Здесь жить нельзя - Кировград

Юрий Язовских
Так получилось, что символом экологической катастрофы в нашей стране стал челябинский город Карабаш. Медеплавильный комбинат в этом городе залил кислотой окрестности и убил все живое на огромной территории. "Марсианские пейзажи" Карабаша так удачно расположены, что видны всякому, просто проезжающему мимо города. Благодаря этому обстоятельству многочисленные фотографии неземных карабашских пейзажей заполнили весь Интернет.

Но Карабаш отнюдь не уникален. Подобный город есть и в Свердловской области – всего в ста километрах на север от Екатеринбурга расположен Кировград – один из самых грязных городов России, который совершенно затерялся среди более известных городов-помоек. Карабаш известен не только в России, но и мире, а про Кировград даже у нас в области знают немногие. И фотографий Кировграда в Сети не найдешь. А ведь пейзажи там не менее "марсианские", чем в  Карабаше! И неповторимый кислотный аромат возле местного медеплавильного комбината точь-в-точь как в челябинском гадюшнике – долго там не погуляешь…

Причина медийной неизвестности Кировграда вполне очевидна: в отличие от Карабаша, местная техногенная пустыня расположена в стороне от дорог. Если вы просто проезжаете через город, то все неземные красоты пройдут мимо вас.

Как Кировградская техногенная пустыня, размеры которой примерно равны площади жилой части города, появилась среди наших уральских лесов, полей и рек?…

… В небольшом селении Калата в начале 19 века появился серный завод, а в 1914 году стал коптить медеплавильный. В годы Гражданской войны он не функционировал, но с 1922 года завод вновь начинает активно загрязнять прилегающую территорию. Сначала рабочие плавили черновую медь, а позднее было открыто и сернокислотное производство. В 1935 году Калату переименовали в город Кировград - в честь убитого сталинского соратника С.М.Кирова. В 1957 году был образован Кировградский медеплавильный комбинат (КМК), в который вошли рудники, медеплавильное и химическое производства. После приватизации комбинат в начале 21 века перешел в собственность олигархов Михаила Черного и Искандара Махмудова (холдинг УГМК). Сейчас КМК является филиалом ОАО "Уралэлектромедь" под названием "Производство полиметаллов".

Техногенная пустыня возле комбината занимает сотни гектаров и состоит из отвалов шлака, твердых серосодержащих отходов (похожих на песок) и "хвостов". Не знаю почему, но жидкие отходы производства металлургических предприятий называют именно "хвостами". А хранилища, в которые их закачивают – хвостохранилищами. В Кировграде их два – одно из них длиной более полутора километров! 

В Кировграде техногенная пустыня пропитана серной кислотой. Когда-то здесь росли деревья, но они буквально сгорели в кислоте. И вот это странно. Дело в том, что Кировградский комбинат уже к 1975 году из-за недостатка медных руд полностью перешел на переработку вторичного медно-цинкового сырья (металлолома). Когда мы смотрим на выжженные холмы в Карабаше, то причина этого понятна: почти столетие сернистый газ (диоксид серы), который выделяется при плавке медной руды, просто выбрасывался в атмосферу. Только в 21 веке на "Карабашмеди" было построено сернокислотное производство, из-за чего количество выбрасываемого сернистого газа резко уменьшилось. Казалось бы, в Кировграде не имеют дела с рудой уже 40 лет, но почему серой пропитано все вокруг?... Точного ответа на этот вопрос я не нашел.

Как следует из официальных данных, предприятие до сих выбрасывает в атмосферу диоксид серы (сернистый газ): уровень загрязнения данным соединением серы в первой половине 2016 г. характеризовался как "высокий". Достаточно ли этого для появления кислотного дождичка в наши дни или кировградцы окончательно лишились лицезреть это чудо природы? – Непонятно. Наши экологи выдают только цифры превышения ПДК по какому-либо показателю и не заботятся о переводе их на человеческий язык.
Кислота отвечает за "марсианские" ландшафты, но опасность для здоровья представляет не только она, но и токсичные металлы, которые выбрасывает в атмосферу любой медеплавильный комбинат: свинец, мышьяк, цинк…

Из токсичных металлов самый опасный для человека – свинец. Свинец токсичен, он резко усиливает действие других вредных веществ на организм человека, снижает иммунитет, приводит к задержке умственного развития у детей и воздействует на нервную систему ребенка. Поскольку свинец плохо выводится из организма и накапливается там, получение даже небольших доз свинца в течение длительного времени опасно для здоровья. Кировград – один из самых загрязненных свинцом городов в Свердловской области. Бывали времена, когда ежегодно десятки тонн свинца вырывались на свободу из печей Кировградского медеплавильного.

Помимо наличия токсичных металлов и серной кислоты, в Кировграде может быть еще одна серьезная проблема - диоксиновая. Диоксины считаются самыми опасными веществами для живых организмов – универсальными клеточными ядами. Они практически не разрушаются в окружающей среде. Диоксины попадают в организм человека через воздух, воду, продукты питания и концентрируются в жировых тканях.

Если при переработке металлолома предприятие выжигает медь из кабелей с ПВХ-изоляцией, то это прямой путь к появлению диоксинов, образующихся при сжигании хлоросодержащих веществ. В одной из статей я прочел, что за многие десятки лет переработки металлолома в Кировграде на открытой площадке было сожжено немало подобного кабеля, а значит и диоксины в городе должны присутствовать.

Медеплавильный комбинат – самый крупный загрязнитель в Кировграде, но не единственный. На состояние окружающей среды в городе серьезное влияние оказывают предприятия в соседних населенных пунктах. Угольная ГРЭС в Верхнем Тагиле находится всего в 10 километрах: Кировград накрывают не только выбросы из труб этого предприятия, но и зола с отвалов ГРЭС при сильном ветре. А с другой стороны Кировграда дымит цементный завод в поселке Цементный. До него чуть больше пяти километров.

Учитывая такое количество стационарных загрязнителей, которые обложили Кировград, не приходится удивляться, что Кировградский городской округ в 2013 году оказался на втором месте в области по уровню первичных раковых заболеваний: 610 на 100 тыс. чел.
 
…Как и в обычной пустыне, где после обильного дождя начинают колоситься разнообразные кустарники, так и в Кировградской техногенной пустыне после снижения уровня кислотности появляется самый живучий растительный организм – береза. Береза не просто некое абстрактное олицетворение Родины, по которому льют горючие слезы российские эмигранты - она реальное олицетворение Жизни, которая пробьет себе дорогу даже среди ручейков откровенного яда, убивающего все живое.

Так что, рано или поздно, но флора вернется на эти пока еще практически мертвые земли. А вот фауне в лице человека никуда и возвращаться не надо – кировградцы живут совсем рядом с пустыней: частный сектор начинается менее, чем в километре от отвалов комбината. И на самих отвалах копошатся какие-то люди – куда не бросишь взгляд, везде что-то копают. Вероятно, ищут благородные металлы, которые содержались в медной руде. 

У въезда на отвалы комбината находится строение, в котором размещается нечто напоминающее шиномонтаж. Люди, которые там работают, сами выбрали свой жизненный путь - их не жалко. А вот прикованную цепью к будке собаку жалко до слез. Ее то за что мучают, заставляя дышать серой? Где Гринпис? Где местная зоозащита?…

Мои фото Кировградской техногенной пустыни: https://fotki.yandex.ru/users/yuri-yazovskikh/album/536865/