О золушке. часть 4-я, главы 5 и 6-я

Элизабет Стайнер
Гл. 5 -я
                КОЛЛОКВИУМ

    Перед  дверью,   делясь  «познаниями», тряслись  абитуриенты.
- Слышь,  а кто  такой  Энгр?
-  Рисовальщик!  -   Леплянский   рассказывал, ты был где?
- Не успел. А пейзаж  чей?…
- Левитана, чукча. Перед смертью не надышишься..
- Хватит пугать! Коллоквиум  чепуха, главнее экзамены..
- А Леплянский говорил…
  Рита   вошла   в  кабинет,  ощущая  в  голове  звенящую   пустоту: «Неужели Леплянский говорил правду?!- и все  напрасно..».Грустная, села застол, напротивтрех  преподавателей.  Взгляды  скрестились.. В  их  глазах  вначале почудилось  подозрительное.
-   Та-ак…Ну  и  кто  из  живописцев  Вам  нравится? И  почему? -  только  подробнее.
-  Ну, Серов...-проговорила она испуганно: «явно завалят!,- Левитан,  Поленов…«Ой,  как  попросят назвать их  работы!». К  ее  изумлению,  подробностей  не  спросили.
-  Погоди!  -  остановили ее,  начав  расспрашивать  - о планах на жизнь, много  ли она рисует, на какие   темы, и где   хочет  работать…Нравится  ли  ей   учить  других?
-   Рисовать  люблю, - отвечала она, удивляясь  легкости  вопросов, -…учить?!- .Не пробовала…Рассказала, что в  школе  редактировала  шесть   стенгазет,  участвовала  в   конкурсах,  получала   первые  места   и  даже  приз   от  «Комсомольской  правды»…Экзаменаторы   заулыбались и… поставили  зачет! Рита  вылетела  из  кабинета, как  пробка  из  бутылки. В  коридоре  воззрились:
-  Что …так  быстро  сдала?!
- Да! – торжественно  возвестила  она, - О  корифеях не  спрашивали,без подробностей биографий!..Ребята переглянулись,  не поверили: «Пугал  тоже! -  подумала сердито,: «Не  допу- устят,  чу-укча-а!»…Ффу-у!. -  «Сто  кило  скинув», она вдруг почувствовала себя  свободной. Экзамены уже не кажутся  трудными.. Леплянский стоял,  глядя  в ее  сторону…Рита,  обозрев  его   с  презрением,  погасила улыбку.
-  Поздравляю! – Осклабился он.- Я  говорил, сдашь! Я   помог…
- Ты-ы? Напротив!..- задохнувшись от негодования, Рита  глянула на него с ненавистью.-Ты  напротив: меня пугал, критиковал: «не допу-у-устят!»…Ну,да, показывал книги! - и  на том  спасибо. А  в  мои работы  не лезь,Леплянский!..-Выдохнув, она  повернулась к выходу.  Николай  двинулся   следом:
-  Артистка! Ты  не  поняла! Зря злишься.. Я  хотел  сказать,  что  твой   уровень…
-  Это у тебя  « уровень»! – вспылила  Рита,  оборачиваясь,- я всего лишь  абитуриентка, мне  не  положено знать все…это тебе…
- Да , я  и  хотел  сказать, что  твой  уровень низкий ПОКА…мало   что впереди!Погуляем? Ранодавать оценки, согласись…
  «Рано»?!А зачем давал?!-хотелось крикнуть, но Рита  вздохнула:
-  Каждый  имеет  право  на   собственное  мнение...
  Похоже,  он и  не  собирался   судить   о   творчестве? На  улице  было свежо,пахло осенью. Бродили   по  городу, останавливались возле «каждого столба».Леплянский, похоже искренне  восторгался  архитектурой.
-  Видишь  наличники на окнах? Какая  резьба! А  решетка! Во колорит  города! А  узоры!  Вот что надо рисовать!  А  знаешь,  в  каком  веке  это  делалось?  Сейчас так не  могут…
     Было очень  интересно  все, что он рассказывал, вдаваясь в  подробности. Рита удивлялась: «откуда  он знает,неужели из этих книг?»..Город   был  для  него   вроде   живого  музея, где  он  -  экскурсовод.
- Смотри, смотри,  какая  решетка!  Ты  когда-нибудь  видела   подобный  орнамент?..
   Рите  хотелось сказать,  что  « ножницами  можно   вырезать  и не такое», но она промолчала.Разглядывали ставни,  наличники,    Рита признала, что без  него  на  эту «железку»  она  не   обратила  бы  внимания..
  .  «Интересная   все же  личность   этот Леплянский:  ЧТО-ТО   в  нем  есть!..Узоры?..Надо  попробовать  вырезать! Возможно, те  мастера  вначале  тоже  вырезали  из бумаги, а  после переносили   эскизом на  сталь  или  дерево? Значит, это все-таки  имеет   ценность,как и вырезание! - тоже искусство. Возможно, и эти  наличники,   решетки, и  узоры – когда-нибудь  пригодятся…Как пример. Ну, какая  разница:  из  бумаги  или из железки?–Настоящее декоративное  творчество! Но тогда непонятно, зачем  он  накидывался  на мои   работы? -  «в наше время   не  все   это могут»?...Почему не все?!..Наверняка  древние   вырезали…»...
    
   Николай   рассказывал,  как   называется  тот   или  иной   стиль,  кто   автор, -кто,  возможно,  тут  жил…различал   старый  город  от  новых   видов  архитектуры.   «Все- таки он  эрудит, -  подвела  итог  Рита, -  не  зря   зовут  «Ходячая  энциклопедия»! Ему  бы быть  искусствоведом, - он по призванию  искусствовед!»…
и, оглядев  парня   снизу   доверху,  Рита  улыбнулась.
-  Экзамены  рассудят…Но  я  уже   не   доверяю  тебе. Извини. У  кого-то  работы  «совершенные»…? Не  у тебя   ли?.. .
    Леплянский замешкался, отвернулся, ссутулился, криво  улыбаясь… вроде  пошел на попятную:
-  А  кто  сказал,  что  у  меня  совершенные? ..
   «Неказистый!»- подумала Рита.- оттого и всех ругает! Завидует,  вероятно..»
-  Ты   когда-нибудь  физкультурой  занимался?  -  спросила она  вслух, -  Нельзя  так сутулиться  в   восемнадцать лет! Вниз смотришь, словно  боишься  споткнуться…Плечи-то  распрями!   А  когда  речи толкаешь, -  прямо  стоишь, -   рассмеялась  она.
- В  школе  занимался. –  буркнул  он, - Немного… У   меня   освобождение   по  глазам…А  что?  Не  нравлюсь тебе?
- Вообще-то   я   ценю  в человеке   осанку,  спортивность, тонус.  Мне  нравятся  люди  стройные,   подтянутые! –сказала  Рита,- . Мужчина  должен быть  защитник! А тебя… плевком   свалить  можно!
-  Ну…уж  не так, -  раздумчиво  проговорил  Николай, -   Сила  еще   не  все…Знание – сила! …- расфилософствовался  он, -Важны  сообразительность,    ум…
-  Сел  на  любимого  конька!.-подметила она,- ты родился  мужчиной, Леплянский! Неплохо бы   заниматься  каким-нибудь  видом  спорта.
   Леплянский   скис. «У него комплекс неполноценности, - решила  она, - потому  и   врет, набивая  цену…хочет  казаться значительней! Еще  меня зовет  «артистка»…а  сам-то кто?»…
-  Эх, ты,  артист!  - сказала  она, -  вон  как  пальцы  твои в обратную  сторону  выгибаются!Остановись-ка,  и выгни   ладонь  полностью!-  вот так…- показала.
- Видишь..-улыбалась Рита, - у тебя все данные артиста.  В Хиромантии,- я ее  немного читала,- так и сказано. А хитрые  рыбаки    так    судачат  о своих  «больших» уловах!
- А  я   правду  говорю!. – вдохновился  Леплянский, -  Недавно  ужинал  с  Иваном  Петровичем (учитель  старших курсов) -  о  девушках   говорили. –а  он   сказал,  самая  талантливая  в Училище  Медведева…На  третьем  курсе! Я  сказал  студентам,   - так они   помчались   смотреть  ее  работы!-   расхохотался, -  Я   говорю: «Эх вы, я   пошутил!»... - не верят, представляешь?.. Рассказываю, как  пил   водку  с  Николаем  Сергеевичем,  по  черчению…А он сказал  та-акое! - Всем   захотелось  узнать...Забавно, да?!
-   И что  же  он  сказал!?
-  А  что  ни  на  одном  курсе,   ни  одного  студента   нет,   кто  бы  по  черчению   пятерку  получил!  А  потом   я   свои работы  показал…так  у  него  и  челюсть отвисла:  ПЯТЕРКА!-    Неужели, говорит,   это  ты   делал?
- Да,  говорю, - я  еще  и  не  такое  сделаю!Мой отец  -  архитектор!…
    Рита хотела сказать: неизвестно, кто его отец… но  не стала. Был ли  вообще у него отец? Вряд ли   сынок   стал  бы  занимать деньги. Врет,и  забывает, что говорил последний раз…То  отец «известный скульптор», то «архитектор»…А мать   «искусствовед»! А недавно  говорил, будто отец  «бывший дворянин,   художник».. и  они,мол,  «всей  семьей  вращаются  в  кругу   известных».. «в  самом деле, где его  родители?.. Или  -  детдомовский?»…
-Почему ты  вечно деньги  занимаешь? -  спросила  прямо,  -   Неужели мама искусствовед  ничего  не  шлет? И тут Леплянский    «прокололся»:
-  Так   она   мать-одиночка…- Спохватившись,  перевел  тему:
- Не  хочу беспокоить. Сам  зарабатываю. Делаю, вывески,  буквы  пишу…Учителя - друзья  выручают.  Будет  надо,  попрошу! -  Кривая  улыбка,   размахивание   руками…
      Хотелось  спросить: «А если   «не очень  надо», зачем   занимаешь  у  бедных  студенток?! Не такая  уж безобидная   эта  ложь - страсть  к  стяжательству…». Между тем  «вечный нищий» покупает   все самое  редкое  и ценное, - чего ни у кого нет! -  этюдник,  натуральные  кисти, Ленинградские краски…и  откуда   такие  дорогие  книги  берет?  - нигде  таких   нет»…

-  Покажи   хоть  одну  свою  работу, - спросила, наверняка  зная, что  не покажет. А Леплянский  «в  кусты»!... Сменил  тему, начав  привычно рассуждать  о  художниках… «Скользкий  тип,  ушел от  ответа!…- подумала Рита, - что-то  явно  не так..а   меня   раздражает    показное..и  его   «всезнайство»:   цыганка так же берет  за  руку и    водит  пальцем  по  ладони..  ».
-  Творчество  не  потянешь! – заявил   он вдруг, - Ты  нигде не училась. Уезжай. Чего испугалась? Да не расстраивайся! -  Такие  училища и  в других  городах есть..
   Рита, растерявшись  от такой  наглости,   остановилась:
- А  твое  мнение -  критерий?! – спросила, сузив  глаза  с  обидой.
 
    Навстречу, улыбаясь,  шли   Рая  и  Майя.
 Леплянский   предусмотрительно отошел.
-  Здрассьте! -  начала   Рая,заметив  растерянность Риты, -  Чего    такая  хмурая?
- Леплянский!-  призналась  Рита, - Говорит, что не поступлю.. Раскритиковал   мои  рисунки..
   Он,   не  успевший  отойти  далеко,   оглянулся:
-  А  хочешь, я  по  творчеству тебе  на  экзамене  помогу? А  то    наляпаешь…
-   Что-о?! -  сверкнула глазами   Рита,-   Отстань!
   В тот же миг  Леплянского    окружили  «поклонники»:
-  А  ко  мне  подойдешь?  -  спросила   девушка. – Поможешь?
-  И   мне! -   попросил     парень….
-  Наверно,   придется   уехать!  -  призналась   подругам  Рита..
- Не обращай  внимания! – заговорили те, -  Он  завидует!…Не видишь?! Хорошая  твоя  живопись! Он  тот еще   тип…
- Да-а…- протянула Рита, - Он сказал,«никчемные  почеркушки»..
- Плюнь!  -  Рая,  тряхнула   челкой, -  Противно смотреть, как  раболепно   они  в  глаза   ему   глядят,  собачонками   следом  ходят… И  что ты в нем нашла?
   - ...А про меня  он говорит «Тьма» кромешная»…Эрудит. Рассказывает интересно..Особенно про город!..Он про Джорджоне рассказывал, ученике  Тициана.. И про Эдгара Дега…и   что  такое  «сюр»…  Сюрреализм, -улыбнулась Рита, - до него  не знала.  Иллюстрации-то   в книгах   -  чудо!
-  Ты  еще  и  оправдываешь?!  -  возмутилась  Майечка, -  А  денег он   у тебя   случайно  не занимал?
-  Занимал…-  пришла   в  себя   Рита…-  последнюю пятерку. Я  тоже занимаю.. Устроюсь   на  работу,  - долги    раздам!..
- Во,  гад!  -  рассердилась  Майя, - .«Хорошо   разбирается!» -  у кого  побольше слямзить..-  У  всего  училища   назанимал! Он  же   помешан на деньгах, хитрый  Лис! Ты   хоть  знаешь кто  он,   и  откуда?
-  Никто  не знает, - улыбнулась Рита,  -   остался  рубль -  давайте купим   мороженое!

6 -я  глава
                ТВОРЧЕСКИЙ   КОНКУРС

     Расставлены мольберты, разложены краски, кисти…А по аудиториям  разгуливают студенты, с видом  «знатоков»,   заглядывая   в  рисунки   «абитуры»…Как  не   показать,  что  они    «собаку сьевши»  поучают  «салаг»! Разрешается  заглядывать,   задавать  вопросы,   спорить  -  шепотом…В  трех   аудиториях   постановки.  Два  факультета   первого  курса:  декоративный   и  живописно-педагогический. У живописно-педагогического    деревянная  чаша,  расписанная   золотом, а  рядом   подобная     же  деревянная  ложка,  на фоне  серой  ткани,  стекающей  со  спинки  стула.  Экзамен  -  три  дня,  с  небольшим  перерывом. Живопись,   композиция…Рисунок идет  последним. Юноши  и  девушки  сосредоточенно  смотрят  на  постановку,   прикидывая,   с  чего  начать,  каким  цветом.. Иные  подойдут, трогают   пальцами.. Как передать твердость  материала,  фактуру,  емкость?  Посмотрят, прикинут, - и отходят, не  сразу  берутся  за  кисть. Большинство   набрасывает   карандашом, а  потом   красками.. Обстановка   рабочая,  напряженная.
       Через   два  пролета,  на  «Деке»  ( декоративном), - тишина! Рита  заглянула,  подивилась  постановке:   хрустальная    ваза  с  фруктами, а несколько   вишен  и  слив   на  столе. Овощи, - нарочито раскиданы. Требуется передать  цвет,  «аромат»,  и  разницу…Высокий  статный, Алферов в центре, красивый,  с   ярко-синими   глазами,  увлеченно  рассказывает:
-  Настоящий   художник  должен  быть  наблюдательным,   уметь  видеть, что  простой  человек  не  заметит. Идете ли по  улице,  видите, например, - машины  мимо…Мелькают! А Вам  не  приходило  в  голову,  что  у  них   разный  характер? Все  цвета  разного, и гудят  по-разному…Да  не в этом дело. Вглядитесь  в  автомобиль. У  него   «глаза»,  «рот»  и  «нос»… он  смотрит на  вас! Каждый  «смотрит»  по- своему..Художник видит  характерные   особенности,  подмечает  разницу,  а не  одну  структуру  или  цвет…Скажите, вот сейчас,  - что  прежде  всего  художник  должен  видеть   в  постановке,  в   натуре?.. Поглядите  на   вазу, - какая она? Сравните  с  другими  предметами,  с    вазами!..
   
    Рите очень хотелось узнать, что дальше,но надо  возвращаться!  «Интересно  рассказывает, -  завидовала она..Жаль, я не сюда поступаю.. А   наша   где  ходит? В   упор нас не видит… женщина, если не ошибаюсь?.Полчаса  мы одни…А тут вовсю  идет беседа! Студентам  важно  знать  своего педагога.». Влетели     ребята   с  другого  курса,   заслушались…
- Здорово рассказывает Алферов! -улыбнулся  парень,  подмигнув  Рите.
-  Да.. -  кивнула  Рита, -  хороший  художник,   чувствуется…-  Жаль,  я   сюда  не  попала!
-  Знатный  педагог, - пояснил парень, - художник    замечательный! Я   вначале   у  него   учился, а  после  на  «музыку»  поступил...и  застрял.  А  рисовать  продолжаю, и  к  Алферову  забегаю по дружбе: он  всегда  рад, никому не отказывает. Меня зовут  Саша, - улыбнулся  голубоглазо…    Пока  знакомились,  Раечка  и Маечка  подбежали. Тоже  слушали  Алферова, как  зачарованные...
   
   -  Обратите  внимание, -  говорил   он:  ваза   светится! Грани  играют. Какой  у  нее   характер?.. А  бокал  другой,  правда?.-  Но  вот  слива,  рядом,  темная,  аппетитная..и  тоже  с  характером. А  посмотрите    вишни,  -  как   хитро  блестят,  разбегаются! Большая разница между  ними,  и,  например,  виноградом… С  чего  начать?.. Начните  вот  с  этого   пятна…или – как  вы  считаете?..
     Рита   не  может   сдержать  восторга:
-  Это  вам   не   Леплянский, - ни   цитат,  ни  авторитетов, а    как  живо  говорит!
-  Да, конечно…Тише! -  шикают   девчонки, -  Алферов,  -  мастер   живописи  и  графики…Ой, почему  мы  к  нему  не  пошли!?..
-  А я бы  начал  с  другого…-вырос  рядом   Леплянский.
-  Тебя  не спрашивают! -  шикнули  на него, - Посмотрим,  как  сам  будешь  писать..
- А  я   чего?   Я  ничего…-   Николай   смолкает, и   опять:.
- Я  бы  начал  с    бокала..
- Тише! - шипит  Рая,  показывая   кулак. – каждой  бочке затычка.
-  В  каждой  натуре  есть   характерное!  -  продолжает Алферов, - Ваше  дело  найти,   выделить, показать…Как  будто  обычная  ваза…но   больше  всего   мне  нравится   вот  это  желтое  пятно.. Будьте  наблюдательны!Видите, оно  подчеркивает  в ней все  цвета, и   фактуру?…А что  в  этой  натуре  Вам  по  душе?  Вы  не  должны  быть равнодушны.  Слышите?  Бойтесь  равнодушия!  Если вам в  натуре ничего не нравится, -  не  рисуйте…! Не  выйдет…Возьмите   весенний  зеленый  листочек, яркий  такой, клейкий,  блестящий  и  ароматный…полюбуйтесь, полюбите  его!Подметьте,  что  в  нем   вам   по душе,  -и  тогда   берите  кисть… с  любовью  рисуйте! Обязательно   получится.  А   если   не  нравится,  -  опять же, - определите, ЧТО именно  вам  не  по  нраву…Возненавидьте  его! – начинайте  с  этого!…Нельзя   быть   безразличным художником.Возьмите чайник, обычный  железный, - будто  ничего   особенного…Но  я  видел  у  одного  художника:  стоит  Чайник,  сердитый такой,  надутый, -  вот это ЧАЙНИК!- в характере. Понимаете,    нужно вдохновение.
  - А это  пятно? - допытываются студенты, -  тень,  или  отсвет?…
-  Вот именно! -подхватывает педагог,-Приятное по цвету пятно в  натюрморте…Попробуйте-ка  найти его! - и   все   сможете...
  Девочки  перешептываются.
-  Да.ааа…Надо было  идти  на Дек…-  вздыхает Раечка, - педагог    чудо!Завораживает...
- Не-а, - мотает головой Майя,-   у него   слишком  ярко, в   глаза бросается…Женщина мне  ближе. Уравновешенная. И работы  ее  такие же:   нежные, неброские.
- Очень  жаль, -   серьезно сожалеет Рита,-   не  знала,  что есть  такой   педагог! Полезно  у него  поучиться.
  Ее уже дразнят: Артисткой, Белой  Шляпкой, Экстерном, и почему-то…Клеопатрой..
-  А я  нашу  видела! -  говорит  Майя, -  Светленькая,  где-то  там,  на  курсе   ходит…  скромная.
-  И  я   видела  издали…не  поняла, что   за человек,  -  вздыхает  Рая.
- Тоже  мне,  художник! - возмущается  Артистка. -  «Скромная»: от слова «скрыть»… умеет скрывать:  себя,    знания,  секреты  творчества... А что тут  хорошего ? По-моему,  художник не скрывать, а  ОТКРЫВАТЬ должен. Нельзя   ли  мне  перевестись   отсюда,  -  к  Алферову?
- Нет, -  вздохнула  Рая, -   назад  нельзя…Впрочем,  узнать надо.
   
     Звонок возвестил  начало   экзамена.. Подруги   вернулись   в   аудиторию, озадаченные. Рите не  приходилось  писать  с  натуры  красками, тем более  такую  красивую  вещь,как эта чаша.  Полюбить эту вещь  кажется  задачей несложной:  как  не  полюбить! – чаша, расписанная золотом,так и сияет...Красный ободок  подчеркивает  цвет и рисунок. Надо передать  это  на  бумаге. Тенью   позади  вырастает Леплянский.  «Надо бы  спросить,  с   какого  он   курса, -  думает   Рита, - У него тоже  экзамен, или… чего-то   он  высматривает? ..»…
-  Эй! Каким  цветом  пишешь?!-  наезжает  он сходу,  -Цветом   пиши,  а  не  грязью!
-  А  где   грязь? - обижается  Рита,  держа   наготове   кисть, -    я  смешиваю  на  палитре,  золотой  и  розовый....
-  Это и  есть  грязь! -  тычет   он    пальцем   в   серое  пятно  рядом  с  чашей.
-  Ну! Дурак, это  тень. Ты   преподаватель?  На  каком  курсе?....
- Почти…- сказал  он, неопределенно, улыбнулся, закинув   голову,  потянулся, -  сама  знаешь, меня  зовут   Николай…
-  Ты  брось.. Николай - это  должность  что ли? -  усмехнулась  она..- Послышался смешок. Не обращая внимания, Рита   легкими  движениями выписывает абрис,стараясь показать  выпуклость.. Подходят  старшекурсники…Леплянский  чего-то,  занудно  бурчит   за  спиною…
- Послушай! –не выдерживает Рита,- Чего  зудишь?! Знаю я, каким цветом надо!.. Она  терпеть не может, когда   «стоят над душой»! Вообще живопись – дело  сокровенное: как  полет   в  неведомое, которое  видишь..Летишь  к   новому, несмотря  на   препятствия…Оно  манит, как  недостижимый  горизонт. А  бывают  случаи,  что долетают  до горизонта?...-  занесла  она руку  для   мазка,  и     услышала  сзади:
-  Ну-у.. размазала!- все   испортила…- Николай  рассыпался  в  обьяснениях…
-  Иди-ка  ты со своей  теорией! –вызлилась Рита,- Что значит «не с той  стороны?!» - может,  я  хочу    вверх   ногами  рисовать! Не мотайся под ногами..У  тебя  что,  нет  своего  места?...
 -  Не «рисовать, а писать»,- Леплянский  завелся терминологией,- но...Рита  вгляделась: врет! Ничего  не размазано, тени   на месте.. Сквозь фон проглядывало  что-то  нежное, едва  ощутимое.. Леплянский  ушел. Рита  начала  влюбляться  в  постановку:  «теплая  ваза,  солнечная…Но что  хотят  сказать   те,  кто   перешептывается  за  спиной?»..
   Рита  отойдет  на   три  шага  назад,  - полюбуется   золотыми  краями, - и  опять  макает  кисть…Акварель!А  получалось  как  маслом. Кто-то шепнул про Ленинградскую акварель. «Ой,  зачем  зудеть  над ухом?! Дело не  в  красках,  в  настрое...»  Чаша  горела,   выделяясь  обьемно, как и  ложка…«Жаль, я не писала  раньше с натуры..Где  я была,  балда? - мало  писала  красками,  все по памяти..А эта  самой нравится! Отчего  в  школе  не   ставят ученикам постановку?..Считают за дураков?!..На   ватмане,  кажется,  что-то  красивое  зарождается…
- Ооо!Получается!...-пропела рядом Рая. Кто-то из педагогов  приблизился, наблюдая, как  прорисовывается  роспись,  щелкнул  пальцами:
-  Молодец!..- Отошел…Рита услыхала   «спиною»:  пустяк,  а  приятно, расцвело настроение!Воодушевилась, старательно   дорисовывая тени.. Раскраснелась…И   опять  Леплянский:
-  Ну! -  буркнул,  - куда  все  делось?  Сразу  видно,    никогда  не  писала с  натуры! – Хочешь,  чтоб   я  подсказал?….
- Ой! Не  хочу! - вскрикнула  она,  гневно  оборачиваясь, - Знаешь  что, «учитель- мучитель», - учи других…Сколько  раз  говорить: не стой над душой!
- Зря ты…- прогудел Леплянский, поставят  «трояк»…а я  бы  мог...
-   Не  твое  дело!  -  взьелась  Рита,  - .. Отстань!
Ушел. Вздохнула облегченно, - «кому не нравится, а   я довольна»…
    Подошли  старшекурсники. Почувствовала  в  их молчании   незримую  поддержку. «Сколько  прошло  времени? Как, всего  полчаса?!..»…Поулыбались,ушли, оставив  хорошее  впечатление. Подходили   с  «Дека»…Рита  с  удовольствием  ловила  взгляды,   одобрительные  улыбки…
-  Ну, ты  даешь, Экстерн! -сказал кто-то. Ни у  кого  не  готово... «Экстерн» значит, быстро.. Постановка рассчитана на  двенадцать часов: три дня  по  четыре  часа!И…вновь   назойливо  лезет   Леплянский, сморщив  свой  «рубильник»:
-  Ну   что  за  работа?  - гнусавит, -  Сказать, что  тебя ждет?
- А  тебя   ЧТО  ждет?!  - взорвалась  Рита, - Каркаешь, как   ворон  над  падалью …Не  нравится?!.
- Ну..Так…Ничего…-вздохнул, почесав нос, -Могла  лучше...
-  Слушай!! -пойми: я  терпеть   не  могу,  когда  под  руку  говорят!  Я  же  твоего мнения не спрашиваю.
   Леплянский   отступил, исчез   надолго…
«Любопытно   где   все-таки обитает   «великий  учитель»?  -подумалось ей,- Впрочем, дался  мне он! .Капает  на душу,  болтает  как  попугай…да все  почему-то  - мне ! Говорят: «Пол-работы дураку не показывай!»..или   нарочно  мешает?»…

     Рита  закончила. Отошла, оглядела  издалека,  вздохнула:  чаша сияетзолотом,ложка, как живая…Подойди и   возьми!...Впервые   была   так довольна  своей  работой,  что   боялась   испортить  случайным  мазком. Кто-то  сказал:  «В искусстве  важно  вовремя остановиться»..
  -  Остановись, а то  испортишь…-  подтвердил  незнакомый парень, оказавшийся  рядом. Рита благодарно глянула,   улыбнулась:  можно   и  по   чужим    мольбертам прогуляться. Испытав на  опыте, как  мешают,   ничего  не  говорила.. Кто –то    шепнул:
- Сходи-ка  на  «дек.»! Постановочка, - закачаешься! Увидишь  там  и  Леплянского…
-  Что-оо?! Он… разве    абитуриент?!..
-   А  ты   не   знала?  Ходишь  с   ним....
-  Это  я-то с ним?! Это  ОН ЗА МНОЙ…- я была  уверена, что   «третьекурсник».. .
-  Ну, да! -  ухмыльнулся   парень, - Третий  год   поступает..
-  А  делает   вид,  будто    учитель!  Просветили,  спасибо.
- Что ж ты такая  наивная!? – покачал головой  парень,-   Многого   еще  не  знаешь...
    Рита тряхнула  головой, отгоняя  ненужные  мысли, и  побежала  на  «Дек». Натюрморт   у  одних  получался    слишком  ярким,  у  других   размазано - туманным… «Как  можно  такую  красивую  постановку портить?!».. - удивлялась  она. А  вот  и   Леплянский...Неслышно  подошла,  наблюдая  из-за   спины, и…диву далась:   
    «…Ну надо же! –и этот  Леплянский   с  видом Мага  учит всех..а  у самого..такие  неуверенные мазки..все  серым лепит! Эх, живопись замазал…Там же серого вообще нет! Ваза вышла плоская…грязно-мрачная…фрукты«картонные»…неживые, вялые  груши:  «вчера сдохли»…такие же лимоны и апельсины валяются… Испортил живопись.. все  на  один цвет  и лад!..»…   
     Удивлению  ее не  было границ.. И овощи  не  овощи,  и  фрукты – не  фрукты…серость! Серые  сливы, серые  вишни, серый  виноград! Одурел, что ли?! - после этого,  кто из  нас  «пишет  грязью»?! Все в  кучу  налеплено... мазки  толстые, густые: от мокрого бумага насквозьпротерлась.Ай,да Леплянский! Вот почему свои работы не показывал…Давно  бы  надо  остановиться…А  это… еще  что?   Не   лук, не   морковь.. может,  репа ?.. Вишня  не  отличается  от  винограда...А по грязи он  спец! Там на  постановке совсем   не  то…Чего  же  он, баран, бегает  по  чужим?.. Срисовывает, что ли?»…
-  Николай! -  не  выдержала она, так  что  он  вздрогнул,  и  обернулся, -  Это   и  есть  твоя  живопись?
-  Ну, да,   как  тебе? –  расплылся    до ушей,  -   Нравится?..

   «Какая  самонадеянность! –  восхитилась   Рита, -  Сказать   «плохо», -разозлится «всемирный судия».. пусть  домазывает.. После   экзамена   я  тебе  выдам:  держись, Леплянский!...»
-  А  кому- нибудь  нравится?  – спросила   с  улыбкой.
- О! - расплылся Леплянский, - меня  похвалил   самый   лучший    педагог  из  соседней  аудитории!  – говорит:  «  ты   пишешь   как    Врубель…»
-  Ладно…Врубель!»…-  вымолвила  Рита,  отходя… «Интересно,  кто такой  Врубель?»… и тут  Леплянский  доложил,  что   хочет  « на  воздух,   подышать»…
- «Отравиться»? –догадалась Рита, - Спасибо,  от   компании   курильщиков  отказываюсь..Я пройдусь, погляжу, как другие  пишут..   
    Все писали по-разному.Рая  тоже  закончила. Отошла, любуясь. Майя  стояла в  нерешительности,  трогая   кистью   ватман…На листе -светлело нечто бледное, еле  заметное,  нерешительное, как  и  сама… Рита  подумала: «  каждая  работа похожа на своего исполнителя?»..
   На  выходе   было  много   закончивших.  Рая,  выйдя   с Ритой,  сказала  улыбаясь:
   -  Мне  твоя   работа   очень  понравилась. Ваза  как  живая! У тебя  хорошее  чувство цвета,  обьем…Действительно   Экстерн!
-  Спасибо. Твоя   живопись  не  менее  живая! - итожила   Рита. –  яркая,  как  ты  сама.

    Следующий  экзамен  был  по композиции…Рита скоро закончила. За  три  дня  перерыва  можно  отдохнуть,  посмотреть  город.. Иркутск   тонул   в зелени, и  цветах, хотя тронут  осенними   штрихами…Город  пылающих  георгинов! На  углах  цветы  продаются,  на   клумбах   цветут,  свисают с   балконов  пышными  головами чуть не до земли…Студенты  делают   зарисовки. « Здорово   быть   художником, - радовалась Рита, -  вообще творческим  человеком...».Она    рисовала   георгины   в  стакане,   в   банке,    на  клумбе…
-  Эй, Экстерн! - позвал  ее  кто-то   из  незнакомых, - уже  нарисовала?  А знаешь,  быстрота   нужна при   ловле  блох…
     Рита раскрыла  альбомчик,  изрисованный  цветами.. Подошли  несколько   студентов,   переглянулись:
-  Неужели  пока  тут  стояла!?..Весь альбом!!!.И правда, ты Экстерн.
      Постановку Рита нарисовала за двадцать- тридцать минут.Но на  всех   экзаменах   Леплянский   подбегал   к ней  с  важным  видом,  давая   «ценные»  указания….
 - Хватит  говорить   под  руку! -  сказала  ему  Рая, -  Все  люди  настроения. 
  - Посмотрим,  какую  оценку    сам   получит!-мигнула  Рите.
    Он  навязывался провожать,  но Рита    убежала  в  аллею,   к   фонтану…Делать  наброски.. В блокноте их накопилось  уйма:  площадь,   улица,   аллея, цветы..Еще  уйма времени, так как  работу  сделала быстрее других... Неделю комиссия  будет работать, а затем   решится   судьба!…    
   - Вот  увидишь,  я  был  прав!  - зудел  Леплянский, -  Ты,  конечно,  Экстерн! -  по-своему  все  норовишь, но  скорей  всего,   не  пройдешь по конкурсу…Не  расстраивайся:  можно  через  год   приехать…Я в  художественной школе два  года  учился.  Поедем со мной?-  вместе будем  готовиться… У  тебя -  ни  теории, ни  практики! Вот  и пролетели  дни  экзаменов. В свободные минуты Рита  гуляла по Иркутску,  заходила в кафе,  пила  чай  и  писала  стихи…Вечером возвращалась в кошатник…Впереди -  тревожная  неделя  ожидания: работает комиссия!