Иран спонтанная поездка

Рус Абайти
Поехал я как-то летом в солнечную Грузию. Пришел в Тбилиси на жд вокзал, говорю дайте мне билет в Батуми. Кассир затупила, говорит нет туда ничего сегодня. Я подошел в другую кассу и другая девушка продала мне билет. Без проблем.
Ехал всю ночь на армянском поезде. Сошел в Кабулети, ибо знаю, что там хорошие цены. Море было после шторма, таким, что не покупаешься: грязным и буйным, как Терек в период таянья ледников. Да, и гальку на побережье я не люблю.
Двинул я в Турцию. Там жил в Трабзоне и ездил на пляж, прям так и называется по-турецки "пляж". С одного пляжа меня выгнали, я-то дикий турист - не знал, что надо в шортах купаться. То, что в городе находится несколько явных борделей, где представительницы древнейшей из Грузии, Греции и даже России предлагают расслабиться, - это пустяк. Для морали важно, чтобы в море не купались люди в бОксерах.
Поэтому я ездил на пляж за 30 км. И не зря. Туда приходили только турки с семьями и вода была ну просто изумительная.
Отель мой находился в самом центре старинного опять-таки армянского города Трапезон, и стоил 12 долларов. Я встретил француженку Мартинику с придуманным именем, которая объездила множество стран ЮВА как и я. Мы с ней даже вначале поселились вместе, но потом она от меня сбежала, подумала, что я буду к ней приставать. Но, так случилось, что я ее позже встретил)) Ей стало стыдно за свое поведение и она еще раз сбежала. Также я встретил Назира из Саудовской Аравии, который пригласил меня пить пиво. Он так напился в тот вечер, что мы вместе с его прекрасной супругой тащили его 2 квартала до отеля. Хотя с чего я это взял, что супруга прекрасна - она была целиком и полностью сокрыта в абайе.
Потом познакомился с 3мя студентами из Стамбула. Они ругались по-русски матом и делали это так смачно, что сами балдели от этого процесса. Потом познакомился с Ахмедом, вернее, с ним меня познакомил дяденька с непроизносимым именем и с 5-ю прекрасными детьми, которых я тоже, кстати, не видел. Новые знакомые работали в Сочи, но их оттуда "эвакуировали" власти из-за Олимпиады.
Поучаствовали в выборах Эрдогана - там все местные на ушах стояли и покатушки с флагами устраивали по ночному городу. Флаг с портретом победителя я привез, на всякий случай припрятав его в глубинах рюкзака.
Потом я познакомился с немцем Отто-Фигото, как я его называл, с Марко из Португалии, с японцем и японкой, которая флиртовала со мной прям при своем бойфренде. А может мне показалось? Ведь бойфренд не устроил мне никаких боев в стиле кэндо и даже не сделал себе сэппуку, а, наоборот, зафолловил меня в Фесбуке и заодно рассказал, что они едут в Тегеран.
Потом пришла какая-то девочка из российской глубинки и тоже сказала, что едет в Тегеран. Да, и Фиготто вместе с первым увиденным мной живым португальцем тоже собрались ехать отчего-то в Тегеран.
Ну, я тоже пошел в посольство, подал анкету, позабыв, что в таких случаях нужно основание для въезда в страну: авиабилеты туда и обратно и бронь отеля. Ничего этого у меня не было. Посол помог мне заполнить анкету, пришпандорить куда надо фото, которое я сделал тут же по соседству, и велел прийти мне вечером к семи.
Прошатавшись с европейскими бэкпекерами до вечера, и, усадив их на автобус до иранской границы, я покормил остатком вкусного дурума собаку, окалачивающуюся возле иранского посольства, отдал 60 евро и забрал визу вместе с паспортом.
В отеле по телеку показывали счастливого Эрдогана. Мы сидели в комнате, которая усиленно изображала из себя фойе. Там был Дядя в полосатой рубашке и с усами. Не зная языка, мы все-таки умудрялись общаться. Я говорил Обама. Дядя, скривив физиономию, плевался. Я говорил Эрдоган. Дядя снова кривился и плевался. Попутно Дядя звал молодого чувака с рецепшена, чтобы тот не расслаблялся и приносил нам горячего чаю. Этот ленивый или просто полусонный парень словно сомнабула приносил нам чай и все было окей. До тех пор как Дядя засобирался ехать в Стамбул.
Мы обнялись - Дядя поехал в Стамбул и стало скучно. Марко и Фиготто свалил в Иран еще раньше. Русская девушка из глубинки, которая успела мне рассказать как к ней то и дело пристают турки, тоже не появлялась. Японка сидела на ступеньках отеля, как-то необычно согнув колени, что они оказались у ее полукруглого лица и кормила кошек. Пообольщав кошек и меня своим ласковым голосом, дочь Ямамото ушла есть арбуз, подхваченная своим японофрендом.
Следующий день: я затусил с Ахмедом, он прокатил меня на долмуш (маршрутка), где он, как оказалось, работал в качестве водителя, ожидая сладкого возвращения в Сочи. Вечером, после того, как он собрал кассу, а я приехал с моря, мы еще погуляли по вечернему Трабзону. Ахмед мне рассказал про русскую женщину, которая дожидается его на чужбине; про то что получить право ездить на долмуш стоит около 500 тысяч долларов; про то, что каждый четвертый трабзоновец ходит со стволом. Это оказалось правдой, присмотревшись я потом и сам отмечал юных турков с оттопыренными карманами, у других пистолеты были заткнуты за пояс.
Ахмед сообщил, что "кузул" (баран) в праздничный Рамадан стоит по 3-4 тысячи доллара. Тут я на ресторанной салфетке на скорую руку составил бизнес план. С каким-то дальним родственником Ахмеда, элитным риэлтором, мы обсудили стоимость открытия фермы по выращиванию кузул в условиях прибрежного ландшафта. В общем, все складывалось очаровательно и на горизонте замаячала перспектива открытия международного бизнеса. Я решил, что самое время валить стопом в Иран.
Я стопил, стопил, стопил. Меня подвез парень на раздолбайке ровно на 400 метров. Потом извинился и ничего не смог объяснить, высадил меня и исчез в ночи. Пошел дождь. Машин стало как-то совсем мало. А ведь интуиция нашептывала мне, переночуй в отеле и завтра как белый человек... Застопил. Как ни странно, - это был автобус. Большой, красивый, с печеньками. В Турции пассажирам дальних рейсов всегда дают бисквит, чай и воду. Помню случай, когда водитель остановился у дорожного мини маркета и каждому пассажиру купил мороженное от себя лично!
В общем, "застопил" бас, забираюсь на борт и кого я там первым делом вижу?! Правильно, знакомого нам Дядю, который побывав в Стамбуле, едет в свой родной Баязет. От возмущения в сторону новоиспеченного президента, просыпается весь автобус, а также многочисленные братья Дяди, сопровождающие Дядю домой.
Угощали они меня как и чем могли, смотрели кино на турецком с планшета, смеялись над чем угодно. В общем ехали хорошо. К утру прибыли в Доку Баязет. На автостанции распрощались, я сел в какой-то транспорт и поехал на границу... И вот рассветает я вижу Арарат. Такой он хороший и добрый прям как Фудзияма. Хочется потрогать сердцем и руками.
Опять-таки удивился, увидев армян, которые приехали покорять свою священную гору. Как их в Турцию-то пропустили, у них же непонятки с турками до сих пор, в том числе и из-за Арарата?! Увидел рядом отель, зашел. Хотел спросить, как двинуть в сторону Ирана. Как-то так получилось, что позавтракал там даром. Я не хотел на халяву, но и отказываться было не прилично. Кто-то посчитал, что я из группы альпинистов и усадили меня за стол. На самом деле я очень хотел есть. 
Опять словил маленький переполненный местными людьми автобусик. Он причалил к какой-то раздолбанной остановке на улице маленького городка Гюрбулак. Отсюда прям к границе едет какой-то очередной долмуш. Прошел границу как-то пешком и быстро.  Едрить твою я ж в Иране!
Стоят какие-то кавказские мужчины, кто-то хватает меня за плечо.
-Что хочешь?
-Туркиш лира, Доллар.
А я ж читал, что все вы тут врете, господа жулики и аферисты. Ну, в итоге все равно поменял 100 долларов по грабительскому курсу. В момент став миллионером, получил за сотню 1 миллион 800 тысяч риалов, я уже договаривался с таксистом, чтобы он меня довез до Базаргана. Курс постоянно плавает и за ним нужно следить буквально день за днем, чтобы вас не облапошили.  А за таксистами так вообще никто не уследит, особенно когда они видят иностранца. У них курс колеблется каждую минуту. 
Базарган - это такая маленькая при кппшная дыра вселенского масштаба. Здесь можно купить поесть-попить, достать ночлег если надо. Такси, обменники. ОМГ, все что хочешь. Таксисты на каких-то безумных машинах, ни одной американской модели вы тут, конечно, не увидите. Здесь не любят все американское: авто, одежду, флаг, кино, деньги даже не любят.
 Только низшая каста валютчиков может прикасаться к долларам.  Они же американские, а все американское здесь не в почете. Были случаи, когда вольные путешественники пытались расплатиться с местным населением купюрами с потретами Линкольна, но их швыряли с гордостью к ногам, топали и топтали. Мол, риальные риалы давай! Риальные!
Кстати, на риалах портрет Аятоллы Хомейни, реформатора и правителя шиитского государства. Народ его любит, издеваться над ним не рекомендуется. Как в Таиланде за короля, здесь могут отдать за оскорбление под суд. Поэтому упаси всеправедный Аллах наступить на денежную купюру с досточтимым портретом.
Отсюда едут в Маку или в Тебриз, а кто-то и дальше едет. Именно здесь я встретил дальнобойщиков, которые уже 3-4 дня буквально живут на границе. Спят в своих комфортабельных фурах и постоянно-переодически ныряют за продуктами в базарганские базары и магазинчики. Едут в Турцию, Грузию и даже один попался водила, который до Тюмени доезжал. Везут в основном продукты и фрукты.
Улеглись от жары под деревце с мелкими листиками. Хоть какой-то тенечек в этакой жаре.
Говорю:
-Икра черная у вас добывается, в России очень ценится. Не возите?
-У нас говорит, - тот водила, что в Тюменях обитал, - закон, что икра и промысел осетровых принадлежит государству. За это сажают и пальцы на руках отрубают. Поймали браконьера - отрубили один палец. Попался еще раз - еще отрубят... Ну, нелегально продают, под видом, что этот товар из Туркмении привезли.
Тут мой таксист подоспел, он в какую-то будку забегал к военным. Мы поехали. Содрал прилично по местным меркам, ну ладно, - не так уж дорого. Вообще, бензин тут очень чиповый. Я не стал из-за это ругаться. Тем более, что водитель прямо-таки с ветерком подбросил меня прямо до автовокзала. Короче стоит кирпичный одноэтажный дом. С одной стороны голая скала, с другой - дорога. Внутренний двор - это место, куда пребывают рейсовые автобусы. Там я их насчитал ровным счетом ноль. Видимо, попал в такое время, что нужно было ждать. Все таращатся, но не специально, просто как-то не привычно им видеть чужаков. Ощущения тревожности нет. Наоборот, какой-то покой, разлитый в солнечной жаре.
Пошел в кафе неподалеку отведать национальных блюд. Какой-то очень вкусный суп мне приготовил парень военный. Это его кафе, они держат его вместе с братом, как я понял. Зашел местный парень, мы с ним перекинулись парой слов. Оказалось, Студент говорит по-английски. Это оказалось кстати, а то я путешествую без всяких карт и hitchwiki. До этого пытался наладить контакт с местным населением, все как один на фарси мне что-то говорят. Даже в этом кафе. Пришлось пальцами показывать в картинку с блюдом. Мне вот этот лагман и суп.
В общем, Студент тоже ехал в Тебриз. Мы вместе в автобусе ехали. Он меня персидскими персиками угощал.
Ехали километров 270, жарища. Часов 5-6 ехали. Горы на всем протяжении. Без растительности. Однообразие. Скука. Если б не попутчик, который оказался на удивление эрудированным, то образовалось дополнительное время для сна. Женщины в автобусе сидят на передних сидениях. Мужики занимают галерку с камчаткой. По дороге останавливались пару раз. Проезжали селения и мелкие городишки.
Об индоиранских группах поговорили, об истории и династиях Персии, о новом строе и политики изоляции, об отсутствии Фейсбуков и Ютюбов в молодежной среде. Кстати, в те дни шумел скандал вокруг посадки молодых иранцев за то, что они выложили какой-то ролик с вечеринки в сеть. 
Мне вот сразу сказали знающие люди с женщинами в контакт не вступать без крайней необходимости, если случайно дотронулся - то сразу извинись. Нет, современные нравы стали попроще, девушки перестали быть недотрогами, рассматривают тебя сами, улыбаются, но мало ли на кого наткнешься. В чужой стране не надо свои порядки устанавливать. Тем более за отношения в Иране предусмотрена казнь. Так что думайте сами.
Ну вот приехали - терминал, это они автобусные станции так называют. Студент заспешил в свой институт, на окончание которого молится вся его семья, чтобы он смог получить достойную работу и вырваться из крестьянского быта в городскую среду.
Наугад добрался до центра города. Также наугад тыкнулся в какую-то гостиницу. Цена была недорогая долларов 8-10. Комнаты были королевскими - просторный зал с двумя кроватями. Но убранство было в стиле 60 годов. Все шторы, шпингалеты, дверные ручки, лампы, плинтуса, холодильники, вентиляторы были именно из эпохи "назад в прошлое". Меня торкнуло, как будто меня поместили в какую-то психиатричку и я решил во чтобы то ни стало выбраться на свободу.
В этом дурдоме по-ирански, если мне сейчас память не изменяет, я купил фанту. Как она могла оказаться в Иране я не понимаю. Там ведь экономическое эмбарго. Но фанта, готов поклясться, была натуральная. Мне ее продала тетенька без платка. Что-то вообще память подставляет сомнительные образы, не типичные для иранской действительности.
Короче, зажав рюкзак в крепкой руке, я двинулся на поиски нового жилища, которое нашел на удивление быстро. Буквально напротив этой ретро псих лечебницы, я увидел хостел с модной вывеской. Он оказался чуть дороже - два Брата Акробата на рецепшене с меня стребовали 15 долларов за ночлег; номер уже здесь был в 2-3 раза меньше.
Ходил на следующий день по городу, общался с людьми, многие были очень дружелюбные. Рассказывали какие-то истории, интересовались откуда я приехал и что бы хотел узнать про их страну. Давали рекомендации куда-сходить-что-посмотреть.
Я не любитель усыпальниц, но парочку глянул каких-то дворцов и величественных развалин. Куда-то съездил за город, пошел в туристический центр по научению сбежавшей от меня француженки. Здесь я соблазнился на какую-то экскурсию, точно сейчас не вспомню. Помню только приветливая иранка с мягким английским долго бегала вокруг меня, буквально порхала с чаем, с принтером и ксероксом (надо было документы отксерить), навручала мне кучу карт и информационных буклетов, ответила на все мои миллион сто тысяч вопросов и замученная ускакала прочь, к какому-то уважаемому старичку-краеведу, которого сюда за руку привели его внучки.
Я погулял по парку, посмотрел на дома-машины и людей. Узнал, что эта часть Ирана называется Восточным Азербайджаном. Ибо тут проживает около 4х миллионов азербайджанцев. Сам переписью не занимался, поэтому поверим одному местному азери и Википедии.
Не смотря на приближающийся вечер, жара меня идеально достала. Я забрался в какую-то едальню с мощным кондиционером.  Кстати, иранские цифры по виду не похожи на наши привычные, ставшие родными, арабские цифры. В меню или в ценниках магазина прописаны закорючки, которые нужно либо выучить, либо...мысленно поворачивать их на 90 градусов. И тогда все становится на свои места. Дело в том, что арабские цифры проникли в Европу через торговцев и купцов. Они привозили с собой счеты, удобный рабочий инструмент финансиста. Арабы размещали цифры вертикально. Мы же, принимая это за чистую монету, приняли эти написания "повернутыми". В общем вращайте цифры и увидите о чем я говорю.   
Скажу честно, за все свое непродолжительное пребывание в этой удивительной стране, иранскую кухню я особо не прочувствовал. Практически всегда мне предлагали отведать что-то еропейское: то фаст фуд, то яичницу, то суп. Кстати, самую вкусную яичницу в своей жизни я отведал на обратном пути в Базаргане. Возможно, этому поспособствовали следующие события.
Я пришел в свой отель поздно вечером. Усталый, завалился спать. Мой номер был на втором этаже. Было так жарко, что окно я оставил открытым.
Утром стал собираться, полез за кошельком и слегка обомлел. Кошелька не было на месте. Я осмотрел весь номер. Обшарил все мыслимые и не мыслимые закоулки номера. Все было тщетно: кошелек исчез. Вместе со всем небольшим бюджетом путешествия. Исчезла даже кредитная карта, которой в Иране все равно нельзя воспользоваться, так как страна не подключена к международной системе оплаты платежей SWIFT. 
Теперь хорошенько представьте мысли и состояние человека, который находится за тысячу километров от дома, в незнакомой стране, где нет знакомых и друзей. Да, теперь, возможно, вы меня понимаете.
Утешала только мысль, что мой загран при мне.
Я пришел к Братьям Акробатам на рецепшн. Говорю:
-Не видели вы тут чего-то странного?
-Нет.
Вот и все, что сказали мне эти два иранца. Как-то подозрительно. Ну ладно, не стал  вызывать полицию. Хотя как-то неожиданно в сознании всплыла помятая коробка дверного косяка моего номера. И окно, открытое на ночь, а под ним достаточно широкий карниз, хоть пешком гуляй. Зная, что я оказался в затруднительной ситуации, Братья Акробаты с меня все равно за воду содрали денег.
Подсчитал активы. На кармане у меня были неистраченные риалы. В пересчете на рубли получалась сумма примерно равная 500 рублям. И швейцарский складной нож. 
Ну вот, значит, - уезжать не охота, но надо. Побродил, потосковал, но что поделаешь. Двинул через Турцию в Грузию, чтобы выехать в Россию.
Стопил, стопил, стопил. Спал на картонке. Иранские комары злые. А пограничники добрые. Угощали кофе и репеллентами. Заставили меня посмеяться, сказав, что иранские комары жужжат, издавая звук типа "Мех-Мех".
Погранцы вписывали меня в фуры. Никто не брал ни под каким соусом. Грузины в основном везли бензин и им нужно было какое-то разрешение, чтобы не противоречить правилам пожарной безопасности. Турки в основном шли на Анкару, да и все они, к кому я подходил, отмазывались .
Под утро я в третий раз застопил бас. Он привез меня Доку Баязет, который кстати в свое время входил, как это ни странно сейчас слышать, в состав Российской империи. Тут в течении 30 лет был форпост: крепость с гарнизоном. Здесь побывали Пушкин и Лермонтов.   
А Пикуль написал про оборону крепости произведение "Баязет". Вот что пишет вики по поводу этой битвы.
Оборо;на Баязе;та оборона происходила в ходе Русско-турецкой войны 1828—1829 годов. Является одним из героических эпизодов той войны. Небольшой русский гарнизон вместе с местными армянскими ополченцами под общим командованием генерал-майора П. В. Попова в течение 32 часов, практически непрерывных боёв отражал атаки на город многочисленного турецкого корпуса под командованием ванского паши.
Я ехал и смотрел в окно нашего бодрого микроБаса, погруженный в размышления об исторических событиях и о своей судьбе, пока мы не прикатили в один из районов города.  Все пассажиры, - а это было одно или два семейства, вышли, а водитель вызвался мне помочь. Он учтиво поинтересовался куда мне надо. Я ему попытался объяснить, что еду в Грузию, но у меня нету денег на проезд.
Он никак не мог понять, что мне нужна дорога для автостопа и привез меня к офису, где продавали билеты на Грузию.  Естественно, у меня лир было в обрез, на них я только мог купить воду и хлеб. В принципе уже я мог воззвать к родственникам и попросить их прислать мне деньги из России. Но во-первых, я не хотел их тревожить, а во-вторых, я не был уверен, что деньги дойдут скоро. А вписаться на ночлег было некуда. Каучсерфинг бы за такое короткое время вряд ли бы дал результаты.
В итоге, под палящей жарой я стал выбираться из города, чтобы там кого-нибудь или хоть что-нибудь застопить. Это мне удалось практически сразу. Остановилась фура, в ней сидел мальчик с отцом. Они шарили только по-турецки, но я уже мог связать пару слов на их наречии. Странное дело, но когда у меня все было нормально, я за 2 недели не выучил ни одного турецкого слова. Мне они в голову просто не лезли. Зато в критичной ситуации я выучил сразу необходимый набор:
екмек - хлеб
йола-дорога
лира йок- нет денег.
Из диалога с водителем фуры:
-Йола Джорджия.
Ноу реакшн.
-Йола Батуми.
Ноу реакшн.
-Йола Трабзон.
Реакция Окей!
Ну я обрадовался. Едем мы такие, тожественно молчим. На одной развязке он останавливается, тычет пальцем в поля, меж которых петляет дорога и говорит:
-Трабзон йола.
Йолы-палы. Я-то думал, что ты меня довезешь прямиком до дороги, которая идет вдоль побережья Черного моря. (Кара Дениз)
Что делать. Поблагодарил, с рюкзаком иду, куда был послан. Оказывается по этой дороге едут в Трабзон автобусы, которые отправляются с бас терминала. Твайю дивизию. Иду в этот терминал. На билет не хватает. Смотрю рядом с вокзалом трасса.
Вы мне можете не поверить, но с примерно с 10 утра и до позднего вечера я так и не смог застопить тут НИКОГО! Я был в шоке, в тихом ужасе, потому что меня достала жара, полиция и местные рабочие, укладывающие асфальт. Последние деньги таяли, так как я покупал воду и перекусить. Нет, мне, конечно, останавливались. Но все либо ехали в соседние деревни, либо в сам город. А мне туда было не нужно. Фуры не стопились вообще. Я даже добрался с одними добрыми пацанами с деревни до заправки, но и тут мне не повезло. Вселенная не хотела меня везти домой! Уже темнело, я еле как добрался до автовокзала и плюхнулся спать прямо на сдвинутые кресла.
Проснулся от того, что кто-то мне приказывал проснуться и встать. Это был такой огромный полицейский. Великан оказался очень громким и все время чему-то смеялся. Мы пришли к нему в кабинет. Там на меня все стали смотреть как на диковинную вещь. Рассматривать, задавать вопросы. Все это на турецком. В итоге Великан усек мою историю про исход из Ирана. Он сказал, что утром придет автобус, мы все решим и приказал идти спать дальше.
Я пошел спать дальше. Опять меня разбудил смех Великана. Здоровяк снова требовал меня в кабинет. К чести сказать, у меня даже не попросили паспорт, не стали вымогать денег и так далее. Напротив, дали  кофе с выпечкой.
У Великана оказался корыстный интерес. Он переписывался с девушкой, с которой познакомился в Англии. Он набирал текст своего в онлайн переводчике, но почему-то хотел, чтобы каждую фразу видел я и в случае чего исправлял ошибки. Переводчик хоть и был не Google транслейт, но переводил замечательно. Я поправил ему всего 2-3 ошибки за все время. А переписывался он пару часов. Я был такой уставший, валился с ног, но Великану было все равно, как будто ему удалили ген сочувствия. Он рассказывал о том, какая она хорошая эта девушка, показывал ее фотографии, говорил, что поедет в Лондон и женится на ней. Потом стал показывать свой табельный пистолет, рассказывать какими машинами пользуется он и его дядья-братья. Потом предлагал остаться в городе и звал в гости. Такой добрый Великан мне попался. У меня было впечатление, что это добрая Вселенная взяла меня в свой заботливый плен и почему-то не отпускает меня домой.
Периодически я напоминал полицейскому о том, что мне надо помочь с отправкой домой. Великан говорил, что вопрос решен. Что в 11 часов будет автобус на Трабзон. Мол, он за меня замолвит словечко и меня обязательно подвезут. Он мне назвал фирму, там на вокзале множество представительств компаний, которые специализируются на перевозках. У каждого перевозчика своя стойка. 
-Подойдешь туда утром. Там будет Капитан, он будет в курсе. Я его предупрежу и он тебя посадит в автобус. Проблем йоктур.   
Короче, под утро я вырвался из гостеприимного плена турецкого полицейского. Уснул в зале ожидания, что говорится, без задних ног. Проснулся без 15 11. Твайю дивизию! Побежал в условленную фирму, говорю: "Капитана мне!". Оказывается, у них там помимо водителя на каждом рейсе есть капитан.
Приходит Капитан, я ему на пальцах объясняю ситуацию, начав с Иранского трипа, то мне такой заявляет:
-Никто меня ни о чем не предупреждал!
Йоханты Бабай! Бегу к Великану, матерю его на чем свет стоит. Открываю дверь его кабинета, там сидит другой полисмен. Маленький с усиками Французик. Я говорю:
-Где этот. Великан где?! - пытаюсь достать до потолка рукой.
-А он, свалил. Отдежурил и пошел спать. - отвечает Французик.
-Звони ему!!
Ну пока там всем миром обсудили что и как делать. Позвонили Великану. Я же не знаю, что он там говорит, а время идет. До отправления автобуса уже минуты 3 с половиной. А встрять здесь еще на одни сутки не охота.
В итоге, все затихает. Я бегу к автобусу, подбегаю к Капитану и только ему хочу рассказать в двух словах о карме и взаимовыручке, как Французик подходит и что-то ему говорит. Тот наотрез оказывается. Мотает головой. Не повезу, говорит, его и все тут.
Французик обреченно разводит руками:
-Мы не можем их обязать взять кого-то с собой без билета.
В эту секунду у Французика звонит телефон.
-Эфенди. - так турок говорит алло, когда ему звонят.
Французик передает трубку капитану. До сих пор я не знаю, что Великан сказал Капитану, но то, что это был именно Великан я ясно осознал каким-то внутренним ощущением. Капитан выслушал собеседника. Поймал мой взгляд и кивком указал, чтобы я занял место в автобусе.
Я энергично пожал руку Французику и запрыгнул в уезжающий бас.
Ехали через горную часть Турции, такая красотища, горы в растительности, леса кругом, а на дне ущелья толи озеро, толи водохранилище. Протяженностью на многие десятки километров. Запомнился город Ардвин, там еще памятник "сидит" на горе и на всех свысока смотрит. Дорога там причудливо петляет. Дома красивые, большие. Остановились пили чай. Из самовара.
Приехали к побережью, автобусик поехал в Трабзон, я вышел в городке Хопа. денег вообще в обрез, достал из рюкзака швейцарский нож. Сейчас продам кому-нибудь, чтобы хоть до Батуми билет взять, а там уже застоплю кого-нибудь и в Россию, домой. Стоят подростки подошел.
-Нож нада?
-15 лир. Ориджинал.
Повертели в руках, но что-то никто не купил.
Смотрю постарше народ тусуется. Я к ним. Он руками машут:
-Ноу.Ноу. Криминал. Полис.
-Твай девизию! Какой криминал? Сувенир.
В общем иду дальше и что-то на меня уж апатия напала. На автопилоте расслабленно иду, дома кругом, какими-то узкими улицами пробираюсь вперед, неведомо куда. Вырулил на улицу вдоль трассы. Тут кафе всякие, магазины. А я даже екмек себе купить не могу. Так идут погруженный в безмыслие, и краем сознания замечаю как столиком сидят трое мужчин и вроде по-русски говорят. Честно говоря, я даже не удивился. Так меня транс накрыл.
Я уже прошел это кафе, потом как-то развернулся и подошел к крупному мужику с голубыми глазами, которого я принял за жителя Рязани. Светлый Чеченец оказался. Спутники его - турок и азербайджанец из Тбилиси.
-Здравствуйте, - говорю. Компания со мной поздоровалась.
Показываю нож, говорю, выручите, если сможете. Остался без денег, билет нужен.
Чеченец мне вместо 15 лир протягивает 150, говорит, и ножик не надо. Я же вижу, что его заинтересовал нож. Потом выяснилось, что он любит ножи и собирает. Я ему его отдал. Усадили меня за стол, как я ни отказывался. Разговорились. Оказывается, они дружат уже давно и приехали встретится в этом месте по бизнесу. Обалдели они от моей истории, когда услышали что я в одиночку в Иран ездил. Сначала не верили.  Потом Чеченец говорит:
-Мы поселились в этой гостинице, - кивает головой - там действительно небольшая гостиница, коих здесь полно. - Так вот, нас трое, и два двухместных номера у нас. Оставайся с нами, а  наутро вместе с Амираном (самым старшим из них) и поедете в Тбилиси.
Ну, я для виду поотказывался, но в самом деле не отказываться же от пусть даже гостиничного, но гостеприимства. Устал, тем более.
В общем, ночью к нам в номер ломилась грузинская проститутка, которая отчего-то была сильно расстроена и хотела быстренько подзаработать. Амиран на правах старшего выпроводил ночную бабочку. Больше этой ночью приключений не происходило. И я уснул.
На утро мы позавтракали всей дружной компанией. Оказалось, что у Чеченца было еще какое-то дело в этом городе. И он мне сказал, что можешь ехать домой, а можешь пойти с нами.
Чеченец живет в Урус Мартане и у него семейный бизнес - пекарня. Он делает хлеб, но в Турции хлеб особенный. Кто бывал, тот знает. Что хлеб очень не плох, он не крошится и даже на следующий день после выпечки не черствеет. Он достаточно часто бывает в Турции. Все время приезжал на своей машине, пока ему какой-то полицейский по недоразумению не влепил штраф или какое-то нарушение, что повлекло ситуацию к депорту. Ему дали выехать по направлению к родине, но теперь турки не пускали его въезжать к ним на транспортном средстве.
В общем отправились мы в пекарню. Там работала огромная печь, которая располагалась прямо рядом с цехом, где работало человек 5-6. Тут же в соседнем помещении была организована торговая зона, и свежий хлеб, по форме напоминающий батон, живо разбирали жители приморского города.
Чеченец затребовал начальника цеха и стал задавать ему вопросы.
-А как вы делаете тесто? А сколько разрыхлителя добавляете на мешок? А по чем у вас мука?
В итоге оказалось, что в Турции делают хлеб не так как в России. Например, у них нет вообще понятия мука высшего сорта. К тому же, наши хлебопеки не мелочатся и добавляют улучшителей в разы больше, чем их турецкие коллеги.
-Ложку на мешок муки? А мы 15 ложек сыпем!
Разница была существенной и Чеченец хватался за русую бороду, приговаривая, что исправит это, непременно, исправит.
Вдоволь наобщавшись с турецкими пекарями, которые дали нам горячий екмек в дорогу, мы двинули в сторону автобусов. Чеченец улетал в Сочи с Трабзона. Турок поехал к себе домой на автобусе в другой город. А мы с Амираном добрались на автобусе до грузинской границы и пересекли ее в сопровождении с шумной компанией казантиповцев.
С Батуми в Тбилиси идут автобусы. Там были еще маршрутки, но пожилой азербайджанец наотрез отказался на них ехать по неведомой мне причине. Он попросил меня найти ему укромное место для намаза. Я нашел ему тихий школьный дворик, он расстелил там свой коврик, а я обеспечивал ему как мог безопасность от случайных прохожих, чтобы они не помешали его общению со Всевышним.
Один автобус в столицу Грузии мы пропустили. Он ушел без нас прямо во время молитвы. Следующий пришлось ждать 2 часа. Эти два часа, как выяснилось впоследствии, спасли мне жизнь.
Проплывающие за окном пейзажи приближали нас к Тбилиси, а Амиран рассказывал про свое жить-бытье. По его заверениям он жил в самом лучшем районе Тбилиси, в своем доме, с многочисленными родственниками в окружении азербайджанцев. Как водитель минивена, он каждое утро возил китайских рабочих, которые строили эту же самую дорогу по которой мы сейчас ехали. Жители поднебесной не знали ни грузинского, ни азербайджанского, ни русского языка, поэтому они просто тыкали пальцем в карту, а Амиран отвозил их на тот или иной километр дороги.   
Амиран сетовал, что у него нет российского гражданства, без которого он может открыть фирму по перевозкам в Пятигорске и Владикавказе. Он поинтересовался нет ли у меня знакомой одинокой женщины, чтобы она за 500 долларов смогла оформить фиктивный брак. В этом случае он бы мог получить гражданство по воссоединению с супругой. Я сказал, что ничего не обещаю, но спрошу знакомых.
Приближался вечер, за окнами стало темнеть. Щуплый старик достал таблетки и выпил их, запивая местной минералкой Набегхлави. Он пожаловался, что его мучает диабет. В моем арсенале был метод погружения в целебный транс, который уже был опробован на людях, страдающих этим недугом. Были даже зафиксированы некоторые позитивные промежуточные результаты. Эти результаты состояли в том, что у практикующих транс нормализовывался уровень сахара в крови.  В общем, рассказав вкратце о чудодейственном методе, я предложил свою помощь.
Я думал, что Амиран откажется, но ему стало интересно. Мой спутник посмотрел на меня в упор и спросил:
-Когда можно будет начать?
Я ответил, что мы можем приступить прямо сейчас.
-Сейчас как раз подходящие условия. Нам понадобится минут 20-25. А затем мы сможем продолжить лечение по скайпу. 
Настроив каналы восприятия особым образом, я позволил Амирану войти в самонаводящий транс. Хочу отметить, что данный метод не является гипнозом, здесь нет навязывания, внушений и внедрения сторонних программ. Человек погружается в альфа состояние, которое психологи и нейрофизиологи считают ресурсным, то есть таким, в котором человеку удается получить "подпитку" из внутреннего источника. Так мы получаем силу, например, во время глубокого сна. Не буду расписывать весь процесс полностью, лишь скажу, что через минуту старец уже был в объятиях Морфея.
Перед входом в измененное состояние сознания, дается краткая инструкция. Это несколько указаний для бессознательного. В нашем случае мы сформулировали цель проработки, создав короткую команду: "Уровень сахара в крови нормализуется". Также определи временной интервал: в течении 25 минут Амиран должен был преспокойно отдыхать в глубинном трансе. Как показывала практика, по истечении этого времени, сознание мягко и плавно возвращается в обычное свое состояние и человек просыпается. Это было проверено на разных типах людей как специалистами, так и лично мной.
Итак, "пациент" вошел в транс. Со стороны это выглядело так. В мчащемся автобусе молодой человек занимает место у прохода, а старик, сидящий у окна - дремлет.
Я засек время, и отдав старика во власть его бессознательного, полностью исключил себя из сеанса оздоровления.
Лицо Амирана стало беспечным и бесстрастным словно деревянная маска. В таком состоянии человек не может пошевелить ни рукой, ни ногой. Однако, полностью сохраняется присутствие. В отличие ото сна , когда человек полностью находится в "отключке".
Не правда ли, идеальный метод мошенничества, при помощи котором можно погрузить случайного попутчика в транс, обчистить его и просто выйти на одной из остановок.
Прошло 25 минут, а затем 30 и 35. А "пациент" все не пробуждался. Я запереживал, хоть метод уже был опробован, но мало ли чего. Я пощупал запястье старика, и отчаялся еще больше, так как не смог уловить биение его пульса. Взглянув на его лицо-маску, я пришел в состояние шока. Глаза старца были открыты и они были стеклянными.
В голове пронеслось: А что если он умер?
Да, метод проверенный. Да, все пробуждаются точно в срок- хоть часы по ним проверяй. Но вдруг что-то пошло не так. Возраст? Хроническое заболевание, сердечный удар, приступ?
О, Боже! Что я натворил.
Мысли продолжали крутиться: Если я его убил, то я вне подозрений. Никто не узнает. Я вообще могу выйти прямо сейчас, попрошу водителя остановить автобус и исчезну. Что с того, что попутчик старика, оставил его спящим и вышел. Никто никогда не узнает и не осудит. НО как же жить дальше?!
Прошло еще 10-15 минут. Все это время я вглядывался в глаза "покойника", пытаясь уловить хоть какой-то признак жизни. И тут глаза старика наполнились живым светом - это в салоне автобуса зажгли свет. Автобус слегка подпрыгнул на какой-то кочке и Амиран пришел в чувство.
-С возвращением, - прошептал я.
Амиран как ни в чем ни бывало сообщил мне о приливе сил, который он испытал.
-Хорошо отдохнул. Как будто несколько часов поспал.
Я был сказочно рад слышать его слегка скрипящий голос и сказал, что меня напугали его открытые глаза. На что он мне ответил, что у него такая особенность, он спит с открытыми глазами!
Позже я нашел объяснение тому, почему не сработал временной маркер. Старик не проснулся вовремя по причине недобора трансового состояния. Видимо за годы у него скопилась хроническая усталость, которая и не давала ему покинуть транс через 25 минут, как и было условлено.
В общем доехали весело. Я взял контакты старика и вышел в ночной Тбилиси, ощущая себя раненной, но свободной птицей.

Я прошел где-то с полкилометра через мглу безфонарного города, где в темноте копошились какие-то веселые голоса толи шизофренников, толи пьяных бездомных. Мне самому предстояло спать на улице, вернее на лавочке автовокзала Дидубе. Я перешел через мост над сонной Курой, зашел на заправку выпить кофе. Затем подошел к стайке таксистов и спросил про Тамаза, который должен был быть где-то здесь. Но шоферюги, боящиеся упустить ночного клиента, сказали, что никакого Тамази они отродясь не видали, генацвали. В последствии выяснилось, что они его прекрасно знали.
Проезд до Владикавказа стоил 80 лари. У меня оставалось всего 60 лари, потому что Амиран меня попросил заплатить за его проезд в автобусе, который я никогда не забуду. К тому же часть денег он у меня попросил, когда купил школьную форму своему внуку еще на турецкой стороне.
Все таксисты слились, услышав, что я не вполне платежеспособен. И только добрый осетин преклонного возраста Нодар приказал мне полезать в девяностодевятку и ждать отправления. Я даже успел вздремнуть в его машине, прежде чем приехала машина с пассажирами, которые пытались пересечь грузино-российскую границу.
-Сель сошел. Дороги нет. Пришлось вернуться.
Как мы узнали на утро из новостей, сель не только перекрыл дорогу на несколько дней, но унес несколько жизней.
Я мысленно вознес хвалу Всевышнему, поблагодарив Его и Амирана вместе с его намазами, из-за которых мы опоздали на автобус до Тбилиси. Именно эти пару часов спасли меня.
Добрый дед Нодар распрощался и укатил, оставив меня один на один с ночным вокзалом. Я увидел широкую лавочку, закинул рюкзак себе под голову и уснул. Снилось мне, что я пил сладкое вино, в гостях у своего друга. Проснувшись, я ощутил этот запах вина. На соседней лавочке лежал тучный грузин, от которого исходил смачный амбре. Грузин почесал свое оголенное пузо и перевернулся набок.
На утро, спасаясь от храпа пьяного сакартвело, я залез в какую-то заброшенную будку диспетчера рядом с рынком. Но и там у меня не было шанса на уединение. Пришел какой-то еще один добрый дедушка, который ехал во Владикавказ за своей пенсией. Оказалось, пенсионер, каждый месяц должен был ехать в Осетию, чтобы снять с карточки свои деньги.  21 первый век. Я объяснил деду-осетину, что в Отделении Сбербанка можно настроить перевод денег на его международную карту и снимать деньги прямо в его родном Батуми, куда он меня уже успел зазвать, узнав что со мной приключилось.
Дед вежливо отказался от использования той схемы, что я ему предложил. Я вежливо отказался от злоупотребления его гостеприимством.
Хоть месяц у меня живи! - сказал дед.
Я подумал, что на крайний случай, конечно, можно приехать обратно в Батуми, там написать друзьям-родным-близким, чтобы они прислали мне деньги и сев на турецкий паром, прибыть в Сочи.
Я решил прогуляться по вокзалу, купить лаваш и пораспрашивать местных водил, что слышно по поводу ситуации в Казбегском районе. Как оказалось на место прибыла комиссия, состоящая из спасателей и представителей грузинской полиции. Они определили, что завал будет устранен не раньше, чем через 3 дня. На деле это произошло через 5.
Я увидел группу пассажиров, которые собрались возле красного микрушника Фольцвагена. Было решено ехать через Азербайджан. У меня не хватало денег, а водитель не соглашался брать меня на борт.
И тут я услышал, как кто-то называет мое имя. Сначала я не обратил внимание, кто меня тут мог знать? Оказалось, что это Тамаз, который таксовал здесь приехал с утра на свое рабочее место.
Было очень приятно видеть его здесь. Для меня это означало, что я спасен. Так и произошло, мы поговорили с водителем красного Фольца, вопрос был решен. Попрощавшись с Тамазом, мы уехали в Россию через Азербайджан. Но это совсем другая история.