Возвращение. Ваганты

Марина Троицкая
   Я не люблю возвращаться.Ты спросишь - почему?- Скорее всего, по возвращении я сразу погружаюсь в безграничное поле ответственности: необходимости принятия решений, извлечения выводов и совершения иных, уже более заземленных хлопот и обязательств. Только в путешествиях я принадлежу  себе одной, без каких-либо скидок на обстоятельства и личности."Вольнее дышу, веселее гляжу на берег, на горы, на светлое море...Гулять, распевать, красоваться готова свободно, беспечно - резва, удала." Это написал в Ницце в 1840 году Николай Гумилев. Моя мама подобное отрешение с присущей ей критикой называет - с глаз долой - из сердца вон.Не совсем так, но близко.Что делать? Недостатки искусно вплетены в узор наших достоинств. Вот и сейчас  без лишних восторгов, переступив порог своих пенат, сразу, с неудовольствием вижу следы наведения чуждого мне порядка в моих книгах, ибо только в своем беспорядке я с математической точностью определяю нахождения, необходимой мне вещи.От немедленных упреков меня удерживает, вдруг, замеченный ad manum (лат. под рукой) томик "Поэзия вагантов"Господи,последний раз я открывала его - дайте подумать - лет десять назад во времена моей влюбленности в Мишеля Монтеня.Помню, меня обижала его полное растворение в античности и безразличие к средневековью.Средневековье,"Carmina goliardica"она и есть Поэзия вагантов.Вы не знаете вагантов? Но студенческий гимн Гаудеамус,а "Во французской стороне..."Конечно,может сами и не пели, но безусловно слышали   в веселых компаниях!Так , что ваганты? От латинского слова vagari странствовать, бродяжничать. Странствующие поэты, их еще называли голиарды от библейского исполина Голиафа, которого они считали своим патроном, а может просто от провансальского qualiador - морочащий других - так вагантов называла чернь, которая не знала латыни.Пели они(ваганты) в основном на латыни, это был язык межнационального общения в те времена.Пели гимны,песни назидательные, застольные,любовные, шуточные.География их странствий  - Южная Германия, Франция, Англия, меньше Италия. До нас дошли их рукописные тексты, более 200 песен, которые были названы по месту их нахождения:Оксфордовская рукопись, Краковская,Ватиканская etc.В основном это были неизвестные поэты,но в 20 веке ученые смогли выделить из безымянного бытия имена трех больших:Примас Орлеанский,Архипиита Кёльнский и Вальтер Шатильонский. Самая блистательная слава была у Примаса, настоящее имя Гугон. Сохранился отрывок о том как он состязался с праотцом голирдов Голиафом.Вот, послушайте: - ...Голиаф же,о том уведав, с приветственным гласом исшёл во сретенье Примасу, имея в руках лопату. Узрев сие, вещал ему Примас: с чем грядёшь мужичина? Голиаф же ответствовал: - С тобою тягаться по чину. - В виршах? - На то наша воля. - О чём? - О худой нашей доле.(Краковская рукопись).Второй великий вагант Архипиита в отличии от мрачного Примаса был тонок и ядовит намеками в стихах, в которых было больше светского лоска чем у других латинских поэтов. Он был почти придворным поэтом императора Фридриха Барбароссы. Третий классик вагантской поэзии Вальтер Шатильонский также был связан с придворной культурой.Кстати, он изучал право и написал ученую поэму"Александреида" об Александре Македонском. Она считается в мировой поэзии одним из высших достижений европейского гуманизма 12 века. Эти три имени, как бы три ступени хронологические и социальные вагантского творчества. И завершая, я не открою Америки, если скажу, что многие современные группы фолк и фолк-металл играют средневековую народную музыку. "In taverna" - одна из самых популярных.Но и не могу отказать себе в удовольствии поделиться совсем чуть -чуть моей любимой "Прощание со Швабией" - Во французской стороне, на чужой планете предстоит учиться мне в университете. До чего тоскую я - не сказать словами. Плачьте милые друзья горькими слезами...Но пройдет ученья срок - стану сам ученым, мыслью сделаюсь крылат в гордых этих стенах, чтоб открыть заветный вклад знаний драгоценных..."Заметьте - Средневековье!