Купил вот книгу известных в городе философов-марксистов (Коряковцев, Вискунов. Марксизм и полифония разумов) . Но пока не читал. Глянул слегка.
Если Маркса обожествлять и типа марксизм-марксизм-оёёй, то получается две вещи , которые как бы не очень как бы очень.
Во-первых, сознание как бы сужается, ведь немарксисты - это "школки", а марксисты, которые продались мировому капиталу - погань оппортунистическая, школки, сброд, зюги постылые. То есть, мы как бы грубо и неглыбко ко всем остальным: Штирнеру, Ницше, Кьеркегору, Шпенглеру и ко всем, ко всем. А во-вторых, Маркса, таким образом, тоже маргинализируем, потому что Маркс тогда - бука, коммуняка, бородач.
Но если Маркс - один из некоторых, а в чем-то и даже не прав, ошибается (в смысле - "все философы обкакались"), тогда он становится симпатичнее, интереснее, шершавее, насамделешнее, эдаким хитрованом-трикстером, дымком воняющим. Такой пригашенный, сфуматный Маркс был бы более съедобен. А почему? Ибо. Вот почему.
Конечно, если можно в Магомета, в Христа, Кришну-Будду верить, то , наверное, можно и в Маркса. Но, может быть, лучше во всех их не верить, как и в Маркса не верить. Авторитетные фигуры, спору нет, но сам не плошай.
Штирнер учит, что государство - это ужасно. Красиво учит.
Керкьегор учит, что философия - это спекуляция, бесполезность, тоска. Потому что он так чувствует. Наверное, правильно чувствует. Но не совсем, потому что хоть и не хочет быть философом, но имеет таковым быть.
Существо-то в том, что и философия и религия - практически одно и тоже. Они обе - метафизика, обе - не всё, что мы хотим, чувствуем. Но без них тоже плохо.
Не нужно фундаментализма (я - марксист или наоборот: я - антимарксист, антикоммунист). Конечно, философия - это формат, стройность, упорядоченность мыслей, принципов. Но не надо их свергать. Надо просто иметь ввиду, что все приблизительно, относительно, временно, что мы не марксисты, не дзен-буддисты. Или, что почти, тоже самое, мы марксисты, нелинейные механики, нестабильные термодинамики, даосы, но "как бы", на некоторое время, на недолго.
То есть, "диалектика" - это не быть ни марксистом, ни антимарксистом, как Уго Чавес, например.
Но раз купил, прочитаю. Страниц много. Ибо писано для академий РАН и прочих доцентов. Но надо-надо писать тексты по любомудрию для немарксистов и неантимарксистов. У Селинджера, например, в "Девяти рассказах" это называется - "для толстой тётеньки".
Но, увы, экономист какой-нибудь говорит: "Это и не совсем экономическая область". Но потом снова возвращается к баранам своей экономики.
Другой весёлый мыслитель мыслит: "Да тут уже философия пришла до своих границ". Но всё равно возвращается к братьям своим: к Гегелю, Аристотелю, Марксу. Ведь Маркс, он как? Я - говорит - не хочу объяснять, мне надо мир изменять. Вы - говорит он братьям-философам - "святые Бруно и Макс", "опиумы для народа". Но не до конца, получается, уходит от философских "объяснений". Привычка - вторая натура. Раз уж начал философствовать, так неизбежно будешь снова и снова в кузов полезать. Видит разумный человек, что анархизм - это тупость, маргинальное, несерьёзно. Но потом сам возвращается: у нас будет пролетарское государство на переходный период, но потом - всё равно "отмирание государства", совсем как у ваших Бакунина с Кропоткиным.
Боязно марксисту сказать "маркса нет", ибо "госаппарат насилия" - блуд и грех. Спинозовы сородичи тут же набегут, изгонят вон из марксистского гетто. "Пей, - скажут.- Цикуту, охальник, ибо ты враг вечного и истинного"... Государство означает царь. А коммунизм - это долой самодержавие, всё пополам.
Когда Шестой Патриарх дзэн сказал, что "Зеркало сердца уже чисто", его братья-монахи решили убить. Но он убёг. Потому что он знал, что философ философа может в гневе за свою любимую догму и задавить голыми руками. Если бы Ленин не умер от отравленной пули эсэрки Каплан, он бы тоже сказал, что "тогда он не марксист". Впрочем, он что-то такое и говорил: учитесь, учитесь, усваивайте все дзэнские коаны, выработанные человечеством, не увлекайтесь администрированием, не бранитесь в пути, перелётные птицы, не ругайтесь матом, любите Игру в бисер, цените хайку и танка, любуйтесь икебанами, любите как Лев Толстой детей, истина совсем не в матерых архискверных глыбах, истина в молоке любимого Чернышевского, бурлаках на Волге, девушках с персиками, ведомства - говно ... Ленин и Маркс не знали ни про Гагарина, ни про Высоцкого, ни про "операцию Ы". А как они не знали про "Семнадцать мгновений весны" и "Белое солнце пустыни"! Они, наверно, чуяли, что что-то такое грядеши. Но мы ж всяко больше чуем, чем они. Они даже джаза не слышали и "Прибыл на каникулы" не видели. А мы и "Иисус Христос суперстар" слушали и "Брат один" с "Братом два" смотрели. Мы знаем, что "сила в правде, американец", а "в истории также нет детерминизма как и в физике". Мы с Гришей Перельманом решили теорему Пуанкаре, хотя Ильич полагал, что это эмпириокритицизм. У них не было в помощь черепашек-ниндзя, а у нас есть. Так что нам решать, а не им. Меня надо цитировать, а не Пелевина с Гегелем. Пусть анахронизмы сами хоронят свои архиреизмы..
Бодхидхарма учил: "Увидел Маркса - пересерпомолотись".
Ральф Эмерсон изрекал: "К черту Карлов и Фридрихов!!"
Всё приблизительно, всё немножко не правильно.
Бывшие марксисты всех стран, объединяйтесь! Будды нет!