Главный урок

Александр Власенко 2
               
    В одном городе жили дети, обычные, как и везде. Днем они занимались своими делами, а когда наступал вечер, отправлялись спать и тогда их мама или папы, бабушки или дедушки рассказывали им разные сказки.
   И маленькому мальчику, который жил в этом городе, мама рассказывала перед сном сказки. Но в тот день вернулся из далекого космического путешествия отец.
-Папа, расскажи  сказку, - попросил сын,  когда пришло время, ложиться спать, удобнее устраиваясь под одеялом.
- Расскажу, - ответил отец и задумался на минуту. – Только я хочу рассказать не сказку, а самую настоящую правдивую историю. Вот слушай.
    Жил-был Мальчик, постарше тебя, так как уже учился в школе, где готовили будущих исследователей Вселенной. И вот как-то должен был отправиться вместе со своим классом в свой первый космический полет, на урок-экскурсию,  в одну из галактик на современном космолете сделанным по последнему слову техники. Этот космолет мог лететь во много тысячи раз быстрее скорости света. И достичь ближайшей галактики, для него было делом нескольких минут. В то время  астронавтами была открыта одна из планет, очень похожая на нашу. Только растительный и животный мир там был на много беднее земного. На эту планету уже несколько лет иногда заглядывали ученые. Но больше её посещали туристы, а вскоре стали устраивать экскурсии для школьников.
   И вот класс Мальчика прибыл на космодром. Они заняли места в ракете и отправились в свое первое космическое путешествие. Управлял космолетом их классный руководитель Андрей Иванович. Очень хороший учитель, он обладал знаниями так, что мог вести любой школьный предмет.               
    Через какое-то время космолет прибыл к месту назначения и произвел посадку.
-Дети, - обратился к ученикам Андрей Иванович, - у нас с вами всего сорок пять минут урока. Мы должны улететь обратно по расписанию, потому что после нас ученики других классов тоже должны совершить свои экскурсии. Не теряйте времени, приступайте к выполнению заданий.
      А задания заключались в том, что каждый ученик выбирал себе направление в каком-нибудь предмете. Одни хотели быть космическими геологами, другие астробиологами, кто-то мечтал стать астрохимиком.
    Но дети были так возбуждены тем, что они первый раз находятся на другой планете, что все ходили  и делали только, что смотрели подолгу по сторонам, вглядывались в чужое безоблачное небо, залитое ярким светом не их солнца. Но потом, кто хотел быть биологом или зоологом, стали ползать и шарить в редкой траве, срывая для гербария разные виды растительности и изучая всяких жучков и букашек.
   И наш Мальчик вместе со своим другом приступили к работе. Они оба мечтали стать космическими геологами. И тут Мальчик к своему ужасу обнаружил, что забыл дома комплект юного изыскателя, в который входили самые необходимые для геолога инструменты и приборы. Он так расстроился, что чуть не разревелся. Но тут ему пришла в голову одна идея.
- Послушай, - обратился он к своему товарищу, - одолжи мне на несколько минут свой инструмент.
- А твой где? – спросил друг.
- Дома забыл, - признался Мальчик честно и грустно вздохнул.
    Друг его был добрым и знал, что если товарищ оказался в трудном положении ему надо помочь.
- Хорошо, - сказал он, - бери. Только, пожалуйста, не задерживай
- Я быстро, - ответил Мальчик.
   И он стал как настоящий геолог аккуратно, там, где начал его друг, подкапывать грунт и слой за слоем его обследовать приборами и затем складывать в разные контейнеры, помечая их номерами.
   Мальчик так увлекся, что перестал следить за временем.
- Послушай, - напомнил товарищ о себе, - ты уже достаточно собрал материала, дай и мне.
   Но наш Мальчик бут-то и не слышал. А друг стоял в растерянности и не знал что делать.
 - Дети! Урок заканчивается, собирайтесь, - услышали они голос учителя.
- Что тут у вас? Дайте-ка глянуть, - сказал Андрей Иванович, когда друзья подошли к космолету, когда другие ученики уже занимали свои места, весело делясь своими впечатлениями.
- Интересно-интересно, - негромко говорил Андрей Иванович, рассматривая содержимое контейнеров. – А это что такое?! – вдруг воскликнул он.
- Невероятно, кто бы мог подумать, - сказал он и показал им одну из коробок. Друзья заглянули внутрь, но, как им показалось, ничего кроме простой земли они не увидели.
- Видите маленькие фиолетовые кристаллики? Это сложное соединение солей, которые сопутствуют очень редким металлам. И еще реже бывают в верхних слоях почвы. Возможно, что ты сделал научное открытие, - обратился он к Мальчику.
    Весть о том, что ученик их класса сделал открытие, и не где-нибудь, а на другой планете тут же разлетелась среди ребят.
   Весь обратный полет, они с восхищением смотрели на Мальчика. Но только его друг, уйдя в конец салона, спрятался за спинками кресел, и не было его видно и слышно. А у Мальчика стало портиться настроение, и был он не весел, чем удивлял одноклассников. Он хорошо понимал, что если он не сделает одной вещи, то навсегда потеряет своего надежного и верного товарища.   
- Ребята, - сказал Андрей Иванович, когда они вернулись в класс, - давайте поздравим вашего одноклассника. На космодроме я передал в лабораторию собранные им образцы и только что мне сообщили, что это действительно открытие месторождения редких металлов и сейчас к нам в школу едет комиссия, которая…
- Андрей Иванович! -  громко крикнул юный герой, вскочив с места. – Ребята! Я вам должен признаться, что не я сделал это открытие. Это открытие сделал мой друг. Я взял его инструмент, так как свой забыл дома, и пробы грунта взял на том месте, где он начал работать. 
- Ну что ж, - нарушил долго висевшую в классе тишину, сказал учитель. – Возможно, сегодня у тебя был самый главный урок в твоей жизни. Ты доказал себе, что дружба и честность для тебя важнее чем научное открытие, которые у тебя, и у вас, ребята, еще впереди и которых будет много. Потому что Космос бесконечен и многое еще не открыто и не исследовано. 
- Хорошую я рассказал историю? – спросил отец у сына.
- Да, - ответил сын. – А что потом стало с ними?
- Потом они выросли, окончили школу, учились в одном институте, и сейчас вместе работают в одной организации, продолжая оставаться хорошими друзьями.
- Как вы с дядей Колей? – спросил сын.
- Да. Как мы с дядей Колей, - тепло улыбнувшись, ответил отец.