Степные дороги. Часть - 3. Время тревог и потерь

Валерий Русаловский
Продолжение

               
  СТЕПНЫЕ ДОРОГИ
   (в новой редакции)

          ЧАСТЬ - 3

ВРЕМЯ ТРЕВОГ И ПОТЕРЬ
 

                1941 год.
                Большая война.

Начало войны изменило привычный ритм в Терновке. Непременно все разговоры о ней выливались в чувство подавленности и страха. Отвлекала только работа, но и там на первом месте тоже была война. Уже 23 июня была объявлена мобилизация военнообязанных четырнадцати возрастов. Призыву был определён приписной состав в возрасте от 23 до 36 лет, а также плановые призывники от 18 до 23 лет.

Именно им по замыслу руководства страны представлялась почётная миссия обеспечить победу на чужой территории малой кровью. Но этому не будет суждено состояться, почти все они погибнут на полях сражений или попадут в плен. До конца войны дойдут лишь немногие, кому удастся с последующими призывами выровнять ситуацию и исправить ошибки политического и военного руководства страны.

Военная доктрина предвоенного периода окажется несостоятельной, так как вопросы обороны не будут продуманы до конца и обвязаны современным видением оборонных функций государства и его вооружённых сил. Так исторически сложится, что все вопросы обороны будет решать узкая кучка ближайшего окружения Сталина, Маршалы Советского Союза: Ворошилов, Тимошенко, Будённый, Шапошников и генерал армии Жуков.

Ворошилов и Тимошенко поочерёдно будут возглавлять в предвоенный период Наркомат Обороны, а Шапошников и Жуков Генеральный штаб. Будённый тоже всегда будет рядом со Сталиным в качестве первого заместителя Наркома Обороны. Все они имели богатый боевой опыт и не были случайными людьми на своих участках работы. Сам Сталин тоже прошёл хорошую военную школу, координируя от ЦК партии действия нескольких фронтов ещё в годы гражданской войны, являясь членом Реввоенсовета фронта, а потом и  Республики.

Всё они были связаны между собой не только государственными заботами, но и крепкими дружескими узами, проверенными годами. Поэтому Сталин прекрасно понимал, что ломать сложившиеся устои в тот трудный период было опасно. Исходя из этого, им была предпринята попытка исправить ситуацию и допущенные ошибки силами ближайшего окружения, опираясь на их опыт и авторитет у народа.

Так с 10 июля 1941 года Сталин становится Верховным Главнокомандующим, а Шапошников в этом же месяце вновь назначается начальником Генерального штаба Красной Армии. Но в мае 1942 года после разгрома Крымского фронта он тоже будет отстранён от должности, и его сменит Василевский. Ворошилов, Будённый и Жуков становятся вначале Главкомами войск направлений, а потом и Командующими фронтами. Все они одновременно войдут и в состав ставки Верховного Главнокомандования, которую до конца войны будет возглавлять Сталин, совмещая её с должностями Председателя Государственного Комитета обороны и Наркома обороны.

Тем не менее, несмотря на принятые меры, изменить обстановку на фронтах к лучшему не удастся, даже признанным в народе полководцам. И не только по причине устаревших взглядов на войну, а ещё и потому что стратегическая инициатива с первых часов и дней войны окажется в руках у немцев.
Им быстро удалось разрушить коммуникации управления и уничтожить основной костяк передовых частей. Призывы «стоять до конца» вели лишь к большим потерям, деморализации войск и пленения солдат и офицеров, оказавшихся в «танковых клещах» и «горящих котлах», где сопротивление было порою бессмысленным и невозможным.

Так с июня по декабрь 1941 года Вооружённые Силы СССР потеряли убитыми, умершими от ран, оказавшимися в плену и пропавшими без вести 3 млн. 138 тыс. человек. Лишились более 6 млн. единиц стрелкового оружия, 20 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, 100 тыс. орудий и миномётов, 10 тыс. самолётов.

«Виновника» определили уже 30 июня 1941 года, им стал Командующий войсками Западного фронта, генерал армии Дмитрий Павлов. Генерала спешно отстранили от должности за развал управления войсками, и уже  22 июля  вместе с шестью подчинёнными ему генералами расстреляли. А 29 июля 1941 года генерал армии Жуков был освобождён от должности начальника Генерального штаба и отправлен формировать Резервный фронт, оставаясь членом ставки Верховного Главнокомандования.

Решение Государственного Комитета Обороны было не случайным. Именно Генеральный штаб своими продуманными решениями и своевременно отданными распоряжениями должен был обеспечить готовность военных округов к отражению агрессии, откуда бы она ни исходила и в какой бы форме не предпринималась. 
Но кроме директивного руководства, он должен был осуществлять и жёсткий контроль над исполнением своих распоряжений, а также определить разумное эшелонирование приграничных войск, чётко определив им степени готовности к выполнению поставленных задач и дальнейшему наращиванию сил.

Всё это входило в функции  Генерального штаба, которым управлял Жуков в самый ответственный период с января 1941 года до начала войны. Даже Директива Генерального штаба о переводе в высшую степень готовности к отражению очевидной агрессии в западные военные округа была передана лишь за несколько часов до вторжения немецких войск на территорию СССР, что не смогло в такие короткие сроки сконцентрировать усилия на достойный отпор врагу.

В этой сложной обстановке совсем по-другому вёл себя Нарком военно-морского флота, адмирал Николай Кузнецов, который с началом войны тоже войдёт в Ставку Верховного Главнокомандования. Нарком заблаговременно приведёт флот в готовность к внезапному отражению удара сил противника.

Благодаря этому, начало войны моряки встретят организованно, и впервые дни, несмотря на внезапность нападения, флот потерь иметь не будет. Более того Кузнецов постоянно проводил работу, повышая степень готовности флота ещё за несколько месяцев до войны, понимая, что распоряжение, отданное в роковой момент, должно лечь на уже  подготовленную почву чтобы не вызвать паники и неразберихи.
 
Несомненно, высшее политическое и военное руководство знало о предстоящей войне и усиленно готовило народ и страну к отражению агрессии. С этой целью постоянно наращивался оборонный потенциал армии и флота боевой техникой и людскими ресурсами.
 
Так в 1937 году Советские Вооруженные Силы составляли 1,1 миллиона человек, в 1939 - 1,9 миллиона, в 1940 - 3,6 миллиона человек, а 1 июня 1941 году - более 5 млн. человек. На день внезапного нападения гитлеровцев - 22 июня 1941 года -  численность полевых сил Красной Армии насчитывала 303 дивизии и 22 бригады в 4,8 млн. человек, в том числе 166 дивизий и 9 бригад в 2,9 млн. человек у западных границ СССР в западных военных округах. В составе германских войск на период вторжения находилась 181 дивизия и 18 бригад общей численностью в 3,5 млн. человек.

Поскольку стратегия воевать малой кровью на чужой территории потерпит крах, то уже в августе 1941 года будет объявлена вторая мобилизация в стране. В Красную Армию будет призван приписной состав в возрасте от 37-ми до 51-го года, а также 18-ти и 19-ти летние призывники, идущие на службу в плановом порядке.

По первой мобилизации в июне на фронт уйдут оба сына Зарудного Степан и Андрей. А сам Григорий будет призван только в сентябре 1941 года.
Эта кровопролитная война не пощадит никого: ни солдата ни генерала. В одном строю они будут отстаивать каждую пядь Советской земли, изматывая противника в отступлении, а потом и в изгнании его из родных городов и сёл. Смертью героев на боевом посту погибнут Командующие фронтами: генерал-полковник Кирпонос, генералы армии Ватутин и  Черняховский.

Получит тяжёлое ранение в бою Командующий Брянским фронтом, генерал-полковник Ерёменко. А в феврале 1942 года будет несправедливо осуждён  по обвинению в сдаче Керчи и Ростова и разжалован до генерал-майора Заместитель Наркома Обороны Маршал Советского Союза Кулик.

                *      *      *
Преследование полководцев продолжиться и после войны. Так в 1950 году генерал Кулик вновь будет обвинен, но уже в организации заговора против Сталина и расстрелян вместе с генералами Гордовым и Рыбальченко. В бытность Министра обороны СССР Маршала Жукова в 1956 году будет вторично снят с поста Главнокомандующего военно-морским флотом Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов. Главкома понизят в звании до вице-адмирала и отправят в запас.
 
Обвинят прославленного флотоводца якобы за плохое руководство Военно-морским флотом, что само по себе было абсурдным и лишь подтверждало разумную и твёрдую позицию Главкома, которой он придерживался и отстаивал в любой обстановке. Тень забвения настигнет и самого  «Маршала Победы». В 1957 году Жуков будет исключён из состава ЦК партии, снят со всех постов в армии и в 1958 году отправлен на пенсию.

В 50-80-е годы минувшего столетия будут посмертно реабилитированы с восстановлением в прежних званиях и правах на все государственные награды Маршал Советского Союза Кулик и генерал армии Павлов. Указом Президиума Верховного Совета СССР Николай Кузнецов посмертно будет восстановлен в звании Адмирал Флота Советского Союза.