Шедевр Джулио Романо Зал гигантов. 1530-1534гг

Алина Алексеева-Маркезин
        Джулио Романо. Потолок в зале гигантов.1530-1534гг

            Джулио Романо был одновременно живописцем и архитектором. Свой творческий путь он начинал как лучший ученик и последователь Рафаэля. После смерти учителя он заканчивал ряд фресок в Ватикане, работу над которыми тот не успел завершить. Позднее Джулио переехал в Мантую, где занял место придворного художника герцога, которое в свое время занимал и Андреа Мантенья. Здесь он достиг больших успехов на поприще архитектуры. В замысле построек Джулио Романо нередко присутствует намерение удивить и даже поразить зрителя, примером чего является его собственный дом в Мантуе.

                Особое место среди этих росписей занимают фрески Зала гигантов (1532— 1535). Умело используя иллюзионистические эффекты, Джулио Романо превращает плафон и стены зала в единую композицию, изображая картину грандиозной катастрофы: пораженные молниями Юпитера, с облаков стремительно низвергаются гигантские тела, на которые обрушиваются разлетающиеся на куски колонны, огромные скалы. Несомненно, росписи Зала гигантов, как и несколько более поздний «Страшный суд» Микеланджело, навеяны трагическими событиями итальянской действительности.

            Богатая роспись свода зала Гигантов, изображает греческих богов на Олимпе. В центре свода на покинутом троне восседает орел Зевса, а ближе к зрителю, в облаках, образуя живое кольцо, парят боги во главе с мечущим молнии Зевсом. Рядом с Зевсом изображена супруга Зевса, Гера, покровительница женщин и брака. Слева от них - со взведенными к небу руками Аид, брат Зевса, владыка подземного царства; Арес с мечом в руке, бог коварной и вероломной войны; Эрот, могущественный бог любви, изображен крылатым юношей со стрелами; Афродита, богиня любви и красоты.

             Справа - сидящая на льве Артемида, богиня охоты, покровительница растений и зверей; Деметра, богиня плодородия и земледелия; Геракл, сын Зевса, с дубиной на плече; Дионис в венке, бог виноделия и плодородия; Гермес в шапке с крыльями, вестник богов; Гефест с молотом на плече, бог огня и кузнечного дела. На противоположной части свода, напротив Зевса и Геры, изображены Посейдон с трезубцем, брат Зевса, владыка морей; Афина в шлеме и с копьем в руке, богиня мудрости и справедливой войны; Гестия, целомудренная богиня домашнего очага.

             Художник расписал фресками весь зал от пола до потолка, так что находясь в центре этого пространства, зритель ощущает у себя среди рушащихся гор и разбушевавшихся стихий. Титаны с гипертрофированно выраженной мускулатурой мечут огромные валуны так легко, как если бы это были невесомые предметы, и боги взирают с высоты небес на хаос, охвативший землю. Эти фрески, где широко используются эффекты иллюзии и язык несколько театральной патетики, представляют собой одно из ярких проявлений маньеристического искусства.

           Но во фресковых композициях Джулио Романо полностью отсутствует героическое начало, все пронизано пафосом гибели и уничтожения.