обидьтесь,   ото  всей   души  -  позвольте   подарить  Вам!.
-  Но…-  Гм! -  Рита  попробовала  хмуриться, - за  какие заслуги?  Бабушка   торопливо   сказала:
-  Возьми, детка, возьми!  Он  хороший  человек! Я  его  много  раз  видела,   всегда   здоровается…
-  Да  я, -  кивнул  Поисков, -  тут   неподалеку   в  пед- институте  работаю...Математику  преподаю.
-  Спасибо, -  улыбнулась  Рита, беря  букет,  не  умещающийся   в  руках. -  Вот  удивятся  девчонки! (Где   же   она  его  видела?!..)..
- Подруги?  -  уточнил   Леонид, -  Живете вместе?  Студенты?..
Шли   в  одну  сторону, оказалось, Поисков  живет   рядом…
-  Я  пришла!  -   Рита, подала  руку, -  До  свиданья.
-  Свиданья? -  уточнил  Леонид, -  И  когда  оно  состоится?
-  Не  знаю…-  пожала  плечами  Рита…(Назначить «у Гиганта»? Нет,  он  интеллигент,  к тому  же... Рита  вспомнила   инцидент в  кафе «Снежинка»:  он и   предложил  помощь!»..
-   Вам  не  хочется   сходить, -в  театр, в  ресторан?  Где  Вы  учитесь?- закидал вопросами.
   Не рассказывать же  первому  встречному  о  позорном  отчислении? Но  и   терять  его  неохота...
-  Куда идем: в филармонию! В  драмтеатр! Или…куда  хотите? – Поисков  обладал  обаянием  и  приятным  голосом. –  Что Вы любите?
-  Мороженое…-  сказала   Рита, -  и  книги!
- Книги?! -  обрадовался  Поисков, -  У  меня  большая   библиотека! Вы  какую  литературу  любите?
-  Философскую..-  брякнула   Рита...
-  Кого именно? Философской  больше  всего у меня, -  доложил  Поисков, -  Вы  Апулея  читали?
-  Нет..-  Рита  подавленно  стихла. .
-  А  кого  читали?  -   пытал  Поисков, - Платона?  Плутарха?  Аристотеля?...Есть  и  Секст Эмпирик!..
-  И Вы..-  решилась  Рита, -  дадите  мне  почитать? – Была уверена, что откажет.Но он  улыбнулся, широко развел  руками:
-  Пожалуйста!.. Что выберете,  то  и  дам, читайте   на  здоровье!.
-  Шутите? -  изумилась Рита, -  я   же   Вам   совершенно  чужая. Разве   можно так  давать книги?!
-  Можно! -  рассмеялся  Поисков, -   Лично  Вам   давать  книги  можно!
-  Вы  уверены?!
-  Абсолютно. Хоть сегодня!  Хотите,  адрес  скажу…Во-он   он   мой  дом!-  показал  рукой.
-  Сегодня  вряд  ли, -  сказала  Рита  раздумчиво, -  а  завтра.. можно,  я  с   подругами приду?
И вновь не  рассчитывала на согласие…Поисков же весело   закивал:
-  С  девчонками?  Отлично!.. В  котором  часу?  Помните,  Вы  -  обещали! Я  буду   ждать.
-  Спасибо  за  доверие.. Только… не передумайте!
-  Я-то   не передумаю…Но  и   Вы   не  надувайте! -  погрозил    он  пальцем.
…С огромным  букетом  Рита  ввалилась,  когда  уже  девчонки    гадали,  куда   пропала…Не  ожидали  увидеть  ее   с   таким  вот    букетом,   и  со   счастливым  лицом.
-  Ну,  ты  даё-ооошь!..  – прошептала   Рая, -  похоже,  тебе  всё, что произошло,  - «как  с  гуся  вода»!!!?...-  произнесли    хором,  с  вытянутыми  лицами.
-   А  что? -  хихикнула    Рита, -   цветы  не  нравятся?. А у меня  -  уже другие планы..
-  Но откуда  такой  большущий  букет?  Для него места нет. Вазы  нет!.. В  банку   не  влезет..
- И где  ты  их отхватила?! - пришла  в себя Раечка, посмеиваясь, -  Опять  -  подарили?!
- Ну, да, - призналась Рита, - один замечательный  мужчина… математик. У  него  книг  много!
-  А ты  давно  его   знаешь? -  нахмурилась  Майя, -  Раньше  он  тебе  цветы   дарил?
-  Нет, -  Рита    искала   банку, -   Да, я   давно  его  знаю..
Нашлись   две  трехлитровые  банки, и    маленькая.  Положив  букет  на   стол,  Рита  резала  концы.  Багульник  отдельно,  морозники  отдельно…на окно,  на  стол,  на  тумбочку...
-  И что, -  удивилась  Рая, - совсем  не  жалеешь  о  случившемся? Три часа назад ты   была  вся  в слезах!!!
- Проехали! -  вздохнула  Рита, - «Что  ни  делается, всё к  лучшему.»..  Говорю же,  у меня  другие  планы!.
-   А  потом ?  В  смысле,  учиться? -  не  отставала  Рая.
-   Мне  же  не  девяносто лет. Поеду   в  Москву,  поступать в Литинститут.. Стихи    подготовлю.
-  Правильно!.. -  заулыбалась  Рая, -  Давно пора. Но  там,говорят, творческий конкурс дикий! Литиннститут  единственный в мире…там, говорят, тысяча пятьсот   на  одно место..  думаешь, поступишь?
-  А я что,  рыжая? -  усмехнулась  Рита, -  это   цель,  и   смысл  жизни. Постараюсь!..
-  У   поступающих  многих публикаций  полно. Протеже!  А  у  тебя что?..-  «гол как сокол»…Дерзай,  конечно..будешь  молодец,  если  поступишь! -  Рая  приподнялась  на  локте, - Мне нравится  твоя  уверенность. А  где  ты  будешь  жить, ночевать?  На  вокзале?  Или..  у тебя    знакомые  в  Москве?
- На  вокзале, как и здесь, тоже возможно. Но…да, есть  одна   женщина. Мы  на  улице  познакомились! Москвичка.Она и  пригласила  меня в гости…Остановлюсьу нее.Потом устроюсь..
-  Да что ты! Расскажи… -  восхитилась  Майя,  - И что,  ты  уедешь  отсюда  совсем?  А   Психолог?
-  Психолог?  -  расставив  цветы,  Рита   села.  - Психолог  мне и   посоветовал –  поступать! – призналась она, - И теперь  другого выхода  нет.  Он  не  ожидает,  что  я  выполню   его  пожелание!.. Помните,  в  больнице,  он сказал: «мы не равны…вот  если бы  Вы поступили!»..Меня, если честно, это  задело! Он   думает, мне   слабо?..А я возьму  и   поступлю!  Хотя…что это меняет?.. Он приглашал   меня  зайти  после  выписки...Отправлю туда  стихи на  конкурс,  и после  поеду  -  на  свидание  к  Нему!. Не раньше.  Только  об этом   и  думаю.
-  Во-от  о  чем   ты  думаешь! -  Рая  села  в  кровати, -   А  если  не   поступишь?.. Тогда  что?
-  А  что   у  меня  за  душой ?  Ничего. Я  -  пролетарий!  Буду  - еще,  и  еще  поступать… Он  думает,  я  Его  забуду!…Обидно,  и  несправедливо!Кого хотелось бы забыть, так это  Лисицу!.Но   боюсь,  именно  ее   я   тоже   не  смогу  забыть  никогда.. Такое не забывается: при  всех меня  грязью как следует  полила!.. Приду в себя и пойду за документами.  И буду  с  Училищем   прощаться.
-  Знаешь,  что мне   нравится? - прищурилась  Рая.
-  Что?  -  обернулась   Рита.
- Бесшабашный  твой  оптимизм!  - улыбнулась Рая, - Лично  я   после такого  стресса…надолго  забыла  бы  о   всяких   радостях! - переваривала  бы…переваривала бы…Ведь  ты  пострадала! Не  больно  разве?..
-  И что мне, теперь  вечно  ходить страдалицей?!  Вы   еще  не  знаете,  от  каких  страданий   я  из  дома   сбежала!. Отец   был  уверен,  что я  засохну, и  зачахну:  без   денег, без  поддержки.. и, наконец, стану  послушной  «собачкой  на  поводке»:  «Эй! Жучка, к ноге! Лежать! Стоять! Фас!»…Но  я –вот парадокс!- уродилась  характером  в  него, -  так что, представляете? - ха-ха-ха- ха!..- «Наши не сдаются!»..Не  зря он  до Берлина дошел,  свои ордена зарабатывая, и две медали «За отвагу»..  смеялась  Рита…- Так  я  ставлю чайник?
-  Ура! -  сказали  девчонки,  двигаясь   к   столу,   намазывая хлеб  маслом.-  Значит, не сдаемся?!
-   А  песню  споем?  -  предложила  Рита, - Завтра   к  доценту, поддержите! Погляжу  библиотеку, он  будет  ждать.  Девочки,  не  волнуйтесь, он   не  похож  на  прохиндея...Идемте со мной!
-  Ты  что?  -  удивилась  Майя, -  Стирка  накопилась. Воды  ни капли, надо  с  колонки  натаскать. Стирка  -это   самое  большое  дело  назавтра!. А  книги  -   потом….
-  Я   не против, -   возразила  Рита, - Но   книги мне   могут  очень  для  поступления  пригодиться.  Я  ведь  дикая  невежда! Это судьба,  нельзя  ее откладывать! Тем более, обещала. Меня ждут   экзамены. Это  вы  меня  такой  принимаете, а  там…Не  хотите,  -  хорошо, я  схожу  одна!  Соседний   дом. Неужели на пять  минут  не   поддержите?..
- Что? Не терпится?  - Майя   разлила  чай, -  Ты  вечно   лезешь,  куда  не  любая  решится…
   Рита  вынула  булочки,  мед  и  сметану. Приятно ужинать среди  ароматов  цветов  и  чая.
-  «Волков  бояться  -  в  лес  не  ходить!» -  усмехнулась  Рита, -  А ты  всех  подозреваешь.. По-твоему, надо  заранее  видеть  в  каждом  потенциального  врага? Я  люблю   доверять!. Вот когда обманет,  -  и  буду  иметь  право   не доверять. Не могу  заранее думать  плохо.. -  Но...я  уже  вижу, что   он  хороший! У меня   интуиция!.
-  Странная  ты! – заметила  Майя, -   С  сюрпризами.  Иногда  я  не понимаю  тебя..
- А  кто кого  понимает?  Майя,  -  я  верю  в  человека!  Конечно, нужно   чувствовать и  разбираться…Но… тут    не  нужно  быть семи пядей  во лбу...
Цветы  благоухали… Рита   запела  военный  марш   с  пародийными  изменениями:
Ура, ура, ура, ура и будь готов, -
Когда  настанет  час  -  бить клопов! -
Ты  по  постели их  собирай:
Левый  край, правый  край, -  не  зевай!...
Девчонки  засмеялись.
-  Оптимизм  из  тебя  бьет  ключом…Но  нельзя   тебя  одну  отпускать к мужику! - сказала  Рая, -  на всякий  случай - поддержим! Ладно  уж..Забежим -   на  пять минут.
-  Или  на  десять..?- откликнулась  Рита, - Спасибо, Раечка! -Чувствую, мы  не пожалеем об этом!

   Леонид Поисков воспитывался в  интеллигентной  семье.  Его  детсадовские друзья  навещали. Мальчиком  он  был  послушным,  прилежным, с  кем  попало не  водился.. Со  школы   интересовался   физикой,  математикой,  поступил  в  институт…Стал  доцентом,  остался  на  кафедре. Родители    его купили   домик  в  деревне и  зажили  на   природе, у  Байкала. А ему  Иркутскую двухкомнатную  квартиру оставили. Он, навещая  их,  напивался   коровьего  молока,   щеки  его  розовели, и…постепенно  он  стал  полнеть. Высокий,  статный,  черноглазый,  заметив  рост  животика, Леонид   пошел  на   вольную  борьбу.. Зная  что  у  него  красивый  череп,  сам  обрился  наголо.. Но больше всего он любил учиться,  и   учился,  учился… Времени  для  устройства  личной  жизни  не  выкроилось.  К  тридцати  годам   он  удивился,  что  остался  один  в   квартире. Все   есть!Но  чего-то   не  хватает…впрочем, и   радоваться  нечему!..И  стал  он  задумываться   о  семье,  заглядываться  на  девчат. Но  никто  не  был  мил  ему…В  деньгах  доцент  не  нуждался,  тратить   их было  не  на  кого…Захотел  бы  машину  -  купил…Да  вроде и ни к чему…Тоска зеленая! И стал Леонид   приглядываться:  может,  какая-нибудь  девушка  понравится?  С  улицы  невесту  не  берут, - так  учили   его  с  детства,   так  внушали в  школе…А когда  внимание  его  остановилось  на  смешной  черноглазке  с   косами,  любительнице  цветов,  -  Леонид    почувствовал:   это ОНА!…И Поисков   потянулся  к  Рите -  всей  душою.. Разум его говорил:  «Оставь! Ты  ее  не знаешь»…Но  сердце  твердило:  « Она  мне   нравится!»..
    И   в   тот  день,  с цветами,  -  в  его  жизни   все  решительно  поменялось!  Назавтра  Поисков  терпеливо  ждал,  когда  Рита  придет. Купил  букет  белых лилий, печенье,  конфеты… девчонки сладости любят…Заодно  новый чайный  сервиз  прикупил.  Одному   из  единственной  чашки    пить  можно,  и  с  единственной  чайной  ложечкой…Но   тут   событие: придет ОНА… «его  девчонка»! -  И, сполоснув   голубые  чашки  из-под  крана,  он  расставил  сервиз  на  столе,  залюбовался: 
«отличная штука, эта самая семейная  жизнь!»…Настроение  его  поднялось!. Взяв  отгул,  он  ждал  весь   день…Прилег  на  диван,  задремал,  решив  уже,  что  никто  не  придет.. И  тут  -  звонок!.. Леонид  вскочил,  кинулся  к  двери… Девчонки   показались  ему  слишком  юными... Для  женитьбы   не  созрели. Но  Рита…  хотя  и   казалась  шестнадцатилетней, -  тоненькая, черноглазая,  -  сразу  завоевала  его  взор! Он  был  высок,  смотрел на нее сверху, -  как  с  колокольни: хотелось  взять  ее   на  руки, -  как  куколку, -  и   носить  по  квартире…
-  Вот  я  и  пришла,  как  обещала! -  прощебетала  Рита,  улыбаясь, -  Знакомьтесь,  это  мои  подруги!
   Девочки   робко  жались  в  коридоре,   Леониду  пришлось  быть  понастойчивее:
-  Проходите! Я  чай   вскипятил.. Печенья  и  конфеты  на  столе! Не стесняйтесь!  Я  так  вам  рад. Вы  все   художницы?  Здорово. У  меня  никогда  не  было  знакомых  художниц.
-  Да  мы…в общем, спешим! -  призналась  Майя, -  У нас  куча  дел,   завтра  еще   занятия...
- А  что  у  вас  за  дела? -  полюбопытствовал  он,   расставляя  чашки, - Я   могу  помочь? Ой, сахар забыл!  Вы  чай  с  сахаром пьете, или   без?
-  С  сахаром! - сказала  Рита. -  Майя  права,  дело в  том,  что у   нас  стирка:  воду   нужно  носить…
- Молчи! - зашипела  Майя,  одергивая,  -  ему   не  интересно!...
Но  Поисков    вернулся  из  коридора, потому  что  услышал:
-  Еще как  интересно! А  стиральная  машина  у  вас   есть?
-  Что  вы! -  воскликнули   трое, -  откуда?  Мы   же   студенты..
-  Вот  и  отлично! -  заявил  Леонид, -  Случайно  я  могу  вас  выручить, - Приносите  белье,  и пользуйтесь  моей  стиральной  машиной! Горячая  вода  тоже есть. Несите белье, а  я пока сбегаю  за  сахаром.. Магазин  рядом. Успею  вернуться..
Девчонки  переглянулись. О такой  удаче  не  могли  и  мечтать.
- Вы  серьезно?  Не  шутите??!..-  опомнилась  Рита, -   Девочки,  нам   дико  везет!!!
-  А  я  похож  на  злого  шутника?! -  улыбался  Леонид, -  Рад  быть  полезным! Семь вечера, думаю, за  два  часа   управитесь. – А Вы, Рита,    посидите  в   библиотеке, подождите  меня..
-  Ой! -  опомнилась  Майя, -  Неловко   как-то…
-  Чего   ломаешься? – пихнула   ее  Рая, - Пошли. Принесем, - а  пока  чай,  то  да се, - и  выстираем…
-  Правильно! -  кивнул  Поисков, -  Я  за  сахаром...Только вот сначала  покажу книги.
   Девчонки  помчались  за  бельем, а  Рита  осталась:
-  Показывайте  библиотеку! – скомандовала  она, - Тут я    точно   не заскучаю.
-  Меня  можно  звать  на  «ты»,   друзья  меня   Леней  зовут,..-   разрешил  Поисков.
-  Но  Вы    постарше…- возразила Рита, - Неудобно  как-то!..
-  Удобно, неудобно.., не такой  уж  я старик! А если ты  не против, я  буду  тебя  звать просто Ритой.
- Не привыкла, но.. ладно, попробую  научиться…– согласилась  она.
   Взяв   Риту  под  руку,  Леонид   отвел  ее  в   комнату,  по  периметру  обставленную  стеллажами.
- Ой! -  воскликнула  Рита, -  сколько   книг!  Наверно,  тысяча ?
- Почему  же, - скромно  возразил  Поисков, - более пяти тысяч…Найдешь,  или  показать?
-  Да-а, - просмотрю пока. Можно? -И  подумала:   «Леплянский  бы  от  зависти  сдох! Что ж…Дадим ему фору!»…- взяла  первую  толстую  книжищу:  «Алексей  Толстой» 1828-й  год…зачитана,  потрепана...
-  Ничего  себе!  -  листала  она  желтые  страницы…- Неужели  подлинник?!
-  Да, -  гордо  сказал  Леонид, -   у меня  и  не такое  встретишь..
-  Вы  обещали   Апулея!..
-  Погоди, -  Поисков  полез  наверх…Пока   Рита   листала  Толстого, Поисков дал ей  Апулея, и   убежал  в  магазин. Текст  увлекал…Пришли  девочки, пришлось  оставить книгу. На кухне  за разговорами  время  неслось  стремительно…белье  одновременно стиралось. К десяти  вечера все было готово!… Договорились,  что  они  будут  еженедельно  приходить  на  стирку! Рита, держа  подмышкой   Апулея,  а  в  другой  руке   -  букет   белых  лилий,  радостно   сказала  потом  девочкам:
-  Ну, как, я  была права?. По-моему, прекрасный вечер!.
-   Да..-  улыбнулась  Майя, -   сами не ожидали,  мы немного в шоке.
-  Когда мы снова увидимся?..-  спрашивал  Поисков, -  Давайте  завтра?
- Завтра, извините,  другие  планы, -  сказала  Рита, -  возможно, мы  зайдем через неделю..
- Что  ж,  надеюсь, Вы  прочтете  Апулея? -  улыбался  доцент.
- Спасибо Вам! Я буду очень  стараться.- Рита  с чувством пожала ему руку.
Девочкам  дома  Рита   наставительно  говорила:
-  Ну, кто  говорил: «нельзя, к мужику, мало ли что!…»  Будете теперь верить в мое предчувствие!
-  Ты  оказалась  права, -  улыбнулась  Рая.. -  Придется  учиться  у  тебя   оптимизму.
-  Нельзя жить с предвзятым  мнением, - наставительно сказала Рита.
  Через  несколько  дней  Поисков,  соскучившись,  навестил  их,  принеся   букеты  алых  гвоздик.. А  еще  через  два  дня    ромашки…Цветы некуда было ставить,  а  Поисков    улыбался:
-  Ну,  чего  вам  угодно?  Заказывайте!  Я  ваш  слуга..
Дважды   он  предлагал    перейти  на «ты», но  девчонки  не смели, а  Рита  сказала:
-  Возможно…смогу  когда-нибудь!...Когда   привыкну..
Апулея  она  прочла, и  взяла  следующую  книгу..Они  приходили  стирать каждую  пятницу.  Книги   давались  без  разговоров,  иногда  вечерами  с  Леонидом  болтали, и   слушали  музыку с  магнитофона.  Рита  отважилась  проявить   свои  кулинарные  способности,  сварив   красный  борщ!. Поисков,-  ответно,  -показал   несколько  холостяцких  простых  рецептов…Рита  читала   ему  стихи, пела  и танцевала  под  классическую  музыку.. Но… когда   близилось  к  десяти   вечера,   они  спешила  уйти:
-  У  меня   ночная  работа, -говорила  Рита,-   я  готовлюсь  поступать, так  что  без  обид…
-  Можешь   остаться  у  меня   ночевать,  в другой  комнате, -  сказал  он  однажды. - Не  настаиваю, но   было  бы  приятно  видеть  тебя  утром  в  кухне, готовящей  завтрак! Я могу    приготовить  кофе… А то сижу  тут  один,  как  бобыль!.. Зря   ты   боишься,  у меня  золотое  правило  жизни:  СВОБОДА   ЛИЧНОСТИ.. Без  твоей  воли  я  и  близко  не  подойду!  Я  ведь  спортсмен,   и  человек  воспитанный..Рита  посмотрела  на него  пристально: «приручает.!».
- Я   учту. -  сказала, -  хотя  это  не  входит в   мои   планы.
В  ней  каким –то   образом  жило  сопротивление  всякому  возможному  связыванию: Поисков, как мужчина,  был, казалось,  «не  ее  типа»:  «огромный,  как  слон»…Обижать    не хотелось,  но  и  отталкивать  тоже ни к чему. Она  рассказала   про   свой  неудачный  брак,  и… знаменательный  «педсовет» в  Училище.  Но не  рассказала  про Психолога…
-   Ты  работаешь  ночами, и учишься! -  Это сложно. -  заметил он, - а на  частной  квартире нет условий! Переезжай  и  живи   у  меня! Можешь   не  работать, - спокойно  готовься  поступать! Лично  я  только  ЗА…И буду  с  нетерпением  ждать   твоего   возвращения..
-  Зачем?  -  удивилась  Рита,  - Ведь  я…я  сюда  не  вернусь.
-  Что?!  -   изумился  Леонид, -   Скажи,  что  я  тебе  сделал?...-  в  голосе  звучала  обида. -   ты  уедешь,  и мы больше никогда не увидимся?!
-  А почему   я  должна    приезжать? -   пожала  она  плечами, - У   меня    здесь  никого  нет!
-  А   я? -   Поисков аж   подскочил на диване, - Я  что,  для  тебя   не  существую?!…
- Существуешь. Как друг, - согласилась  Рита, - Можем  переписываться,-  если хочешь...
-  Но  у  тебя   в  Чите  есть  родители, и… сын!- Ты  должна  их  увидеть!…
-  Конечно! Поеду проститься. Сына  я  должна оттуда  забрать! Я  увезу  его   в  Москву…-размечталась Рита, - Подальше  от  них! Пока  он  от  меня  не отвык, а то…его  совсем   затюкали.
-  Кто?  ТВОИ  родители? -  недоумевал  Леонид, -  ЧТО  они могут  сделать   плохого?
-  Уже  сделали! -  констатировала  Рита, -  Когда   еще  был  грудным, моя мать давала ему  опий  в  каплях. Я  тогда  была  еще  глупая, и  доверяла ей, как матери…И не  знала,  что  это  наркотик, отравляющий  клетки  мозга! Ребенок может  стать  глупым, память ухудшится, и тогда…все! Опий  подавляет  естественные  функции мозга...
-  Боже! -  вскричал  Поисков, -  зачем   же  она  это  сделала?!  И как  ты доверила ей?! И  как  часто она это делала?..
-  Ежедневно. Чтобы   спал, как сурок.. не  мешал. Они  взяли  его под  свою  опеку  без  моего согласия.  В  нашей стране   нет  закона  -  против  преступных  родителей:  то есть бабушки и дедушки заранее считаются «идеальными»! Тем более, что они  не  пьяницы…У отца есть ВСЕ ПРАВА:он участник войны…у него  престиж  и  репутация! А я – «никто и  ничто, МОШКА»... Законы на ИХ стороне. Вот такой строй! Пробовала обращаться  к  юристам. Но…всем  тут  безразлична  чужая  судьба, в том числе и судьба ребенка.  «Вас, мол,  не  лишили  родительских  прав, -   берите  своего  ребенка,  и  уезжайте!  Ворйте его от них хоть сто раз..».. И как  его-  взять!? Извини, мне   не до мужчин. Я выйду  за  человека, который    ПОМОЖЕТ  мне  его  от них  забрать!
-  Я  тебе  ПОМОГУ!...Выходи за меня…
- Ты?!.. Но ты живешь – здесь!  Извини, они приедут сюда,  и  украдут  его прямо   из  Детсада!  А не работать нельзя,и не  отдавать ребенка в Детсад тоже. Сам знаешь..Надо увозить   его  далеко, так, чтоб   не  знали» Для этого   нужно много средств, и жилье…А тебе…тебе  нужен СВОЙ ребенок. Чужой тебя вряд ли устроит.
-  Но  почему   ты не  помешала  им?!  Ведь это твой  сын!
-  Когда я родила, мне  восемнадцать  было…Я ничего еще не  знала,  доверяла им!  Я  думала, опий –   «успокаивающие»,  легкие   капельки…Я  бы  сама, думаешь, не выкинула или не спрятала этот опий?...Но  когда я узнала, было  поздно. Для этого нужно  было  медицинское образование. Ребенок  должен расти и  нормально  развиваться, но…Боюсь, теперь он  может  остановиться  в  развитии! Его  надо лечить.. Мать и меня, маленькую, учила -  играть  ртутью!.. Натирала ею  монетки и давала.. Наверно, она сама не понимала, ЧТО  делает! Но  став взрослой, я  узнала, что ртуть –  это  яд. Хорошо, что  на язык не пробовала.. А испарения  ртути  могли  дать  снижение   памяти,  торможение  всех систем…повлиять  на  рост  и развитие…Они  и между  собой  скандалят, а ребенок – видит!
-  А   он  растет нормальным  мальчиком? Никаких  симптомов?
-  Сначала  был  хорош…до  года. Потом не знаю. Потом я уехала. Вынудили. Он  получал   опий  с  грудного  возраста…  не  удивлюсь,  если  с  ростом  начнет  тупеть,.. Им-то  он    нужен    послушный… как  зомби! .
-   Зомби    слушается  хозяина.  Если не  получил  развития, он  вряд  ли  поступит в  институт.
-  Да  им-то  какая разница,  что  не  развивается, куда поступит.. был  бы  для них  удобен.. Надо его забирать!
-  …Жаль  мне  тебя! Задача   сложная. Если  отец   член КПСС,  и  работает в Райкоме, -  власть вся  будет  на его стороне.  Они  его будут защищать..Ты мелкая сошка. Тебя в порошок сотрут!
- Ну, да!- я это понимаю. Ненавижу КАПЭСЭСОВЦЕВ.. Между  нами   война.. Пока холодная. Отец  знает свою  силу, и у него  связи…Обещал «согнуть меня  в бараний рог»!..Новсе равно  я  буду   делать  все, чтобы спасти сына…
-  Не  передумаешь?  А  если  не поступишь, - ты   вернешься?
-  Исключено, -  сказала  Рита.  И  Поисков задумался.

Стирать  девочки  приходили  регулярно.  Заодно принимали   душ или  ванну.  Леонид   ни  в  чем  не  отказывал…Но  все  же, с непонятной  самому  надеждой, -  он  ждал   Риту.  А  она   навещала  его  все реже, ссылаясь  на  занятость. Приближалось  благоухающее  лето. Поисков заваливал девчонок   цветами... Сирень,   нарциссы,   тюльпаны,, гиацинты, гвоздики…Каких только букетов не было!. Рите казалось, они  «слишком  хорошо»   живут.. Было обидно,   что  цветов  не  видит   Психолог! И…ей   пришла   идея:   привезти  Ему   цветок!.. Хорошо  бы   увидеть Его  лицо,  когда   обнаружит   цветок у себя…допустим, в  дверной ручке? Идея   начала   овладевать  ею...А на столе  незримо  появлялись  конфеты, пирожные, булочки!  Она  же  – думала о Психологе…
-  Послушай, -  говорили   подруги, -   Поисков  неравнодушен  к  тебе..Почему  ты  не обращаешь на него   внимания?  А  сама  хвалила! Он   так  ждал  тебя вчера..  Мы  пришли,  постирали  и  ушли, а   он  все  тебя   ждал, и  был   печальный, - нам  даже   жаль его!…Скажи,   чем он тебе не нравится?
-  Ага,  теперь   вы   хвалите его! Вижу, вас  от него  «за уши не оттащишь…» А  сами  идти  не  хотели…даже  на  пять  минут.
-  Он  ХОРОШИЙ? –  Хороший! - констатировала Рая, - Так    выходи  за него  замуж!
-  А  давайте я за всех  хороших  сразу  выйду! -  парировала  Рита, - Разве я говорила, будто он   «плохой»?  Да,он  хороший  друг…А  замуж  я  не  собираюсь! Друг  и  любимый  - это  разные  вещи..Однажды,  проведя  сутки  у  Ирины, -  Рита  по  возвращении  застала  дома   целый сад   роз.:
-  Вот это  Поисков!..- ахнула она, -  С  ума  сойти! Я, конечно,  люблю  розы…но  нельзя  же  так!
-  Тебе не нравится? -  надулась  Рая, -  Он  передавал   тебе  привет, и  просил   помочь   посадить цветы  на  балконе.  Ты   сама   мечтала  когда-то  садить цветы. И обещала.  Он ждет!. .
-  Девочки! Вы же.. знаете, -  я  люблю  Психолога! - вздохнула  Рита,  -  Но  раз  просил, ладно,   уже  иду…
Когда  она подымалась  на  третий  этаж,  Поисков  окликнул   ее  снизу. Глаза  его  сияли:
-  Ты  ко  мне?!  -  протянул    он  руки, -  Хочешь,  я  внесу  тебя  на  руках?..
-  Ни  в коем случае! - рассердилась  Рита, - Девочки  сказали,  что ты  просишь  помочь  сажать цветы  на  балконе. И я   пришла! .Я обещала. Вот и пришла. Не  чтоб  ты  меня   носил..
-  Ладно! Я   давно  тебя  жду.  А   где  ты  была вчера?
Они   перешли   на «ты», но  это ничего не меняло..
-   У  подруги,  с ночевкой. А   я   должна   отчитываться?...
-  Не должна…Но  я  со  скуки  чуть не сдох! -  пожаловался  Леонид.-  Когда  не  знаешь,  где  ты,  куда   делась, Рита... .это пытка.. Прихожу   я  к девочкам  с розами, а тебя – нет!
-  Сдыхать не советую. –усмехнулась Рита, -Давай займемся   полезным  делом!...
-  Слушай, -  сказал  он   в прихожей, -  Послушай  меня, друг! Выходи за меня  замуж!
  Рита   уставилась на него, глядящего  умоляющими  карими глазами.
-  Погоди, -  сказала  она,  -  Ты…это  серьезно?
-  Куда  серьезней! -  он   приблизился, -  Хочешь, я  встану  перед  тобой  на  колени? – чуть  было  не опустился,  но  Рита   его  удержала, схватив   за   ворот  светлой   рубахи.
-  Не  выйдет,  Леня, -  прости. Знала  бы,  что к этому  повернешь,  я  бы    не  пришла..
   Леонид  побледнел:
-  Я  думал,  что  мы  будем  вместе…
-  Как  друзья, Леня! Посадим  цветы! Я твою  просьбу  выполняю. И тоже  кое о  чем   попрошу..
   Он  стоял   угрюмый:
- Ну?
-  Понимаешь, я вообще  не  планирую  замуж!  Я   говорила! Пожалуйста,  не  возвращайся  к  этой  теме! Я  скоро  уеду. Могу  писать   письма…Согласен?.. Давай  сажать цветы!...
Поисков  не  ответил. Рита   взяла  ведро,  пошла на балкон,  удобрять  землю. Солнце  заливало  дом,   ютилось  в  листве. Молча   сажали  цветы. До  позднего  вечера. .Ветер  шевелил  ветвями  деревьев, и Рита, перемазанная землею, с  распущенными   волосами  бегала  туда-  сюда,  - то   в дом, то наружу…Волосы  летели  вперед,  она  их   откидывала   назад, когда  заметила, что  Леонид  старается  касаться  ее: то  плечом, то боком. Рассада  убывала, переселяясь  из  ведра  в  ящики,  и  вскоре  стало  зелено  по  всему  краю  балкона.  Закончив, оба   поднялись:  было  чем  полюбоваться!
- Во, какую  красоту  мы  с тоой   нарисовали! -  сказала  Рита, закидывая  волосы  назад,  и улыбаясь.
-  А  может,  ты  разрешишь, и  я  тебя  покружу?  - предложил  Леонид, -  Думаешь, я  не  смогу тебя  поднять? Сколько  ты   весишь? -  Сорок  килограмм! -  усмехнулся он, - бараний  вес..
-  Почему? -  Рита  пожала плечами, -  Сможешь, наверно...
Не успела  она  прийти в себя, как  Леонид,  подхватив   ее,  внес  в  комнату,  и  начал  кружить…Рита  отбивалась, дрыгая  ногами:
-  Пусти сейчас  же!  Слышишь?  Не  смей!  А  ну,   пусти! Но,  чем больше  негодовала  она  и  сопротивлялась,  тем   крепче  держал он,  неся  её  на  кровать…Как  шальной,  свалил, порозовел, и…надвинулся, жарко  дыша  тяжким  телом, пытаясь  поцеловать...Рита  отворачивалась,  выкручивалась,  отчаянно  крича:
-  Нахал!  Негодяй! Отстань!  Хватит!  Ты  что,  решил, если  ты  сильнее,  то  можешь   это  сделать?  - Изловчившись,   она  изо всех  сил  двинула  его  коленом  в   лицо, -   если  ты  это  сделаешь,  я  возненавижу  тебя,  и  исчезну из твоей жизни  навсегда! Я … Я  презираю таких!!!…
- Конечно, нет! - сказал  Поисков,  отпустив  ее,  и стал, отвернувшись, оправляться. Рита    стояла   перед  ним  в  светлой  кофточке,  растрепанная,   глядела  гневно:
   -  Ты  должен  знать,  что  я  слишком  ценю  свою  свободу,  чтобы позволять кому-то лишать  МЕНЯ  ЕЁ! Это дело моё  ЛИЧНОЕ!…Не  ожидала  от  тебя…Теперь  еще  подумаю, прежде  чем  сюда  прийти.. –она  двинулась к двери.
-  Прости, -  Леонид   опустил  голову, - Честное  слово,  я  больше  не  буду! Не  уходи, пожалуйста! Он  приблизился,  и  опустился   на  одно  колено.  Рита  помолчала. Потом  сказала:
-  Знаешь,  Леонид,  я  тоже  кое-что  хочу  сказать, чтобы  ты  запомнил. Ведь  ты  думашь:  женщина  слаба,  -  да? Мужчина  физически  сильней, - правда?
-  Да…
-  С ней  можно  справиться, правда?
-  Но  я  этого  делать   не  собираюсь! – воскликнул он.
- Погоди, я  не о тебе. Мужчина  всегда  сможет  победить  женщину   физически. Согласен?
-  Да…
- Но  зато  женщина ДУХОВНО  СИЛЬНЕЙ,и  она  способна  МОРАЛЬНО УНИЧТОЖИТЬ  ЛЮБОГО    МУЖЧИНУ!.. Пойми это…
    Потом молча  пили  чай.  Поисков  спросил,  чтобы   загладить  вину:
-  Послушай, я  скоро  уеду, у меня  намечается  отпуск! - Возьми ключ  от  квартиры, вы  с девчонками  поживите  тут…Кто-то же  должен  поливать цветы! Кого я  могу  просить? Читайте книги, слушайте музыку, делайте, что хотите…Мне  будет  приятно  знать,  что  ты  здесь хозяйка… Ты, наверное, думаешь,  что  я  отпетый   негодяй?  Подонок?!.. Нет! Просто  я   хотел  взять тебя  с  собой,  познакомить  с  родителями!  Там  природа,  чистый  воздух, сады!.. Но  уже   понял, что поеду один.. Как  всегда.  Прости   меня,  пожалуйста! Я  дурак. Клянусь! Честное слово.. Больше  не  повторится!  Ты  веришь  мне?
-  Верю, -  тихо сказала  Рита.

4  -я  глава
                ПРОЩАЙ,  УЧИЛИЩЕ!

-  Эй,  Клеопатра!  Ну,  как   новый  любовник?..
-  Что-оо? -  Рита  вперила  взгляд  в  наглую  физиономию  Леплянского.
-   Когда  ты  уймешься?..Что еще тебе взбрело?
-  Ничего не  взбрело! – Я  сам тебя  видел, ответил он, -  с  цветами, и  он  рядом  шел, высокий!..
-  Дурак! -   сказала  Рита, -  Все,  кто со мной  идет,   - это  мои любовники?
-  А  что, не так?
- Милейший,  ты  бы   о  себе  подумал! Можешь  радоваться:  меня  отчислили..
-  Неужели?  -  удивился  Леплянский, -  Да,   забыл,  ведь  ты  была  на педсовете…А  что  там  было?
-  Сначала   скажи,  какая   тайна  за  семью  замками,  которую  ты     не  рассказал?…
-  Еще  увидимся…
-  С  тобой -уже нет,  -  Рита мотнула головой, - Может,   и никогда..
-   Погоди, погоди,  не понял, -  ты   меня  в  чем-то  виновным  считаешь?-  удивился Леплянский.
-  Возможно…  если б не ты, все  было бы  иначе! -  бросила  она, отодвинув его плечом, и  прошла   к  директору. -  Я   пришла забрать документы!.. Леплянский    ждал  ее.  Рита  задерживалась…Он  решил  встретить  ее  у  выхода…

   Рита вошла   за   подписью,  когда  директриса в бодром состоянии  духа  безмятежно курила трубку...
-  Ты   окончательно  решила   уйти? -  как ни в чем ни бывало.  уточнила  директриса, пыхнув  трубкой…«Как   будто  у меня   был иной  выход!»-  подумала Рита, -  А не  пожалеешь?
-  Нет!  - отчеканила  Рита   с  вызовом, -  Не о чем жалеть. Неужели лучше здесь  находиться  с  таким  отношением!
-   У тебя есть планы?  Будешь    поступать? («  Она еще  и  спрашивает!- удивлялась Рита).
-  Да! Еду  в  Москву…Поступать  в институт  имени  Строганова! -  соврала   Рита, и директриса  выпучила  глаза:
-  Да-ааа?! -  вымолвила, от  растерянности  выхватив  из  рта  трубку,  и  едва  не уронив  ее...
-  А  Вы  думаете,  Ваше Училище единственное? -  улыбнулась Рита.
- Ладно.- отрезала  директриса, снова беря трубку, и  задумываясь, - говорят,  ты  еще  и  вырезаешь..
-   Да, я   рисую  ножницами..
-  Как  это? Можешь  мне  что-нибудь  вырезать…на  прощанье? – попросила  директриса.
-  Пожалуйста, -  Рита  вынула  маникюрные  ножницы, -  давайте  бумагу!
-  А что  ты  будешь  вырезать?
-  А что  Вы   хотите.
-  Вырежи   мне  петуха!  Сможешь?
Пока они  говорили,  из-под  Ритиной  руки вырисовывался  залихватский  гребешок,   извилистые  перья   хвоста,  ноги, и,  наконец, она протянула  директрисе   вырезанного  задорного петуха…Та,   подняв  его  над  головою,  глянула  с изумлением  на  Риту, потом  снова  на петуха  и, -цокнув  языком,  отстранила   от себе  подарок:
-  Ххе-хе-ц,  ПЕТУХ!!!..- проговорила   она   важно.
Похоже, очень  удивилась, что Рита  в  хорошем  расположении духа, и  даже  слегка  пожалела, что так случилось. Главное,  студентка  ее  не  собирается  ни  о  чем  просить.. Подписав  бумаги,  директриса сказала:
-  Хорошо. Желаю  тебе  успеха!

 Леплянский  поджидал  у выхода..
-  Должен    рассказать  тебе,  что  обещал!  Проводить хочу. Извини,  не  при  всех  же..
   Вышли  из  Училища  и  по  пути  он  поведал  ей  то,  отчего  Рита     остановилась,  и   невльно  вскричала:
-   Что же   ты  мне   раньше   этого   не  сказал?! Я  бы,  может, и не пошла на  педсовет,и  по-другому себя  вела! Я  бы, возможно,  даже  в Училище  осталась!  Эх, Пан  Леплянский.. Где не надо, -  там  болтаешь..
-  Я   болел.  И долго   не  видел  тебя. А рисковать, говоря об этом в Училище,  -  нельзя,  сама  понимаешь!Лисице доложат..
-  Значит,  беседовал  с  «Канцелярской  крысой», которая  вначале  приняла  меня  «чем ворота  подпирают»?
-   Не  с  ней…Хотя  она  и  видела, и знала! Когда  я   вернулся  из  Читы,  я разговорился  со  старшекурсниками.  Те   и рассказали! В  августе, когда  много заявлений  пришло, в  канцелярии   некому   было  разгребать  почту, и  Грымза   попросила  девчонок, с  третьего  курса  помочь. Они   подавали  ей  бумаги  в  раскрытом  виде,  откладывая   рисунки  в  одну  кучку,  а  документы  в  другую. Там и  обнаружили   твой  автопортрет,  который   понравился:  нарисованный  карандашом…Ты  его  в зеркале рисовала?
-  Ну,  да,  с косой  через  плечо.. Казалось,  удачный! Что дальше?
- Лисица  вошла, когда  вытащили твои  документы,  и   увидела  портрет! - «А  ну, дайте!- говорит, -вместе с  документами…»..- те и отдали.. Она  забрала,  и ушла…Больше  этих  документов  не  видели.
- Значит, она и отослала  мои  документы  обратно! -  вскричала  Рита, -  с дурацкой  припиской… Что  ж  ты  раньше не сказал?!  Теперь   понимаю,  почему  она   бесилась,  и  решила  меня  выжить! Я  могла   в суд   подать!  Ее  бы  с  работы   уволили…В  тюрьму  могли   отправить! Это настоящая ПОДДЕЛКА ДОКУМЕНТОВ.. Рассказывали, что она   со многими так поступала: кто ей не  нравится,-  и в других  местах химичила!–и везде вылетела…Только тут задержалась…Мне бы  ДО  ПЕДСОВЕТА  узнать..Я  бы   Идее Георгиевне сказала! А та - директрисе…Ее бы и отсюда выгнали, хотя  и   родственницы…Она же ее компрометирует! Впрочем, это неизвестно.. Вижу, что между ними    есть согласие…Или   директор  ее  боится?...Наверно, в чем-то  и она от Лисицы   зависима?.. Ишь,  какое  «Осиное гнездо» я  могла разнести! И на этот  Педсовет  не ходить!. - Подать   в суд!.. Она  боялась меня, вот и  решила    избавиться..А ты,  - балбес,   тянул… кота за хвост!
-  Я  ж  не  знал,  что  это  так  важно для тебя..- мямлил  Николай, - Думал, может, ты  сама  знаешь ..Извини.
-  Нет,  я  уже   документы  забрала.  Буду  поступать  в  ВУЗ.
-  Как? Ты   сюда   не  вернешься? – выпучил глаза Леплянский.
-  Зачем? В  «Осином гнезде»  учиться?..
-  А  новый  жених?
- Какой «жених»? Ты  долго  будешь  меня   поддевать?!..А  я  могу  спросить: А ГДЕ ТВОЯ БЭЛЛА?!
-  Моя? Нет..-  промямлил он, -   пока    не моя..
-  Да  что ты говоришь!..   ПОКА? –  ехидничала Рита.
- Интересная  девица, -  вдохновенно  высказался   Леплянский, вознося   глаза к  небу.. С такой еще   не встречался.  А хочешь,   тебя позову,  как друга,  -   оценишь!
-  Экзотики  захотелось? -  недоумевала  Рита.
-  Может быть…-задумчиво сказал  он,    закатив   глаза.

  За  месяц  до   отьезда в Читу.  Леплянский забежал к девочкам, крича  как шальной:
- Скоро   одна  девчонка  придет. Зайди   к   Косте-горбуну,   часов  в  шесть, мы  там  будем.  Честное  слово,   интересно! Не  буду рассказывать... Заинтригованные, девочки   решили,  что   вместо   них   пойдет  Рита. Она    -  свободна.. Первыми к Косте  пришли  Свежов  с  Измайловым,  и    старшекурсники,   человек  пять. Сначала  пили  чай..с  печеньем. Рита  удивлялась,  как  Костя   принять  всех  решился:
-  Раньше,   ты   не  собирал  таких  компаний, - так  что  же  произошло?
-  Ребята   просили…  любопытно стало,когда сказали....
- А что  сказали?..- недоумевала Рита, -  что ты  решил всех созвать… чего  вы    тут   стали   такие скрытные?!..
- Она лесбиянка…- сказал Костя,  и густо покраснел.-    Леплянский  пошел  встречать…