Глава 7 –я
ВЕЛЕНИЕМ СУДЬБЫ…ХУДОЖНИКИ!
…Студенты ждали этого дня с нетерпением! Рита не хотела беспокоить родителей, пока нет результата…Но что-то подмывало - позвонить, похвастаться, что она ДОПУЩЕНА к экзаменам, и во-вторых…Что-то подсказывало ей: результат будет положительным!..Она доверяла интуиции…И по пути все же свернула в Переговорный пункт,- желая утешить мать, которая наверняка считает ее отчисленной.
- Мама, помнишь, я говорила про документы?…
- Документы не пропали! - прервал ее сердитый голос, - Письмо твое вернулось, с запиской: «работы не соответствуют уровню поступления», - так что возвращайся.- безжалостно влепила мать, - Не вышел из тебя художник!
Риту словно облили холодной водой.
- Как это письмо вернулось?! – взволновалась она, - Не может быть!Мама!Это...лживая записка! Меня ДОПУСТИЛИ к экзаменам!!! Я уже прошла коллоквиум, сдала первые экзамены по специальности! Бегу сейчас узнавать результаты, все хорошо, не волнуйся…
- Собирайся и возвращайся…- твердила мать, - Устроишься в поликлинику.
- Мам, ты слышишь? Я допущена к экзаменам! И уже сдала творчество.
- Как «сдала»!? – опомнилась мать, - Без документов?! Ты врешь! Тебе не пришел вызов, работы «не соответствуют уровню поступления»… .
- Мама! Я восстановила документы!.- кричала Рита, - Я уже сдаю экзамены!!!..
- Врешь! - отрезала мать, - Если чего-то и сдала, все равно по конкурсу не пройдешь! В записке четко сказано: «работы не соответствуют…», - мать отключилась.
Рита опустила руку с пикающей трубкой. По лицу катились слезы. « Зачем она так?..- Решается судьба, может, всей жизни! Смысл существования.А если бы и не так, то…ей все равно требуется сочувствие! - зачем она так жестоко?! Сама же осуждала отца: «солдафон, грубый, войну прошел, не понимает в чувствах…А она понимает?! Жестокость –это не женская черта!Такое тяжелое время пережила, - тем более сочувствовать должна…А она – плевком в душу! Кончилось давно то тяжелое время...Зачем же меня КАЗНИТЬ?.За что?..Нет! Все-таки, я не родная им…»-в который раз усомнилась Рита, вспоминая рассказ про отставание от поезда…Где-то их дочь настоящая. Да она просто ничего не поняла!.. »Рита снова набрала номер.
- Мама, ты не поняла: я сдала экзамены по творчеству, иду узнавать оценки!.
…«Ой, зачем я звоню, они явно злорадствуют моему «провалу»..
-Ну вот, наверняка ты отчислена…–заявила мать спокойным издевательским тоном, - и повесила трубку...
Рита стояла,похолодевшая, мокрая от слез, потеряв надежду.
« Родители! – думала она,- приличные люди, - не воры, не бандиты: образованные, заслуженные…работают, выполняют долг перед Родиной.. Мать уважаемая врач, о которой больные и сотрудники отзываются как о «лучшем медике»!- это она сумела привить мне любовь к медицине, научить всему! – Отец прошел войну, на передовой был, имеет «иконостас» медалей, два ордена Славы!-«правильный», партийный работник, надежный… Нервный, правда; с войны…Но это все оправдания..Хорошие люди! Почему Я ИМ НЕ НУЖНА?». ЗА ЧТО МОЖНО НЕ ЛЮБИТЬ СОБСТВЕННУЮ ДОЧЬ?..
Мало того, надо еще, чтобы их ребенок НЕЛЮБОВЬ эту ПОЧУВСТВОВАЛ!... «Отец откровенно рад моим неудачам! – даже не скрывает: «Курица не птица…»..Ах, вот оно что!.- думала, мстительно сжав зубы, - да, «девкой родилась!.. А вот возьму и поступлю, - вам назло! Зачем я, дура, пошла звонить?!»…
С этого момента Рита и сама начала сомневаться: « правда, можно не пройти по конкурсу! В этом мать может быть права..хотя обидно…Или прав хитрец Леплянский? Неужели придется - уезжать?! Нет!..Ни за что!!!»..
Бегом она устремилась к Училищу.. Что ждет ее? Радость, или… удар?..Издали увидела толпу у доски…«Ладно! Проигрывать, - тоже надо уметь,- как в шахматах!..«Я им еще докажу..что девка тоже человек! И даже художник!»…
По мере приближения к Училищу различались лица.. Майечка вон кричит, и машет, - наверно, прошла...
- Привет,…- помахала Рита ответно… «Неужели придется забирать документы?…В другой город? Кому я нужна?..А все же лучше, чем серенькой мышкой остаться…Сдаваться нельзя… У меня сын!- мне необходимо выжить.. »...
Вот и заветная стена…Доска обьявлений, таинственная, решающая! Ребята сгрудились…Замирая, Рита кинула взгляд в самый нижний угол….Сейчас она там найдет себя, в коротеньком списке отчисленных! Спина в холодном поту, руки ледяные…Что?!?...НЕТ ?. Пропустили?.. Впилась глазами вновь. Нет!..Как легко, оказывается, вбить в голову человеку злую неуверенность! Накаркать, убедить в проигрыше. Значит, не отчислена? Какие оценки?..Сердце стучало быстрее. Глаза шарили по спискам… Выше! Еще выше.. Стоп. Взгляд уперся в самый верхний ряд, в первый список: поступивших в числе «ЛУЧШИХ»…Что-ооо?! НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!!!..Увидев ТАМ свою фамилию, Рита вытаращилась, перечитывая и осознавая:
- Поступила!!!..- вскричала она, почти не веря глазам, - я поступила!.. - перечитав пять раз подряд, заметила рядом фамилии Раи и Майи, и…заорала, как шальная, на всю улицу:
- Уррраааа!!!Девочки!Я прошла!!!Девчонки!Слышите?!- затанцевала на цыпочках, глядя на девочек, которые подбежали, обступили, обнимаясь и радуясь .
- А мы уже знаем! Факт - упрямая вещь. - уверяла Раечка, - Ты ПРОШЛА с лучшими оценками, - Четверка лишь по рисунку. У меня так же.
- Рисунок «четыре», живопись «пять», композиция «пять»- как попугай, повторяла Рита...
- Дорогие девчонки! - еще и еще, с жадностью пьющего воду в пустыне, повторяла Рита: Мы поступили!!! Ее кинуло в жар.. щеки загорелись..- Поздравляем!!!…-и кинулись вновь обниматься…-По-здрав-ляем!–Позд-рав-ляем! – повторяли, смеясь от счастья, три подруги!Три духовно родных человека, - три художницы!..
Позвонить бы матери, да сказать: « я поступила, я - художник!- Что, сьели?»- Но…уже не хотелось им звонить. Боялась спугнуть робкую Птицу Счастья.
- Пойдемте в кафе? - предложил кто-то. - В «Лакомку»? Посидим. За чаем с пирожными!...
Почти ни у кого не было денег, но это не волновало.
- Посидим…- улыбалась Рита до слез…
С первых же шагов в Училище девочки стали близкими…и шли в обнимку по тротуару, со светлыми лицами, среди осенних акаций, сбрасывающих листья…» Казалось, думали они в унисон: « счастливые мы, счастливые!!!»…Листья неслись под ногами, солнце – жарило…
«Жить надо! - думала Рита, - хотя бы потому, что рядом есть чудесные девочки, дорогие мои подруги!»..Под слепящим солнцем, среди мятущихся листьев и стремительно бегущих туч!, - спешили жить три девочки!...Пусть по разным углам…пока..Сумбурное уляжется, ветер стихнет…А подруги щебетали, радуясь светлому дню и беспокойным листьям…
И тут им показалось, - кто-то их догоняет…Обернулись:
на свою беду это был Пан Леплянский…
- Девчонки, погодите!..
- Что-оо?! Ну, погоди и ты! – остановилась Рита, - Вот кто на деле «серая мышка»!…Обернулась она, и тучей пошла на него, едва не вцепляясь.. Подруги, рассмеявшись, отошли -зрителями: «что-то будет!»:.
- Ой, как бы она ему башку не откусила!- хихикнула Рая.
- И пусть…- кивнула Майя. – так и надо!
...Леплянский, третий год поступавший, оттого и обо всех учителях «знал»! - и сейчас попался, как говорится, под горячую руку Рите…Поступил он, как выяснилось, с одними тройками.
- Троечки получил?! - ехидничала Рита,-поздравляю!- В ней боролись три чувства: безудержная радость поступления, злорадство развенчания «гения», и негодование на его самонадеянную подлость! Наболевшее кипело в ней, как лава, вытекающая из вулкана.
– Ты нас еще и догоняешь, Врун несчастный! - подступила Рита с кулачком к его «рубильнику», который он пятясь, прикрывал.- Не стыдно?..- она наступала, выкрикивая слова, которыми, как хлыстом, стегала завистника:
- Признавайся, что нарочно меня «топил» до экзаменов!- критиковал и сталкивал в пропасть!Врал, будто работы мои «посредственные», а живопись «тянет на тройку»…Ты мне, - «чукче»такой и «серенькой мышке, - советовал уехать»! А после такого еще и бежишь за нами! Какой ты – друг, если ты даже не представляешь себе, что такое дружба. Жалкий… Дураков ищешь!Доверчивых абитур- абидур, вроде нас…
Деньги сшибать..Эх,ты!.. На жалости играешь, непризнанный гений», «друг учителей», и чей еще? Ах, забыла, что ты и сам «учитель»!.. Ха-ха-ха! - почему же сразу не сказал, что абитуриент?.. А это, наверно, великие художники – в книгах твоих учат врать,да?..Корифеи! Великие!..А сам-то - кто?..
Леплянский, бормоча невнятное, - попятился, закрывая лицо руками, словно боялся удара…Но тут он споткнулся, и уперся спиною в дерево на краю тротуара! Вылупив глаза, он попытался возразить, но Рита не дала ему слова.
- Признавайся, - кричала она.- зачем ты лез ко мне с замечаниями на экзамене? - как оса назойливая! Вот ка-ак сейчас тресну по башке, -тогда узнаешь!...
Девочки, стоя под тополями, давились хохотом, подливая масла в огонь:
- Он еще и лектор, «друг директора», и «архитектора»!..
-Авторитеты!...-передразнила Рита,- «Помощничек» выискался… А свои-то работы не показал..Испугался?.Мастер какого жанра? Ах, ты мастер ОЧЕРНЯТЬ других!- просто набивал себе цену…Эрудит! И кто еще? Знаешь, Леплянский! Правда всегда торжествует..особенно у Иванушки дурачка...Ты хоть сказки читаешь? Или только «СВОИ» эти книги?...
Она стояла с ним лицом к лицу, не давая отступить назад, пользуясь его беспомощностью, опустила руку, с кулаком, и с сожалением ею махнула:.
- Но я скажу тебе,кто ты. Николай. Ты настоящий подлец.
В самый трудный момент жизни ты мне ножку подставил! Я ведь чуть не уехала…Уже готова была все бросить!..У меня документы пропали, я в трансе ходила…Не допускали к экзаменам! А тут ты, брехло лживое, подвернулся со своей критикой! –и дополнительно в душу плюнул: мол, работы «посредственные»… «нелепые почеркушки»!..Или полагаешь, сколько угодно можно врать? Нет, Леплянский, тебя все уже поняли!..
- Но я ничего не знал про твои документы!…- возразил он, продолжая загораживать лицо...
- А хотел знать? Ты одного себя знал! И сколько с кого можно содрать. Этюдник купил и краски хорошие..В то время, как мы без денег, с плохими красками мучились..А я чувствовала: ВРЕШЬ! – спорила !..Теперь ни за что не поверю, даже если правду скажешь....
Леплянский отшатнулся, споткнулся о барьер и чуть не упал назад.
- Ты не поняла! - взвизгнул он, - Я обьясню потом!
- Кто тебя будет слушать? Во!- сунула она ему шиш под нос, - и, глянув гневно еще раз, - повернулась к девочкам…
- Слышали?
- Слышали,и видели! Хотели уж разнимать!-отвечали они,- Ну, ты и разошлась…В такой-то день! –у нас тройная радость…
- Леплянский, уйди! – крикнула Рая.
Он задрал голову, открыл рот, и.. захлопнув его, повернул к Училищу, где у дверей ждал синий баул.
- Сама себя раба бьет, - сказала Рита.
Глава 8 -я
ДОМ РЕБЕНКА
Возле белого двухэтажного здания, огороженного невысоким забором, торчат из земли «грибки» с песочницами, вокруг сиротливо бытуют кусты и деревья, которые не цветут и не пахнут. Скудная зелень чисто «косметически» украшает двор. Малыши гуляют с воспитателями два- три раза в день, – перед едой. Лепить весь день из песка «печенье» не слишком весело, даже при помощи разноцветных формочек. Эти дети непритязательно рады любому выходу из примелькавшихся стен. Все же разнообразие: побегать по траве, повизжать в догонялках, сорвать одуванчик, радостно улыбнуться цветку…Не успевают порезвиться,- прогулка кончается. Уводят, кормят обедом, кладут спать…Зато после сна на полдник полагаются булочки с молоком! Потом,если погода хорошая, еще прогулка, игры…И так длятся монотонные будни с единственной разницей: раз в неделю приходит худрук Лариса Владимировна. Чаще в старшие группы, где ее очень ждут. Она играет на пианино, а дети танцуют или поют.
Так готовятся к праздникам: у кого есть талант, принимают участие в концертах, -поют и танцуют. На репетициях дети в обычных платьях. Но к празднику их переодевают в красивые костюмчики, девочек в красивые платья, повязывают банты. В общем-то им живется неплохо: кормят обедом из трех блюд, всегда есть молоко, сметана, десерты. В каждой группе много игрушек,- старые и новые..Воспитатели с детьми играют, честно стараясь их развивать, вместе распевают песенки, заучивая незамысловатые стихи.
Новенькая, - «слишком молодая» медсестра, - вызывала у персонала противоречивые чувства.Но больше подозрения: «Смотрите-ка! Художник! Чего-то пишет... Студентка… Год работала в Дет.яслях, вроде тоже училась…
- Раз художница, пусть стенгазету рисует, - сказала полная заведующая худруку, - «Режим дня» в группу… А то комиссия придет, а у нас голые стены! Старый стенд в коридоре…смотретьтошно.Вот и посмотрим, что за художница!.-Поручаю ее Вашему руководству. Худрук усмехнулась, игриво тряхнув рыжими кудрями:
- А что? Пусть рисует!.. Молодая - это хорошо, свежие кадры нам нужны. Глядите, наш-то персонал на ладан дышит..
- Только не Вы! - усмехнулась врач, страдающая одышкой.
- А что я? – улыбнулась Лариса Владимировна, - Я с юными дружу!
- В случае чего, к тебе приду, побеседуем! – пообещала толстуха. На этом успокоились, определив Риту в старшую группу.
День начинается с измерения температуры, затем легкая гимнастика, иногда под музыку с Лирисой Владимировной. Прогулка, обед, полдник…На детей не кричат, не наказывают, но и не балуют «излишним» вниманием, избегая привыкания… Все течет чинно и ровно, как положено…Вроде «все есть и нечего желать»…воспитатели уходят и приходят, а дети остаются: «ушла тетя Таня, пришла тетя Люба»…едва успели поиграть, – ушла! Все хорошо..А чего-то все-таки не хватает...
Это сразу заметила Рита: нет слова «мама»!Его старательно избегают. Книжки с этим словом удалены.В речи его не упоминают..Но дети все равно почему-то его помнят, нет-нет да и спросят:
- А где моя мама?..- чистые, наивно- доверчивые глаза смотрят пытливо в ожидании ответа.Воспитатели стараются «не слышать» вопроса: отворачиваются, переводят тему.
- Ой, посмотри, какое солнышко в окно светит! А вон птичка летит..
Ребенок задирает голову, смотрит в окно, а воспитательница, пользуясь моментом, придумывает игру: «давайте попрыгаем зайчиками!» - руки приставляет «ушками» к голове, все друг за другом: «прыг-прыг-прыг»…А дети упорно задают «ненужный» вопрос, - и после игры…и перед сном…Никому это не нравится, взрослые уходят от ответа…от слишком прямого детского взгляда..
- А где моя мама?...
Иногда дети сами начинаютзвать так кого-нибудь из понравившихся взрослых. Воспитатели стыдливо прячут взор от горячих детских глаз, полных надежды….
- Мама! - крикнул четырехлетний малыш, когда Рита вошла в группу. Она остолбенела, глядя на хорошенького глазастого мальчика с рыжим чубом: «почему именно меня назвал «мамой»? Наверно, так ему хочется»..- Рита обняла его:
- Хочешь рисовать? Пошли за стол.
- Хочу!..-ответил маленький Саша, и Рита дала листок бумаги, цветные карандаши. Саша, как выяснилось, хорошо рисует, и стихи запоминает сразу! И вообще мальчик сообразительный, - быстрей всех решает загадки, и все понимает с первого слова. «Какой славный малыш!» - Рита начала учить его азбуке, заодно занялась английским. Мальчику очень понравилось заниматься: стихи он читал с восторгом!-и Рита хвалила, обнимала его!.. Конечно, английский она знала на школьном уровне, но для него было достаточно: «Может, он поэтом станет?»- улыбалась Рита...Саша ходил за нею весь день, а после смены с грустью провожал до дверей..Зато и встречал потом, радостно бросаясь навстречу:
- Мама!.. – Рита радовалась…
Ее вызвали в кабинет к старшей медсестре.
- Почему он тебя «мамой» зовет? - строго спросила старшая,- разве не знаешь? - у нас это запрещено»!
- Что в этом плохого? – удивилась Рита. - Я учу его стихам, английскому, книжки читаем, рисуем…
- Ты прекрасно понимаешь, о чем я! - заметила старшая.- Чтоб в последний раз! Слыхала?.
- Но он сам так назвал меня! - возразила Рита, - Что я могу поделать? Запретить?
- Скажи, что ты ему не мать. Обьясни. Будет честнее…
- Но это жестоко! – сузила глаза Рита, - Вы что, не понимаете, это - ребенок? В конце концов, это ЕГО выбор.
- Вот если заведующая узнает, будет тебе «выбор»! - пригрозила старшая, - Вылетишь! У нас запрещено морочить детям голову. И правильно. Ты его усыновляла? Нет. А если люди захотят взять его в семью, тогда - что? Будет препятствие. Сама не возьмешь, и другим не дашь…Своей глупостью ему судьбу сломаешь!..
В словах старшей был резон. Рита задумалась…и стала держаться с Сашей немного на расстоянии, меньше миндальничать. Он - ходил за ней «хвостиком», и, - как назло, искал встреч, постоянно ждал, и бегал за нею, прося с ним порисовать, почитать…как за матерью.. Запретить ему,или обьяснять, что «она ему не мать» - Рита просто не могла: язык не повернулся! Обидно было: за него и за всех этих маленьких брошенных…таких милых и чистых детишек! Чем они виноваты?...Не станет она обьяснять! Похоже на предательство. Пусть ругают! С одной стороны приятно общение с таким чудесным ребенком, с другой…Его и правда могут скоро перевести в Детдом, - для более старших, - и Саша будет очень скучать по ней: еще одна травма ко всему пережитому, безнадежное ожидание! Всех жалко…но не возьмешь даже одного…- когда у самой нет жилья.
А еще за ней ходила Лидочка!…Беленькая, голубоглазая девочка, нежная, как «лепесток лилии».. Рита обоих взяла бы! - если б было куда. Не на вокзал же с детьми…Хотя они, - уверена, - пошли бы с нею хоть на вокзал!.. Дурацкий закон гласил, что ребенка могут отдать «только в семью»…А одной, незамужней - нет. Хотя Рита уверена: справилась бы...
Здесь, в Доме ребенка живут детки от полугода до трех лет: больше «отказные» из роддома, или из больницы...
Младенцы вначале улыбаются, особенно когда их на руки берут, играют с ними. Дети подрастают, начинают понимать, и,хотя им не напоминают, все же задают каверзный вопрос:
- Где моя мама?...
К трем годам подросших передают в Детдом, где иногда нет мест. Дети остаются в Доме ребенка,временно, до пяти лет.
Лидочка Батеева четырехлетка, «переросток», как и Саша Ветров…Бывает, у кого-то есть один родитель, пьющий… или бабушки-дедушки, не могущие их содержать…Детишек задерживают, надеются: кто-нибудь из дальних родственников возьмет подросшего…Но бабушки редко навещают внуков, а берут тем более…особенно если пьющие. У Саши одна больная бабушка, которая почти не приходила…Болела? Никто не знал. Матери уже не было в живых. Но он ее помнил…
Лидочка - тоненькая девочка с огромными голубыми глазами, грустно глядящими на мир, - жертва неудачного аборта. Рита прочла ее историю, ужаснулась.Девушка восемнадцати лет, забеременевшая, вопреки воле «жениха», а так же боясь родителей, грозящих выгнать ее из дома с ребенком, решила сделать аборт.. Поскольку срок был упущен, на шестом месяце кто-то посоветовал ей выпить некую химическую смесь,оказавшуюся отравой…Случился выкидыш и ее увезли с кровотечением.В больнице ее спасли, и пятимесячная девочка выжила,но осталась глухонемой.Родным незадачливая «мать» соврала, будто «уехала»..и некоторое время жила у подруги. Молодая женщина благополучно вернулась к родным, подписав отказ от ребенка…А девочка, оглохшая вследствие отравления химией, - осталась... Родители ничего о внучке не знали… Юная «мать» надеялась, что малышка умрет, -и ни разу не пришла в больницу, не поинтересовалась судьбой дочери! - хотя ей сообщили, что девочка выжила. Ей даже звонили из больницы, - в надежде, что не она, - а может быть кто-нибудь из родных заберет ребенка!..
Дело в том, что уж очень хороша была Лидочка!- как ее назвали в Роддоме. Милая, нежная девочка, - беленькая с огромными голубыми глазами…Её все полюбили в больнице, где она жила долго: тщетно пытались ей восстановить слух! Ничего не вышло…и,когда пошел второй годик, ее все же перевели в Дом ребенка…Девочка была с таким хорошим характером, что сотрудницы больницы раз в месяц навещали ее, в искренней надежде, что кто-нибудь из родственников все-таки вспомнит о ней…А Лидочка улыбалась ясными голубыми глазами,и тянула руки навстречу. Лидочка с удовольствием танцевала под музыку, изящно подняв ручонки,и…безошибочно чувствовала такты,хлопая в ладоши. Рита,как и многие,- сомневалась, что у девочки нет слуха! Вопреки, - девочка была на редкость музыкальна…
- Смотрите! - говорила Рита Ларисе Владимировне, - Лидочка танцует лучше всех! Как она может быть глухонемой? Может, это ошибка? По-моему, у нее большой музыкальный дар! Как жаль: такого талантливого ребенка лишили слуха, да еще и бросили!..На месте этой матери я бы все равно взяла ее, - несмотря ни на что....
- Я тебя отлично понимаю, - говорила худрук, качая рыжей прической, - мне тоже искренне жаль Лидочку!Но я не врач.А врачи не- смогли. Родным она не нужна…а отец, вероятно, не знает о ее существовании...
Рита всей душой прониклась к Лидочке, - сама хоть сейчас взяла бы ее!...Но увы…Она одна, и у нее нет никакой жилплощади…Кроме того, в Чите у нее есть сын…Сын!- которого она тоже не может взять…
История Лидочки поразила Риту: родиться с такими музыкальными данными, и… остаться глухонемой! – трагедия.. Или, все-таки она что-то слышит?...Явно как-то улавливает звуки…Насмешка злой судьбы. Дети носятся, прыгают, галдят, задевая друг друга, ссорясь, иногда капризничая… Одна Лидочка тихая: подойдет, сядет рядышком, прижмется и положит свою беленькую головку Рите на плечо…Невыразимо приятно сидеть с нею! - невольно обнимешь тоненькую фигурку…«Чем-то мы одинаковы! – думала Рита, - от нее родители отказались…и от меня фактически тоже: « формальная дочь»…Взять бы Лидочку, и уехать подальше, чтоб никто не знал… вырастить как свою! Только ехать некуда, и не на что…».Тоска по своему ребенку у Риты выливалась на этих обездоленных…Про Лидочку она стихи написала.
У ДЕВОЧКИ БЕЛОЛИЦЕЙ
ВОЛОСЫ ПАХНУТ КОРИЦЕЙ…
РУКИ ЕЕ, КАК ПТИЦЫ,
НАД ГОЛОВОЙ ПОРХАЮТ…
Я говорю ей: - Кто ты?
Но под ресничным взлетом
Звезд голубых нет счета:
Девочка – не отвечает!...
Девочка не отвечает…
Лишь головой качает:
Ну, как я не понимаю,
Что девочка - ГЛУХОНЕМАЯ…?
Как сделать любимчикам приятное? Хотя самое-то приятное для них было бы: ДОМ, семья!..- «клетка», - будь она хоть золотая, - останется чужой. Рита, пол-жизни просидевшая под замком, прекрасно это понимала. Маленькая «тюрьма» или большая, - какая разница?.. С зарплаты Рита купила и принесла два больших кулька с печеньем и конфетами.:
- Это вам! – подозвала Сашеньку и Лидочку.
Дети взяли кульки, угостились конфетами, и раздали всем! Рита видела, как из кульков у них выхватывают налетевшие детишки, а они рассеянно смотрят…Радость уплыла вместе с «подарком»..
Однажды Рита решилась, - несмотря на запрет, - вывести любимчиков за пределы двора. Одела, вывела на улицу. Далеко нельзя, и она повела их в ближайший магазин. Дети шли, держась за руки. Остановились перед витриной кондитерского отдела.
- Что хотите? - спрашивает Рита. Дети глядели изумленными глазами и молчали. - «Боятся, что ли?» - Рита взяла их за руки, подвела поближе к ярким конфетам:
- Нравятся?...
Молчание. Перевела взгляд на красивую вазу с печеньем:
- Эти? –показала пальцем,- Или эти лучше?..
Дети рассеянно кивали. Рита накупила разных конфет по сто грамм, и самого красивого печенья…Два кулька вручила детям, и они важно несли их по тротуару, - в Дом Ребенка.. Встречный мужчина залюбовался:
- Ой!Какие молодцы, маме помогают!-похвалил, останавливаясь, - Не угостите меня?. – шутя протянув руку..И оба ребенка с готовностью протянули ему кульки.
- Надо же.. какие не жадные!..-мужчина был потрясен, - Да ладно, я же пошутил, не надо!
Рита настояла,чтоб взял,- раз уж просил: детей нельзя обманыватьдаже шутя. Изумленный мужчина взял две конфетки.
….Не могли они быть жадными, - ведь НИЧЕГО СВОЕГО - у них НЕТ, и НЕ БЫЛО никогда! Они просто понятия не имели о чем-то СВОЁМ… ДЕТДОМОВСКИЕ…Мужчина ушел растерянный, а Рита расстроилась и побыстрей увела детей обратно в «клетку»…из которой нет пути наружу.. Невозможно детдомовским обьяснить, что это ИХ КОНФЕТЫ, не общественные! Откуда им знать, что может что-нибудь быть не для всех…У этих нет ЧУВСТВА СОБСТВЕННОСТИ.
Рита привела их в группу с кульками.Но дети, - как воробышки, - прижались друг к дружке, испуганно затихли..И, конечно, раздали всем…Страшная мысль пришла Рите : «а ведь это и есть КОММУНИЗМ!...Когда нет разницы между своим и чужим, нет НИЧЕГО СВОЕГО… Бррр!»… еще острее стало жаль детей…
Что можно сделать ДЛЯ НИХ?..Пока дети спят, Рита рисует «Режим»… Худрук принесла новые красивые фломастеры:
- На! Дарю! - Рисуй, чтоб красиво было. «А если б не она, пришлось бы покупать краски, и рисовать своими !»- подумала Рита с благодарностью о худруке.