Читая дневники Г. В. Свиридова

Петр Лобузнов
  Читая   дневниковые  записи  великого  русского  композитора  Г.В.  Свиридова.
  (Из  книги  "Музыка  как   судьба").

                "..Боже,  как  печальна  моя  жизнь,
                как  одинока,  бездомна (всегда  была!),
                бесприютна."         

 
 Сколько   боли  в  этих   словах  большого   русского  композитора! Щедро 
наделенный  талантом  от   Бога,  он  очень   много  работал  даже  в  труднейших  для  себя  условиях, во  время   болезни.
 Читая  его   дневники,  не   перестаешь  удивляться   широте   взглядов,  колоссальной  работоспособности.
 "..Быть  Русским  художником,  художником  Русской  нации( без  чувства  высокомерного  избранничества) - несчастье,  трагическая   судьба. Никому  такой  художник  не нужен,  ибо  нации  Русской - больше  нет. Мысль ,  к  которой  приходишь  на  старости  лет, и  не  из  своего  жалкого  опыта,  а  из  опыта  всей  русской  культуры. Кто  же  поддержит  тебя? Кто  укрепит  твой  Дух?"
 В  письме  русскому  писателю  В.  Белову  Г, В. Свиридов  пишет:
 ".. Ни  один  (достойный) настоящий  русский  художник  не  избежал  глумления. Ни  один,  поверьте,  будь  он  (литератор)  поэт,  либо  музыкант,  либо  живописец:  Есенин,  Горький, Бунин, Рахманинов,  Прокофьев."
 "Я принадлежу  к  числу  тех  композиторов,  чье  сочинительство  и  исполнительская  деятельность ( довольно  большая  в  последние  годы)  почти  полностью  игнорируется  журналами,  подконтрольными  руководству  Союза  композиторов"
 В  1974  году  в  Париже   с  огромным   успехом  прошли  его  концерты,  но  в  газете  "Советская  культура"  от  20  июля  1974  года  не  появилось  никакой  информации  о  триумфе:  ни  о  произведениях,  ни  фамилии,  ни  отчета  о  концертах. Г. В. Свиридов  с  горечью  отмечает:
 "..Даже  непонятно,  почему  такая  ненависть  ко  мне  и  к  моей  музыке?"
 "Жить  можно  одним  - работой,  но  я  очень  устал  и  постарел. Теперь  я  уже,  наверное,  не  окончу  даже  своих  полуфабрикатов. Но  надо  постараться."

               
              Кратко  о  детстве,  юности,  становлении  таланта.


Г.В. Свиридов  рос  и  воспитывался  в  пору  подлинного  расцвета  отечественного  музыкального  искусства.
 Еще  мальчиком,  учась  в  Курске,  он  посещал  концерты  выдающихся  музыкантов,  слышал  легендарных  Нежданову  и  Собинова,  Платона  Цесевича,  молодого  Юрия  Брюшкова,  аккомпанировал  входящей  в  моду  Клавдии  Шульженко.
 Огромное  влияние  оказали  на  будущего  композитора  детские  походы  с  бабушкой  в  церковь. Великолепие  русских  православных  храмов,  Божественная  Литургия,  колокольный  звон,  входили  в  отзывчивое  детское  сердечко,  чтобы  навсегда  остаться  в  памяти. Потом,  в  пору  взросления  они  будут  органически  соединяться  с  растущим  талантом  мастера и  воплощаться  в  поистине  бессмертные  произведения  церковной  музыки.
 В  1932  году  Г. В.  Свиридов  приехал  в  Ленинград  для  обучения  в  музыкальном  училище,  где  жил  в  общежитии. Однокурсники  завидовали  его  целеустремленности,  порой  откровенно  издевались,  называя  "гением".
Все  годы  обучения  талантливый  юноша  впитывал  в  себя окружающую  музыкальную  атмосферу,  царящую  в  северной  столице  России, интересовался  живописью,  литературой. Звук,  Цвет  и   Слово  входили  в  него  и  переплавляясь  в  огне  таланта, рождали  неистребимую  жажду  к  творчеству,  благодаря  которому  ему  удавалось  преодолевать  многие  соблазны  и  искушения,  житейскую  неустроенность,  происки  завистников  и  недоброжелателей.

 Размышляя  о  связи  музыки   с  печатным  словом,  к  которому композитор  относился  очень  трепетно, Г. В.  Свиридов  пишет:
 "..Способна  ли  сама  по  себе  музыка  передать   мысль?  Я   в  этом  сомневаюсь.  Инструмент  для  передачи   мысли  -  слово.
 Музыка  воздействует  на  чувства,  ниже  -  на  ощущения,  ниже  на  нервы.
 Слово   может  быть  включено  в  саму  ткань  музыки. Оно  может  быть  включено  в  названия  сочинения  или  в  пояснение  к  нему,  называемое  иногда  motto,  в  поэтический  эпиграф  и  т. д."
 "Художник призван  служить,  по  мере  своих  сил,  раскрытию  Истины  Мира. В  синтезе Музыки  и  Слова  может  быть  заключена  эта  Истина.
 Музыка -искусство  бессознательного. Я  отрицаю  за  Музыкой  -  Мысль,  тем  более  какую - либо  Философию. То,  что  в  музыкальных  кругах  называется  Философией, есть  не  более  чем  Рационализм  и  диктуемая  им  условность  (способ) движения  музыкальной  материи.
 ...На  своих  волнах  (  бессознательного) она  < музыка>  несет  Слово  и  раскрывает  тайный  смысл  этого  Слова.
 Слово  же  несет  в  себе  Мысль  о  Мире (  ибо  оно  предназначено  для  выражения  Мысли). Музыка  же  несет  Чувство,  Ощущение,  Душу  Мира.
  Рациональное  выражается  через  волю.
  Бессознательное  - через  откровение."

 Г.В.  Свиридов  много  читает,  уделяет  большое  внимание  зарубежной  и  отечественной  живописи. Его  критические  замечания  о  тех  или  иных  произведениях  мастеров  отличаются  глубиной  и  свежестью  восприятия,  неординарностью  оценки. Читая  дневниковые  записи,  не  устаешь удивляться  тому,  как  мог  человек  столько  всего  успевать  делать! Вместе  с  тем,  читая  о  чем-то,  что  ты,  кажется,  уже  знал,  и  у  тебя  сложилось  полное  представлении  об  этом  явлении,  событии,  ты  неожиданно  для  себя  совершаешь новые  открытия  и  понимаешь,  как  ты  ошибался  в  своей  прежней  оценке. Такое  происходит  обычно  тогда,  когда  ты  встречаешься  с  Большим  Мастером,  Маэстро.  А  если  бы  встретиться  воочию!?
  На  титульном  листе  дневниковых  записей  стоит  потрясающий  эпиграф:
 "Для  меня   Россия  - страна  простора,  страна  песни, страна  печали, страна  минора,  страна  Христа."
 К  сожалению,  первая  позиция  из  указанной  фразы  претерпела  большие  изменения,  распад  могучего  некогда  Союза  сделал  свое  сокрушительное  дело,  да  и  Иудушка  Горбачев  вместе  с  Шеварнадзе  отдали  американцам  около  60  тыс.  кв.  км.  русской  территории.
 Из  мировой  истории  известна  непреложная  истина,  что  земля,  на  которой  живешь  ты  и  жили  твои  предки,  ценится  выше  самой  человеческой  жизни  и  ее  необходимо  защищать,  не  щадя  ни  крови  своей  ни  самой  жизни. Бабы  нарожают  еще,  а  вот  если  землю  захватит  враг,  а  тем  паче  отдашь  ты  ее  ему  без  битвы, - рожать  будет  негде,  да  и  которые  будут  рождены  -  станут   рабами.
  Русские  песни  напрочь  ушли  из  нашей  жизни,  не   знаю,  вернутся  ли. Я  еще  будучи  подростком,  захватил  наши  удивительные  песни,  которые  пели   замечательные  русские  женщины   в  селе,  идя  на  работу  или  возвращаясь  с  работы. Где  многомиллионные  тиражи  наших  песенных  пластинок,  выпускаемых  Апрелевским  заводом?  "Ах,  мамочка, на  саночках  каталась  я  весь  день!" " Валенки" "Среди  долины  ровныя..." Конечно,  любители  могут при  желании   все  найти  в  интернете,  но  это  уже  совсем  другая,  виртуальная  жизнь.
 И  стала  наша  многострадальная  страна  страной  печали  и   минора. Вот  почему  столько  грусти  в  дневниковых  записях  Г. В.  Свиридова!  Так  и  хочется  крикнуть  во  весь  голос:
 -родненький  ты  наш,  свет - батюшка,  Георгий  Васильевич,   не  было  для  тебя  чужого  горя,  все-то  ты   впитывал  в  себя,  всю  боль  необъятной  земли   русской  брал  на  себя  и  надорвалось   твое  сердечко,  потому,   что   не  может  один  человек  столько  вынести!
 И  осталась  последняя  позиция,  последняя  в  эпиграфе,  но  первая  по  значимости  своей  для  души  русской,  в  которой  соединилось  все  и  переплавилось  в  горниле   Веры  Православной:  и   удаль  молодецкая,  и   безграничное  терпение,   безудержность  и  необузданность,  и  русский  бунт  беспощадный. Россия  Христа  хранила,  Россия   Христа  отринула, Россия  захлебнулась  кровью  сыновей  и  дочерей  своих,  омылась  ею,   и  через  нее  увидела  себя  новой,  не  ветхой,  и  вновь  обратилась  к  Христу,   стала   страной  Христа.

                Главные   события  творческой  жизни  композитора.


В  1958  году  Г. В. Свиридов  создает  свое  знаменитое  произведение  "  Патетическую  ораторию"  на  слова  поэта  В.В. Маяковского. На  эти  шестидесятые  годы  приходится  расцвет   сил  и  таланта  композитора.
В  1968  году  он  становится  секретарем  Союза  композиторов.
В  начале  семидесятых  годов  прошлого  века  создаются:
 -концерты  и  хоровые  поэмы,  серия  композиций  на  слова  разных  поэтов - Н.Некрасова, А. Блока, А. Прокофьева.
 1978  год  -  "  Из  песнопений  Пасхи" ( для  баса  соло,  смешанного  хора и  симфонического  оркестра).
 1979  год  -  "Песни  Великой  Субботы"  (для  баса  соло,  смешанного  хора  и  симфонического  оркестра).
 1981-1985 годы  - "Обедня" ( для  смешанного  хора  без  сопровождения).
 1985  год  -  "Величание  Пасхи" (для  чтеца,  смешанного  и  детского  хоров).
 1985-1997 годы  - произведение  "Из  литургической  поэзии",  в  котором " царит  высокоторжественный  дух  православного  богослужения."
 


         Роль  церковной  музыки  в  духовном  наследии  Г. В.  Свиридова



 "В  чем  сила  Русского    искусства, русской  литературы (кроме  таланта  самого  по  себе)? Я  думаю,  она  -  в  чувстве  совести."
Понятие  совести  тесно  связано  с  православным  мировоззрением,  которое  красной  нитью  проходит через  творчество  художника. Не  случайно  в  вышеприведенной  хронологии  преобладает  церковная  музыка.
 "...Церковная  музыка  в  России  - гениальна.."  М.  Горький ("Клим  Самгин").
 "...Народная  песня  и  старая  церковная  музыка -  вот  то,  что  лежит   в  фундаменте  нашей  культуры.  Это  понял  Мусоргский  и  тем  стал  велик. В  следовании  этим  традициям  и  развитии   их  его  свежесть  и оригинальность."
 "..прежде  всего  существовала  народная  музыка,  народная  песня.. праздники,  обряды, трудовые  процессы. Творцами  и  исполнителями  музыки  был  сам  народ. Этой  музыке  свойственна   была  исключительно  самобытная  богатейшая  ладовая  основа."
 "... музыка  церковная. Пришедшая  к  нам  из  Греции  вместе  с  христианской  верой..принесла  в  Россию  богатство,  изысканность  и  утонченность  великой  греческой  культуры...  смешавшись  с  музыкальной  культурой  древней  и  языческой  Руси.
 Исполнителями...  были  церковные  певчие...тот  же  народ  русский."
"... духовное  искусство  является  наиболее  высокой  формой  искусства,  ибо  оно  включает  в  себя эпическое, народное и  индивидуальное (личность)"
 "Колокольный  звон  -это  совсем  не  материальные  звуки,  это  символ,  звуки,  наполненные  глубочайшим  духовным  содержанием,  глубочайшим  духовным  смыслом,  который  не  передашь  словами"
 Помнится  в  замечательном  фильме  А. Тарковского   "Андрей   Рублев" есть  такой  потрясающий эпизод,  когда   перед   простым   русским  народом,  мужиками,  княжеской  свитой  с   иноземными  послами,   один  из  колокольных  дел  мастеров  стал  раскачивать  язык  только  что  отлитого  колокола. Он  раскачивал  его  все  сильнее  и  сильнее,  не  спеша,  не  суетясь,  с  благоговением  и  вниманием,  словно  молитву  творил. Язык  раскачивался  и  приближался  к  телу  самого  колокола... Все  это  время   народ  стоял  в  немом  ожидании,  веря  и  надеясь,  что   вот-вот  совершится  очередное  чудо  на  Великой  Руси,  вознесется  к   Господу  Нашему  звон  колокольный,  соединится  с   сердечными  молитвами  всех  предстоящих  и  молящихся  здесь  мирян  и  мастеров.  И  он  зазвонил,  и  поплыл  чарующий   звон  над  ними,  над  землей,  над  Русью  Святой,  уходя  в   небеса,  радуя  Спасителя.
 Раскачали  Вы,  Георгий  Васильевич,  язык  колокола  своего,  разбудили  души  наши  грешные,  заставили  задуматься  о  житье-бытье  скорбном,  посмотреть  вокруг  себя  и  ужаснуться  содеянному,  и  покаяться.


           Г.В.  Свиридов   о   классической   музыке.


" ..По-  прежнему  в  полном  пренебрежении  находятся  проблемы  русского  классического  наследия  и т.д."
" Причесывание  Мусоргского  в  духе  времени ( на  новый  манер)".
"  В  нынешней  консерватории  они (Бородин,  Мусоргский, Балакирев,  чьи  могилы  остались  без  венков)  также  не  нужны. В  России  никогда  еще  не  было  такого  расцвета  виртуозничания  и  упадка  почвенного  искусства,  как  теперь."
 "Какое-то  всеобщее  желание  все  понизить,  умалить,  сделать  обыкновенным. Человек  современный,  деятель  искусства,  чувствует  себя  наследником  прошлого,  распоряжается  им  как  своим  достоянием,  запросто,  поправляя,  переделывая  в  соответствии  со  своими  требованиями  и  желаниями  любые  образцы  так  называемого  Классического  искусства. Приспосабливая  классику  для  выражения  своих "малых  дум  и  вер". Раньше  это  называлось:  "Грядущий  хам".
 "..наиболее  любимые  композиторы  -это  те,  кто  в  наибольшей  степени  обладал  мелодическим  даром (  он-то и  считался  всегда  музыкальным  дарованием): Моцарт, Шопен, Чайковский,Шуберт,  Россини,  Верди,  Бетховен,  Бородин,  Мусоргский,  Рахманинов,  Пуччини  и  многие  другие.
 "19  век  был  "золотым  веком"  человечества...  невозможно  перечислить  количество  гениев ( именно  гениев!)  литературы, музыки  и  других  искусств..  неслыханный  расцвет  культуры,  искусств".
 Национальные  черты,  лежащие  в  основе  классической  музыки,  народность, мелодичность,  простота  являются  исключительно  важными  моментами  при  объяснении  ее  непреходящей  ценности  для  человечества.
 "..Вымышленная  простота,  т.е.  нарочитый  примитивизм, - такая  же  манерность,  как  и  нарочитая  сложность.  Ценна  простота  только  вдохновенная ,  простота-  как  откровение,  озарение.  Подобную  простоту  нельзя  сконструировать,  она -  результат  вдохновения,  озарения,  откровения.Ее  трудно  анализировать  и  ей  нельзя  научить.Подобная божественная  простота  Глинки,  Моцарта,  Шопена  обычно  соединена  с  душевной  глубиной,  каковую  также  нельзя измыслить."
 " ..Его  (М. И.  Глинки)  путешествия  по  Испании  имели  целью  глубокое  проникновение  в  мир  самобытнейшей   испанской  музыки  которую  постигал,  по  его  словам,  от "извозчиков,  мастеровых  и  других  представителей  простого  народа."
И  в  то  же  время  " чрезмерная  звуковая  сложность -  это  очень  часто  недостаток  внутреннего  содержания. Чрезмерной  сложностью,  как  правило,  маскируется,  прикрывается  недостаток  внутреннего  содержания".
 Во  взаимоотношениях  художника  и   власти  можно  привести    классификацию  типов  художников:
 "..первый  тип - А.Блок, С.  Есенин,  Н. Рубцов, Мусоргский, Корсаков,  Рахманинов  - национальные (народные).  Они  никому  не  служат,  но  выражают  дух  нации,  дух  народа,  на  него  же  опираясь..
 ..второй  тип  художника  - прислуга. Такой  поэт  или  художник  служит  силе,  стоящей  над  народом  и,  как  правило,  чужеродной  силе. Хлебников,  Маяковский  и  выкормившие  его  Бурлюки,  братья  художественного  и  литературного  салона,  откуда  вышел  лозунг : " сбросить  Толстого,  Достоевского,  Пушкина  и  прочих  с  парохода  современности."
 К  сожалению  пренебрежение  музыкальной  классикой  у  власть  предержащих  усугубляется  еще   отношением  к   ней  самих  музыкантов,  которые  призваны  "сеять  разумное,  доброе,  вечное".
 "Многие    из  людей,  профессионально  занимающихся  музыкой  - исполнители,  теоретики..  и  даже  сочинители  не подозревают о  существовании  скрытого,  тайного  языка  музыки  как  искусства.  Его  глубины  совершенно  им  недоступны.  Ощущения  тайного  языка  музыки  дается  от  природы,  его  невозможно  приобрести  ни  знаниями,  ни  умелым,  виртуозным  исполнительством,  ни  культурой.  Зато  знания  и  культура  шлифуют,  развивают  природную  склонность  к  искусству".
 "Гнуснейший  вид  паразитизма,  поощрение  бездельников  и  карьеристов - получение  денег  за  исполнение  музыки  классиков."



                "Моя    форма   -  песня"



 Следуя  традициям  классиков  нашей  русской  музыкальной  культуры  Г. В.  Свиридов  подчеркивает:
 " моя   форма  - песня".
 "Заставить  петь   можно   кого  угодно  и  петь   что  угодно. Но  это  будет    пение  нот,  т.  е. сольфеджирование. Пение  есть   внутренняя    потребность  человеческой   души."
 "..Между  тем  русский  человек   перестал  петь  свою  музыку.Он  уже  давно  поет  чужие  песни  и  пляшет  под  чужую  дудку."
 "Высказанное  вслух  чувство  национального  достоинства  русского  художника,  его  тревога  за  судьбу  преследуемой  и  истребляемой  русской  культуры  становились,  да  и  сейчас  становятся,  равносильными  государственному  преступлению,  подрыву  основ  так  называемой  "социалистической"  культуры. Сколько  исковеркано  замечательных  судеб,  сколько  талантов  погибло -  людей  выдающегося  значения,  носителей  высоких  жизненных  идеалов."
 "..люди  с  музыкальным  талантом.. калечатся  смолоду,  изначально.  Им  выворачивается  голова набок  или  задом  наперед и  с  этой  вывороченной  головой  они  живут,  взрослеют  и  умирают."
 " Обухова,  Преображенская,  Максакова,  Архипова,  Образцова,- какая  цепь  имен,  какая  плеяда! А  в  журнале  "Советская  музыка"  никакой  памяти,  никакого,  почти,  упоминания  о  существовании  этих  великих  артисток. Какое  чванное  презрение  к  русским,  какая  зоологическая  ненависть  к  нашей  культуре!"
 " Романс  и  Песня  -  наиболее..  любимые  виды  музыки.  Они  проникают  в  самое  сердце  человека  и  живут  в  нем  не  только  как  воспоминания,  ощущения,  они  живут  в  сердце  сами,  живые, можно  вспомнить  мелодию,  запеть  ее  самому. В  музыкальной  среде  полупрезрительно  называются  дилетанты,  а  на  самом  деле  большие  таланты  и  подлинные  мастера,  создавшие  изумительные  образцы  искусства,  которые  живут  до  сих  пор  в  сердцах  тысяч  и  тысяч  людей. "Однозвучно   гремит  колокольчик", " Вот  мчится  тройка  почтовая",  "Соловей,  мой  соловей",  "  Не  шей  ты  мне,  матушка,  красный  сарафан".
"..красный  сарафан,  ямщицкая  тройка,  домик -крошечка  и  т. д.  давно  уже  ушли    из  жизни,  а  музыка  все  живет,  волнует  сердца!"
 Говоря  о  Большом  Русском  Хоре  Г.В. Свиридов  пишет:
 "Было бы  крайне  желательным,  если  бы  наше  советское  государство  обратило  бы  самый  внимательный  взгляд  на  это  наше  родное  искусство  и  сделало  бы  все  для  того,  чтобы  оно  заняло  соответствующее  своему  значению  место  в  нашей  жизни.  Это  наша  гордость  и  перед  другими  народами,  и  эта  гордость  законна."
 " Хоровое  искусство  США  достойно  восхищения,  в  стране  более  30 000  хоров.. Это  -  сокровище!  которое  хранят  и  ценят.
 Между  тем  у нашего  народа  оно  было  отнято  и,  в  значительной  степени  истреблено.  Встает  вопрос  кем?"
 " ..русская  песня  - старинная  крестьянская.. Цыганский  романс.. "Хованщина" М. П.  Мусоргского ( " над  ней  летит  дыхание  Святого  духа"), "Кармен"  Бизе, "Паяцы"  Леонкавалло оказали  на  А.  Блока  огромное  влияние".
 " Задача  композитора  совсем  не  в  том,  чтобы  приписать  мелодию,  ноты  к  словам  поэта.
 Здесь  должно  быть  создано  органичное  соединение  слова  с  музыкой.
 В  сущности,  идеалом  сочетания  слова  и  музыки  служит  народная   песня.  Я   имею  в  виду  подлинную    народную  песню,  а  не  многочисленные  подделки,  мещанский  романс  и  пр."


  Любимые  и  нелюбимые  композиторы  Г.В.  Свиридова,  народность  творческой  личности,  как  редчайший  дар.


"Стучусь  в   равнодушные   сердца,  до  них  хочу  достучаться,  разбудить  их  к  жизни,  сказать,  о  ней свои  слова,  о  том,  что  жизнь  не  так  плоха,  что  в  ней  скрыто  много  хорошего,  благородного,  чистого,  свежего.
Но  слушать  не  хотят,  им  подавай  " Вальс  из  Метели".
Те  же,  кто  считает  себя  знающими  любителями  искусства,  с   ними  мне  совсем  нечего  делать.  Их  интересует  искусство  -  как побрякушка,  секрет  которой  им  потребно  разгадать,  и в  этом  их  удовольствие.  О  какой  -  либо  сущности  искусства  нет  и  речи,  наоборот,  ценится  "  искусство"  без  всякой  сущности,  без  души,  без  восторга".
 "  Мира  восторг  беспредельный  -  сердцу   певучему  дан"
Батюшка,  мой  родненький,  Георгий  Васильевич!  Да  если  бы  только  слова  сии  ты  написал  и  ничего  более  за  жизнь  свою  не  излил  на  бумагу,  склоняюсь   в    поклоне  земном    за  них,  благодарю  за  них  нижайше,  светлая  тебе  память! 
 " Композиторы ,  которых  не  люблю:
 1 Бах
 2 Моцарт
 3 Гайдн
 все  трое  механистичны,  как  заведенные  машинки. Двое  последних  удивительно  однообразны  интонационно. У  Моцарта  -  прекрасны  последние  сочинения: симфония  g - moll (вся!), Менуэт  из  Es - dur ной  симфонии,  некоторые  сонаты  для  фортепиано,  и,  особенно,  скрипичные. У  Баха  хороши  лишь  некоторые  маленькие  фуги,  части  из  концертов. Но  все  целиком  прослушать   трудно."
 "Мы  живем  в  такой  момент,  когда  народ  стихийно  является  ,  возможно,  большим  носителем  национальной  культуры,  чем  так  называемая  интеллигенция,  за  исключением   наиболее  возвышенного   ее  слоя."
 "..народность  в  том  смысле,  в  каком  ее   понимали  Глинка,  Мусоргский,  Бородин,  Чайковский,  Рахманинов -  это  какое-то  другое  дело. Какая-то особая(высшая  м. б.)  форма  искусства. "
 "Способность  быть  народным  -это  особый  талант  и  очень  редкий"  (Белинский).
 Характеризуя   народность  своего  любимого  поэта  А. Т. Твардовского,  которого  он  близко  знал, Г. В. Свиридов  пишет:
 "Полное( 100 % -е)  отсутствие  авторского  эгоизма.  Растворение   себя  в  народной  стихии  без  остатка.. редчайшее  качество."
 " Стравинский,  Прокофьев  видели  в  народных  истоках  только  эстетическую  ценность.  Они  использовали  фольклор  ,  как  обертку,  отвергнув  его  внутреннюю  сущность,  ее  сокровенное  содержание    в  литературе  и  искусстве. Музыкальное  искусство  начала  20  века  вполне  довольное  собою,  самодовольное  и  сытое." 
 "Русская  музыкальная  школа  выдвинула  в  20  веке  (лишь  одного)  подлинно  великого  композитора - С.В. Рахманинова."
 Говоря  о  народности  искусства  Г. В. Свиридов   приводит  слова  Мусоргского:
 "искусство  есть  не  цель,  а  средство  для  беседы  с  людьми". Иными  словами  оно  должно  быть  прежде  всего  понятно  простому  человеку,  не  имеющему  специального  музыкального  образования.
 " Там,  где  для  понимания  произведения  искусства  требуется  специальное  образование,  там  кончается  искусство". (Н.  Пунин)

 "..есть  три  вида  слушания:
 -глубокое,  полное -обыкновенное,  слушательское,  с  чистым  сердцем,  открытым  музыке  и  потому  много  воспринимающее;
 -известное  по  впечатлениям  других,  книгам  и  т.д. т.е. по  заранее  составленному  представлению;
 -и,  наконец,  образованное  предварительно,  профессионала, воспринимающего  большей  частью  заданное."



   Состояние современной  русской  музыкальной   культуры,   ее   связь   с  классикой.


" Музыкальная  жизнь  в  Москве  и  Ленинграде  попала  целиком  в  руки  хорошо  организованной  группы  энергичных  дельцов  из  руководства  Союза  Композиторов."
"Мы  разучились  радоваться  успеху  друг  друга   - Гаврилин,  Тормис, ,  юбилейный  вечер  Б. Чайковского,  на  который  не  пришел  ни  один  из  руководителей  Союза."
"Б. Чайковский,  О.  Тактакишвили,  Вал.  Гаврилин,  Вельо  Тормис - крупнейшие   мастера,  гордость  нашей  многонациональной  культуры, их  творчество  систематически  ,  многолетне  замалчивается  и  сознательно  принижается  журналом." ( "Советская  музыка",  П. Л.)
"Оперные  театры  забронированы  за  отдельными  композиторами. Большой  театр -  за  одним  композитором,  театр  им.  Кирова  в  Ленинграде  - за  другим  композитором. Так  сказать,  поделили  сферы  влияния  в  стране  на  участки,  помните ,  как  дети "  лейтенанта  Щмидта"  в  романе  "  Золотой  теленок".
 Вспомнилась  телепередача  об  А.А.  Громыко,  на  могиле  которого  написана  надпись: "  Отдал  служению  Отчизне  -  полвека". М. С.  Горбачев  ,  который  был  обязан  ему  своим  возвышением   и  избранием  генсеком,  даже  не  пришел  к  своему  благодетелю  на  похороны. Что  это!?
" Союз  композиторов  - это  гигантский  бульдозер,  разваливающий  Русскую  культуру".
" Если  смотреть  каждый  день  TV - никогда  не  появится  желание  сочинять."
"Консерватории  большей  частью  плодят  людей,  умеющих  имитировать   искусство,  в  то  время  как   задача  заключается    в  том,  чтобы   творить  его."
 О  новом "искусстве",  идущем  на  замену  классики  можно  сказать словами  дневника:
"..это  искусство  обладает  глубокими  чертами "несовместимости". Оно  призвано не  продолжить  ряд  классического  искусства,  а  заменить  его  собою,  Уничтожить  его. Да,  такова  - идея,  такова  платформа  этого  нового  искусства. Всем  своим  строем ,  всем  смыслом  оно  активно  направлено  против  основной   идеи,  основного  пафоса  классического,  Русского  искусства  и  предназначено  сменить  его."
" ..Лживого  искусства  также  очень  много.  Вот  почему  так  воздействует  искусство  Рембрандта,  Мусоргского, Шумана, Ван  Гога, Достоевского,  Шекспира и  др. великих  художников. Но  не  все  правда  даже  в  этом  великом  искусстве,  часто  ее  искажает,  например, красота  (эстетизм), ремесленное  начало  искусства, например,  у  Баха  много  фальшивого, пустого  искусства (фуги  и  др.) Есть  неправда  от  позы  художника,  от  самой  неправды  его  души и  от  многих  др.  причин."
" Композиторами  наших  дней  потерян  всякий  интерес  к  народной  жизни ( кроме, может  быть, некоторых). Вся проблематика  искусства  сведена  к  самовыражению (  в  лучшем  случае!),  а  то  и  этого  нет.  Между  тем    встает  вопрос: чем  жить (внутренне!)  и как  жить? Думается,  что  эти  вопросы  волнуют  теперь  немалое  количество  людей,  в  том  числе  и  Русских."
" Искусство  есть  такое  идеальное  изображение  жизни,  которое  приводит  человека   в  состояние  напряженного  желания  идеального  ,  т. е. красоты,  духовной  чистоты  и  добра."



          Будущее   русской  музыкальной  культуры.



"Мне  приходилось  в  жизни  общаться  с  представителями  других  наций,  бывать,  хоть  и  немного,  за  рубежом. Нигде  и  никогда  я  не  встречал  такой  ненависти  к  русскому,  как  у  нас  в  стране,"
"Современное  искусство ,  приходится  это  повторить,  больно  бездушием  ,  бездуховностью,  неважно,  простое   оно  или  сложное,  примитивное  или  замысловатое.."
"Я  печально  смотрю  в  будущее. Борьба  с  национальной  Русской  культурой  ведется  жестокая ,  и  вряд  ли  ее  остатки  смогут  уцелеть  под  двойным  напором: Сионизма  и  Марксизма."
"..вкусы  народа,  вкусы  публики,  будут  объявлены  отсталыми,  косными,  национально-ограниченными,  вредными  или,  согласно  появившемуся  теперь  термину  "мещанскими"  и,  следовательно,  подлежащими  упразднению,  что  ли,  осмеянию  и  сдаче  в  архив."
"Силой..в  государственном  (не  менее!)  масштабе будет  это  искусство  отброшено,  сдано  в  архив,  уничтожено  великое,  гениальное  искусство  Русского  православного  хора,  как  попросту  уничтожены  десятки  тысяч  церквей  , и  монастырей,  икон  и  других  бесценных  сокровищ,  творений  Русского  гения,  саму  память  о  которой стараются  уничтожить."
"Ключ  ко  всем  современным  интригам  лежит  во  всемирном  заговоре  против  России,  предрекающем  ей  страшную  будущность." (Ф.М. Достоевский)
   
                Послесловие.

 Грустно  и  больно  становится  на  душе,  когда  читаешь  эти  строки!  Но,  к  сожалению,  это  горькая  правда. Вспоминается  давняя  телепередача,  где  наш "красноречивый"  В. Черномырдин,  если  не  ошибаюсь,  награждал  Г.В. Свиридова какой-то  наградой. Надо  было  видеть  лицо  композитора  и  его  реакцию  на  награждение...
 А  сколько  пришлось  хватить  горя  детям  Заволокиным,  продолжателям  дела  их  отца  Г. Заволокина,  организатора  передачи "Играй, гармонь!" от  сильных  мира  сего!?
 И. Архипова  и  другие  наши  музыканты,  искавшие  русские  таланты  по  городам  и  весям  нашей  Руси  многострадальной,  отмечали  в  каком  скорбном  состоянии  находится  культура  наша, не  говоря  уже  о  музыкальных  инструментах  в  домах  культуры.
 Огромное  спасибо  всем  подвижникам  культуры  Русской,  которых здесь  не  назвал  и  коих  великое  множество, и  которые совершенно  бескорыстно  вносят  свой  вклад  в   дело   ее   сохранения.      
 Будем  молить  Бога  и  уповать  на  Него,  что  не  оставит  Он  нашу  Россию-матушку  милостью  Своею.

Отдельная  благодарность  наследнице  Белоненко  Т.В., Белоненко  А.С. составителю  и  автору  предисловия  и  комментариев  к  книге  дневниковых  записей  композитора Г. В.  Свиридова, серийному  оформителю  К.Г. Фадину, коллективу  издательства  АО  "Молодая  гвардия" за  труды  по  изданию  и  художественному  оформлению  очень  нужной  и  полезной  книги.