Колесо сансары в судьбе

Даная Дан
Supra nos Fortuna negotia curat


Колесо сансары или колесо обусловленного существования имеет три базовые характеристики - пустоту, иллюзию и страдание. Пустота и иллюзия означают скрытность истинной реальности, а страдание - и есть обусловленное существование. В буддизме человек не является кузнецом своего счастья - он заложник причинно-следственных связей. По Е. Турчинову, жизнь человека формируется под молотом причинности на наковальне следствий. Из этого, свобода выбора также иллюзорна, как убеждение в том, что все в наших руках.

Сансара с санскрита переводится как круговорот, круговорот вынужденный рождений и смертей в обусловленных мирах, а карма - дело, действие. В более широкой трактовке под кармой понимается закон причины и следствия. В причину входят физический акт (действие, поступок), вербальный акт (слово, высказывание) и ментальный акт (мысль, намерение, желание). Ментальный акт может быть сопряжен с волевым актом, и тогда действия, поступки попадают под следствие, не являясь причиной. Жизнь каждого с интеллектуальной деятельностью и эмоциональной чувственностью, как и жизнь всего человечества с достижениями и разрушениями, является обусловленным существованием. Обусловленность в данном случае - зависимость, связь. Не обусловленно одно - просветление или необусловенное счастье. Это выход за рамки всех переживаний - состояние, при котором все воспринимается таким как есть. Не желая воспринимать что-то или кого-то таким как есть, человек погружается в страдания. Не устраняя причину, он в круговороте последствий, на решение которых тратит жизнь. Но можно ли разорвать колесо сансары в судьбе, не прибегая к методикам буддизма - выйти из причинно-следственной связи и начать жить без страданий или с наименьшими душевными потерями?

Начнем с того, что необусловленное счастье или просветление - целостное и полное осознание природы реальности. Теории буддизма не противоречат философской теории о взаимоотношении с самим собой. Оттого, как человек строит отношения с собой, таковы отношения и с миром. В психологии взаимоотношения обязательно предполагают взаимность, наличие ответного отношения. В мире все взаимосвязано, и отношения - это принцип существования или экзистенция. Экзистенция в переводе с латинского означает выступление, появление, выход, существование - аспект всякого сущего, в отличии от другого аспекта - сущности. Датский философ и писатель Серен Кьеркегор в индивидуальном человеческом существовании выделял свободу, возможность выбора, страх и отчаяние. По Кьеркегору, на этих основных параметрах и строятся отношения с собой и миром: «Страх - это отношения человека с миром: страх перед возмездием за содеянное, страх за собственное несовершенство, боязнь греха и ощущение его неизбежности. Отчаяние - это взаимоотношения человека с самим собой, «сомнение личности». Отчаяние - это состояние внутреннего неприятия себя, состояние вины и основа свободного выбора». Кьеркегор убежден, что только через отчаяние человек может выбрать себя в своем высшем назначении. «...Предайся отчаянию, и легкомыслие уже не в состоянии будет довести тебя до того, чтобы ты стал бродить, как не находящий себе покоя дух среди развалин потерянного для него мира; предайся отчаянию, и мир приобретет в твоих глазах прелесть и красоту, твой дух не будет более изнывать в оковах меланхолии и смело воспарит в мир вечной свободы» - писал он в «Наслаждение и долг»  - «...Я не завещаю тебе ни денег, ни титула, ни высокого положения в свете, но я укажу тебе, где зарыт клад, который может сделать тебя первейшим богачом в мире, сокровище это принадлежит тебе самому, так что тебе не придется быть за него обязанным другому человеку и этим повредить душе своей; это сокровище скрыто в тебе самом, это – свобода воли, выбор: или-или».

Серен Кьеркегор в своей философии проводит главную мысль, ставшую целью его эмпирического существования: «...Эстетическим началом может назваться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть, этическим же - то, благодаря чему он становится тем, чем становится». В буддизме эмпирическое существование и сансара тождественны. И если сансаре подвержено состояние всего мира, то необусловленное счастье, которое в буддизме называют нирваной, присуще только человеку, единственный путь к которому лежит через искоренение в себе ложного мнения о «самости», неизменном «я». 

Страхи есть у всех. Страх не отделим от человеческой жизни, он - участник во всех наших взаимоотношениях. Страх, как эмоциональный процесс, с генетически заданным физиологическим компонентом, мобилизует организм для реализации избегающего поведения. Но причиной страха может быть и воображаемая опасность. Страх, как базовая эмоция, сигнализируя о состоянии опасности, вызывается чувством одиночества, отверженностью, подавленностью, угрозой самоуважения, чувством неминуемого провала, ощущением собственной неадекватности. В следственной связи страха участвуют эмоциональные состояния неуверенности и нервное напряжение, побуждающие к бегству, поиску защиты, спасения. И если биологические и социальные страхи оправданы жизнью, то экзистенциальные, связанные с интеллектом, становятся камнем преткновения в принятии реальности такой как есть. Это первый щит колеса сансары в судьбе.

Бороться со собственными страхами непросто. Нужно не иметь привязки к материальному, чтобы не беспокоиться за собственное имущество. Нужно быть уверенным в медицине, в качестве продуктов, чтобы не думать о собственном здоровье. В благополучных демократических странах существует система страхования, позволяющая человеку психологически расслабиться и не думать о том, что случиться с его имуществом, с личным здоровьем и здоровьем близких. Отменное здоровье не гарантирует от травм и гибели. На этот случай и уверенность в покрытии непредвиденных медицинских и ритуальных расходов. Работающая система прав гражданина позволяет человеку чувствовать себя свободным и защищенным от произвола властей. Не потому ли так отличается западный человек от тоталитарного, что одни психологически свободны от страхов за свои права, свое здоровье, жизнь, имущество, а другие живут в вечном страхе потери чего-то важного, дорогого, ценного.

Из всех страхов самым длительным и патологически сильным в разрушении здоровья, психики является страх перед будущем. Будущее одного человека зависит от будущего страны проживания. Экономически развитое государство дает уверенность человеку в завтрашнем дне. Это стабильный заработок, отсутствие инфляции, это планирование жизни на годы вперед. В тоталитарных странах человек, в условиях роста цен, понижения уровня жизни, медицины, образования, правовой несправедливости, не может психологически избавиться от социальных, правовых и финансовых проблем. Постоянное ношение в себе психологического груза, связанного с несправедливым устройством государства и непростой жизнью в этом государстве, перерождается в нездоровую психологическую зависимость от этого государства. Так рождается страх свободы. Еще Эрих Фромм отмечал, что самым страшным социальным страхом является страх свободы и подробно описывал причины и механизмы страха в книге «Бегство от Свободы». Он объяснял, что под действием деструктивной динамики на психику, порождающей неврозы, человек отказывается от независимости своей личности в целях слияния ее с чем-то внешним и обретения таким образом дополнительной, «вторичной» силы. К социально значимым механизмам бегства от свободы Фромм относит авторитаризм, разрушительность и автоматизирующий конформизм. Вскрывая феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы, Фромм различает «свободу от» (негативную) и «свободу на» (позитивную). Обратной стороной «свободу от» является одиночество и отчуждение. Такая свобода - бремя для человека. Фромм описал три типичных невротических механизма бегства (психологической защиты) от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера. Первый выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть как все. Третий - в неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению.

По мнению Форма, все это - суть неврозов, это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплёку. Фромм считает, что неврозы - это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешённых моральных конфликтов. Причиной неразрешенности становится отказ от своего «я», на котором только и может быть построена подлинная уверенность свободного человека. Утрата своего «я» вызывает глубокие сомнения в собственной личности и тем самым усиливает потребность в приспособлении. Человек становится зависимым от общества, которое всячески подавляет в нем чувство свободы и индивидуальности. Такая зависимость обрекает человека на бег по кругу правовых, социальных и финансовых проблем. Бег по кругу можно обозначить как утрату чувства времени. Потеря чувства времени идет в одном тандеме с нарушением восприятия действительности. В силу того, что нарушение чувства времени неотделимо от нарушения восприятия действительности, бег по кругу неразрывен. При таких социальных симптомах, непоследовательность, вечно качающийся маятник общественного мнения, становится чертой характера народа.

Будучи несвободным от страхов и неудовлетворенным в жизненных запросах, человек открывает себя зависти. На благодатной душевной почве прорастает смертельным грех. Эрих Фромм, изучая анатомию души, обратил на это внимание, что только два качества - зависть и неудовлетворенность в желаниях - пробуждают в человеке энергию разрушения. Зависть и неудовлетворенность в желаниях ведут человека в пропасть, о чем Фромм свидетельствует далее: «Отсутствие плодотворности и порожденное им бессилие и страх - вот источник этих страстных влечений и иррациональных желаний». Действительно, зависть не ставит целью создать что-то новое, поэтому разрушающая энергия копится внутри, разрушает сущность самого человека. Неудовлетворенность в желаниях приводит к болезненной зависимости от этих желаний. Страх - есть разрушающая энергия, направленная вовнутрь. При постоянном бессилии и страхе происходит разрушение человека - как организма и как личности.

Можно ли целому народу выйти из круга нездоровой зависимости? Можно, если государство станет на путь демократического развития, меняя старую нравственно и психически губительную систему на систему защищающие права граждан и уменьшающую их беспокойство за собственное будущее западного образца.

Вторым щитом неразрывности выступает отчаяние. Отчаяние участвует во взаимоотношениях человека с самим собой. Отчаяние вызывается невозможностью удовлетворить какую-либо потребность, в результате чего рождается субъектное ощущение безысходности, бесперспективности, собственного бессилия. Может быть следствием негативного влияния на жизнь человека, и может быть чувством вины, и разочарованием в самом себе, и состоянием внутреннего неприятия себя. Психологически отягощенным считается сомнение в самом себе - сомнение личности. Само сомнение - это отчаяние мысли. И сомнение - это сподвижник в выборе. Все зависит от силы воли человека - насколько он готов к переменам и в чувстве страха перед ними.

Если отчаяние для проживающего в правом благополучии - это психологически неудобный момент, вызванный обстоятельством или собственным комплексом неполноценности, проблемы, решаемые с помощью психологов или социальной защитой населения, то для тоталитарного человека отчаяние - привычное состояние души. Но тоталитарному человеку неведомо отчаяние мысли. Тоталитарный человек не сомневается в себе как личности. У тоталитарного человека нет собственного мнения - он критически не может оценить себя и обстоятельства. Тоталитарный зомбированный ум признает лишь мнение, озвученное средствами массовой информации. И общественное тоталитарное мнение - это мнение спущенное в массы - о чем говорят верхи, то подхватывают низы. Вследствие ослабленной силы воли и страха перед свободой, неумением размышлять и невозможностью решать психологические проблемы, в тоталитарном человеке сорняками прорастают комплексы. Комплекс обиженного ребенка - народное явление в тоталитарном государстве, а бредовые установки в повседневной жизни человека с комплексом обиженного ребенка это результат нарушений в информационном метаболизме. При бредовых комплексах за рамками бредовых образов деформированного фрагмента своего внутреннего мира, человек, сохраняя принятый им образ поведения, остается прежним, кем был, но становится глух к любым разумным доводам и доказательствам, опровергающим его утверждения. Это патологическое состояние, когда человек охвачен идеями или ощущениями, не соответствующими действительности, далекими от нее, заключается в изменениях понятийной структуры или сенсорной сферы сверх определенных пределов некоей нормы. Неспособность понимания бытия, окружающей действительности и связанное с этим чувство страха перед неизвестным, компенсируется бредовыми построениями, в результате чего действительность становится более ясной, понятной, а страх и беспокойство уменьшаются. Причиной обиды становятся неисполнившиеся нереалистичные ожидания, а таких желаний у тоталитарного человека больше реалистических. Вся жизнь тоталитарного человека в рамках ожидания. Нереалистических. Эта связь с кругом тоталитаризма практически неразрывна. Изменения возможны лишь при смене системы правления. Только в этом случае возможны и позитивные преобразования в понятийной структуре, обеспечивающей формирование понятий.

Отчаяния толкают людей на путь алкоголя и/или путь наркотиков. Тоталитарные страны лидируют по количеству употребления алкогольных напитков и наркотических веществ, лидируют и по количеству больных алкоголизмом, наркоманов. Большинство уже никогда не возвращается к здоровому образу жизни. Отсутствие силы воли, заставившее искать легкий путь забвения, не позволяет вернуться к прежней жизни.
Наркотики создают ложное ощущение благополучия и прилива сил, но вместе с тем и неспокойный сон, гиперактивность, иллюзию всесильности, агрессивность и раздражительность. Бессонница, замешательство, галлюцинации, чувство тревоги, паранойя, желание на кого-то напасть - далеко не полный перечень отрицательных последствий, необратимых. Психиатры среди самых серьезных осложнений на фоне приема амфетамина выделяют психоз - он развивается в результате длительного злоупотребления стимуляторами, но может возникнуть и при разовом приеме большой дозы вещества. Амфетаминовый психоз представляет собой расстройство психики, вызванное интоксикацией головного мозга. У больного нарушается сознание и восприятие окружающей действительности посредством обмана чувств или галлюцинаций. Для амфетаминового психоза характерны паранойя и маниакальные расстройства. Появляется агрессия, которую наркотически зависимый не в силах контролировать, представляя опасность для самого себя и окружающих - невозможно предугадать его дальнейшие действия. Во время психоза человек впадает в панику и начинает неадекватно реагировать на действия и речь окружающих - страх и раздражительность могут вызвать даже самые близкие люди.

Бороться с самим собой, с привычками мешающими жить, можно, вырабатывая силу воли. Но невозможно бороться с системой, находясь внутри этой системы. Любая система по своей характеристике инертна - мерой инертности в поступательном движении является масса - раздавит идущего против нее. Выход - переезд в другую страну.

Самый непрочный щит в колесе судьбы - это внутреннее неприятие себя. В этом случае работают простые советы. Если недовольство от внешности, можно изменить ее: похудеть, сделать пластическую операцию, накачать мышцы - заняться спортом. Преобразование внешнего преобразить и внутреннее. Важно понять, что раздражает в самом себе и мешает принять самого себя таким как есть. Бывает, не нравится собственное имя, фамилия - это неприятие в последствии заставляет человека отказаться от себя как личности. «Не мое имя, и сам я - не я». Смена имени, фамилии дает возможность человеку полюбить себя. Имя - это еще и вибрации, оказывающие психологическое влияние на человека. Проявление реакции на конкретные вибрации создают эмоциональный настрой - позитивный или негативны. Смена имиджа, смена работы, профессии, места жительства - любые позитивные перемены в жизни человека позитивно сказываются на его судьбе. Проще избавиться от чего-то раздражающего, чем пытаться примириться с непримиримым - подавить в себе чувство раздражения и полюбить источник негативных эмоций. Первый шаг всегда сопряжен сомнениями. Но сомнения, по Кьеркегору, - это отчаяние мысли, и «только через отчаяние человек может выбрать себя в своем высшем назначении».

Духовным можно быть и в самой бездуховной стране, проявляя лишь силу воли и стремление понимать реальность в действительности. Целостное и полное осознание природы реальности - длительный путь постижения действительности, но он того стоит, чтобы жить с наименьшими душевными потерями. 

Существует теория, что окружающий мир совсем не такой, каким нам видится. Что мир на самом деле не «выглядит» - он просто существует. И мы ощущаем не мир, а некоторую его модель, формируемую мозгом. Наши органы чувств несовершенны, и поэтому мы воспринимаем лишь небольшую часть информации из всего имеющегося присущего для окружающего нас действительного мира. В разном восприятии один и тот же мир выглядит по разному. Касаемо не только отдельных индивидов. Время - технологии, знания - оказывает большее влияние на человека - на его восприятие. И это с учетом того, что мы видим только 10 процентов реальности, остальные 90 процентов видимого мозг дорисовывает сам исходя из ассоциаций, запечатлённых в знании. Поэтому так разителен мир Северной и Южной Кореи, разительна ментальность американца и россиянина. Разительна и культура в странах разных политических систем. Пересмотр жизненных конвенций идет быстрее среди умных. Случись природный катаклизм, так только Запад сможет выжить, благодаря своим технологиям и принятию конвенции о ценности жизни, что нет ценнее человеческой жизни. 

В западной терминологии существует понятие «Конвенциональная мудрость». Это устоявшийся в западной культуре термин, используемый для описания идеи или объяснения, принимаемые общественностью или экспертами в какой-либо области как верные. Их никто не проверяет. Общественный дискурс сохраняет статус-кво, так как в нем кодифицированы существующие социальные нормы, которые продвигают некое абстрактное общественное благо. Суть в том, если идея работает на благо общественности, то ее не подвергают сомнению исключительно из-за того, что обратное действие являлось бы нарушением социальных норм. Один этот подход, как государство с общественностью трепетно относятся к своим ценностям, раздвигает бездну между обществами демократии и тоталитаризма.

В западной культуре существует и другой термин, неиспользуемый тоталитарным обществом, это - квинтэссенция разума. Квинтэссенция - основа построения цивилизации, идея человечества в самом себе вырастить совершенство. Пятый элемент - великая творческая сила, способная изменить материальный мир. Человек как личность может состоятся при отношении к нему как личности, в свободе выбора и привитой культуре. Тенденция к саморазрушению и самоуничтожению показательна, что человек и общество могут быть организмом. Мера личности, мера развитого общества - оказываемое влияние на людей, мир. И в этом демократическое общество колоссально отличается от тоталитарного. Для демократического общества только «небеса» являются пределом - The sky's the limit. Небо в данном случаем означает смерть, порог жизни - переход в иной мир. И пока человек не достиг «Небес», он не имеет ограничений в своих возможностях - идиома применима и к обществу, и государству. Квинтэссенцией разума в западном обществе стали и однополые браки. Западное общество, совершенствуясь в моральном и духовном развитии, к проблемам людей подходит исходя из их проблем - делает все возможное, чтобы человек смог себя принять таким как есть. От принятия самого себя зависит и принятие реальности, такой какая есть в действительности. Во истину, для одних народов  квинтэссенция важнее всего, а для других - лишь бы не было войны...

Прав ли Лион Фейхтвангер, утверждая, что человека создает судьба, или истина в словах Петрония - каждый сам подумает о своем. Мне же близки оба изречения. В момент поэтического настроя я процитирую Петрония. Поэт трагичен. Он, как никто другой, в обусловленном существовании ощущает пустоту, иллюзию и страдания. А в минуты философии я вернусь к теории Фейхтвангера. Но то будет другая проза... 

С благодарностью Игорю Гарину за мысли пробуждающие собственные,
Даная Дан



* Supra nos Fortuna negotia curat  - минуя нас, Судьба вершит свои дела/ Гай Петроний Арбитр


Использованный материал:
Буддизм. Энциклопедия
Серен Кьеркегор, «Наслаждение и долг»
Философия. Энциклопедия
Эрих Фромм, «Бегство от Свободы»
Справочник по психиатрии