Бывальщины

Татьяна Пороскова
История с медведицей, мужиками и нетёлкой Фиалкой обрастала новыми слухами. В ней появились ещё и  волки. И я решила поговорить с  участником этого похода в лес. Самым старшим из них был Володя. Володя  родом из этих мест. Всю жизнь работал на Севере сварщиком. А на лето приезжал в свой дом.

Деревушка в три жилых дома. Я шла туда через несколько деревень и поле. Опять откуда-то появился пёс Туман. Он бежал впереди меня, словно знал, куда я иду.
На поле стояли уже потемневшие стога сена.

Вот и деревушка. А за ней только луга, заросшие дикой высокой травой, болота, речки и лес стеной.

Возле одной избы спокойно лежала серая собака. Она не лаяла на меня. И я вошла в дом, поздоровалась с хозяйкой,  и спросила, где живёт Володя.
- Вон тот дом, у которого окна смотрят прямо сюда, - сказала она.
Да посидите немного с дороги.

Я огляделась. Дом невелик. Всё необходимое  у них есть. А самое главное – вместо повзрослевших детей в доме внуки. И какие они с мужем труженики! Держат скотину, любят её и дружат с техникой. Все стога, мимо которых я шла, поставили они.

Ко мне уже привыкли, что я интересуюсь лесными историями, расспрашиваю про них, фотографирую, поэтому Галя не удивилась.

Я подошла  к дому Володи, открыла калитку, поднялась по небольшой лестнице и очутилась в коридоре. На широкой лавке стояли  закатанные банки маринованных помидор и огурцов, большие банки с солёными рыжиками в прозрачном тёмном рассоле.
- Сухой засолкой солил,- подумала я. - Нынче дождей было  много. Они уже впитали влагу.

 Робко постучалась в дверь, услышала:
-Входите.
Хоть с Володей мы и знакомы, не раз ездили в одной машине в район, но визит мой для него был неожиданным. Он поднялся с кровати за ситцевой занавеской.

- Здравствуйте! Вы извините, что я без приглашения. Но хотелось бы от вас услышать подробности про медведицу. Я знаю, что вы хороший рассказчик, -выпалила я.
Володе польстила моя речь, он улыбнулся.
-  А я после обеда всегда сплю.
Был он крепок, загорел и коренаст. И не дашь ему шесть с лишним десятков.
- Помните, как вы в машине рассказывали  про петуха, который жил  с курицами в мастерской и кидался сверху на быстро идущих мимо клиентов?
Улыбка Володи стала ещё шире.


- Пошли мы на болото за рыжиками,-  начал он.
- За Чёрную речку? На поле? – спросила я.
- Вот смотри,- стал он показывать на столе.- Вот это дорога.
- Допустим, - вот это дорога, - продолжила я.- А это, - указала я на плетёную из соломки салфетку на столе.-  Это болото.
- Вот. Мы пошли в это болото. Там всегда были рыжики.
- Нет. Я там за рыжиками не была.

- И когда мы стали выходить, а было уже поздно, темнело, услышали  урканье медведицы. Пройдём немного, остановимся, переждём, чуть сменим направление, снова - урканье. Видать, была она с медвежатами.
А я хожу с батагом. Ногу в пятке повредил, когда спускался в яму за картошкой.
- К врачам обращался?- незаметно в разговоре мы переходили иногда на «ты».
- Нет. Связки порвал.

- И вот мы как-то вроде оторвались от медведицы. Впереди гумно. Идём мимо него. Ребята молодые. Вперёд вырвутся, потом окликнут меня и ждут.
И тут слышим: кто-то по траве большой и грузный за нами спешит.
Сразу подумалось:
- Она! Догоняет!
Так надрывно уже рычит.
Я к дому. Ванька к гаражу. Кричит мне:
- Дядя Володя! Она к вашему дому бежит. Я почти задохнулся. Калитку дёрнул, дверь открыл. Баул с рыжиками на пол кинул. В окно гляжу. А трава высокая и правда колышется. Кто-то идёт и не один.
У меня первая мысль:
-  А чёрт с ней! А как же я за молоком пойду?

Мы же не знали, что ещё днём бежала полями по высоким травам в нашу деревню нетёлка Фиалка к быку. Она всю дорогу мычала, устала, задохлась и охрипла. И в темноте её надрывное мыканье было похоже на рык медведицы.

Нет, в лесу была, действительно, она, хозяйка леса.

Но день этим не закончился. Вечером пришёл Ванька и предложил:
- Дядя Володя, давай по маленькой.
Тут Володя закурил.
-А волки откуда? – спросила я.
- Вечером залаяли собаки по всем деревням. У нас - Серый.
- Дядя Володя, ты ничего ещё не слышишь?
- Слышу. Волки воют.  Собаки лают. Волков, видно, с Синьги кто-то шуранул. Вот они к нам и пришли.

Ванька ушёл домой. А потом я услышал выстрел. Видно, Ванька пальнул вверх.
Все замолчали. И собаки, и волки.

- Да, в девяностом видела волка под своим окном,-  вставила я.
- Бывают волки- одиночки, старики. Стая их не пускает.
Володя засмеялся и стал рассказывать историю про волка-одиночку.

- Ещё Аксинья была жива. Ребятишки маленькие дома сидят на лавках. Аксинья прядёт. Ваньки ещё не было. Маленькая собачонка у них заливается лаем вечером.
- Да кто пришёл-то на ночь глядя? - Аксинья в темноте открыла двери.
А там - волчара!  Кинулся за собачонкой. А она юркнула в отверстие, выпиленное в двери для кошки. Ребятишек ветром подкинуло на печку.
Волчара  загремел  упавшими вёдрами и кастрюлями и выскочил.
А когда уже со смехом вспоминали эту историю, Аксинья говорила внучатам.
- Вы то на печку спряталась, а бабушку на съедение волку!
- А кому ты старая да костлявая нужна!-  смеялась моя тётка.

-А у нас за деревней у станка тракторист наткнулся на заваленного медведем лося,- продолжила я разговор.
Всегда ходила туда в поле у ёлочек за рыжиками, а теперь боюсь одна ходить.

- Однажды пошёл я в Заозерье на рыбалку. За мной увязался молодой соседский пёс Серый. Я свернул с дороги на тропку. А Серый залаял.
- Наверное,  птиц поднял, - подумал я и сказал:
- Давай поднимай их ,Серый! Неча им спать!

 И он выгнал на меня... медведя.
 Я весь обвис. Онемел. Хоть писяй, хоть какай…
У меня был нож. Но я никого не убивал и на зверя не ходил.

А Серый кидается на медведя, тот огрызается, увёртывается.
Потом я уж пригляделся и заметил, что медведь-то не такой уж большой. Пестун.
 И стал я громко орать и материться. Он зыркнул на меня  и рванул в лес.

Володя вышел меня провожать, показал на огромные заросли помидор. Зелёные и бурые плоды свисали гроздьями.
-Крышу пришлось поднять, - сказал он. Ведь просил же на рынке нормальную рассаду.
Я сравнила свои малорослые и не такие обильные плоды томатов. Куда им до этих размахнувшихся в небо гигантов!
- В детстве мне бабка рассказывала сказку про медведя.
Пошел дед в лес и поставил клепь. Не было тогда капканов.
И попал в клепь медведь. Вырвался он, ногу оторвал. Принёс дед медвежью ногу бабке. Та варит мясо в чугунке в печи, прядёт медвежью шерсть. А за окном идёт на липовой ноге медведь.
- Скрип! Скрип, нога липовая!
- Кто моё мясо ест, кто мою шерсть прядёт, - того и съем! – поёт медведь.

Вот эту сказку и я своим детям рассказывал. И когда бежал от медведицы, её вспомнил.

Лукаво улыбается Володя, русский мужик, ставший рабочим в далёком городе, не забывающий свою богатую преданиями и былями деревушку.

И хочется слушать вот таких людей, их истории, а не обманчивые речи
тех, кому и дела нет, что там, в глубинке нашей,
как бабушки и дедушки живут,
как печалятся они о тех временах, когда поля пахались, а ёлки и рыжики ещё не росли у заборов,
в те времена не стращали закрытием магазина,
ещё был фершал и ставил уколы…

фото автора