Критики и авторы

Михаил Врачевский
Есть расхожая фраза – что народ заслуживает то правительство, власть, которую в настоящий момент имеет. Так ли это? - вопрос интересный. Мне вот кажется, что эта формула очень даже применима к культурной среде. То есть ответственность за нынешнее её состояние должны нести не только авторы, но и та целевая аудитория, на которую рассчитано их творчество.
Поэтому я и обращаюсь к вам дорогие читатели, ну не в «Спортлото» же писать. Когда в том же кинематографе пилят государственные деньги на патриотические темы, возмущает именно что кабацкое отношение к делу. То есть – «ну вы это, типа слабайте что-нибудь». Одни не сильно заморачиваются списанием денег и типа не лезут в творческую механику, а другим как раз того и надо, чтобы так же не заморачиватся созданием очередной халтуры. Буквально они нашли друг друга – чиновники и те деятели культуры, что при кормушке.
Особо подчеркиваю - я сейчас говорю не о цензуре. Но как раз именно ею, невразумительной запретительной отрыжкой, заканчиваются все вполне обоснованные попытки навести порядок в этой сфере. Я говорю об ужесточении требований к качеству творческого продукта со стороны заказчика.
А спрашивается как? Как регламентировать, прости Господи, творческий процесс? Не скажу что просто, но можно, вот всего лишь один штрих или штришок.

Что нас привлекает в западной культуре и в частности американской? Именно уровень построения межличностных отношений, бытовой психологии. Их кино и сериалы в сравнении с нашими смотрятся выигрышнее только по одной причине – их массовая городская культура, что начала формироваться на заре 20 века, как минимум на два поколения старше.

То, что мы моложе не означает, что мы должны быть похожи на них во всем. Вовсе нет. Зато это дает возможность видеть основные тенденции, что востребованы или будут востребованы людьми и на основании этого формировать свой конкретный заказ под конкретные деньги.
Вопрос, а занимается ли кто-нибудь этим, отслеживает, задается ли решением проблемы? Мы же вроде как -надцатый год ведем информационную войну и даже наше сельское хозяйство успешно осуществляет программу импортозамещения ? Судя по статистике печатных изданий, около трети которых имеет импортную, переводную природу и растет, НЕТ!!! Стремление к простоте или бездумности зарабатывания денег в этой сфере явно требует вмешательства в регулировку рыночных отношений.
Уважаемые ФСБ и министр культуры, понимаю работы много, но вы куда смотрите? Я сейчас говорю о вещах очень важных, ведь никакая идеология и консерватизм с православием не спасет, если мы проиграем борьбу на уровне той же бытовой культуры. Ведь уже один раз жвачка с джинсами и колой нас уделали. Поэтому закончу следующей ремаркой:
Шел 5826 день Ивана Денисовича, но ни одна б…, еще раз - даже ни одна б…, и еще раз - ни одна б…,  так и не донесла рукопись рассказа до редакции Твардовского.

С уважением Врачевский М.П.


  А избы горят и горят


 Итак, сегодня у нас рассказ Славы 8285, «Лошадь в моей голове» https://ficbook.net/readfic/3623086  Осторожно, нецензурная лексика!

Как прочел его, сразу появилось желание немедленно его прокомментировать. «Нет романтизму» - мне близок этот лозунг. Обожаю бунтарей с ними работать проще. И, несмотря на то, что у меня разработке находился текст Валерия Промысловского, я отложил его в сторону. Ну и что, что он писал свою экономическую теорию 30 лет, и хотя там есть, безусловно, дельные мысли он подождет еще 3 месяца, есть вещи на свете и поважнее экономики.
Первым делом я обращаюсь к Славе 8285, у нас сегодня будет не столько литературная критика, сколько тренировка. А тренировка подразумевает кроме достижений и боль. Но прежде я объясню, зачем нужна эта самая боль.
Ты молодец Слава, твое и подобное творчество как раз и дает нам ответ, зачем нужна культура и искусство. Я вот люблю повторять, что будущее за информативно-исследовательской литературой, да эти слова отдают металлическим скрежетом. Но, а что поделаешь, чистое искусство лежит вне моего поля зрения. Однажды психолог дедушка Фрейд как-то сказал – «Отказ от инцеста стал первым кирпичиком, краеугольным камнем, на котором возникла наша культура и цивилизация». Только интересно как? Семинар в каменном веке, что ли  прослушали? А после собрание провели, праймериз, ввели полицию нравов, строго настрого всех предупредили? И ушли от инцеста! Так не бывает. Просто слова как звуки ничего не стоят. Основа убежденности в другом. Все пришло именно через боль, слезы и таким образом оказалось вплетено в наше коллективное сознание. И то не до всех дошло. Вот за это как раз это и отвечает культурная среда, искусство, в которой растет и развивается человек.
Простой пример, меня удивляет отсутствие в русской национальной культуре и традициях очень важного и нужного суеверия, которое есть у калмыков, адыгов, казахов, о том, что молодую мать после родов нельзя ни в коем случае оставлять одну с ребенком 40 дней. То есть невежественные кочевники знали о существовании послеродового синдрома задолго до появления этого термина в официальной медицине и умели проводить его профилактику. Крик ребенка оказывает очень мощное воздействие на психику кормящей женщины, что заложено самой природой, в которой, как известно, бывают сбои.
А что у русских? «Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет». Когда, наконец, над этим мемом стали стебаться я вздохнул спокойно. «А кони все по полю скачут, а избы горят и горят». Был бы жив Некрасов, дал бы ему в репу, хотя в чем он виноват? Образ могутной женщины, что во время покоса хлебов в поле рожает ребенка, после чего перепеленав его и обрезав пуповину, идет работать дальше, откровенно вреден, потому что ежегодно в большой стране сотни молодых матерей сходят с ума из-за странной прихоти соответствовать этой глупости. Я сам тому свидетель там, где люди должны видеть угрозу они её не видят и наоборот только усугубляют ситуацию. Здоровье этих женщин еще можно спасти, в этом как раз одно из наиважнейших назначений культуры - формирование безопасной среды. Уж извините за аудио скрежеты.
Или другой более масштабный пример. Карл Маркс  - «Когда идея овладевает массами - она становится материальной силой». Привитие правил и мер личной и общественной гигиены, санитарии начиная с 19 века, спасло людей больше, чем все прочие медицинские мероприятия или же призывы к миролюбию всех религиозных конфессий мира.
И тут мы подходим к сути нашего повествования - любовь и межличностные отношения. Прошу прощение за долгое вступление и рассказ, но все это очень важно для полноты и глубины описываемой картины. Ой, как там все непросто. В 19 веке русская литература была в авангарде, когда разрешение на публикацию повести «Крейцерова соната» Л.Н. Толстого приходилось выпрашивать у самого государя-императора, а в США почта изымала уже опубликованную с её текстом периодику. С позиции сегодняшнего дня ничего такого провокационного в тексте этого произведения нет, обычная ревность, и нет смысла подражать скандалу. Современников шокировал именно тот уровень осознания межличностных проблем, а вот этому уже следует учиться.
Вот что сейчас нас привлекает в западной культуре и в частности американской? Именно уровень построения межличностных отношений, бытовой психологии. Их кино и сериалы в сравнении с нашими смотрятся выигрышнее только по одной причине – их массовая городская культура, что начала формироваться на заре 20 века, как минимум на два, полтора поколения старше.
Поэтому можно даже иронизировать, что та же немецкая культура не только пережила советские танки на улицах Берлина, легализованную проституцию, порноиндустрию, однополые браки, усыновление наших детей, но и переживет беженцев с Ближнего Востока, раз переварила турок. Вот её сила. А вот Российская культура сейчас не способна даже воспроизвести нечто подобное фильму «Американский пирог» как элемент молодежного китча, актерской труппе будет проще утопиться, а сценаристу с режиссером повеситься. У нас нет подросткового кино, да и литературы. Попытка прикрыть все это консерватизмом ценностей выглядит жалко, так как людям надо жить здесь и сейчас. И как результат все можно свести к следующему идиотскому диалогу, я утрирую, но тем не менее:
- Папа, а как мне жену выбрать? – спрашивает отца сын.
- Гы-гы, ха-ха. Выбирай бабу с заду. Гы-гы, ха-ха.
Папа жизнь прожил, а опыта и ума так и не нажил. Вот это тупое гы-гы  я и слышу при обсуждении некоторых законов в нашем парламенте вместо вдумчивой аналитики. А это, между прочим, здесь и сейчас чья-то поломанная жизнь. Однако первый раз что ли? И вот сейчас я не утрирую, смотри текст выше, просто мне сейчас сложно привести действительно сторонний пример. Уклад жизни нашей страны за последние 100 лет менялся кардинально несколько раз из-за войн, революций и экономических потрясений. Каждый раз ломалась существующая спасительная традиция, все летело в тартарары. Короче, как бы мы ни крутили основной рассмотрения межличностных отношений в искусстве и литературе будут отношения мужчины и женщины. На этом стоит мир людей. Так вот - эта тема в нашем обществе находится сейчас в полной заднице! И творческой элите независимо от ориентации на это наплевать!!! Они даже не ставят перед собой целью формулировать подобные вопросы. Все само рассосется? Может и рассосется. А на кой они тогда нужны! И какая они после этого элита? И, к сожалению, так было всегда. Люди, конечно, сами разберутся, только тогда они будут читать уже переводы с английского других авторов. Что собственно и происходит, пусть Витя Пелевин и Ко идут лесом.
Скажите враки? Толстому также пытались заткнуть рот. Только вот статистика абортов, брошенных детей, детей инвалидов пусть и стала гораздо лучше, но по-прежнему остается аргументом в пользу моих слов. Странное оно какое-то счастье традиционных ценностей, раз опять вынуждено проходить через чьи-то страдания, боль и слезы. Но так было всегда, через столкновение различных идей, чувств, интересов, жизней - рождалась новая истина, а искусство должно было стать её глашатаем.
Еще раз повторюсь для Славы, весь этот длинный рассказ был необходим, чтобы подчеркнуть важность и глубину темы, что вы вольно или невольно затронули. А вот по Сеньке ли шапка? Вы обратились ко мне с просьбой о критике ваших произведений, а это подразумевает амбиции и стремление к росту. Что ж пусть будет так, держите удар, но направляйте свою злость не на меня, в данном случае вашего тренера, а на проблему.
Слава, в свете вышеизложенного ваш рассказ превосходен и замечателен только для междусобойчика. Пятнадцатилетние дети порой не хуже пишут. А вам сколько лет? Так что подвига вы еще не совершили.
Хотите писать лучше? Тогда для полного раскрытия указанной темы вам придется принять все здесь сказанное, пересмотреть тот же «Американский пирог» или хотя бы «Отличницу легкого поведения», молодцы американцы снимают на любую тему. Даже что-то типа «Кен парка» подойдет. Да там много надуманного, но ваша задача подглядеть наше и возможно их будущее. А главное собирать фактический материал, что в изобилии дает наш местный Декамерон. И на основе этого синтезировать уже свой шедевр, перед которым все мы снимем шляпу. У вас для этого есть необходимый задор и способности.
Надеюсь, вы заметили, что я избегал ненужного морализирования, по факту у меня его нет. В моей системе координат у автора выбор простой - либо ты служишь пустоте смерти, либо жизни.


   КРИТИКИ

Никто не любит критику. Очевидно, потому что побудительная причина критиковать других в своей психологической основе вызывается негативом. Только вот где произрастает этот самый негатив, действительно в произведении автора или просто критик сегодня не с той ноги встал, проблема языцех. Профессиональная критика та, что на вес золота, относится к разделу нечто несбыточного тем более в коротких комментариях.

Вот просто нейтральный пример из жизни. Решил я как-то похудеть, стало шалить артериальное давление. Оповещать весь мир о своем решении я не стал и, тем не менее, мой сосед по кабинету заметил, что я уже долгое время на обед съедаю не более одного пирожка. Он спросил:

- Ты зачем желудок портишь?
- Худею. Решил укрепить сердечко, - честно ответил я, и указал рукой еще на велосипед, на котором приехал на работу.

Через несколько недель не заметив изменений в моем внешнем облике, он спросил, - Не худеешь. Наверно вечером жрешь (да, именно так и сказал!) в два горла?
Моя методика для похудения отдельная тема, скажу только, что изменения в нашем организме происходят волнообразно. Долгое время как бы ничего не происходит, затем происходит довольно резкая перемена.  В результате, я похудел на 15 килограмм до изящных 74-х веса. После чего мой сосед выдал следующую тираду – А не заболел ли ты? А не во вред ли все это?

Небольшое дополнение к этой истории - у моего соседа вес 130 килограммов и проблемы с сердцем. Я вовсе не нуждался в чьем-то одобрении или осуждении, я шел к своей очень конкретной цели - отказаться от таблеток и купировать у себя развитие гипертонии, чего на настоящий момент и добился. И, тем не менее, стал объектом стороннего интереса, так вот даже одна женщина с работы поинтересовалась, - Не влюбился ли я?

То есть, основная проблема непрофессиональной (можно и нецензурно)  критики состоит в том, что «критик» каким-то образом просто отзеркаливает свои проблемы в зацепившем его произведении автора. И сейчас я скажу невероятную вещь - и от этой зачастую нелепой и совершенно несправедливой критики есть очень большая польза. Почему?

Даже психически здоровые люди не настолько сильно отличаются от своих братьев аутистов. Мы живем в мире спасительных стереотипов и привычек. Задача же настоящего художника раздвигать рамки привычного, чем лучше автор справляется с этой задачей, тем мелочнее на этом фоне начинают выглядеть нападки, теперь вовсе не собеседников, а уже дураков. И наоборот, если он не справляется, то обречен следовать ветреной моде и быть заложником чужой прихоти. Сама среда буквально заставляет художника идти и совершать подвиги.

И вот в нише научно-популярной литературы (если интересно на этой страничке «… структура разумных систем» эти материалы я публикую на различных ресурсах) я получил именно что возможность наблюдать во всей красе неудачливых оппонентов. А что и так бывает. Бойтесь любители поглумиться, и на вас идет охота, и интернет сохранит для потомков ваши несуразности. Впрочем, как и мои тоже.
Некоторые засранцы, считающие себя почему то особо одаренными, любят морочить голову другим, нарушая соразмерность рассматриваемой системы образов. То есть ты говоришь - машина едет вперед, а он тебе про то, что импульс вращения колеса направлен назад. Ты ему про машину, он тебе про колесо. Только вот беда такой способ обмена мнениями очень трудозатратен и дает обилие материала для дальнейшего анализа именно этого гаденыша-софиста, который естественно потом объявит все это как «ой обознатушки». Или другой вид этого разводилова, ты формулируешь рабочую схему процесса по двум или трем признакам, вовсе не потому что это твои хотелки, просто наш мозг больше не способен удерживать, а твой оппонент тебе хрясь в ответ бюрократический трактат в шести абзацах, где в параграфе пункта, с подпунктом. Вот там после запятой…. Но обилие слов не может заменить верификацию документа, пригодность для работы или же его вменяемость, так как возможно его писали такие же имбицилы как и он. Ум и образование иногда разные вещи.

Но это еще куда ни шло, все пища для мозгов. Вот больше всего не люблю пукальщиков. Это когда на твой материал говорят – «все это уже было у Наома Хомски… или Альтшулера». Причем без всяких пояснений и подробностей. И ты спрашиваешь – «что было бы этично с вашей стороны, брат или сестра, дать ссылку на подобный материал или хотя бы его название, если не страницу». А вместо ответа странная тишина. Понимаете, невозможно(скоро будет снова повтор!!!) прочесть все книги мира или выпить все море. Это все из сказки - иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. 

И вот тут, дорогие читатели, настало время вернуться к художественной литературе, так как сказанное выше позволит нам переосмыслить многое и на этой ниве. Разместил я как-то на сайте  http://worldcrisis.ru/crisis/2022610 свой рассказ «Ярмарка тщеславия» и после первого положительного отзыва господин с говорящим ником Nedobriy, оставил свой комментарий:

«Эххх...переработка анекдота, который даже тогда не был уж очень смешным... Опущено, в частности "прополоскал бокал грузинским коньяком и налил армянский"... Нуль исключительно потому, что наблюдатели тут - не пришей».

То как нанизывает человек образы на нить своего естества, выдает его буквально с первой строчки. Эгоцентризм, господин Nedobriy, неизвестно по какой причине был убежден в том, что тот старый подозрительно НЕСМЕШНОЙ анекдот должны были знать все в мире. Причем именно в той самой трактовке и с теми же словами, и аранжировке как их знал Nedobriy. Но это же моя трактовка, мое изложение истории?! Та же ситуация отзеркаливания. Уж он-то точно знал первоисточник? Последнее, честно говоря, тем более для меня невозможно (эти недобрые твари всегда стараются ставить других в невозможную ситуацию), вот не умею я читать мысли. Я ему про это и написал, что услышал этот вовсе не анекдот, а рассказ от своего товарища. Можно было еще поговорить на тему литературного заимствования хотя бы Шекспиром, про ту же эволюцию идей и мэмов, но мой собеседник не был Иосифом Бродским. Однако сомнение в человеке, что рассказал мне эту байку, он зародил, и тут надо же, совсем недавно произошла другая быль, которая заставила меня на это посмотреть совсем другими глазами.   

Итак, семья: папа, мама и дочка восьми лет. С вечера стали спорить, кто завтра будет весь день выгуливать собаку. Решили: кто первый заговорит тот и пойдет. Утром дочка встала, оделась, взяла собачку за поводок. Мама и папа расплылись в улыбке: - Молодец, доченька! А та им в ответ, молча, протягивает поводок. Ну чем не сюжет старой сказки про молчанку? Это уже сняли в «Ералаше»?

Анекдоты они из жизни и нередко жизнь воспроизводит подобные ситуации вновь и вновь. Так что давайте лучше про эволюцию идей и мэмов, чем писать разные глупости в комментариях, тем более на очень короткие рассказы.