Икона Взыскание Погибших в Самаре, 1901 и 1912 гг

Маргарита Бирюкова
Чудотворная икона Божией Матери "Взыскание Погибших" - великая святыня Самарского и Саратовского края - во второй половине XIX-го и в начале XX-го веков хранилась в Свято-Троицком Раковском женском монастыре, но ежегодно отправлялась в путешествие по городам и сёлам Самарской епархии, каждый раз по особому маршруту, утвержденному архиереем, чтобы все жители края могли поклониться Божией Матери и ее чудотворному образу, попросить о помощи...


Вот как о встрече иконы в Самаре в 1901 и 1912 годах сообщали "Самарские Епархиальные Ведомости":


1901 год

Проводы св. чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших» из г. Самары.

Икона Божией Матери «Взыскание погибших», по утвержденному Св. Синодом порядку, пребывала в г. Самаре с 23 апреля по 23-е июня сего (1901) года. В течение двухмесячного пребывания она обносилась по городским приходам, из дома в дом, для совершения пред нею днем - молебных пений, а ночью - всенощных бдений. Православные жители с великим усердием принимали местную святыню, изливая пред Ликом Царицы Небесной свои благоговейные чувства и мольбы о скорбях и нуждах своих. Некоторые усердствующие «жены», по обету и ревности о спасении, целыми днями и даже по нескольку дней сряду следовали за святынею, пребывая в воздержании, посте и молитве, Так приподнимается религиозное настроение православного русского люда, с отложением на время житейских попечений и с всецелым посвящением трудов своих высшим, духовным попечениям.
Надобно было присутствовать при встрече и проводах святыни и видеть все своими очами, чтобы судить правильно о том, как оживляется православное население города при торжествах церкви. В обычное время слишком много суеты мирской и злобы, слишком затягивает городского жителя жизнь с ее широкими, иногда прямо безграничными требованиями, с ее скорбями и нуждами бесчисленными, - естественно, что религиозные интересы забываются, отодвигаются на задний план. «Нам спящим, - между тем, - приходит враг и сеет плевелы», - какое обилие в наше время всяких раскольничьих и сектантских заблуждений! Враги православия пользуются затишьем и действуют во вред церкви... Торжества, подобные тому, о котором мы говорим, имеют громадное значение в том отношении, что они красноречивее всяких доказательств говорят о внутренней силе церкви православной, о силе именно той центральной силы, которая «все побеждает»: о любви, которая действительно объединяет членов церкви в единое тело... Видя проявление этой силы в столь торжественных событиях, как крестные ходы со святынею, при массе молящегося люда, и враги наши не осмеливаются высоко поднимать свои головы и, по крайней мере, на некоторое время умолкают.
В церкви преобладающее число членов - люди простые умом и сердцем, кроткие, не способные на борьбу, готовые скорее потерпеть, чем выступить на врагов. Таким людям торжества церкви, можно сказать, единственная открытая опора в виду вражеских нападений. Не будучи в состоянии защищать свои упования доводами от разума, они всегда могут сказать неверным: «Смотрите, как церковь торжествует открыто, искренно! Смотрите, как люди Божии, в числе тысяч и даже десятков тысяч «едиными усты и единым сердцем» исповедуют единую веру! Какого вам еще нужно доказательства в том, что церковь есть единое тело и притом живое, исполненное плодов веры и благочестия?»
Как много признательна должна быть православная Самара своему любящему архипастырю, Преосвященному Гурию! Сколько ревнующий о спасении нашем Владыка доставлял нам нарочитых случаев торжественного и единодушного исповедания веры в общей молитве в общее назидание и ради побуждения к устроения вечного спасения! Самара - юный город, без священных исторических воспоминаний, без особых установившихся веками местных обычаев: тем более для нее необходимы такие религиозные торжественные церемонии, которые наглядно свидетельствуют о силе и торжестве веры.
Проводы иконы состоялись 24 июня, в воскресенье. Литургию в кафедральном соборе совершал Преосвященнейший Гурий, при многочисленном стечении народа. В собор к концу литургии собралось все духовенство, с крестными ходами от всех приходских церквей. В обычное время соответствующее торжеству глубоко-назидательное слово произнес о. кафедральный протоиерей (оно помещается ниже). По окончании литургии в соборе начался молебен ко Пресвятой Богородице, который продолжался затем на пути следования от нового кафедрального собора к старому, Казанскому собору. Отсюда святая икона должна была следовать на он-пол р. Самары, в пределы Самарского и Николаевского уездов.


СЛОВО
в день отбытия из Самары иконы Божия Матери, именуемой «Взыскание погибших»

Вот и опять собрались православные дети богоспасаемого града нашего в матерний храм всех других храмов города к Царице небесной, - Матери рода христианского! Но не так уже радостно, кажется, торжество наше, братия, как в тот раз, когда мы собирались сюда, только что встретив икону Владычицы; торжество для многих соединено ныне с невольною скорбию: они скорбят, что настало уже для нас время разлучения с этим видимым залогом невидимого благодатного покровительства нам и предстательства о нас пред престолом Божиим Матери Божией. И совершенно понятна и естественна такая скорбь; ведь мы притекали к цельбоносному для душ и телес лику Богоматери, как бы к самой Царице Небесной, как бы самую Царицу Небесную встречали мы чудотворную Ее икону, когда она шествовала и посещала наши храмы и домы; а кто так взирал на св. икону, не естественно ли тому скорбеть при ее удалении? Но, - посмотрите, братие, сетует ли св. церковь? Не видим никаких признаков сетования; облачение служителей ее светло, как и обыкновенно во дни торжеств церковных; звуки призывного колокола и звуки песнопений ее радостны, как и всегда в праздники; в словах молитв и песнопений тоже нет ничего, что соответствовало бы чувству скорби, которым исполнены некоторые боголюбивые души при мысли об отшествии от нас пречестныя иконы Владычицы. А между тем, братия, в церкви Божией ВСЕ устроено и узаконено БЛАГООБРАЗНО и ПО ЧИНУ, все на своем месте, в свое время, - все не напрасно, и чем же иным, если не тем, что видим и слышим в церкви Божией, можем мы проверять, согласно ли настроение сердца нашего с волею Духа, живущего в церкви Божией; угодна ли Господу наша скорбь, приятна ли Ему наша радость? Вот почему, братие, не будет предметом маловажным, несоответствующим достоинству этого священного места и настоящих священных минут сказать несколько слов к благоустроению душевному, к утешению тех, которые, провожая икону Царицы небесной, чувствуют как бы оставление их самою Царицею небесною. Кто же больше имеет права на слово от лица церкви в настоящий день, как не те, в ком вера и любовь к Царице небесной простираются до чувства скорби, преизливаются из сердец вздохами и слезами!
Да, брате, великим было утешением для некоторых боголюбивых душ сопровождать пречестную икону Владычицы из храма в храм, чтобы всюду принимать участие в празднестве, не оставлявшем наш город в течение двух месяцев; великим было утешением для всех принимать пречестную икону в домы наши, во освящения всем, живущим в них; еще большее утешение имели те, кто в часы глубокой ночи сподоблялись более продолжительного посещения Богоматери честною Ее иконою и, не довольствуясь кратким молебным пением, возносили пред нею Царице небесной песнопения и молитвы, состав которых носит именование всенощного бдения, и которое, действительно, бывает всенощным молитвенным подвигом для совершающих богослужение священнослужителей и певцов. Блаженны души, умеющие находить духовное утешение в молитвенном предстоянии пред иконою Владычицы, как бы пред Самою Царицею небесною, ибо по вере своей они могут получать от Богоматери великое сокровище благодати! Истинно так, братия, - благоговейно чтимая нами, и с любовию лобызаемая икона Богоматери, именуемая «Взыскание погибших», подобно как и все другие иконы, прославленные от Господа либо дивным явлением, либо в древности истекавшими и доныне истекающими от них чудотворениями, - все такие иконы для веры как бы открытые сосуды благодати Божией, из которых всякий, по вере своей, может почерпать милости Божии невозбранно, независтно, неистощимо. Но не забудем, братие, что это такие сосуды, из которых почерпает только вера, и притом всякий приемлет по мере своей приемлемости, - причащается по мере веры.
Припомним, братия, читанные или слышанные нами сказания о святых чудотворных иконах: сколько тысяч народа притекало всегда с различными мольбами к этим богодарованным источникам милостей Божиих! А чудесные милости Божии, во исполнение своих прошений, принимали, можно сказать, весьма немногие, если сравнить число этих избранников с великим множеством просивших. Отчего так? - Скажем ли, что это были достойнейшие? - Нет; читаем нередко, что сподобившиеся дивных видений, чудесных исцелений только еще призывались от Господа к покаянию этими чудесными посещениями милости Божией, либо даже и после того оказывались холодными, невнимательными, неблагодарными к призванию небесному. Или также, читаем иногда, - в обитель иноков, собиравшихся обыкновенно на жительство в местах явления той или другой чудотворной иконы, приходит  из-за нескольких сот верст, за тысячу верст и более какой-нибудь странник, приводят слепца, привозят одержимого каким-либо тяжким, мучительным недугом, и - прежде, чем окончится первое богослужение, в котором этот пришелец принимает участие, он-то и соделывается избранником милости Божией, - на нем-то Господь и являет силу и славу свою; тогда как из постоянных обитателей места, ознаменованного явлением святыни, нощные бдения и ежедневные молитвословия которых пред местною святынею, когда бы сложить их воедино, образовали бы целые годы молитвы, - большая часть таких молитвенников ни раза, в продолжение всей своей жизни, не сподоблялись тех дивных благодеяний, какими исполнены летописные сказания их обитателей. Что же служило причиною, привлекавшею благодать Божию на немногих избранных из среды целых тысяч богомольцев, молившихся в одно и то же время, в одном и том же месте? - Bеpa этих избранников, братия, была здесь причиною. Господь сказал: «Веруяй в мя дела, яже аз творю, и той сотворит и даже больша сих сотворит», (Иo. XIV, 12), если бы оказалась в том нужда; затем присовокупил и причину: «Яко аз, — потому что Я ко Отцу Моему гряду»; с вашею, ради вас восприятою Мною навеки человеческою природою, восхожду ко Отцу, чтобы оттоле в Себе Самом установить непрерывный ток благодатной силы Божией от единосущного Мне Отца к единосущному Мне человеку; тогда вам оставаться будет принимать только своею верою все потребное из открытой для вас сокровищницы Всемогущего Отца: «И еже аще что просите от Отца во имя Мое (сх. 13-й), - заключает Спаситель, - и о чем ни попросите во имя Мое, все то сделаю, - да прославится Отец в Сыне». Вот почему, братие, для веры нет и не может быть отказа ни в чем, хотя бы она просила даже больших чудес, чем чудеса, совершенные Самим Спасителем. Вот почему, - в ком особенно ли продолжительная и тяжкая болезнь или другие бедствия нашей многопечальной жизни, - многократно испытанная ими беспомощность со стороны людей и безуспешность человеческих стараний, - сказания людей, получивших какие-либо чудесные Божие благодеяния чрез ту или другую чудотворную икону, - наконец, само первое воззрение на святыню, после долгого и многотрудного пути, - в ком эти или подобные причины возбуждали особенно живое чувство веры, - кто с таким живым чувством прибегал к тому или другому чудодейственному, цельбоносному сосуду милости Божией, - тот и соделывался избранником, получавшим просимое; тот и получал чудесное дарование немедленно, как только возбуждалась его вера, и — чрез тот именно сосуд милости Божией, к которому его вера припадала. Вот способ, братие, которым и чрез этот священный сосуд милости Божией,- икону Богоматери, именуемую «Взыскание погибших», могут получить все просимое притекающие к ней, хотя бы просили чего-нибудь превышающего законы природы; споручница тому Сама Богоматерь, которая, подобясь Сыну Своему, и пренепорочною плотию Своею, переселилась в горняя, чтобы ходатайствовать за нас пред престолом Христа — Сына и Бога Своего.
Но души благоговейно верующие, вместо обещанного нами в начале нашего слова утешения, не получают ли повод к усугублению их скорби, при мысли, что удаляется от нас такой удободоступный сосуд благодати, — такой неистощимый источник милости Божией, каким может соделаться для всякого из нас эта благоговейно чтимая нами икона: «Взыскание погибших»? Где же, скажут, утешение скорбящим об отшествии ее? — В том самом и утешение, братие, что для получения милости Божией чрез святые чудотворные иконы нужна одна только вера; это у нас земных, — дольних все зависит от выбора времени и от благоприятности места; а у небожителей, — в мире горнем, где пребывает теперь, окруженная ликами сил бесплотных, Матерь Божия, время и место — ничто; все значит, — все может вера, любовью поспешествуемая (Гал. V, 6): одинаково близка сердцу Богоматери, одинаково слышна ей молитва веры, — как та, которая возносится с кадильным фимиамом пред чудотворными Ее иконами  - в храмах, в многотысячной толпе богомольцев, сопровождающих иконы Ее крестными ходами, так и молитва узников, лишенных утешения и радости общецерковного богослужения, — молитва пленников в землях чужих, — иноверных или неверных, которые могут только мыслью обращаться к отечественным святыням, — молитвы бедствующих в волнах и взывающих к Пречистой, как к тихому пристанищу, - молитвы стоящих пред лицом смерти в бранях, когда смерть, при громе убийственных орудий, ежеминутно вырывает себе жертвы из воинского строя и справа, и слева от молящегося, - молитвы распростертых на болезненном одре, когда они, не ожидая уже себе никакой земной помощи, прижимают к персям своим носимое на них подобие какой-либо чудотворной Богоматерней иконы, к которой они всегда имели особенную веру. Итак уразумеем же, братие, что самый этот видимый залог покровительства и скоропослушания Богоматери нужен только для того, чтобы чрез него возбуждалась в сердцах наших и приводима была в движение наша вера; близость ко св. иконе, предстояние пред нею, молебные пред нею пения, благоговейный лобызания, верующие прикосновения, — все это нужно только для возбуждения веры к принятию от Владычицы каких-либо милостей чрез эту именно святую икону Ее; а сама Богоматерь, и по отшествии иконы Ее из града нашего, столько же близка останется ко всякому молящемуся Ей с верою. Наше богоспасаемое отечество особенно обильно благодатными источниками милостей Божией в явленных и чудотворных Богоматерних иконах. При таком обилии этих, живоносных источников благодати, мы можем, и по отшествии от нас иконы Божией Матери «Взыскания погибших» в остальное время года, пред каждою из местных святынь припадать к Царице Небесной, в нуждах наших, с совершенно равною надеждою на успех наших прошений; ведь не икона, а вера притекающего с мольбою делает более или менее обильным ток милостей Божиих, изливающихся чрез св. икону. Но в том-то и сила, что, с забвением благодеяний Божиих, прежде дарованных чрез какую-либо чудотворную икону, ослабевает вера наша в чудодейственную силу ее, а по мере ослабления веры, оскудевает и ток чудесных благодеяний Божиих, изливающихся от иконы. В наши дни вера благочестивых граждан страны Самарския с особенною силою возбуждается воззрением к этой св. иконе, которую ныне мы провождаем. Что же? Кому так нужно непременно воззрение на икону, чтобы возбудить в себе силу веры и молитвенного настроения, тот стяжи себе подобие этой, преимущественно чтимой им святыни. Владычица может, по вере вашей, и это подобие сделать для вас таким же сосудом Своей милости, каким служит сама икона первообразная для тех, которые к ней одной притекают как к благодатному источнику. Сказания древности сообщают нам великое множество примеров того, как списки с чудотворных икон, по вере некоторых, первоначально по вере одного даже боголюбца, делались столь же обильными источниками благодати, как и сама икона первообразная. А кто может, — тот одним мысленным подвигом веры поставь себя пред Богоматерней иконою, к которой имеет особенную веру, — лучше же, — поставь себя пред лицом Самой Богоматери и моли Ее даровать тебе исполнение твоего благопотребного прошения, по твоей вере в чудодейственную благодать чтимой тобою Ее иконы, — подобно тому, как даровала и дарует она исполнение прошений их бесчисленному множеству православных, предстоящих пред иконами Ее телесно и видимо. Опять повторим, что для небожителей, чтобы помогать нам, нужна только вера наша, приемлющая благодеяния.
Истинно так, братие, и, провожая от себя чудотворную икону Владычицы, чтобы и другие грады и веси нашей страны облагодетельствованы были, в свою чреду, ее посещением, мы можем остаться с такими же чувствованиями душевного миpa и тихой радости, какими преисполнена была душа наша после того, как Господь сподоблял нас принять икону Владычицы в собственных наших жилищах, когда как будто бы солнечный луч проникал в храмине душ наших, - когда веяние благодати Божией живо ощущалось сердцем в видимом символе остававшегося по отшествии иконы и исполнявшего дом фимиама. Аминь.

Самарский кафедральный протоиерей Валериан Лаврский.


*


1912 год
 
Из местной жизни. Архиерейские служения:
...
Апреля 15, 1912 г.: В 3 часа дня Его Преосвященство, во главе крестного хода со святынями всех церквей г. Самары, совершал встречу и перенесение с Петропавловской площади в Кафедральный собор Св. чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших». В 6 часов, в Кафедральном соборе было совершено служение всенощного бдения с чтением акафиста пред чудотворною иконою Божией Матери.
Апреля 16, 1912 г.: Божественную литургию Владыка совершал в Кафедральном соборе и произносил слово в похвалу Божией Матери.

*

Торжественная встреча Св. Чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших».

Ежегодное посещение г. Самары Царицею Небесной, в лице чудотворной Своей иконы, в настоящем году пало на 15 апреля.
Жители г. Самары всегда с нетерпением ждут, когда Небесная Гостья осчастливит Самару Своим благодатным посещением, поэтому неудивительно, что в этот день был необыкновенно высокий подъем религиозного чувства, и толпы богомольцев спешили не только на Петропавловскую площадь, откуда должен был начаться крестный ход во главе с Его Преосвященством, но и далеко за город, в дачную Сергиевскую церковь, куда Св. икона прибыла к 9-ти часам утра, - времени совершения Божественной литургии.
К 2 часам дня обширная Петропавловская площадь вся была заполнена народом... Величественный трезвон колоколов на колокольнях всех церквей, провожавших свои заветные святыни навстречу дорогой Небесной Гостье, возбуждая верующих, заставлял усиленно биться их горящие любовию сердца и спешить, чтобы не потерять тех счастливых минут, когда при виде подъятой на рамена и высоко над толпой движущейся, как бы по воздуху, св. иконы, при блеске солнечных лучей, освещающих Божественный Лик Богоматери, - рука каждого невольно поднимается для совершения крестного знамения, а уста произносят дорогие слова: «Владычица Наша! Пресвятая Богородица... Спаси и заступи, Матерь Божия, помоги и помилуй!..» Минуты великие, святые, незабываемые!..
К 3 часам дня к месту встречи прибыл Его Преосвященство, Преосвященнейший Симеон, Епископ Самарский и Ставропольский, впервые встречающий эту чтимую святыню, и Его Превосходительство г. Самарский Губернатор Н.В. Протасьев.
Необыкновенно чудную картину представляла из себя Петропавловская площадь! Крестными ходами из всех церквей принесены были местные святыни, которые двумя стенами ограждали путь Царицы Небесной... Впереди многочисленные хоругви показывали и свидетельствовали пред всеми, что народ, высоко держащий знамя своей веры, представляет из себя великую несокрушимую силу, которая, хотя, по-видимому, и уступала иногда натискам внешних врагов, но в глубине своей хранила ту мощь, которая, разгораясь из искры в великое пламя, всегда и во дни монгольского ига, и во времена смут междуцарствия, в тяжелый период Отечественной войны и во дни других бедствий спасала и сохраняла от увядания великое, историческое древо Российского государства.
Медленно движется великий крестный ход со святою иконой по улицам г. Самары во главе с Его Преосвященством, сопровождающим святыню. На каждом перекрестке крестный ход останавливается; ключарь подает Владыке св. икону и Владыка осеняет ею все четыре улицы при пении: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»
Два хора - архиерейский и хор Раковского монастыря попеременно воспевают похвалы Пресвятой Богородице, а акафист пропевается весь насельницами обители, сопровождающими св. икону.
При такой возвышающей душу обстановке св. икона была перенесена в Кафедральный собор.
Здесь было продолжено начатое торжество служением всенощного бдения.
За всенощным бдением пел полный хор купца В.М. Сурошникова... Многочисленный сонм сослужащего духовенства, прочувствованное чтение Владыкою акафиста Божией Матери, полное освещение собора - все показывало, что праздновался не обычный праздник, а что это было полное торжество души, ищущей и находящей в Боге совершенный покой от тревог жизни, а в заступничестве и молитвах Царицы Небесной - надежду на помощь в искании истины и утешение в печалях.
Бдение, начавшееся в 6 часов вечера, окончилось в одиннадцатом часу ночи.
На следующий день Литургию совершал в соборе Владыка и пел уже другой хор - А.А. Субботина, отличающийся мощностью исполнения.
Собор был переполнен молящимися. В обычное время Его Преосвященство произнес пространное и прочувствованное слово в похвалу Божией Матери, на слова тропаря: «Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу».
Мореплаватель, застигнутый в море бурею, спешит направить свой корабль в тихую пристань, чтобы там чувствовать себя безопасным... Человек, пловец житейского моря, должен ис-кать тоже тихую пристань от бурь жизненных: зависти, злобы и др. козней диавольских, которые, как волны морские, разбивают наш жизненный корабль... Тихая пристань - это Пресвятая Матерь Божия, Которая и по естеству и по благодати ближе всех святых, ближе ангелов небесных стоит к Сыну Своему, Господу Иисусу Христу и любовию Своею покрывает весь род христианский...
Далее Владыка говорил о том, что делать, чтобы приобести Ее любовь... «Возможно ли, - закончил Владыка свое слово, - чтобы Матерь Божия отвергла нас, когда мы станем Ее просить? Нет. Скорее мать забудет свое дитя, чем Матерь Божия забудет нас!»
Так окончилось торжество встречи св. чудотворной иконы Божией Матери!
В этот день св. икону, после литургии в соборе, перенесли в Крестовую церковь, затем в церковь 1-й гимназии, в духовную семинарно, во 2-ю женскую гимназию, в духовное училище, в епархиальное женское училище (филиальное отделение), в общежитие семинарии, в земскую школу сельских учительниц, в Алексеевский приют, а на другой день - во 2-ю мужскую гимназию и в женский монастырь. В течение двух месяцев икона будет обносима по домам для совершения молитвословий.

Подпись: П. Д.


*

Проводы Его Преосвященством Св. Чудотворной иконы «Взыскание погибших»
24 июня были совершены проводы Св. иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших».

Кто из людей не испытывал бед и напастей? Кто мог прожить без горя и несчастий? Кажется, что большая часть жизни человеческой представляет из себя длинный ряд скорбей, забот, горестных дум?!. Да иначе и быть не может. «Слава не стоит, богатство мимо течет, лепота и здравие увядают, друзи и знаемии смертию отъемлются» (Слова акафиста Божией Матери). И что было бы, если бы соответственно лечебницам телесным, не было бы врачебниц духовных? — Вечная тоска, уныние, смерть... От тоски душевной нет лекарств в аптеках...
И ищет мятущийся дух успокоения в молитве, припадает к подножиям св. икон, изливает свою тоску, свою скорбь пред святыней! Знает человек, что не отринута будет его слезная молитва, услышан будет вопль его сердца; и исчезнет горе, унесутся тучи, воссияет в душе солнце правды и прекрасным покажется этот Божий мир, и добрыми покажутся окружающие люди, и сам он воспрянет душой и скажет: «Жив Господь, жива душа моя! Я не забыт Господом; солнце одинаково освещает и мою убогую хижину, как и чертоги богача; светлые лучи его, отражаясь, согревают меня не менее, чем его, а может быть, и более... Нет! Я не бессилен! Со мною Тот, Кто сказал: Без Мене не можете творити ничесо же! Со мною Тот, Кто призывает труждающихся и обремененных, чтобы успокоить их! Около меня Заступница усердная, являющая свою Благодатную помощь чрез свои чудотворные иконы!..»
И притекают люди к тихому сему и доброму пристанищу! Спешили и Самарцы к своей дорогой святыне, чтобы проститься с нею, чтобы помолиться пред Св. иконою в последний раз в текущем лете ввиду Ее отбытия из г. Самары...
Стройно раздается в соре пение священных песнопений в похвалу Богородице! Собор переполнен молящимися... Среди многочисленного сонма сослужащих - ясно, отчетливо, проникновенно до далеких глубин души, слышатся произносимые слова Акафиста Божией Матери... «Радуйся, мир от бед спасающая! Радуйся, страданиям Сына Своего спострадавшая!..»
Вот где истинная радость человеческая; радость после спасения от бед, радость среди самых страданий за правду... Кончилось четырехчасовое служение бдения...
Литургия привлекает еще более народу. Не простое же любопытство соединяет такое множество людей в одну общую семью? Нет. Этому причина — потребность верующей, любящей души, потребность излить свои чувства вместе, в общей молитве воздохнуть, помолиться, поплакать!
Побыла Царица Небесная почти в каждом доме, оставила невидимый след своего благодатного присутствия, вдохнула живительную силу в беспомощных, отерла не одну слезу у плачущих; дала надежду больным, неимущим, скорбящим… И теперь уходит далее, где Она так нужна.
Владыка говорит прощальное слово... Как один человек, тысячная толпа молящихся внимает каждому его слову, каждому выражению. Поистине, это было благодатное прощание Божией Матери с своими духовными детьми. «Дети мои, - говорил Владыка как бы от лица Божией Матери, - вы знаете, что было со Мною, какие скорби посылап Мне Господь Бог и какие вместе с тем Он посылап  Мне милости. Учитесь у Меня, подражайте Мне. Я возлюбила красоту храма Божия, угождала жизнию Своею Господу, сохранила чистоту жизни... Так ли вы любите храм Божий, так ли проводите жизнь, стараетесь ли сохранить чистоту своей жизни, чистоту жизни детей своих?
Обрученная старцу Иосифу вступила я под его кров; здесь встретила бедность и простоту; но среди этой бедности я обрела мир и тишину, несмотря на то, что жители г. Назарета далеко не отличались простотою и чистотою нравов... Умеете ли вы, дети мои, находить спокойствие в честном труде? Не гоняться за забавами, за роскошью в богатстве?.. Умеете ли вы сохранить себя чистыми среди людей, не отличающихся благонравием? Помните и наблюдайте, учитесь и назидайтесь, — что святая семейная жизнь может низводить милость Божию.
Но среди милостей, от Господа посылались и скорби. Исполнилось пророчество праведного Симеона — «оружие пройдет душу твою...»
Сколько тайных молитв возносила я к Господу, когда видела, что Иосиф смутился, видя меня непраздною; нужно было свыше ангельское внушение, чтобы рассеялись его мысли... Улеглась эта буря, как явилась другая. Ирод искал убить отроча... Сколько новых тревог, страданий испытано было и во время бегства и во время пребывания во Египте, и потом после водворения в Назарете, когда нужно было оберегать «отроча» среди жителей Назарета, испорченных нравами!.. Сколько предстояло забот в воспитании Сына, чтобы отроча росло и крепло духом.
Сколько еще душевных страданий испытывало сердце, когда Великому Отроку исполнилось 12 лет, и когда пришлось так долго искать Его в Иерусалиме?!
Но вот наступает время общественного Его служения... Всем известна злоба врагов Его, преследовавшая Его... Сколько слез, сколько терзаний душевных испытала я, когда видела Его повешенным посреди двоих разбойников?! Вот здесь поистине, «оружие прошло душу»... Таковы, дети мои, радости земные. Они скоро проходящи. Как быстро они наступают, так же быстро и исчезают. Не ропщите же среди скорбей. Помните, что я страдала не меньше вас. Всякая ваша скорбь, всякое ваше горе - дороги мне... Прийдите ко Мне, укрепитесь верою, совершайте земной путь ваш с терпением...»
Что мы, возлюбленные, скажем на этот призыв Царицы Небесной, на ее любовь к нам? Прийдем к Ней, и из глубиьы души скажем: «О! Владычице Mира! Не отрини нас от лица Твоего! Буди помощница всем, притекающим к Тебе с верою»...
Эта проповедь, напоминающая молитву Св. Симеона Богоприимца, произнесенная с глубоким чувством старцем-святителем, сообщилась душам верующих и... слезы, обильные, искренние слезы потекли из очей тех, кто всегда привык обращаться к Заступнице усердной и получать просимое в молитве, и кому, поэтому, столь жаль было расставаться с Ее чудотворною иконою.
По окончании литургии, из Кафедрального собора совершен был крестный ход во главе с Владыкой к Волге, куда и была перенесена св. икона для дальнейшего следования на пароходе в с. Екатериновку... Крестный ход сопровождала многотысячная толпа народа... В последний раз Владыка осенил св. иконою Богоспасаемый град Самару по прибытии к месту отправления иконы, и Дорогая Гостья Небесная оставила Самару в 4 ч. дня.
«О! Как немного в жизни человека истинно-торжественных минут, -  припоминалось нам в этот раз исповедь одной почетной, религиозной, соборной старицы-прихожанки, светски высокообразованной и духовно глубоко-религиозной. - О! Как нужно дорожить каждым архиерейским богослужением, каждым крестным ходом, каждым событием, благочестиво изменяющим однообразие нашей жизни». Да. Прибавим мы. Ярким пламенем горит душа в такие дни народных религиозных торжеств... Поддерживая их, церковь оберегает великую народную силу от расхищения, — силу, которая и прежде спасала, и впредь будет спасать русский народ от всяких несчастий, великих падений и бед... Русский народ любит свои русские святыни, любит тихою любовию, благоговейно поклоняется им, лобызает их, - но тот же русский народ страшен бывает, когда кто-либо дерзнет оскорбить ее, - тогда он поднимается, как один человек, и нет той силы, которая могла бы противустоять силе народной, защищающей свои заветные святыни от поругания и оскорбления! О! Как было бы отрадно, утешительно, если бы такая ревность не исчезала из народного сердца, не ослаблялась бы разными вредными влияниями, которых за последнее время, увы, - появилось так много!

Подпись: П.Д.