О золушке. часть 4-я, главы 7 и 8-я

Элизабет Стайнер
Глава  7 –я

          ВЕЛЕНИЕМ     СУДЬБЫ…ХУДОЖНИКИ!

     …Студенты  ждали  этого  дня  с  нетерпением!  Рита  не  хотела  беспокоить  родителей, пока нет результата…Но что-то  подмывало -  позвонить, похвастаться,  что  она ДОПУЩЕНА   к  экзаменам, и во-вторых…Что-то  подсказывало ей: результат  будет  положительным!..Она  доверяла  интуиции…И по  пути  все же  свернула   в Переговорный  пункт,-  желая  утешить  мать, которая  наверняка  считает  ее   отчисленной.
-   Мама,  помнишь,  я   говорила    про   документы?…
-  Документы  не  пропали! - прервал  ее  сердитый   голос, - Письмо твое вернулось, с  запиской:  «работы  не  соответствуют  уровню  поступления», - так  что  возвращайся.- безжалостно влепила мать, - Не  вышел  из  тебя  художник!
   Риту   словно  облили  холодной  водой.
-  Как  это письмо  вернулось?! – взволновалась  она, - Не может быть!Мама!Это...лживая записка! Меня ДОПУСТИЛИ к  экзаменам!!! Я  уже прошла   коллоквиум, сдала  первые  экзамены по  специальности! Бегу сейчас  узнавать  результаты, все   хорошо, не  волнуйся…
-  Собирайся и возвращайся…- твердила мать, -  Устроишься   в  поликлинику.
-  Мам,  ты  слышишь? Я  допущена к экзаменам! И уже  сдала  творчество.
-  Как   «сдала»!? – опомнилась  мать, - Без  документов?! Ты  врешь! Тебе  не  пришел  вызов,  работы   «не  соответствуют  уровню  поступления»…     .
-  Мама! Я восстановила документы!.- кричала  Рита, -  Я  уже сдаю  экзамены!!!..
- Врешь! - отрезала  мать, - Если  чего-то  и  сдала,   все  равно  по  конкурсу  не  пройдешь! В записке  четко сказано:  «работы  не  соответствуют…»,  -   мать  отключилась.

    Рита  опустила   руку с  пикающей трубкой. По лицу   катились   слезы. « Зачем  она   так?..- Решается  судьба, может, всей   жизни! Смысл  существования.А если бы  и  не так, то…ей все равно  требуется сочувствие! - зачем она так  жестоко?! Сама  же  осуждала  отца: «солдафон, грубый, войну прошел,  не понимает в чувствах…А она  понимает?! Жестокость –это не   женская  черта!Такое тяжелое время пережила, - тем более сочувствовать должна…А она – плевком в душу! Кончилось  давно  то тяжелое  время...Зачем же  меня КАЗНИТЬ?.За что?..Нет! Все-таки,   я  не родная  им…»-в  который  раз  усомнилась  Рита, вспоминая  рассказ   про   отставание от поезда…Где-то  их дочь настоящая.  Да  она просто  ничего  не  поняла!.. »Рита  снова  набрала  номер.
-  Мама,  ты   не  поняла: я  сдала   экзамены  по  творчеству,   иду   узнавать   оценки!.
…«Ой,  зачем  я  звоню, они  явно   злорадствуют   моему «провалу»..
-Ну вот, наверняка ты отчислена…–заявила мать спокойным издевательским  тоном, - и  повесила трубку...
    Рита стояла,похолодевшая, мокрая  от слез, потеряв    надежду.    
    « Родители! – думала она,- приличные люди, - не  воры,  не  бандиты: образованные, заслуженные…работают, выполняют  долг перед  Родиной.. Мать  уважаемая  врач, о  которой  больные  и  сотрудники  отзываются  как  о  «лучшем  медике»!- это  она  сумела привить  мне  любовь   к    медицине,  научить   всему! – Отец прошел  войну,  на  передовой  был,  имеет  «иконостас»  медалей, два  ордена Славы!-«правильный», партийный работник, надежный… Нервный, правда; с войны…Но  это  все оправдания..Хорошие люди! Почему  Я  ИМ  НЕ  НУЖНА?».   ЗА ЧТО МОЖНО НЕ ЛЮБИТЬ СОБСТВЕННУЮ ДОЧЬ?..
    Мало того,  надо  еще,  чтобы  их  ребенок   НЕЛЮБОВЬ   эту  ПОЧУВСТВОВАЛ!... «Отец откровенно рад моим неудачам! – даже не  скрывает: «Курица  не птица…»..Ах, вот оно что!.- думала,  мстительно  сжав  зубы, - да,  «девкой  родилась!.. А  вот   возьму  и поступлю, - вам назло! Зачем  я,  дура, пошла  звонить?!»…
   С этого момента Рита и сама   начала    сомневаться:  « правда,  можно не пройти по конкурсу! В этом мать может быть права..хотя    обидно…Или   прав  хитрец  Леплянский?  Неужели  придется  -  уезжать?!  Нет!..Ни за что!!!»..

     Бегом  она  устремилась  к  Училищу.. Что   ждет  ее?  Радость,  или… удар?..Издали увидела  толпу у доски…«Ладно! Проигрывать, - тоже  надо уметь,- как в шахматах!..«Я  им  еще докажу..что  девка  тоже  человек! И даже   художник!»…
    По  мере  приближения  к  Училищу  различались  лица.. Майечка   вон  кричит, и   машет,  -  наверно,  прошла...
-  Привет,…-  помахала  Рита  ответно… «Неужели  придется   забирать  документы?…В  другой  город?  Кому я нужна?..А все же  лучше,  чем   серенькой    мышкой   остаться…Сдаваться   нельзя… У  меня    сын!-   мне  необходимо  выжить.. »...
      Вот  и   заветная   стена…Доска  обьявлений,   таинственная,  решающая! Ребята  сгрудились…Замирая,  Рита  кинула  взгляд   в  самый  нижний  угол….Сейчас она там  найдет  себя, в  коротеньком  списке  отчисленных! Спина  в  холодном   поту,  руки  ледяные…Что?!?...НЕТ ?. Пропустили?.. Впилась  глазами  вновь. Нет!..Как легко,  оказывается,  вбить  в  голову  человеку  злую  неуверенность! Накаркать, убедить в проигрыше.  Значит, не отчислена? Какие  оценки?..Сердце  стучало  быстрее.  Глаза   шарили  по  спискам… Выше!  Еще выше.. Стоп.   Взгляд  уперся   в  самый  верхний  ряд, в  первый   список:   поступивших  в  числе  «ЛУЧШИХ»…Что-ооо?!  НЕ  МОЖЕТ БЫТЬ!!!..Увидев ТАМ свою фамилию, Рита вытаращилась, перечитывая и     осознавая:
-  Поступила!!!..- вскричала  она, почти  не веря  глазам, - я  поступила!.. - перечитав  пять  раз подряд,  заметила  рядом   фамилии  Раи и Майи,  и…заорала, как  шальная,   на  всю улицу:
- Уррраааа!!!Девочки!Я прошла!!!Девчонки!Слышите?!-  затанцевала на цыпочках, глядя на  девочек, которые  подбежали,    обступили,  обнимаясь  и   радуясь .
-  А  мы   уже  знаем!  Факт  - упрямая вещь. -   уверяла  Раечка,  - Ты  ПРОШЛА  с  лучшими  оценками, - Четверка   лишь по рисунку. У  меня  так   же.
-  Рисунок   «четыре»,  живопись   «пять»,   композиция   «пять»-  как  попугай,  повторяла  Рита...
 - Дорогие девчонки! -  еще  и еще,  с  жадностью   пьющего   воду   в  пустыне,   повторяла  Рита: Мы  поступили!!!  Ее  кинуло  в  жар.. щеки  загорелись..-  Поздравляем!!!…-и  кинулись    вновь обниматься…-По-здрав-ляем!–Позд-рав-ляем! – повторяли,  смеясь от счастья, три  подруги!Три  духовно  родных  человека, -  три  художницы!..
   Позвонить  бы   матери, да  сказать: « я поступила, я  -  художник!- Что, сьели?»-  Но…уже  не  хотелось  им  звонить. Боялась  спугнуть   робкую  Птицу  Счастья.
  -  Пойдемте  в  кафе?  -  предложил  кто-то. -  В  «Лакомку»? Посидим. За  чаем  с  пирожными!...
Почти   ни у кого   не  было  денег, но  это   не  волновало.
-   Посидим…-  улыбалась  Рита  до  слез…
   С первых  же  шагов  в  Училище девочки  стали   близкими…и  шли   в  обнимку   по  тротуару,  со  светлыми   лицами,  среди   осенних  акаций,  сбрасывающих  листья…» Казалось,  думали  они в унисон: « счастливые мы, счастливые!!!»…Листья   неслись   под  ногами,  солнце – жарило…
   «Жить  надо! -  думала   Рита, - хотя  бы  потому,  что   рядом   есть  чудесные  девочки, дорогие  мои  подруги!»..Под  слепящим  солнцем,  среди  мятущихся  листьев  и  стремительно бегущих  туч!, - спешили жить три девочки!...Пусть по разным углам…пока..Сумбурное уляжется, ветер  стихнет…А подруги щебетали, радуясь  светлому  дню  и  беспокойным  листьям…
    И  тут   им  показалось, -   кто-то   их  догоняет…Обернулись: 
на   свою  беду  это   был  Пан   Леплянский…
-  Девчонки,  погодите!..

    -  Что-оо?! Ну, погоди   и  ты!  – остановилась  Рита, - Вот   кто  на деле «серая мышка»!…Обернулась она, и тучей пошла  на  него, едва  не  вцепляясь.. Подруги, рассмеявшись, отошли -зрителями: «что-то    будет!»:.
-   Ой, как  бы  она   ему  башку  не  откусила!- хихикнула Рая.
-   И   пусть…-  кивнула  Майя. – так  и надо!

   ...Леплянский, третий  год   поступавший,  оттого  и обо  всех  учителях  «знал»! - и  сейчас попался, как говорится, под горячую  руку  Рите…Поступил  он,  как  выяснилось, с одними тройками.
  - Троечки получил?! - ехидничала Рита,-поздравляю!- В ней боролись  три  чувства: безудержная радость поступления, злорадство развенчания «гения», и негодование на его самонадеянную подлость! Наболевшее кипело в ней, как  лава,  вытекающая    из  вулкана.
 – Ты нас  еще  и  догоняешь,  Врун   несчастный!  - подступила   Рита  с  кулачком  к  его  «рубильнику», который  он  пятясь, прикрывал.- Не стыдно?..- она наступала, выкрикивая  слова, которыми, как  хлыстом,  стегала  завистника:
- Признавайся, что нарочно  меня «топил» до экзаменов!- критиковал  и  сталкивал в пропасть!Врал, будто  работы мои «посредственные», а живопись «тянет на тройку»…Ты мне, - «чукче»такой  и «серенькой  мышке, - советовал  уехать»! А  после  такого еще  и бежишь за нами!  Какой  ты – друг, если ты  даже  не  представляешь себе,  что  такое дружба. Жалкий… Дураков ищешь!Доверчивых  абитур-  абидур, вроде нас…
Деньги  сшибать..Эх,ты!.. На жалости играешь, непризнанный   гений»,  «друг   учителей», и  чей   еще? Ах, забыла,  что ты  и сам  «учитель»!.. Ха-ха-ха! - почему  же  сразу  не  сказал, что    абитуриент?.. А это,  наверно,  великие  художники – в   книгах  твоих   учат врать,да?..Корифеи! Великие!..А сам-то  -  кто?..
   Леплянский, бормоча  невнятное, -  попятился,  закрывая  лицо  руками, словно  боялся  удара…Но  тут он споткнулся, и  уперся  спиною   в  дерево  на  краю  тротуара!  Вылупив  глаза,  он  попытался возразить, но Рита  не дала   ему   слова.
   - Признавайся, - кричала  она.-  зачем ты  лез  ко мне  с   замечаниями на экзамене? -  как  оса  назойливая! Вот  ка-ак  сейчас  тресну   по  башке,  -тогда   узнаешь!...

   Девочки, стоя  под  тополями,  давились хохотом,  подливая  масла в огонь:
- Он   еще  и  лектор,  «друг  директора», и «архитектора»!..
-Авторитеты!...-передразнила Рита,- «Помощничек»  выискался… А свои-то работы  не  показал..Испугался?.Мастер какого жанра? Ах, ты  мастер ОЧЕРНЯТЬ других!- просто набивал себе цену…Эрудит! И кто  еще? Знаешь, Леплянский! Правда всегда   торжествует..особенно у  Иванушки дурачка...Ты   хоть  сказки   читаешь? Или  только   «СВОИ»  эти  книги?...

   Она  стояла с ним лицом к лицу,  не  давая  отступить  назад, пользуясь  его  беспомощностью, опустила  руку,  с кулаком,  и с сожалением  ею  махнула:.
  -  Но  я скажу  тебе,кто ты. Николай. Ты  настоящий  подлец.
   В  самый  трудный  момент  жизни   ты  мне  ножку  подставил! Я ведь чуть не уехала…Уже  готова  была   все   бросить!..У меня  документы  пропали, я   в  трансе  ходила…Не  допускали к  экзаменам!  А тут  ты,  брехло лживое,  подвернулся  со своей  критикой! –и  дополнительно в душу плюнул: мол, работы  «посредственные»… «нелепые почеркушки»!..Или полагаешь,  сколько угодно  можно  врать? Нет, Леплянский,  тебя   все  уже  поняли!..
    - Но я ничего  не  знал  про твои  документы!…- возразил   он,  продолжая  загораживать лицо...
-   А  хотел  знать? Ты  одного   себя   знал! И  сколько с кого можно  содрать. Этюдник   купил и краски хорошие..В то время, как  мы  без денег,  с  плохими красками мучились..А  я  чувствовала:  ВРЕШЬ! – спорила !..Теперь   ни за что  не  поверю,  даже  если  правду  скажешь....
   Леплянский   отшатнулся,  споткнулся  о  барьер  и  чуть не упал    назад.
- Ты  не  поняла! - взвизгнул  он, - Я   обьясню потом!
- Кто  тебя  будет слушать? Во!-   сунула  она  ему  шиш  под   нос,  - и,  глянув   гневно   еще раз,  -  повернулась   к  девочкам…
-  Слышали?
-  Слышали,и видели! Хотели  уж  разнимать!-отвечали они,-  Ну, ты и разошлась…В  такой-то  день! –у нас  тройная  радость…
 -   Леплянский,  уйди! – крикнула  Рая.
   Он  задрал   голову,  открыл   рот, и.. захлопнув   его,   повернул   к  Училищу, где  у  дверей   ждал     синий    баул.
- Сама  себя  раба бьет, -  сказала    Рита.

 
Глава  8 -я
                ДОМ   РЕБЕНКА

     Возле белого двухэтажного  здания,  огороженного  невысоким  забором,  торчат  из  земли «грибки»  с  песочницами,  вокруг сиротливо  бытуют   кусты   и  деревья, которые  не  цветут и  не пахнут. Скудная  зелень  чисто «косметически»  украшает   двор. Малыши    гуляют  с  воспитателями  два- три раза в день, – перед едой. Лепить  весь  день  из  песка  «печенье»   не слишком  весело,  даже при помощи  разноцветных  формочек.  Эти дети непритязательно рады любому выходу из       примелькавшихся  стен. Все  же   разнообразие: побегать  по  траве,  повизжать  в  догонялках, сорвать  одуванчик, радостно  улыбнуться цветку…Не  успевают  порезвиться,- прогулка  кончается. Уводят,  кормят   обедом,  кладут  спать…Зато   после   сна  на  полдник  полагаются  булочки  с  молоком! Потом,если погода хорошая, еще прогулка, игры…И так длятся   монотонные  будни  с  единственной  разницей:  раз  в  неделю приходит   худрук  Лариса Владимировна. Чаще  в старшие группы, где  ее   очень   ждут. Она  играет  на  пианино,  а  дети  танцуют  или  поют.
   Так готовятся к праздникам:  у кого есть  талант, принимают участие в  концертах, -поют  и  танцуют. На репетициях дети  в обычных  платьях. Но  к празднику их переодевают в  красивые    костюмчики, девочек  в красивые  платья, повязывают  банты.  В  общем-то   им  живется неплохо: кормят  обедом из трех блюд, всегда   есть  молоко, сметана, десерты. В каждой  группе  много  игрушек,-  старые и новые..Воспитатели с детьми играют, честно стараясь их развивать, вместе  распевают  песенки,  заучивая незамысловатые стихи.

   Новенькая,  - «слишком  молодая»  медсестра, -  вызывала   у   персонала противоречивые чувства.Но больше подозрения:  «Смотрите-ка! Художник! Чего-то  пишет... Студентка… Год  работала  в  Дет.яслях,   вроде   тоже  училась…
-  Раз   художница,  пусть   стенгазету   рисует, -  сказала  полная  заведующая  худруку, -  «Режим  дня»   в   группу… А  то    комиссия придет,  а  у нас   голые стены! Старый   стенд  в  коридоре…смотретьтошно.Вот и посмотрим, что за    художница!.-Поручаю ее Вашему руководству. Худрук  усмехнулась, игриво  тряхнув  рыжими кудрями:
-  А  что? Пусть рисует!.. Молодая  - это   хорошо,  свежие  кадры  нам нужны.  Глядите,  наш-то  персонал  на  ладан  дышит..
- Только  не  Вы! -  усмехнулась  врач,  страдающая  одышкой.
-  А  что  я? – улыбнулась  Лариса Владимировна, -  Я  с  юными      дружу!
- В случае чего, к тебе приду, побеседуем! – пообещала  толстуха.    На  этом   успокоились,  определив  Риту  в  старшую  группу.

   День начинается с измерения температуры, затем легкая  гимнастика, иногда под музыку с Лирисой Владимировной.   Прогулка, обед, полдник…На детей не кричат,  не  наказывают,  но и  не балуют «излишним» вниманием, избегая   привыкания… Все  течет чинно  и  ровно, как положено…Вроде  «все  есть и  нечего желать»…воспитатели  уходят  и  приходят, а дети  остаются:  «ушла  тетя  Таня, пришла тетя  Люба»…едва  успели  поиграть, –  ушла! Все хорошо..А чего-то   все-таки  не хватает...

    Это сразу заметила Рита: нет  слова «мама»!Его старательно избегают. Книжки с  этим  словом удалены.В речи его не упоминают..Но  дети  все равно  почему-то его  помнят, нет-нет да и спросят:
- А где моя мама?..- чистые,  наивно- доверчивые  глаза    смотрят пытливо в ожидании ответа.Воспитатели стараются «не  слышать» вопроса:  отворачиваются,   переводят тему.
-  Ой,  посмотри, какое  солнышко в окно светит! А вон птичка летит..
     Ребенок задирает голову, смотрит в окно, а  воспитательница, пользуясь моментом, придумывает  игру:  «давайте  попрыгаем  зайчиками!» -  руки приставляет «ушками» к голове, все  друг за другом: «прыг-прыг-прыг»…А дети упорно задают   «ненужный»   вопрос, - и после игры…и  перед  сном…Никому это не нравится, взрослые уходят от ответа…от слишком прямого  детского   взгляда..
-  А где моя мама?...
   Иногда дети сами начинаютзвать так кого-нибудь из  понравившихся  взрослых. Воспитатели  стыдливо    прячут  взор  от  горячих   детских  глаз,  полных  надежды….

  -  Мама! -  крикнул  четырехлетний  малыш,  когда  Рита  вошла  в  группу. Она   остолбенела, глядя  на   хорошенького  глазастого   мальчика  с  рыжим  чубом:  «почему   именно  меня  назвал   «мамой»?  Наверно,  так ему  хочется»..-  Рита   обняла  его:
- Хочешь   рисовать?  Пошли  за  стол.
- Хочу!..-ответил  маленький Саша, и Рита   дала  листок  бумаги,   цветные  карандаши.  Саша, как  выяснилось,   хорошо рисует,  и     стихи запоминает сразу! И вообще  мальчик сообразительный, - быстрей всех  решает   загадки, и  все  понимает  с первого  слова. «Какой  славный  малыш!» - Рита  начала   учить  его  азбуке, заодно занялась  английским. Мальчику очень понравилось  заниматься: стихи  он  читал   с восторгом!-и  Рита  хвалила,   обнимала  его!.. Конечно, английский  она  знала   на   школьном уровне, но  для  него  было   достаточно: «Может,  он  поэтом станет?»- улыбалась Рита...Саша  ходил за нею  весь день, а  после смены  с  грустью  провожал  до дверей..Зато  и  встречал   потом, радостно   бросаясь навстречу:
- Мама!.. – Рита  радовалась…
   
    Ее   вызвали   в кабинет  к  старшей  медсестре.
-  Почему  он  тебя «мамой» зовет? -  строго  спросила  старшая,-  разве  не   знаешь? -   у  нас  это  запрещено»!
-  Что  в  этом плохого? – удивилась Рита. -  Я  учу  его   стихам, английскому,  книжки  читаем, рисуем…
-  Ты  прекрасно  понимаешь, о чем я! -  заметила старшая.- Чтоб в последний  раз! Слыхала?.
-  Но  он  сам так  назвал меня! -  возразила  Рита, -  Что  я  могу  поделать? Запретить?
- Скажи,  что  ты   ему   не  мать. Обьясни.  Будет  честнее…
- Но это   жестоко! – сузила  глаза  Рита, -  Вы  что,  не понимаете,  это -  ребенок?  В конце  концов,  это  ЕГО выбор.
- Вот если заведующая  узнает, будет  тебе «выбор»! - пригрозила старшая, - Вылетишь! У нас   запрещено морочить детям  голову. И  правильно. Ты   его   усыновляла? Нет. А если   люди  захотят    взять его в  семью, тогда - что? Будет препятствие. Сама  не возьмешь, и  другим не дашь…Своей  глупостью   ему  судьбу  сломаешь!..
    В  словах старшей  был  резон. Рита задумалась…и стала  держаться с Сашей немного  на  расстоянии, меньше  миндальничать. Он -  ходил за ней «хвостиком»,  и,  -  как назло, искал   встреч,  постоянно  ждал, и  бегал  за  нею, прося с ним  порисовать, почитать…как   за  матерью.. Запретить ему,или   обьяснять, что «она   ему  не мать» - Рита  просто  не  могла: язык  не повернулся! Обидно  было: за него и  за  всех этих   маленьких  брошенных…таких  милых  и  чистых  детишек! Чем они виноваты?...Не станет  она обьяснять! Похоже на предательство. Пусть ругают! С  одной  стороны приятно   общение  с  таким   чудесным   ребенком,   с  другой…Его   и правда  могут  скоро   перевести   в  Детдом, -  для  более старших, -  и  Саша  будет  очень   скучать по  ней: еще  одна   травма  ко всему  пережитому, безнадежное ожидание! Всех  жалко…но  не возьмешь  даже одного…-  когда  у  самой  нет  жилья.
     А еще за ней ходила Лидочка!…Беленькая, голубоглазая  девочка,  нежная, как   «лепесток  лилии».. Рита   обоих   взяла бы! -   если  б  было   куда. Не  на  вокзал   же  с детьми…Хотя  они, -  уверена, -  пошли бы  с нею  хоть  на вокзал!.. Дурацкий   закон  гласил,  что  ребенка  могут  отдать  «только  в  семью»…А одной,  незамужней -  нет. Хотя  Рита  уверена:  справилась бы...
     Здесь,  в   Доме ребенка   живут  детки   от   полугода  до   трех  лет:  больше  «отказные»   из  роддома,  или  из   больницы...
    Младенцы  вначале   улыбаются,  особенно  когда  их  на   руки  берут, играют с ними. Дети   подрастают, начинают  понимать, и,хотя им  не напоминают,   все же задают каверзный  вопрос:
-  Где моя мама?...
  К  трем   годам  подросших   передают   в   Детдом, где   иногда   нет мест. Дети остаются  в Доме ребенка,временно, до  пяти  лет.
    Лидочка  Батеева   четырехлетка,   «переросток»,  как  и  Саша  Ветров…Бывает, у кого-то  есть  один  родитель,  пьющий… или   бабушки-дедушки, не могущие их содержать…Детишек  задерживают, надеются:  кто-нибудь  из дальних   родственников  возьмет подросшего…Но бабушки  редко   навещают  внуков,  а  берут тем более…особенно  если  пьющие.  У Саши одна больная  бабушка, которая почти не  приходила…Болела?  Никто не знал. Матери  уже не было в живых. Но он ее помнил…

     Лидочка - тоненькая  девочка  с огромными  голубыми  глазами, грустно   глядящими  на  мир, -  жертва    неудачного  аборта. Рита прочла ее  историю, ужаснулась.Девушка восемнадцати  лет, забеременевшая, вопреки воле  «жениха», а так же боясь  родителей,  грозящих  выгнать  ее  из дома с ребенком, решила  сделать аборт.. Поскольку срок  был   упущен,    на  шестом  месяце  кто-то  посоветовал  ей  выпить  некую химическую смесь,оказавшуюся отравой…Случился  выкидыш и ее увезли с кровотечением.В больнице ее спасли, и пятимесячная девочка выжила,но осталась глухонемой.Родным  незадачливая  «мать»  соврала,  будто «уехала»..и некоторое время  жила у подруги.  Молодая женщина  благополучно вернулась к родным, подписав  отказ от ребенка…А девочка, оглохшая вследствие  отравления  химией, -  осталась...  Родители   ничего  о   внучке   не  знали… Юная «мать»  надеялась, что  малышка  умрет, -и  ни  разу  не  пришла  в  больницу,  не   поинтересовалась  судьбой  дочери! - хотя  ей  сообщили, что девочка выжила. Ей даже   звонили из больницы, - в надежде,  что   не она, - а  может быть кто-нибудь из родных заберет ребенка!..

    Дело в  том, что  уж  очень  хороша была Лидочка!- как ее назвали в Роддоме. Милая, нежная девочка, - беленькая  с  огромными голубыми глазами…Её  все полюбили в больнице, где  она жила  долго:  тщетно  пытались  ей  восстановить  слух! Ничего не вышло…и,когда  пошел второй  годик, ее все же  перевели в Дом  ребенка…Девочка была  с  таким хорошим характером, что сотрудницы  больницы  раз в месяц   навещали  ее, в  искренней  надежде,  что  кто-нибудь  из  родственников  все-таки  вспомнит о  ней…А Лидочка  улыбалась  ясными  голубыми глазами,и тянула руки навстречу. Лидочка с удовольствием танцевала под музыку, изящно подняв  ручонки,и…безошибочно  чувствовала такты,хлопая в ладоши. Рита,как и многие,- сомневалась, что у девочки   нет слуха! Вопреки,  -  девочка  была  на   редкость   музыкальна…
-  Смотрите! -  говорила Рита  Ларисе Владимировне, -  Лидочка   танцует  лучше  всех!  Как  она  может быть глухонемой? Может, это  ошибка?  По-моему,  у  нее  большой музыкальный дар! Как жаль: такого  талантливого  ребенка  лишили слуха, да  еще  и бросили!..На  месте этой  матери я  бы   все равно  взяла  ее, - несмотря ни  на что....
-  Я тебя  отлично  понимаю, - говорила  худрук, качая  рыжей  прической, -  мне  тоже  искренне  жаль  Лидочку!Но  я   не   врач.А врачи не- смогли. Родным она не нужна…а отец,  вероятно,   не   знает    о    ее  существовании...
    Рита  всей  душой   прониклась  к Лидочке, -  сама  хоть сейчас взяла бы ее!...Но увы…Она одна, и у нее нет никакой  жилплощади…Кроме того, в Чите  у  нее   есть  сын…Сын!- которого  она  тоже  не  может  взять…

   История Лидочки поразила Риту: родиться  с  такими    музыкальными  данными, и… остаться  глухонемой! – трагедия.. Или, все-таки она что-то слышит?...Явно как-то  улавливает звуки…Насмешка злой  судьбы.  Дети   носятся,  прыгают, галдят, задевая друг друга, ссорясь, иногда  капризничая… Одна Лидочка  тихая:  подойдет,  сядет  рядышком,  прижмется  и  положит  свою беленькую  головку  Рите  на  плечо…Невыразимо приятно сидеть с нею! - невольно  обнимешь   тоненькую  фигурку…«Чем-то  мы  одинаковы! – думала  Рита, - от нее  родители  отказались…и от меня фактически  тоже: « формальная  дочь»…Взять  бы  Лидочку, и  уехать   подальше, чтоб никто   не   знал… вырастить  как  свою! Только  ехать  некуда,  и   не   на   что…».Тоска по  своему   ребенку  у   Риты  выливалась   на  этих   обездоленных…Про Лидочку  она     стихи  написала.
У  ДЕВОЧКИ  БЕЛОЛИЦЕЙ
ВОЛОСЫ  ПАХНУТ  КОРИЦЕЙ…
РУКИ  ЕЕ, КАК  ПТИЦЫ,
НАД  ГОЛОВОЙ  ПОРХАЮТ…
Я  говорю  ей:  - Кто ты?
Но  под  ресничным  взлетом
Звезд голубых нет счета:
Девочка – не отвечает!...
Девочка не отвечает…
Лишь  головой  качает:
Ну, как  я  не  понимаю,
Что  девочка  -  ГЛУХОНЕМАЯ…?
   Как  сделать  любимчикам   приятное? Хотя  самое-то  приятное  для  них   было  бы:  ДОМ,  семья!..-  «клетка», -  будь  она  хоть золотая, -  останется  чужой. Рита, пол-жизни  просидевшая под замком,  прекрасно это понимала. Маленькая   «тюрьма» или   большая, - какая  разница?.. С  зарплаты   Рита  купила  и принесла  два  больших   кулька   с   печеньем  и  конфетами.:
-  Это  вам! – подозвала    Сашеньку и Лидочку.
Дети  взяли  кульки,  угостились  конфетами, и раздали всем! Рита видела, как  из  кульков у них  выхватывают налетевшие  детишки, а  они   рассеянно  смотрят…Радость  уплыла  вместе  с   «подарком»..
   Однажды  Рита  решилась,  - несмотря  на   запрет, - вывести   любимчиков  за  пределы  двора. Одела,  вывела   на  улицу.   Далеко нельзя, и  она повела  их  в  ближайший  магазин. Дети шли, держась за руки. Остановились перед витриной    кондитерского  отдела.
- Что  хотите? -  спрашивает  Рита.  Дети  глядели   изумленными   глазами  и  молчали. -  «Боятся, что ли?» -  Рита  взяла  их за руки,   подвела   поближе   к   ярким   конфетам:
-  Нравятся?...
Молчание. Перевела  взгляд  на   красивую  вазу с печеньем:
-  Эти? –показала пальцем,-  Или   эти  лучше?..
Дети  рассеянно  кивали. Рита    накупила   разных   конфет    по  сто грамм,  и  самого  красивого  печенья…Два кулька   вручила  детям, и  они   важно   несли  их  по  тротуару, -   в  Дом Ребенка.. Встречный   мужчина   залюбовался:
- Ой!Какие молодцы, маме помогают!-похвалил,  останавливаясь,  - Не  угостите  меня?. –  шутя протянув руку..И оба  ребенка   с  готовностью  протянули   ему  кульки.
-  Надо же..  какие  не  жадные!..-мужчина был потрясен, - Да  ладно, я  же  пошутил, не надо!

    Рита  настояла,чтоб взял,- раз уж просил: детей  нельзя обманыватьдаже шутя. Изумленный мужчина взял  две конфетки.
….Не  могли  они  быть  жадными, - ведь   НИЧЕГО СВОЕГО  -  у  них  НЕТ,  и  НЕ  БЫЛО  никогда! Они   просто  понятия    не имели  о  чем-то  СВОЁМ… ДЕТДОМОВСКИЕ…Мужчина ушел растерянный, а  Рита  расстроилась и  побыстрей  увела  детей обратно  в «клетку»…из которой  нет пути  наружу.. Невозможно  детдомовским обьяснить, что это ИХ КОНФЕТЫ, не общественные!  Откуда    им  знать,  что   может  что-нибудь  быть  не для всех…У этих  нет  ЧУВСТВА   СОБСТВЕННОСТИ.   
  Рита привела их в группу с кульками.Но  дети, - как воробышки, - прижались друг к дружке, испуганно  затихли..И, конечно, раздали  всем…Страшная мысль пришла  Рите :  «а  ведь  это  и  есть  КОММУНИЗМ!...Когда  нет  разницы между своим и чужим, нет НИЧЕГО СВОЕГО… Бррр!»… еще   острее  стало  жаль  детей…
   Что   можно   сделать  ДЛЯ  НИХ?..Пока  дети  спят, Рита  рисует «Режим»… Худрук принесла новые красивые    фломастеры:
-  На! Дарю! - Рисуй, чтоб красиво  было. «А если б не  она, пришлось бы покупать  краски, и рисовать своими !»- подумала Рита  с благодарностью  о худруке.